Рабочая программа по дополнительным платным образовательным услугам «Школа развития речи»
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа «Школа развития речи» 2класс | 45.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по дополнительным
платным образовательным услугам
«Школа развития речи»
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Коблова О.Ф.
Рабочая программа
«Школа развития речи»
- класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса предназначена для обучения учащихся 2 классов, имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь» (Авторы - преподаватели Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С. Пескова).
Программа способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена необходимостью мотивировать младших школьников к обучению русскому языку, развивать интеллектуальные возможности. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Общая характеристика учебного курса
Цель:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, развитию речи детей.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- Слово
- Предложение и словосочетание
- Текст
- Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
- Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
- личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
- личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
- деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг.
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч в неделю.
Контроль и оценка планируемых результатов
Текущий
• Прогностический - проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения
• Пооперационный - контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
• Рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, план действия, опирающийся на понимание принципов его построения;
• Контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом
Итоговый контроль в форме:
• Тестирования
• Практической работы
• Творческих работ учащихся
• Проекты
В процессе изучения курса используются элементы следующих образовательных технологий:
- развивающего обучения
- личностно ориентированного образования
- моделирующего обучения
- здоровье-сберегающих
- ИКТ
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности.
Объём учебного времени, отводимого на курс «Школа развития речи» во 2 классе – 1 час в неделю, общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного курса:
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Регулятивные:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
Учащиеся получат возможность
сформировать отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Слово | 13 |
2 | Предложение и словосочетание | 3 |
3 | Текст | 15 |
4 | Культура общения | 3 |
Слово(13ч.)
Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение и словосочетание(3ч.)
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст(15ч.)
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения(3ч.)
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Объем и сроки изучения
1 четверть – 8 ч
2 четверть – 8 ч
3 четверть – 10 ч
4 четверть – 8 ч
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
- Агапова Е.В., Коваленко Л.Н. Русский язык с увлечением. 2 класс, Издательство «Планета», 2012 г.
- Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2013.
2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2006
3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2006
4. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2005 г.
5. Тилипман А. М: ЗУБАКА: игры со словами. -- М.: Вако, 2016 г.
6. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь».Методическое пособие.1 класс. – М.: Росткнига.2009.
Литература для учащихся:
- Васильева Л.С., Коротченкова Л.В. Русский язык. Развитие речи. 2 класс.
Саратов: Лицей, 2012г.
- Тимченко, Л. И. Русский язык. 2 кл.: Рабочая тетрадь по развитию речи / Л. И. Тимченко. М.: Дрофа, 2014г.
Календарно-тематическое планирование
2 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | |
план | факт | ||
Слово – 13 ч. | 12.09 | 12.09 | |
1 | Слово. Значение слова. | 14.09 | 14.09 |
2 | Многозначные слова. | 17.09 | 17.09 |
3 | Омонимы | 21.09 | 21.09 |
4 | Омофоны, омоформы | 24.09 | |
5 | Синонимы | 1.10 | |
6 | Антонимы | 8.10 | |
7 | Фразеологизмы | 15.10 | |
8,9 | Играем со словами | 22.10, 6.11 | |
10 | Пословицы | 12.11 | |
11 | Загадки | 19.11 | |
12 | Изобразительные средства языка. Сравнение. | 26.11 | |
13 | Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 3.12 | |
Предложение и словосочетание – 3 ч. | |||
14 | Связь между предложениями в тексте | 10.12 | |
15 | Связь между частями текста | 17.12 | |
16 | Работа с деформированным текстом | 24.12 | |
Текст - 15 ч. | |||
17 | Текст. Тема текста. Заглавие. | 14.01 | |
18 | Текст. Опорные слова. | 21.01 | |
19 | Текст. Опорные слова. | 28.01 | |
20 | Проверочная работа | 4.02 | |
21 | План. Составление плана. | 11.02 | |
22 | Восстанавливаем тексты. | 18.02 | |
23 | Составление текста по картинкам. | 25.02 | |
24 | Пересказ текста по плану и опорным словам. | 4.03 | |
25,26 | Редактирование текста. | 11.03, 18.03 | |
27 | Типы текста. Описание | 8.04 | |
28 | Текст – сравнительное описание | 15.04 | |
29 | Типы текста. Повествование | 22.04 | |
30 | Типы текста. Рассуждение | 29.04 | |
31 | Различаем типы текстов. | 6.05 | |
Культура общения - 3 ч. | |||
32 | Сочинение на тему «Мой выходной день» | 13.05 | |
33 | Эстафета вежливости | 20.05 | |
34 | Викторина «Занимательный русский язык» | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Календарно-тематическое планирование кружка общеинтеллектуального направления....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи" 2019-2020 гг.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи" создана на основе авторской программы по внеурочной деятельности Т. Н. Соколовой « Юным умникам и у...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи"...
Программа платной дополнительной образовательной услуги "Школа развития для первоклашек"
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Занятия «...