Урок письма "Есть такая профессия - Родину защищать"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему

Деревщикова Любовь Ивановна

Цель урока:

познакомить обучающихся с особенностями  написания текста письма, особенностью заполнения современного конверта; учить выделять смысловые части письма, подвести к пониманию правил письма, складывать письма-треугольники; способствовать обогащению словарного запаса детей.

 

развить у обучающихся интерес к эпистолярному жанру; совершенствовать культуру речи детей; расширить кругозор младших школьников; развить внимание и умение творчески мыслить.

 

формировать интерес к изучению эпистолярного жанра, способность к сопереживанию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.docx58.39 КБ
Office presentation icon pril.ppt1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Мастюгинская основная            общеобразовательная школа

Урок письма на тему:

«Есть такая профессия –

Родину защищать»

Составила: учитель начальных классов

Любовь Ивановна Деревщикова

397821 Воронежская область        Острогожский район с.Мастюгино, ул.Куркина, 31а

тел. 8 947375) 5-31-41

liderew@gmail.com

                                         2015 год

Урок письма на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать»

Цель урока:

познакомить обучающихся с особенностями  написания текста письма, особенностью заполнения современного конверта; учить выделять смысловые части письма, подвести к пониманию правил письма, складывать письма-треугольники; способствовать обогащению словарного запаса детей.

развить у обучающихся интерес к эпистолярному жанру; совершенствовать культуру речи детей; расширить кругозор младших школьников; развить внимание и умение творчески мыслить.

формировать интерес к изучению эпистолярного жанра, способность к сопереживанию.

Планируемый результат:

Предметные умения: иметь представления об эпистолярном жанре. структуре письма и видах письма; ввести новые понятия «адресат», «адресант», уметь заполнять конверт, складывать письма-треугольники.

Универсальные  регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

Универсальные  познавательные учебные действия: формирование представления о  видах письма, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками.

Универсальные  коммуникативные учебные действия: формирования умения общаться с товарищами.

Оборудование: презентация,  «Универсальный словарь русского языка»  , конверты, карточки с образцами писем, карточки «Структура письма», книги памяти «Прощай, Шурави», «Игорь Панганис»

1.Оранизационный этап. Цель: подготовить учащихся к работе.

Посмотрите на  доску и скажите, о чем мы сегодня будем говорить с вами на уроке?

Что объединяет эти картинки?

  @

C:\Users\учитель\Desktop\мероприятия\детский журнал\голубок\голубок.gif

Верно, это средства связи: в прошлом и настоящем.

Мы будем говорить о письмах.

2.Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.

 Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность уч-ся.

Отчего взгрустнулось

Тоне-письмоносцу?

Встала рано утром,

Ходит по морозцу,

Всем приносит нынче

Лишь в газетах  вести.

Отчего ж у Тони

Сердце не на месте?

Ей от грустных мыслей

Никуда не деться,

Ждать от друга писем

Ей хотелось с детства,

Но никто не пишет

Каждый очень занят,

В моде SMSки.

А душу не  загладят.

Так хотелось Тоне

Рассказать подробно,

И узнать побольше,

Поделиться с кем то.

 А ей ни разу в жизни

Писем не вручали.

Грустно письмоносцу...

Ходит по морозцу

Почтальон в печали.

3.Проблемная ситуация.

Учитель:

-Почему грустит Тоня? (выслушиваются ответы детей)

   Сейчас мало кто пишет письма на бумаге. Их заменили короткие SMS.

Порой действительно проще позвонить по телефону, выслать факс, отправиь интернет-письмо или послать SMS. Но…! Письма, написанные с душой и красивым почерком, получать намного приятнее. В этом есть какая-то тайна, искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни. Строчки, написанные  своей рукой, не только несут информацию, но и дарят тепло и любовь. Значит –это ещё один забытый способ не только общаться, но и дарить радость. Не случайно существует и такое определение письма: «Письмо – это труд души, обращенный к другому человеку».

-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

Дети: Им не хватает теплоты, душевности. Ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком

 Приходилось ли вам получать письма? Какие чувства при этом и испытали?

Приходилось ли вам писать письма? Кому?

Знаете ли вы как правильно писать письма?

Дети: нет.

 Учитель:

А хотите ли научиться?(да)

Итак, давайте  поставим  перед собой вопросы на которые хотите получить ответ, т.е. определили для себя цели нашего урока.

Какие бывают виды  письма?

Какие существуют правила письма?

Из каких частей состоит письмо?

Что такое письмо?

Учитель: Пусть это и будет нашим планом урока. Назовите, пожалуйста, знакомые вам слова, связанные  со словом « письмо».

Адрес, конверт, почта, индекс, марка (выкладываю на доску , названные  детьми слова)

А в руках у меня осталось еще 2 слова: адресат и адресант. Знакомы ли вам эти слова? (нет)

 Это действительно в наше время редко используемые  слова.

Где вы можете узнать, что обозначают эти слова?

Дети: В словаре. (Работа со словарем)

Адресат – человек, который получает письмо.

Адресант – человек, который пишет письмо (синоним –отправитель)

Учитель: Итак, мы  вспомнили слова, связанные с письмом и узнали новые слова.

А теперь давайте попробуем заполнить современный конверт.

(Дети получают чистые конверты и заполняют обратный адрес.)

Историческая страничка.

Письма люди начали писать давно, когда жили еще в пещерах. Первобытные люди изображали охоту на животных, события своей жизни. За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы . Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, появившийся в  Египте. Она представляла собой деревянную дощечку со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты.  Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным «писалом». А 5 тыс. лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделанная кожа молодых животных – пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага - одно из величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в 5 веке в Китае ,а затем в 12-13 вв. в государствах Европы.

 Первые конверты были из глины. А первый в мире бумажный конверт. увидел свет в 1820 году Это изобретение предписывают владельцу фабрики     по производству бумаги Бреверу из города Брайтона.

        Почтовый ящик был придуман моряками в шестнадцатом веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды. В настоящее время этот ящик хранится в музее  Кейптауна.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считают 01 декабря 1848 года.  Почта  существует  с  древних  времён.    Для  передачи  важных  сообщений  посылали  также  пеших  и  конных  гонцов.    Помогали  передавать  информацию  и  голуби.  Потом появились почтовые дилижансы, поезда, самолёты. В труднодоступные районы и на морские корабли письма доставляют вертолёты. Почта-это одно величайших изобретений человечества.

9 октября- отмечается всемирный день почты

Учитель: А теперь попробуйте ответить на вопрос: для чего нужны письма?

Правильно в них

-сообщают о каких-то событиях,

-делятся впечатлениями,

-обращаются с просьбами.

Несмотря на смену времён, традиций, эпох до наших дней сохраняется деление писем на группы.  Послушайте два письма. Чем отличаются эти письма?

 

Какое содержит деловую информацию, а какое личную?

Виды писем.

ПИСЬМО- ДЕЛОВОЕ, ПИСЬМО- ЛИЧНОЕ.    

Существуют более 10 видов личных писем.

Мы же на уроке разберём только некоторые из них.

Личное: письмо-повествование , письмо-поздравление, письмо-просьба,  письмо-благодарность

Работа в группах

Учитель: Ребята, вы получите разные образцы писем, прочитайте их и  сами определите, к какому  виду оно  относится?  (вкладывают письмо в конверт, на котором написано какое письмо)   и попробуйте объяснить с какой целью было оно написано.  

- Прочитайте 1 письмо.

- О чем первое письмо? (Ответы учащихся)

- Это письмо – пожелание, в котором писатель М. Горький желает детям быть чуткими и добрыми. В каждом письме запечатлевается образ человека, который его пишет. Это письмо говорит о том, что писатель любил детей.

- О чем второе письмо? (Ответы учащихся)

- Это письмо – поздравление, в котором дедушка поздравляет своих внуков с днем рождения и желает им здоровья, дружбы между собой.

- О чем третье письмо? (Ответы учащихся)

- Это письмо – информация. В нем Оля сообщает родителям о том, что ей в санатории живется хорошо, но она скучает и просит маму и папу поскорее  приехать и привезти ей кроссовки. Особенностью этого письма является то, что оно не только содержит информацию, но и отражает настроение, переживание девочки.

-О чем четвертое письмо?

- Это письмо –благодарность. Автор выражает благодарность за подарок и дружбу.

- Мы можем сделать вывод: письма бывают разные:         письмо – пожелание,         письмо – поздравление, письмо –повествование,   письмо-благодарность и др.

Учитель: кто помогает нам получать письма вовремя?  (почтальон)

Я почтальон веселый

 Шагаю каждый день

 По улицам, проулкам

 Поселков, деревень

 В мороз, жару и стужу

 И в дождик, и в метель.

Учитель: Чтобы правильно написать письмо,  что еще необходимо знать?

Дети: Правила написания письма.

Учитель: Чтобы узнать, какие существуют правила письма , я предлагаю провести исследование и поработать со словами, которыми обозначается слово «письмо» в разных языках.

 В русском языке слово «письмо» восходит к слову  «писать», а раньше на Руси говорили не «письмо», а «грамота»

В английском языке письмо обозначается словом LETER, что в переводе с латинского обозначает «буква»

А в Германии в немецком языке письмо называют словом  DER BRIEF, что в переводе с латинского обозначает «короткий».

Какие же правила письма вы можете вывести из этих слов? (ответы детей)

4.Вывод.

1.Писать следует грамотно.

2.Надо следить за тем, чтобы буквы были ровные и   четкие.

3.Письмо должно быть коротким,  но все полным.

А что еще нужно знать?

1.Нельзя делать приписки в чужих письмах или дописывать их.

2.Нельзя читать чужие письма.

3.Нельзя оставлять письмо без ответа.

4.Бумага и конверт должны быть  чистыми.

Давайте проверим, насколько вы усвоили основные правила написания письма.

Попробуйте ответить на вопросы, подобрав один из предложенных вариантов ответа.

Для письма используй____________________ лист бумаги.

Письмо нужно писать_______________________________ .

Обращение в письме пишется_________________________ .

Дату и место, откуда написано письмо, пиши ______________

Отвечать на письмо нужно _____________________________ .

Для справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый,  с ровными краями; в самом начале.

Взаимопроверка. А вот такими должны быть части письма.

Обращение и приветствие.

Вступление

Основная часть (Вопросы, просьбы, пожелания.)

Прощание

Подпись и дата

Знаете ли вы что должно быть написано в каждой из этих частей?

Учитель. Послушайте стихотворение.

В треугольничках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Скажите, о каких треугольниках идет речь?

Да, это письма с фронта. Сегодня мы познаем смысл словосочетания «фронтовые письма». У каждого человека с этими словами связаны воспоминания о самой страшной трагедией на Земле, которая унесла миллионы человеческих жизней, жизней тех, кто так хотел жить и любить, мечтать и творить. Писать стихи и сочинять песни.

Эти письма не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте. 

О чем думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене? Конечно, о семье, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив -здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой.

Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.

Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!

 Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях.

Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

Давайте попробуем сложить такое письмо. (Складывание письма-треугольника)

Звучит музыка «Журавли»

Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.

Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности.

5.Домашнее задание.

Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку.  Я предлагаю вам написать письмо. Это может быть: письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны или письмо в прошлое, своему дедушке, прадедушке, который был участником ВОВ.

6. Итог урока. В заключение нашего урока, я хочу, чтобы вы, ребята, оценили наш урок. Понравился он вам или нет. Для этого вы должны будете опустить в почтовый ящик письма: треугольник – понравился урок, казенный конверт – не понравился урок. 

В письмах вера солдата в наши мирные дни
Хоть и были когда-то далёко они.
Прошу Вас: храните солдатские письма
Они и просты и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла.
Прошу Вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Защита Отечества

Слайд 2

Отгремела война, уже давней историей стала, Но никак не отпустит тревожную память бойца. От фугасов и мин мы очистили наши кварталы. Но какой же сапер разминирует наши сердца?

Слайд 4

1941 год

Слайд 10

Фронтовые письма ...

Слайд 12

Адресат, отправитель, получатель, долгожданная весточка, информация, обращение, до встречи, здравствуйте. Полевая почта

Слайд 14

Эдуард Аркадьевич Асадов (1923-2004)

Слайд 16

Александр Иванович Лактионов. Автопортрет (1945)

Слайд 21

Константин Михайлович Симонов (1915-1979) русский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель.

Слайд 23

Фронтовые письма – радость, неожиданность, тревога на душе, наша история, вечная память, семейная реликвия, счастье, согревающие строки, стку, биение сердца, слезы радости, шелест старых страниц…

Слайд 26

Салют и слава Победе Навеки памятного дня! Салют её Героям павшим и живым. Салют!

Слайд 27

Вечная память и слава погибшим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Есть такая профессия - Родину защищать"

Большинство нынешних молодых людей не имеют гражданской позиции. Юноши должны уважать свое государство и идти на его защиту. Понимать, что служба в армии — не повинность, не тяжкое бремя,...

Сценарий к 23 февраля "Есть такая профессия - Родину защищать"

Современный сценарий к 23 февраля с участием воинов современников...

Урок мужества "Есть такая профессия - Родину защищать!" 3 класс

Классный час, посвящённый Чеченской войне...

Урок мужества : " Есть такая профессия- Родину защищать".

Знакомство с героическими событиями и трагическими страницами истории Отечества....

Путешествие в мир профессий. Урок мужества. "Есть такая профессия - Родину защищать!"

Урок мужества. "Есть такая профессия - Родину защищать!"...