Рабочая программа "Русский язык" 3 класс УМК "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 3 класс УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass.doc | 474.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014), на основании Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1–4 кл., авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной и методическими рекомендациями ОС «Школа 2100».
Цели изучения учебного предмета
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык», а именно:
- формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции учащихся (социокультурная цель).
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
1) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
2) дальнейшее овладение родным языком;
3) овладение орфографией и пунктуацией;
4) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
5) развитие чувства языка.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Раздел «Слово»
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма – обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
Дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии».
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Количество часов в учебном году – 170ч.
Количество часов в неделю – 5ч.
№ | Тема, раздел | Кол-во часов в программе по предмету | Кол-во часов в рабочей программе по предмету | В том числе | |
контрольные работы | практическая часть предмета (внеаудиторные часы) | ||||
Вводный урок | 1ч. | 1ч. | |||
Повторение | 11 | 11 | Проверочное списывание, контрольный диктант №1 | ||
Слово | 115 | 115 | |||
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. | 4 | 4 | Словарный диктант | ||
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 4 | 4 | Проверочная работа №1 | ||
Удвоенные буквы согласных в корне слова | 6 | 6 | Проверочная работа №2 | ||
Непроизносимые согласные в корне слова | 8 | 8 | Проверочная работа №3 Контрольный диктант №2 | ||
Безударные гласные в корне слова | 8 | 8 | Проверочная работа №4 Контрольный диктант №3 | ||
Сложные слова и их правописание | 7 | 7 | Проверочная работа №5 | ||
Часть слова. Приставка. | 1 | 1 | |||
Безударные гласные в приставках | 3 | 3 | Словарный диктант | ||
Удвоенная согласная на стыке приставки и корня. | 2 | 2 | |||
Разделительные твердый и мягкий знаки | 6 | 6 | Проверочная работа №6 Контрольный диктант №4 | ||
Части слова. Окончание и основа | 2 | 2 | |||
Основа слова и окончание | 2 | 2 | Словарный диктант | ||
Части слова. Суффикс. | 2 | 2 | |||
Разбор слова по составу. | 4 | 4 | Контрольное списывание. Проверочная работа №7 | ||
Части речи в русском языке | 1 | 1 | |||
Имя существительное как часть речи | 3 | 3 | |||
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 3 | 3 | |||
Род имён существительных | 3 | 3 | Словарный диктант | ||
Число имён существительных | 4 | 4 | |||
Словообразование имён существительных | 8 | 8 | Обучающее изложение «Мурлыка» Проверочная работа №8 | ||
Местоимение как часть речи | 6 | 6 | Проверочная работа №9 | ||
Имя прилагательное как часть речи | 4 | 4 | Словарный диктант | ||
Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | 4 | 4 | |||
Разбор имён прилагательных по составу | 5 | 5 | Проверочная работа №10 Контрольный диктант №5 | ||
Глагол как часть речи | 4 | 4 | |||
Правописание частицы не с глаголами | 2 | 2 | |||
Неопределённая форма глагола | 7 | 7 | Контрольное изложение Контрольный диктант №6 | ||
Наречие как часть речи | 2 | 2 | Проверочная работа №11 | ||
Предложение. | 25 | 25 | |||
Виды предложений по цели высказывания и интонации | 3 | 3 | |||
Главные и второстепенные члены предложения | 6 | 6 | |||
Предложения с однородными членами. | 8 | 8 | |||
Простые и сложные предложения | 8 | 8 | Проверочная работа №12 | ||
Повторение. | 18 | 18 | Контрольное списывание. Контрольная работа. Контрольный диктант № 7 | ||
ИТОГО: | 170 | 170 |
Результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
- производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Содержание учебного предмета
Слово.
1. Совершенствование умений звукобуквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ раз- делительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-,-еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над слова- ми, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и груп- пировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-,-чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст.
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение.
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Русский язык. Учебник. 3 класс / Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: Баласс, 2012.
- Орфографическая тетрадь по русскому языку, 3 класс. / Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. – М.: Баласс, 2012.
- Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса. / Комиссарова Л.Ю. – М.: Баласс, 2012.
- Тетрадь по чистописанию для 3 класса. / Яковлева М.А. – М.: Баласс, 2012.
- Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2-х вариантах. – М.: Баласс, 2012.
- Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс / Исаева Н.А. – М.: Баласс, 2012.
- Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. / Фельдштейн Д.И. – М.: Баласс, 2012.
- Школа 2100. Рабочие программы по всем предметам / Кузнецова И.В., Самойлова Е.А. – М.: Баласс, 2012.
- Русский язык. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. / Бунеева Е.В., Яковлева М.А. – М.: Баласс, 2012.
- Комплект наглядных пособий. 3-й класс. Русский язык. В 3-х ч. / Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Яковлева М.А. – М.: Баласс, 2005.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Русский язык, 3а класс
2017 – 2018 уч. год
№ | Сроки изучения учебного матери ала | Разделы, тема. | Кол-во час | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий), направленные на достижение результата | Контроль | Практическая часть предмета (внеаудиторные часы) | |||
I четверть (41 час) | |||||||||
01.09 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» | 1 | Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление). | ||||||
1. Повторение. 11 ч. | |||||||||
04.09 | Что мы знаем о тексте. | 1 ч | Объяснять понятие «слово» и его лексическое значение Обогащать словарный запас словами по изучаемым темам Усваивать данные лексические единицы в соответствии с изучаемыми темами. Объяснять значение слова и способы изменения формы слова. Моделировать предложения (в том числе в ходе игр). Уметь членить устную речь на предложения, а также устанавливать смысловые отношения слов в словосочетаниях. Различать слово, словосочетание, предложение Сравнивать собственные предложения с заданной моделью. Находить в словах изученные орфограммы. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. | ||||||
05.09 | Что мы знаем о тексте. | 1 ч | |||||||
06.09 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте. Р\речи. Подробное изложение текста | 1 ч | |||||||
07.09 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами. | 1 ч | |||||||
08.09 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение. | 1 ч | |||||||
11.09 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение | 1 ч | |||||||
12.09 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. | 1 ч | |||||||
13.09 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание. | 1 ч | Пр. с. | ||||||
14.09 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита. | 1 ч | |||||||
15.09 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы. | 1ч. | |||||||
18.09 | Контрольный диктант № 1.Повторение | 1 ч | К. д. № 1 | ||||||
СЛОВО 115 ч | |||||||||
2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. 4 ч | |||||||||
19.09 | Развитие речи. Подробное изложение текста | 1 ч | Находить корень в группе однокоренных слов. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов. Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. | ||||||
20.09 | Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». | 1 ч | |||||||
21.09 | Понятие о чередовании согласных звуков в корне. Словарный диктант | 1 ч | Сл.д. | ||||||
22.09 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. | 1 ч | |||||||
3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. 4 ч | |||||||||
25.09 | Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (на конце и в середине слова). | 1 ч | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами. Устанавливать несоответствие произношения и написания. Обогащать словарный запас новыми словами и речевыми конструкциями. Участвовать в учебном диалоге | ||||||
26.09 | Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. | 1 ч | |||||||
27.09 | Развитие умений видеть изученную орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. | 1 ч | |||||||
28.09 | Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове». | 1 ч | Пр. р. № 1 | ||||||
4. Удвоенные буквы согласных в корне слова. 6 ч | |||||||||
29.09 | Понятие об удвоенных согласных буквах. | 1 ч | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами. Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. Находить и исправлять орфографические ошибки. | ||||||
02.10 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. | 1 ч | |||||||
03.10 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. | 1 ч | |||||||
04.10 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. | 1 ч | |||||||
05.10 | Р/р Изложение текста-повествования | 1 ч | |||||||
06.10 | Повторение. Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова». | 1 ч | Пр. р. № 2 | ||||||
5. Буквы непроизносимых согласных в корне слова. 8 ч | |||||||||
09.10 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 ч | Участвовать в учебном диалоге Воспринимать правильно русскую речь Участвовать в учебном диалоге Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами. Находить и исправлять орфографические ошибки. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами | ||||||
10.10 | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. | 1 ч | |||||||
11.10 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р. Сочинение по серии картин | 1 ч | |||||||
12.10 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. | 1 ч | |||||||
13.10 | Формулирование обобщенного правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 ч | |||||||
16.10 | Повторение. Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». | 1 ч | Пр. р. № 3 | ||||||
17.10 | Правописания проверяемых букв согласных в корне слова. | 1 ч | |||||||
18.10 | Контрольный диктант № 2 | 1 ч | К. д. № 2 | ||||||
6. Безударные гласные в корне слова. 8 ч | |||||||||
19.10 | Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. | 1 ч | Участвовать в учебном диалоге Воспринимать правильно русскую речь Участвовать в учебном диалоге Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами. Находить и исправлять орфографические ошибки. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. | ||||||
20.10 | Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные. | 1 ч | |||||||
23.10 | Упражнения в написании слов с буквами безударных гласными в корне. Словарный диктант. | 1 ч | Сл. д. | ||||||
24.10 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне Р/р. Продолжение текста-повествования | 1 ч | |||||||
25.10 | Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова». | 1 ч | Пр. р. № 4 | ||||||
26.10 | Контрольный диктант № 3. | 1 ч | К. д. № 3 | ||||||
27.10 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | 1 ч | |||||||
II четверть (39 часов) 7. Сложные слова и их правописание. 7 ч | |||||||||
07.11 | Р/р. Сочинение о любимой игрушке | 1 ч | Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е) Осознавать лексическое значение сложного слова. Использовать в речи и правильно писать сложные слова. | ||||||
08.11 | Знакомство с понятием «сложные слова». | 1ч | |||||||
09.11 | Соединительные гласные о, е в сложных словах. | 1 ч | |||||||
10.11 | Образование сложных слов. | 1 ч | |||||||
13.11 | Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. | 1 ч | |||||||
14.11 | Употребление в речи и правописание сложных слов. | 1 ч | |||||||
15.11 | Р/р. Свободный диктант. | 1 ч | |||||||
16.11 | Проверочная работа № 5 по теме «Сложные слова». | 1 ч | Пр. р. № 5 | ||||||
8. Части слова. Приставка. 1 ч | |||||||||
17.11 | Приставка, ее роль в слове (повторение). Различие приставки и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки. | 1 ч | Находить в словах корень, приставку, суффиксы. Различать омонимичные приставки и предлоги. | ||||||
9. Безударные гласные в приставках. 3 ч | |||||||||
20.11 | Правописание безударных гласных в приставках. | 1 ч | Мотивировать слитное - раздельное написание. Различать приставки по- и па-, про- и пра-. | ||||||
21.11 | Правописание безударных гласных в приставках. | 1 ч | |||||||
22.11 | Приставки про- и пра-; по- и па-, их правописание. | 1 ч | |||||||
10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. 2 ч | |||||||||
23.11 | Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня. | 1 ч | Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня. | ||||||
24.11 | Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки, корня. | 1 ч | |||||||
11. Разделительные твердый и мягкий знаки. 6 ч | |||||||||
27.11 | Звук [й,] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь знаков. | 1 ч | Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова. Находить в словах корень, приставку, суффиксы. | ||||||
28.11 | Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками. | 1 ч | |||||||
29.11 | Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь знаки». | 1 ч | Пр. р. № 6 | ||||||
30.11 | Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь знаками. Р/р Свободный диктант. | 1 ч | |||||||
01.12 | Контрольный диктант № 4. | 1 ч | К. д. № 4 | ||||||
04.12 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | 1 ч | |||||||
12.Части слова. Окончание и основа. 2 ч | |||||||||
05.12 | Понятие об окончании и основе слова. | 1ч | Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Находить в словах корень, приставку, суффиксы. | ||||||
06.12 | Развитие умения находить в слове окончание. | 1ч | |||||||
13. Основа слова и окончание. 2 ч | |||||||||
07.12 | Как найти в слове основу. | 1 ч | Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. | ||||||
08.12 | Развитие умения находить в слове окончание и основу. | 1 ч | |||||||
14. Части слова. Суффикс. 2 ч | |||||||||
11.12 | Суффикс и его роль в слове. | 1 ч | Находить в словах корень, приставку, суффиксы. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. | ||||||
12.12 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова. | 1 ч | |||||||
15. Разбор слова по составу. 4 ч | |||||||||
13.12 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу. | 1 ч | Находить в словах корень, приставку, суффиксы. Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. | ||||||
14.12 | Контрольное списывание. | 1 ч | К. сп. | ||||||
15.12 | Упражнение в разборе слов по составу. | 1 ч | |||||||
18.12 | Повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Части слова». | 1 ч | Пр. р. № 7 | ||||||
16. Части речи в русском языке. 1 ч | |||||||||
19.12 | Части речи в русском языке. | 1 ч | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Наблюдать за использованием имён существительных в речи | ||||||
17. Имя существительное как часть речи. 3 ч | |||||||||
20.12 | Определение имени существительного. | 1 ч | |||||||
21.12 | Роль имени существительного в речи. Р/р. Творческая работа: составление текста. | 1 ч | |||||||
22.12 | Контрольный диктант за 2 четверть. | 1 ч | К. д. за 2 четверть | ||||||
18. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 3 ч | |||||||||
25.12 | Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных. | 1 ч | Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи | ||||||
26.12 | Имена существительные в речи. | 1 ч | |||||||
27.12 | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных. Контрольный словарный диктант. | 1 ч | К. сл. д. | ||||||
19. Род имен существительных. 3 ч | |||||||||
28.12 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | 1 ч | Определять начальную форму имени существительного. Определять грамматические признаки имён существительных. | ||||||
29.12 | Род – постоянный признак имени существительного. | 1 ч | |||||||
III четверть (50 часов) | |||||||||
81 | 10.01 | Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода | 1ч | ||||||
20. Число имен существительных. 4 ч | |||||||||
82. | 11.01 | Изменение имен существительных по числам. | 1ч | ||||||
83. | 12.01 | Образование множественного числа имен существительных. | 1 ч | ||||||
84. | 15.01 | Окончание имен существительных в единственном и во множественном числе. | 1 ч | ||||||
85. | 16.01 | Разбор имени существительного как части речи. | 1 ч | ||||||
21. Словообразование имен существительных. 8 ч | |||||||||
86. | 17.01 | Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. | 1 ч | Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»). Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее подробное изложение текста). Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами. Наблюдать за использованием имён существительных в речи Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки. Выполнять морфологический разбор. Разбирать имена существительные по составу. | |||||
87. | 18.01 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке. |
| ||||||
88. | 19.01 | Образование имен существительных от основ существительных и глаголов. |
| ||||||
89. | 22.01 | Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами. |
| ||||||
90. | 23.01 | Разбор имен существительных по составу. |
| ||||||
91. | 24.01 | Р/ р. Обучающее изложение «Мурлыка». |
| ||||||
92. | 25.01 | Употребление имен существительных в речи. |
| ||||||
93. | 26.01 | Повторение. Проверочная работа № 8 «Имена существительные как часть речи». | 1 ч | Пр. р. № 8 | |||||
22. Местоимение как часть речи. 6 ч | |||||||||
94. | 29.01 | Понятие о местоимении. Личные местоимения. | 1 ч | Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами суще- ствительными и наоборот (элементы редактиро- вания). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием место- имений (сочинение «О себе»). | |||||
95.. | 30.01 | Местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. |
| ||||||
96. | 31.01 | Разбор местоимений как части речи. |
| ||||||
97. | 01.02 | Роль личных местоимений в речи. Р/р. Обучающее сочинение «О себе». |
| ||||||
98. | 02.02. | Закрепление знаний о местоимении. Свободный диктант «Паучок». |
| ||||||
99. | 05.02 | Повторение. Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи». | 1 ч | Пр. р. № 9 | |||||
23. Имя прилагательное как часть речи. 4 ч | |||||||||
100. | 06.02 | Определение имени прилагательного. | 1 ч | Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. (П) Различать текст-повествование и текст-описание. (П) | |||||
101. | 07.02 | Роль имени прилагательного в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными. |
| ||||||
102. | 08.02 | Роль имен прилагательных в речи. |
| ||||||
103 | 09.02 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 ч | ||||||
24. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. 4 ч | |||||||||
104 | 12.02 | Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. | 1 ч | Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). Продуцировать текст-описание по опорным словам. Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П) Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. | |||||
105 | 13.02 | Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. |
| ||||||
106 | 14.02 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами. |
| ||||||
107 | 15.02 | Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. | 1 ч | ||||||
25. Разбор имен прилагательных по составу. 5 ч | |||||||||
108 | 16.02 | Словообразование имен прилагательных. Р/р. Сочинение по опорным сочетаниям слов. | 1 ч | Разбирать по составу имена прилагательные. Называть признаки имён прилагательных (морфологический разбор) | |||||
109 | 19.02 | Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи». | 1 ч | Пр. р. № 10 | |||||
110 | 20.02 | Разбор имен прилагательных по составу. |
| ||||||
111 | 21.02 | Контрольный диктант № 5. | 1 ч | К. д. № 5 | |||||
112 | 22.02 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | 1 ч | ||||||
26. Глагол как часть речи. 4 ч | |||||||||
113 | 26.02 | Определение глагола как части речи. | 1 ч | Наблюдать за ролью глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П) Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола. | |||||
114 | 27.02 | Изменение глаголов по временам. |
| ||||||
115 | 28.02 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. |
| ||||||
116 | 01.03 | Изменение глаголов по числам. | 1 ч | ||||||
27. Правописание частицы не с глаголами. 2 ч | |||||||||
117 | 02.03 | Употребление частицы не с глаголами. | 1 ч | Наблюдать за ролью глаголов в речи. Правильно писать частицу не с глаголами. | |||||
118 | 05.03 | Развитие умения писать частицу не с глаголами. | 1 ч | ||||||
28. Неопределенная форма глагола. 7 ч | |||||||||
119 | 06.03 | Понятие о неопределенной форме глагола. | 1 ч | Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи. | |||||
120 | 07.03 | Неопределенная форма глагола. | 1 ч | К. изл. | |||||
121 | 12.03 | Правописание ь в глаголах неопределенной формы. |
| ||||||
122 | 13.03 | Образование форм времени от неопределенной формы глагола. | 1 ч | К. д. за 3 четверть | |||||
123 | 14.03 | Разбор глагола как части речи. |
| ||||||
124 | 15.03 | Контрольный диктант за 3 четверть (№6). | 1 ч | Сл.д. | |||||
125 | 16.03 | Повторение Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правило правописания частицы не с глаголами». | 1 ч | Пр. р. № 11 | |||||
29. Наречие как части речи. 2 ч | |||||||||
126 | 19.03 | Знакомство с наречием. Контрольный словарный диктант |
| ||||||
127 | 20.03 | Понятие о наречии как части речи. | 1 ч | ||||||
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 25 ч 30. Виды предложений по цели высказывания и интонации 3ч | |||||||||
128 | 21.03 | Виды предложений по цели высказывания и интонации. | 1 ч | Различать виды предложений по цели высказывания. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные. Накапливать опыт постановки логического ударения. Различать слово, словосочетание и предложение. | |||||
129 | 22.03 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. |
| ||||||
130 | 23.03 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 ч | ||||||
IV четверть (41 час) | |||||||||
31. Главные и второстепенные члены предложения. 6 ч | |||||||||
131 | 02.04 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | 1 ч | Находить в предложении грамматическую основу и обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании. | |||||
132 | 03.04 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. |
| ||||||
133 | 04.04 | Понятие о второстепенных членах предложения. |
| ||||||
134 | 05.04 | Составление схем предложений и предложений по схемам. |
| ||||||
135 | 06.04 | Предложения распространенные и нераспространенные. |
| ||||||
136 | 09.04 | Разбор предложений. | 1 ч | ||||||
32. Предложения с однородными членами. 8 ч | |||||||||
137 | 10.04 | Однородные подлежащие и сказуемые. | 1 ч | Разделять непунктированный текст на предложения. Совместно обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл. Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами. | |||||
138 | 11.04 | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении. |
| ||||||
139 | 12.04 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. |
| ||||||
140 | 13.04 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. |
| ||||||
141 | 16.04 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. |
| ||||||
142 | 17.04 | Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум). |
| ||||||
143 | 18.04 | Повторение изученного. Свободный диктант. |
| ||||||
144 | 19.04 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | 1 ч | ||||||
33. Простые и сложные предложения. 8 ч | |||||||||
145 | 20.04 | Понятие о простом и сложном предложении. | 1 ч | Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы). (П) Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П) Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). (П) Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. (П) | |||||
146 | 23.04 | Запятая в сложном предложении без союза. Схема сложного предложения. |
| ||||||
147 | 24.04 | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. |
| ||||||
148 | 25.04 | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. |
| ||||||
149 | 26.04 | Развитие речи. Свободный диктант. |
| ||||||
150 | 27.04 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. |
| ||||||
151 | 28.04 | Разбор простого и сложного предложения. |
| ||||||
152 | 03.05 | Повторение. Проверочная работа № 12 по теме «Предложение». | 1 ч | Пр. р. № 12 | |||||
34. Повторение. 18 ч | |||||||||
153 | 04.05 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. | 1 ч | Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем и таблиц. Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу. | |||||
154 | 07.05 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. |
| ||||||
155 | 08.05 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. |
| ||||||
156 | 10.05 | Контрольное списывание. Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи |
| ||||||
157 | 11.05 | «Пишу правильно». Работа над ошибками. | 1 ч | К. сп. | |||||
158 | 14.05 | Повторение изученных орфограмм и состава слова |
| ||||||
159 | 15.05 | Повторение изученных орфограмм и состава слова. |
| ||||||
160 | 16.05 | Повторение орфограмм и их графическое обозначение. Словарный диктант. | 1 ч | Сл. д. | |||||
161 | 17.05 | Повторение орфограмм и их графическое обозначение. |
| ||||||
162 | 18.05 | Контрольный диктант за год. | 1 ч | к. д. за год | |||||
163 | 21.05 | Работа над ошибками. |
| ||||||
164 | 22.05 | Комплексная тестовая работа. | 1 ч | Комплексная тестовая работа | |||||
165 | 23.05 | Работа над ошибками. |
| ||||||
166 | 24.05 | Повторение изученных орфограмм и состава слова. |
| ||||||
167 | 25.05 | Повторение изученных орфограмм и состава слова. |
| ||||||
168 | 28.05 | Повторение изученных орфограмм и состава слова. | 1 ч | ||||||
169 | 29.05 | Повторение изученного в 3 классе. |
| ||||||
170 | 30.05 | Повторение изученного в 3 классе. | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс Школа 2100
УМК Школа 2100 рабочие программы...
Рабочая программа 1 класс школа 2100 ФГОС
Рабочая программа вместе с тематическим планированием по основным предметам...
Рабочая программа 2 класс школа 2100 ФГОС
Рабочая программа вместе с календарно-тематическим планированием по основным предметам для 2 класса с учётом ФГОС....
Рабочие программы 1 класс "Школа 2100"
Рабочие программы составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы стандартов второго поколени...
Рабочие программы 4 класс "Школа 2100"
Рабочие программы "Школа 2100" 4 класс...
рабочие программы 4 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 4 класс....
рабочие программы 4 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 4 класс....