Рабочая программа "Русский язык" 3 класс УМК "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Купчак Наталья Геннадьевна

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 3 класс УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3_klass.doc474.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014),  на основании Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Программа  обеспечена учебно-методическим комплектом для 1–4 кл., авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной и методическими рекомендациями  ОС  «Школа 2100».

Цели изучения учебного предмета

Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык», а именно:

  • формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников (познавательная цель);
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся (социокультурная цель).

Общая характеристика учебного предмета

        В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

1) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

2) дальнейшее овладение родным языком;

3) овладение орфографией и пунктуацией;

4) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

5) развитие чувства языка.

Разделы «Предложение» и «Текст»

В 3-м  классе  расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и  побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями,  с их  использованием  в  разных  речевых ситуациях;  с  логическим ударением и  его  ролью  в речи; учатся выделять из  предложений словосочетания, т.е.  практически осваивают понятие о связи слов в  предложении.  Вводится понятие о  главных и  второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети  учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль  в речи.

Дети  знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что  однородными могут  быть  как главные члены предложения, так  и второстепенные, что  связываются   между  собой  однородные члены  с  помощью интонации, а также с помощью союзов  (и, а, но) или  без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными  членами.  

В течение всего  учебного года  продолжается развитие читательских умений детей  на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при  чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие  абзаца как смысловой части текста.

Раздел «Слово»

В 3-м классе  продолжается развитие умений писать слова  с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова  с ь и  ъ. Изучается правописание  слов  с удвоенной буквой согласного в корне типа  ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова  с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на  материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или  в словах  с приставками), а также с проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа  рассказ, рассвет. Дети  учатся пользоваться двумя способами проверки:  подбором однокоренных  слов   и  изменением  формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая  орфограмма –  обозначение  буквой  на  письме непроизносимого  согласного звука  в  корне  слова.  Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

Дети  знакомятся с окончанием и его  функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на  этом  материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов  с чередованием согласных в  корне типа   дорога  – дорожка  – дорожный; подбор  однокоренных слов).  Эта работа связана с развитием орфографических умений.

Кроме того,  дети  знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в  разборе по  составу доступных слов, знакомятся  со сложными словами.

В 3-м  и 4-м  классах части речи  становятся главным предметом изучения, т.к. для  этого  есть  необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт  в  результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли  в предложении.  Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих  частей речи.

При изучении частей речи  особое внимание уделяется наблюдению  за  их ролью  в  предложении, тексте, за  особенностями употребления существительных,  прилагательных,  глаголов и  личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям  в  подборе   синонимов  и  антонимов,  тематических  групп слов.

В  курсе русского языка  дети  получают первоначальное  представление  о  системе языка,  т.к.  знакомятся на   элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов  «Слово»,   «Предложение»  и  «Текст»   в  курс русского        языка входят разделы «Развитие        речи»         и «Совершенствование  навыков  каллиграфии».  

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и  качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей  в ходе наблюдения за лексическим  значением  слов,  подбора групп  однокоренных  слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе  работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;  над   правильностью  употребления  форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной   речи,  устной  учебно-научной речи;  навыками  и  умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Количество часов в учебном году – 170ч.

Количество часов в неделю – 5ч.

Тема, раздел

Кол-во часов в программе по предмету

Кол-во часов в рабочей программе по предмету

В том числе

контрольные работы

практическая часть предмета (внеаудиторные часы)

Вводный урок

1ч.

1ч.

Повторение

11

11

Проверочное списывание, контрольный диктант №1

Слово

115

115

Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне.

4

4

Словарный диктант

Правописание проверяемых букв согласных в корне  слова

4

4

Проверочная работа №1

Удвоенные буквы согласных в корне  слова

6

6

Проверочная работа №2

Непроизносимые согласные в корне слова

8

8

Проверочная работа №3 Контрольный диктант №2

Безударные гласные в корне слова

8

8

Проверочная работа №4 Контрольный диктант №3

Сложные слова и их правописание

7

7

Проверочная работа №5

Часть слова. Приставка.

1

1

Безударные гласные в приставках

3

3

Словарный диктант

Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

2

2

 Разделительные твердый и мягкий знаки

6

6

Проверочная работа №6 Контрольный диктант №4

Части слова. Окончание и основа

2

2

Основа слова и окончание

2

2

Словарный диктант

Части слова. Суффикс.

2

2

Разбор слова по составу.

4

4

Контрольное списывание. Проверочная работа №7  

Части речи в русском языке

1

1

Имя существительное как часть речи

3

3

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

3

3

Род имён существительных

3

3

Словарный диктант

Число имён существительных

4

4

Словообразование имён существительных

8

8

Обучающее изложение «Мурлыка» Проверочная работа №8  

Местоимение как часть речи

6

6

Проверочная работа №9  

Имя прилагательное как часть речи

4

4

Словарный диктант

Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

4

4

Разбор имён прилагательных по составу

5

5

Проверочная работа №10  Контрольный диктант №5

Глагол как часть речи

4

4

Правописание частицы не с глаголами

2

2

Неопределённая форма глагола

7

7

Контрольное изложение Контрольный диктант №6

Наречие как часть речи

2

2

Проверочная работа №11  

Предложение.

25

25

 Виды предложений по цели высказывания и интонации

3

3

Главные и второстепенные члены предложения

6

6

Предложения с однородными членами.

8

8

Простые и сложные предложения

8

8

Проверочная работа №12  

Повторение.

18

18

Контрольное списывание.

Контрольная работа.

Контрольный диктант № 7

ИТОГО:

170

170

Результаты освоения учебного предмета

Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

– видеть в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам (без  введения этого  понятия), правильно писать слова  с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв  гласных и согласных в корне; писать слова  с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова  с соединительной буквой о и е; частицу не  с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия  выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

–  правильно  списывать слова, предложения,  текст,  проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова  с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

– находить в слове  окончание и основу, составлять предложения из  слов  в начальной форме  (ставить слова  в нужную форму), образовывать слова  с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

- производить морфологический разбор этих  частей речи  в объёме программы;

– определять вид  предложения по цели высказывания и интонации,  правильно  произносить  предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

–  разбирать предложения  по  членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к  второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять  из   предложения  сочетания  слов,  связанных  между собой;

– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с  однородными членами  (без  союзов,  c  одиночным союзом  и);

– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

–  читать художественные тексты учебника, осмысливая их  до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст  на  части  с  опорой  на  абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество   частей, задавать вопрос   к каждой части, составлять  план, пересказывать по плану);

–  письменно пересказывать  текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к  изучению родного языка, сознательно наблюдать за  своей  речью,  стремиться к  употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов,  к совершенствованию своей речи.

Содержание учебного предмета

Слово.

1.  Совершенствование умений  звукобуквенного  анализа  слов, постановки ударения в словах, различения ударных и  безударных слогов; написания ь для  обозначения мягкости согласных, ь и ъ раз- делительных.

Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег  – снежок).

Развитие умений видеть опасные места  в написанном и звучащем слове, писать слова   с  орфограммами, изученными во  2-м  классе; слова  с ь и ъ разделительными, переносить слова  с ь и ъ.

Написание слов  с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих  слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в  трёхсложных  словах с  двумя безударными гласными  в корне). Правописание слов  со  звонкими и  глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов  проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых  согласных звуков в корне слова», правописание слов  с этой орфограммой. Выведение общего  правила правописания проверяемых  букв   согласных.  Освоение написания  слов   типа   вкусный, чудесный.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года  обучения.

2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове  корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые  слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-,-еват-, -ишк-, -ышк-,  их  значением;  образование слов  с  помощью этих  суффиксов. Развитие умения писать слова  с буквами безударных  гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа  слова  (определение).

3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над слова- ми,  имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над  явлением синонимии, осмысление роли  этого  явления в речи. Самостоятельный  подбор   1–2   синонимов к  данному слову. Наблюдение над  особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на  примере имён  прилагательных).

4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и груп- пировать слова  в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род,  число  имён  существительных.  Образование имён  существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-,-чик-, -тель-, -ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного  и  множественного числа.  Раздельное   написание местоимений с предлогами. Наблюдение за  ролью  местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён  прилагательных по родам  и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных  в  окончаниях имён   прилагательных. Суффиксы имён  прилагательных -н-, -еньк-,   -оват-, -еват-.

Понятие о  глаголе.  Настоящее,  прошедшее и  будущее  время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы         не         с         глаголами.         Неопределённая         форма глагола. Правописание ь после  ч в глаголах неопределённой формы.

Понятие о наречии. Наречие как часть  речи.

Предложение и текст.

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные,  вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные;   особенности интонации;  оформление  этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль  в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения.  Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах  предложения, их  роли  в  речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения.  Однородные члены,  связанные без  помощи союзов  и при  помощи одиночного союза  и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль  этого  знака препинания  в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на  примере конструкции из двух  частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между  двумя  частями  сложного предложения.  Смысловая роль этого  знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два  предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре  предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на  материале текстов учебника.  Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

Повторение.

Развитие речи  –  одно  из  направлений  работы на  всех  уроках русского языка.  Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи  конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи  в ходе  работы с языковым материалом, чтения  текстов и т.д. Развитие связной письменной речи  (написание свободных диктантов,  изложений,  небольших сочинений по  картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление  навыка  начертания  букв, способов соединений. Работа по  совершенствованию почерка,  устранению недочётов графического характера.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Русский язык. Учебник. 3 класс / Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: Баласс, 2012.
  2. Орфографическая тетрадь по русскому языку, 3 класс. / Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А. – М.: Баласс, 2012.
  3. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса. / Комиссарова Л.Ю. – М.: Баласс, 2012.
  4. Тетрадь по чистописанию для 3 класса. / Яковлева М.А. – М.: Баласс, 2012.
  5. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс. В 2-х вариантах. – М.: Баласс, 2012.
  6. Рабочая тетрадь по русскому языку. 3 класс / Исаева Н.А. – М.: Баласс, 2012.
  7. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. / Фельдштейн Д.И. – М.: Баласс, 2012.
  8. Школа 2100. Рабочие программы по всем предметам / Кузнецова И.В., Самойлова Е.А. – М.: Баласс, 2012.
  9. Русский язык. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. / Бунеева Е.В., Яковлева М.А. – М.: Баласс, 2012.
  10. Комплект наглядных пособий. 3-й класс. Русский язык. В 3-х ч. / Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Яковлева М.А. – М.: Баласс, 2005.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Русский язык, 3а класс

2017 – 2018 уч. год

Сроки изучения учебного матери

ала

Разделы, тема.

Кол-во час

Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий),  

направленные на достижение результата

Контроль

Практическая часть предмета (внеаудиторные часы)

I четверть (41 час)

01.09

Вводный урок. Знакомство

 с новым учебником  «Русский язык»

1

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

1. Повторение. 11 ч.

04.09

Что мы знаем о тексте.

1 ч

Объяснять понятие «слово» и его лексическое значение

Обогащать словарный запас словами по изучаемым темам

Усваивать данные лексические единицы в соответствии с изучаемыми темами.

Объяснять значение слова и способы изменения формы слова.

Моделировать предложения (в том числе в ходе игр).

Уметь членить устную речь на предложения, а также устанавливать смысловые отношения слов в словосочетаниях.

Различать слово, словосочетание, предложение

 Сравнивать собственные предложения с заданной моделью.

Находить в словах изученные орфограммы.

Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

05.09

Что мы знаем о тексте.

1 ч

06.09

Что мы знаем о слове, предложении, тексте.

Р\речи. Подробное изложение текста

1 ч

07.09

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами.

1 ч

08.09

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение.

1 ч

11.09

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

1 ч

12.09

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы.

1 ч

13.09

Развитие умения писать заглавную букву в словах.

Проверочное списывание.

1 ч

Пр.  с.

14.09

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита.

1 ч

15.09

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы.

1ч.

18.09

Контрольный диктант № 1.Повторение

1 ч

К.  д. № 1

СЛОВО

115 ч

2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. 4 ч

19.09

Развитие речи. Подробное изложение текста

1 ч

Находить корень в группе однокоренных слов.

Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов.

Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки.

20.09

Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова».

1 ч

21.09

Понятие о чередовании согласных звуков в корне.

Словарный диктант

1 ч

Сл.д.

22.09

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне.  

1 ч

3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. 4 ч

25.09

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (на конце и в середине слова).

1 ч

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами.

Устанавливать несоответствие произношения и написания.

 Обогащать словарный запас новыми словами и речевыми конструкциями.

Участвовать в учебном диалоге

26.09

Правописание проверяемых согласных букв в корне слова.

1 ч

27.09

Развитие умений видеть изученную орфограмму в словах, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму.

1 ч

28.09

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в слове».

1 ч

Пр.  р.

№ 1

4. Удвоенные буквы согласных в корне слова. 6 ч

29.09

Понятие об удвоенных согласных буквах.  

1 ч

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами.

Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова.

Находить и исправлять орфографические ошибки.

02.10

Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне.

1 ч

03.10

Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне.

1 ч

04.10

Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне.

1 ч

05.10

Р/р Изложение текста-повествования

1 ч

06.10

Повторение. Проверочная работа № 2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова».  

1 ч

Пр.  р.  

№ 2

5. Буквы непроизносимых согласных в корне слова. 8 ч

09.10

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

1 ч

Участвовать в учебном диалоге

Воспринимать правильно русскую речь

Участвовать в учебном диалоге

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами.

Находить и исправлять орфографические ошибки.

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами

10.10

Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова.  

1 ч

11.10

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Р/р. Сочинение по серии картин

1 ч

12.10

Слова, в которых  нет непроизносимого согласного звука.

1 ч

13.10

Формулирование обобщенного правила правописания проверяемых  букв согласных в корне слова.

1 ч

16.10

Повторение. Проверочная работа № 3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».

1 ч

Пр.  р.  

№ 3

17.10

Правописания проверяемых букв согласных в корне слова.

1 ч

18.10

Контрольный диктант № 2

1 ч

К.  д. № 2

6. Безударные гласные в корне слова. 8 ч

19.10

Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

1 ч

Участвовать в учебном диалоге

Воспринимать правильно русскую речь

Участвовать в учебном диалоге

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами.

Находить и исправлять орфографические ошибки.

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

Писать свободный диктант после предварительной подготовки.

20.10

Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные.

1 ч

23.10

Упражнения в написании слов с буквами безударных гласными в корне.

Словарный диктант.

1 ч

Сл. д.

24.10

Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне

Р/р. Продолжение текста-повествования

1 ч

25.10

Проверочная работа № 4 по теме «Безударные гласные в корне слова».

1 ч

Пр. р.  № 4

26.10

Контрольный диктант № 3.

1 ч

К.  д.  № 3

27.10

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

1 ч

II  четверть (39 часов)

7. Сложные слова и их правописание. 7  ч

07.11

Р/р. Сочинение о любимой игрушке

1 ч

Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е)

Осознавать лексическое значение сложного слова.

Использовать в речи и правильно писать сложные слова.

08.11

Знакомство с понятием «сложные слова».

09.11

Соединительные гласные о, е в сложных словах.

1 ч

10.11

Образование сложных слов.

1 ч

13.11

Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей.

1 ч

14.11

Употребление в речи и правописание сложных слов.

1 ч

15.11

Р/р. Свободный диктант.

1 ч

16.11

Проверочная работа № 5

 по теме «Сложные слова».

1 ч

Пр.  р.

 № 5

8. Части слова. Приставка. 1  ч

17.11

Приставка, ее роль в слове (повторение). Различие  приставки и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки.

1 ч

Находить в словах корень, приставку, суффиксы.

Различать омонимичные приставки и предлоги.

9. Безударные гласные в приставках. 3 ч

20.11

Правописание безударных гласных в приставках.

1 ч

Мотивировать слитное - раздельное написание.

Различать приставки по- и па-, про- и пра-.

21.11

Правописание безударных гласных в приставках.

1 ч

22.11

Приставки про- и пра-; по- и па-, их правописание.

1 ч

10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня. 2 ч

23.11

Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня.  

1 ч

Различать и правильно писать слова с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня.

24.11

Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки, корня.

1 ч

11. Разделительные твердый и мягкий знаки. 6  ч

27.11

Звук [й,] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь знаков.

1 ч

Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова.

Находить в словах корень, приставку, суффиксы.

28.11

Правописание слов с разделительными  ъ и ь знаками.

1 ч

29.11

Проверочная работа № 6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь знаки».

1 ч

Пр.  р.  

№ 6

30.11

Упражнение в правописании слов с разделительными  ъ и ь знаками.

Р/р Свободный диктант.

1 ч

01.12

Контрольный диктант № 4.

1 ч

К. д. № 4

04.12

«Пишу правильно». Работа над ошибками.  

1 ч

12.Части слова. Окончание и основа. 2 ч

05.12

Понятие об окончании и основе слова.

Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.

Находить в словах корень, приставку, суффиксы.

06.12

Развитие умения находить в слове окончание.

13. Основа слова и окончание. 2 ч

07.12

Как найти в слове основу.

1 ч

Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.

Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.

08.12

Развитие умения находить в слове окончание и основу.

1 ч

14. Части слова. Суффикс. 2 ч

11.12

Суффикс и его роль в слове.

1 ч

Находить в словах корень, приставку, суффиксы.

Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.

12.12

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова.

1 ч

15. Разбор слова по составу. 4 ч

13.12

Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу.

1 ч

Находить в словах корень, приставку, суффиксы.

Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму.

Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы.

14.12

Контрольное списывание.

1 ч

К. сп.

15.12

Упражнение в разборе слов по составу.

1 ч

18.12

Повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Части слова».

1 ч

Пр. р.  № 7

16. Части речи в русском языке. 1 ч

19.12

Части речи в русском языке.

1 ч

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи.

Наблюдать за использованием имён  существительных в речи

17. Имя существительное как часть речи. 3 ч

20.12

Определение имени существительного.

1 ч

21.12

Роль имени существительного в речи.

Р/р. Творческая работа: составление текста.

1 ч

22.12

Контрольный диктант за 2 четверть.

1 ч

К.  д. за 2 четверть

18. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. 3 ч

25.12

Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

1 ч

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, признаки имени существительного.

Наблюдать за использованием имён  существительных в речи

26.12

Имена существительные в речи.

1 ч

27.12

Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных. Контрольный словарный диктант.

1 ч

К.  сл. д.

19. Род имен существительных. 3 ч

28.12

Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

1 ч

Определять начальную форму имени существительного.

Определять грамматические признаки имён существительных.

29.12

Род – постоянный признак имени существительного.

1 ч

III четверть (50 часов)

81

10.01

Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода

20. Число имен существительных. 4 ч

82.

11.01

Изменение имен существительных по числам.

83.

12.01

Образование множественного числа имен существительных.

1 ч

84.

15.01

Окончание имен существительных в единственном и во множественном числе.

1 ч

85.

16.01

Разбор имени существительного как части речи.

1 ч

21. Словообразование имен существительных. 8 ч

86.

17.01

Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.  

1 ч

Продуцировать связное высказывание на  грамматическую тему  («Что  я знаю  об именах существительных»,  «Опираясь  на  знания об  именах существительных, я умею...»).

Письменно  пересказывать  текст-повествование с  элементами  описания  (писать  обучающее подробное  изложение текста).

Сочинять сказку,  используя  имена  существительные с различными суффиксами. Наблюдать за использованием имён  существительных в речи

Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки.

Выполнять морфологический разбор.

Разбирать имена существительные по составу.

87.

18.01

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке.

  1. ч

88.

19.01

Образование имен существительных от основ существительных и глаголов.

  1. ч

89.

22.01

 Р/р Сочинение сказки с использованием имён  существительных с различными суффиксами.

  1. ч

90.

23.01

Разбор имен существительных по составу.

  1. ч

91.

24.01

Р/ р. Обучающее изложение «Мурлыка».

  1. ч

92.

25.01

Употребление имен существительных в речи.  

  1. ч

93.

26.01

Повторение. Проверочная работа № 8   «Имена существительные как часть речи».  

1 ч

Пр. р.  № 8  

22. Местоимение как часть речи. 6 ч

94.

29.01

Понятие о местоимении. Личные местоимения.

1 ч

Отличать  местоимения от  слов  других частей речи.

Заменять в тексте местоимения именами суще- ствительными и наоборот (элементы редактиро- вания).

Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль  личных местоимений в речи. Продуцировать текст с  использованием  место- имений (сочинение «О себе»).

95..

30.01

Местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями.

  1. ч

96.

31.01

Разбор местоимений как части речи.

  1. ч

97.

01.02

Роль личных местоимений в речи.

Р/р. Обучающее сочинение «О себе».

  1. ч

98.

02.02.

Закрепление знаний о местоимении. Свободный диктант «Паучок».

  1. ч

99.

05.02

Повторение. Проверочная работа № 9 по теме «Местоимение как часть речи».

1 ч

Пр.  р. № 9

23. Имя прилагательное как часть речи. 4 ч

100.

06.02

Определение имени прилагательного.  

1 ч

Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.

Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён  прилагательных. (П) Различать  текст-повествование  и  текст-описание.  (П)

101.

07.02

Роль имени прилагательного в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными.

  1. ч

102.

08.02

Роль имен прилагательных в речи.

  1. ч

103

09.02

Разбор имени прилагательного как части речи.

1 ч

24. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. 4 ч

104

12.02

Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе.

1 ч

Выделять   в    предложении   словосочетания прил. +  сущ., ставить вопрос  от имени существительного к имени прилагательному. Называть  признаки  имени  прилагательного (морфологический разбор).

Продуцировать текст-описание по опорным словам.

Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П)

Проверять  написание  безударного  окончания имени прилагательного с помощью вопроса.

105

13.02

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

  1. ч

106

14.02

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.

  1. ч

107

15.02

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами.

1 ч

25. Разбор имен прилагательных по составу. 5 ч

108

16.02

Словообразование имен прилагательных.

Р/р. Сочинение по опорным сочетаниям слов.

1 ч

Разбирать по составу имена прилагательные. Называть признаки имён прилагательных (морфологический разбор)

109

19.02

Проверочная работа № 10 по теме «Имя прилагательное как часть речи».

1 ч

Пр.  р.  

№ 10

110

20.02

Разбор имен прилагательных по составу.

  1. ч

111

21.02

Контрольный диктант № 5.

1 ч

К.  д.  № 5

112

22.02

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

1 ч

26. Глагол как часть речи. 4 ч

113

26.02

Определение глагола как части речи.

1 ч

Наблюдать за ролью  глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П)

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые  знания о грамматических признаках глаголов.

Выделять суффикс -л- в форме  прошедшего времени  глагола.

114

27.02

Изменение глаголов по временам.

  1. ч

115

28.02

Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

  1. ч

116

01.03

Изменение глаголов по числам.

1 ч

27. Правописание частицы не с глаголами. 2 ч

117

02.03

Употребление частицы не с глаголами.

1 ч

Наблюдать за ролью глаголов в речи.

Правильно писать частицу не с глаголами.

118

05.03

Развитие умения писать частицу не с глаголами.

1 ч

28. Неопределенная форма глагола. 7  ч

119

06.03

Понятие о неопределенной форме глагола.

1 ч

Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени.

Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять изученные грамматические признаки глагола.

Накапливать опыт  употребления в речи  различных  глагольных форм.

Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи.

120

07.03

Неопределенная форма глагола.

1 ч

К.  изл.

121

12.03

Правописание ь в глаголах неопределенной формы.

  1. ч

122

13.03

Образование форм времени от неопределенной формы глагола.

1 ч

К.  д.  за 3

четверть

123

14.03

Разбор глагола как части речи.

  1. ч

124

15.03

Контрольный диктант за  3 четверть (№6).

1 ч

Сл.д.

125

16.03

Повторение Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правило правописания частицы не с глаголами».

1 ч

Пр.  р.

№ 11

29. Наречие как части речи. 2 ч

126

19.03

Знакомство с наречием.

Контрольный словарный диктант

  1. ч

127

20.03

Понятие о наречии как части речи.

1 ч

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. 25 ч

30. Виды предложений по цели высказывания и интонации 3ч

128

21.03

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

1 ч

Различать виды  предложений по цели высказывания.

Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и  невосклицательные.

Накапливать опыт  постановки логического ударения.

Различать  слово, словосочетание и  предложение.

129

22.03

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение.

  1. ч

130

23.03

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1 ч

IV четверть (41 час)

31. Главные и второстепенные члены предложения. 6 ч

131

02.04

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

1 ч

Находить в предложении грамматическую основу и обозначать её графически.

Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения.

Устанавливать грамматические связи в словосочетании.

132

03.04

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.

  1. ч

133

04.04

Понятие о второстепенных членах предложения.

  1. ч

134

05.04

Составление схем предложений и предложений по схемам.

  1. ч

135

06.04

Предложения распространенные и нераспространенные.

  1. ч

136

09.04

Разбор предложений.

1 ч

32. Предложения с однородными членами. 8 ч

137

10.04

Однородные подлежащие и сказуемые.

1 ч

Разделять непунктированный текст на  предложения.

Совместно  обсуждать порядок действий при  синтаксическом   разборе  простого  предложения. Использовать   этот     порядок   при     разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и  сокращать предложение  до основы, сравнивать смысл.

Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами.

Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать  предложения  с  однородными членами.

Накапливать  опыт    нахождения  в   тексте  и использования в речи  таких предложений. Наблюдать за  ролью   разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами.

138

11.04

Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении.

  1. ч

139

12.04

Роль знаков препинания в письменной речи.  Запятая в предложениях с однородными членами.

  1. ч

140

13.04

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

  1. ч

141

16.04

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения.

  1. ч

142

17.04

Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум).

  1. ч

143

18.04

Повторение изученного.

Свободный диктант.  

  1. ч

144

19.04

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

1 ч

33. Простые и сложные предложения. 8 ч

145

20.04

Понятие о простом  и сложном предложении.

1 ч

Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая  основа   –  две  грамматические основы). (П)

Накапливать опыт  постановки запятой и  употребления в речи  сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П) Конструировать   сложные   предложения   (по схеме, по данному началу). (П)

Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя.  (П)

146

23.04

Запятая в сложном предложении без союза. Схема сложного предложения.

  1. ч

147

24.04

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые.

  1. ч

148

25.04

Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.

  1. ч

149

26.04

Развитие речи. Свободный диктант.

  1. ч

150

27.04

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

  1. ч

151

28.04

Разбор простого и сложного предложения.

  1. ч

152

03.05

Повторение. Проверочная работа № 12 по теме «Предложение».

1 ч

Пр. р.  

№ 12

34. Повторение. 18 ч

153

04.05

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.

1 ч

Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации.

Представить его в виде схем и таблиц.

Продуцировать устное сообщение на грамматическую тему по изученному материалу.

154

07.05

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.

  1. ч

155

08.05

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.

  1. ч

156

10.05

Контрольное списывание.

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи

  1. ч

157

11.05

«Пишу правильно». Работа над ошибками.

1 ч

К.  сп.

158

14.05

Повторение изученных орфограмм и состава слова

  1. ч

159

15.05

Повторение изученных орфограмм и состава слова.

  1. ч

160

16.05

Повторение орфограмм и их графическое обозначение. Словарный диктант.

1 ч

Сл.  д.

161

17.05

Повторение орфограмм и их графическое обозначение.

  1. ч

162

18.05

Контрольный диктант за год.

1 ч

к. д. за год

163

21.05

Работа над ошибками.

  1. ч

164

22.05

Комплексная тестовая работа.

1 ч

Комплексная

тестовая работа

165

23.05

Работа над ошибками.

  1. ч

166

24.05

Повторение изученных орфограмм и состава слова.

  1. ч

167

25.05

Повторение изученных орфограмм и состава слова.

  1. ч

168

28.05

Повторение изученных орфограмм и состава слова.

1 ч

169

29.05

Повторение изученного в 3 классе.

  1. ч

170

30.05

Повторение изученного в 3 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс Школа 2100

УМК Школа 2100 рабочие программы...

Рабочая программа 1 класс школа 2100 ФГОС

Рабочая программа вместе с тематическим планированием по основным предметам...

Рабочая программа 2 класс школа 2100 ФГОС

Рабочая программа вместе с календарно-тематическим планированием по основным предметам для 2 класса с учётом ФГОС....

Рабочие программы 1 класс "Школа 2100"

Рабочие программы составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы стандартов второго поколени...

Рабочие программы 4 класс "Школа 2100"

Рабочие программы "Школа 2100" 4 класс...

рабочие программы 4 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 4 класс....

рабочие программы 4 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 4 класс....