технологическая карта урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК НА ТЕМУ «ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С СОЮЗАМИ И, А, НО »
Шакобасова Мунира Раисьевна, МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района Саратовской области», учитель начальных классов.
Предмет: русский язык.
Класс: 4.
Тема урока: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но (урок 30) из раздела Предложение. Текст. ( 29ч)
Учебник: Русский язык. (Р.Н. Бунеев, Е.В .Бунеева, О.В. Пронина) Москва, БАЛАСС 2009, часть1 учебник с 60-63.
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (Постановка запятой в сложном предложении с союзами и, а, но).
Задачи:
Образовательные:
– развиваем умение устанавливать союзную связь между частями сложного предложения, выявлять смысловые различия при использовании разных союзов, конструировать сложные предложения на базе простых с использованием союзов.
– формируем умение пунктуационно оформлять сложные предложения с союзами и,а, но.
Воспитательные:
– формируем умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Развивающие:
– развиваем речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;
- развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, работа в парах , индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор.
Структура и ход урока:
Этап урока | Название используемых ЭОР | Действия учителя | Действия учащихся | УУД | Вре- мя в мин | |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Простое и сложное предложение http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/262a59a9-0a20-4e14-8c73-ad71741f9f64/%5BNS-RUS_3-32%5D_%5BTQ_083%5D.swf | Ребята, какой сейчас идёт урок? Какие предложения получились у вас в домашнем упражнении? (упр. 70) Организует работу по схеме Расскажите : как отличить простое предложение от сложного? | Урок русского языка. Простые и сложные предложения. Простое предложение состоит из одной грамматической основы, а сложное предложение из двух и более грамматических основ. | Познавательные: умение классифицировать по признакам предложения; личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание: коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 3-4 мин ЭОР 2мин | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | Задание: Найдите сложное предложение и докажите правильность своего решения. Попробуйте поставить между предложениями союзы и, а ,но. Какой союз подошел больше всего? Какое предложение получилось? Нужна ли здесь запятая? Как вы думаете? А если бы в сложном предложении стояли союзы а, но? | Первое предложение сложное, в нём две основы (плёнка лопнула, высунулся хвост) Слабенькая плёнка икринки лопнула, и у рыбки высунулся наружу хвост. Предположения детей. | Коммуникативные- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Логические: анализ объекта с целью выделения признаков. Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке. | ЭОР 4-5 мин | ||
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) | Почему затрудняетесь ответить на этот вопрос? Какой возникает вопрос? Что предстоит узнать? Какова тема урока? | В простом предложении с однородными членами перед союзом и запятая не ставилась. В сложном предложении грамматические основы разделяются запятой. В предложениях с однородными членами перед союзами а, но ставилась запятая. В сложном предложении тоже может стоять. Ставится ли запятая перед союзами и,а. но в сложном предложении? Нужно ли ставить запятую перед союзами в сложном предложении? Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | Коммуникативные- умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы. | 3-4 мин | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует самостоятельную работу по учебнику упр. 72 в парах. Сделайте вывод. Когда ставится запятая в сложном предложении? | Читают по два предложения (одно из левого столбика, другое из правого), сравнивают: оба предложения сложные, состоят из двух частей, в левом столбике части соединены союзами и, а, но. В правом- бессоюзная связь. Определяют, что запятая ставится в любом случае. | Регулятивные: планирование и прогнозирование. Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотезы и их обоснование. | 5 мин | ||
Ответить на вопросы : С помощью чего связываются части сложного предложения? А чем разделяются? | Части сложного предложения связываются союзами и интонацией или только интонацией. Разделяются запятой. | Познавательные: умение извлекать информацию из текста и схем. | 2 мин | |||
5. Реализация построенного проекта | Интерактивная схема | Работа над правилом. Прочитайте правило с 61-62. Назовите ключевые слова в тексте. А теперь по схеме расскажите правило. | Соединяются, разделяются. Рассказывают правило. | Познавательные: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | 4 мин ЭОР 1-2 мин | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организует самостоятельную работу по учебнику упр. 73 Спишите предложения, поставьте запятые в сложных предложениях, составьте схемы предложений . Наблюдает за работой учащихся. Словарная работа. Какие слова посмотрели в толковом словаре учебника? Что они обозначают? | Выполняют задание самостоятельно. Взаимопроверка в паре. Проверка по схемам на доске. Ученики сами находят толкование и поясняют, как запомнили значения этих слов. Перлы- капли дождя похожи на жемчужины, переливаются на солнце. Лозины- гибкие ветви деревьев. | Регулятивные: контроль, оценка и коррекция. Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные управление поведением партнёра, контроль, оценка действий партнёра. | 6 мин | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний, с последующей проверкой. Запись одной пословицы в тетрадь. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку пошагово. Сравнение с эталоном. | Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | ЭОР5 мин | ||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. | Представить алгоритм постановки запятой в сложном предложении, упр. 75 (устное задание), письменно выполнить упр. №1 с 69. | 2 мин | ||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организует беседу: - Определите ключевые слова урока ( сложное предложение, однородные члены, несколько грамматических основ, запятая, союзы, простое предложение) –Какая была тема урока? -На какой вопрос искали ответ? Закончите фразу: «Я понял, что…» «Я получил…» «Урок дал мне для жизни…» «Я смог….» | Отвечают на вопросы | Регулятивные: умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | 3-4 мин |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Приложение
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Как отличить простое предложение от сложного. Схема. | Текст с иллюстрациями Практический | Интерактивное упражнение на основе иллюстраций | |
2 | Простое и сложное предложение | Интерактивное задание | Текст. | |
3 | Интонация, союз, запятая. | анимация Практический | анимация | |
4 | Собери пословицы | Интерактивное задание Контрольный | Интерактивное задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".
Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...
Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация
Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...
Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение от сложного....
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока: - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".
Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...
Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...