Урок русского языка в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе. Исследовательская работа на уроке "Жизнь слова в нашей речи". Составление "Паспорта" слова. Работа в малых группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация исследовательской работы на уроке русского языка. | 60 КБ |
urok_russkogo_yazyka.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Тема: Школа грамотея. Жизнь слова в нашей речи. «Паспорт слова».
Дидактическая цель урока: учить анализировать слово по алгоритму, делать выводы на основе наблюдений, работать со справочной литературой.
Тип урока: урок применения предметных ЗУНов
*Планируемые результаты:
1. – учить формулировать и удерживать учебную задачу
- находить нужную информацию в справочной литературе
- осуществлять смысловое чтение, обрабатывать информацию
- строить монологическое высказывание
- делать выводы
В рефлексивной части урока:
- давать самооценку на основе данных критериев
*Формирование УУД:
- Личностные:
- развивать способность брать на себя инициативу в совместной работе
- Регулятивные:
- находить наиболее рациональные способы выполнения задания;
- контролировать правильность выполнения работы;
- работать по алгоритму;
- Коммуникативные:
- развивать диалоговую и монологическую речь;
- учить правилам участия в коллективной деятельности;
- учить способам взаимодействия, учебного сотрудничества.
- Познавательные (логические):
- учить формулировать учебную задачу
- осознанно строить сообщения, делать выводы на основе исследования
Методы обучения:
- проблемный;
- диалоговый.
- исследование
Формы организации деятельности:
- индивидуальная
- групповая.
Средства обучения:
- словари (орфографический, этимологический, толковый, фразеологический, словарь образования слов), рабочая карта – алгоритм.
ХОД УРОКА
№ п/п | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Заметки. Оформление доски |
1 | Организационный. - психологический настрой; -самоопределение к деятельности. | - Приветствие гостей урока. Всем, всем доброго утра и удачного дня - Прослушайте внимательно стихотворение и определите его тему. -О чём это стихотворение? | - Приветствуют гостей. - Рассаживаются по местам (распределение по группам). - Проверяют готовность к уроку. -Ответы детей | Личностные: - самоопределение; Коммуникативные: (взаимодействие) * планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. | -1 октября Классная работа. *Чтение стихотворения Олег Бундур У бабушки и дедушки фото на стене, Бабушка и дедушка давно живут одни, Бабушке и дедушке ехать нелегко, |
2 | Постановка учебной задачи. | -Почему сегодня я говорю о пожилых людях? -Кого называют пожилым человеком? -Как вы думаете, зачем отмечается этот праздник? -Перед вами листочки с набором слов. Выберите из этого набора слова, которые имеют важное значение для пожилых людей. Обоснуйте ответ. -Давайте проанализируем эти слова. Составим «паспорт каждого слова» и узнаем о «жизни» этих слов в нашей речи. - Вам в помощь будет наша классная библиотека. | Сегодня День пожилого человека. Человека, который пожил, возрастного человека. Чтобы обратить внимание на пожилых людей. Работа с наборами слов Дети выбирают слово для работы. | Личностные - (отношение к людям) Познавательные: - анализ объектов Коммуникативные: - умение точно и полно высказывать свои мысли. Познавательные (умение формулировать задачу) | 1 октября – День пожилого человека. Раздаточный материал Карточка: Забота, веселье, любовь, работа, настроение, здоровье, подарок. |
3 | Работа в группах | Организация работы в группах. Инструктаж. | Распределяют обязанности. Организовывают рабочее место. Работают со справочной литературой | Личностные (способность брать на себя инициативу в совместной работе) Регулятивные (удерживать учебную задачу) Коммуникативные (вступать во взаимодействие с товарищами; следовать правилам участия в коллективной деятельности) | Рабочая карточка «Паспорт слова» (приложение) |
4 | Подведение итогов совместной работы | Корректирует информацию совместно с детьми | Выступления детей с выводами исследовательской работы | Личностные (оценивание содержания) Коммуникативные (формулирование своего мнения, умение дополнять и задавать вопросы) Регулятивные (адекватно воспринимать предложения своего товарища) | |
5 | Рефлексия урока. Фронтальная работа (устный опрос). | - Какую задачу мы ставили вначале? -Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи на уроке? -Оцените себя -Подводим итоги. -Руководители групп оцените работу в группе. | Самооценка в оценочном листе. Самооценка по представленным критериям. Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят. | Регулятивные (самооценка и самоконтроль). Коммуникативные (оценивать работу коллектива) | Критерии оценки: На доске записаны фразы: |
6. | Итог урока | Закончить наш урок я хотела бы следующими строками: В День Пожилого человека |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Моя исследовательская работа «Паспорт слова» Ф.И._______________________________________
1.Орфографические особенности слова: ___________________ подсказка_______________ пров.слово_______________
Вывод:_________________________
2.Звуковой анализ слова:
[________________ ] - __ б., ___зв., ___сл.
_________________
3.Морфемный анализ:_____________________
4.Морфологическая характеристика:
Часть речи_____________, отвечает на вопрос____________, род___________.
5.Родственные слова: сущ.___________, прил.___________, гл.____________. нар._____________
6.Слова –синонимы__________________________________________________
7.Слова-антонимы___________________________________________________
8.Этимология слова:__________________________________________________
9.Лексическое значение:
1)_____________________________________________________________________
2)_____________________________________________________________________
3)_____________________________________________________________________
Вывод: _____________________________________
10.Слово в речи:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 3 классе.
Тема: Школа грамотея. Жизнь слова в нашей речи. «Паспорт слова».
Дидактическая цель урока: учить анализировать слово по алгоритму, делать выводы на основе наблюдений, работать со справочной литературой.
Тип урока: урок применения предметных ЗУНов
*Планируемые результаты:
1. – учить формулировать и удерживать учебную задачу
- находить нужную информацию в справочной литературе
- осуществлять смысловое чтение, обрабатывать информацию
- строить монологическое высказывание
- делать выводы
В рефлексивной части урока:
- давать самооценку на основе данных критериев
*Формирование УУД:
- Личностные:
- развивать способность брать на себя инициативу в совместной работе
- Регулятивные:
- находить наиболее рациональные способы выполнения задания;
- контролировать правильность выполнения работы;
- работать по алгоритму;
- Коммуникативные:
- развивать диалоговую и монологическую речь;
- учить правилам участия в коллективной деятельности;
- учить способам взаимодействия, учебного сотрудничества.
- Познавательные (логические):
- учить формулировать учебную задачу
- осознанно строить сообщения, делать выводы на основе исследования
Методы обучения:
- проблемный;
- диалоговый.
- исследование
Формы организации деятельности:
- индивидуальная
- групповая.
Средства обучения:
- словари (орфографический, этимологический, толковый, фразеологический, словарь образования слов), рабочая карта – алгоритм.
ХОД УРОКА
№ п/п | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Заметки. Оформление доски |
1 | Организационный. - психологический настрой; -самоопределение к деятельности. | - Приветствие гостей урока. Всем, всем доброго утра и удачного дня - Прослушайте внимательно стихотворение и определите его тему. -О чём это стихотворение? | - Приветствуют гостей. - Рассаживаются по местам (распределение по группам). - Проверяют готовность к уроку. -Ответы детей | Личностные: - самоопределение; Коммуникативные: (взаимодействие) * планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. | -1 октября Классная работа. *Чтение стихотворения Олег Бундур У бабушки и дедушки фото на стене, Бабушка и дедушка давно живут одни, Бабушке и дедушке ехать нелегко, |
2 | Постановка учебной задачи. | -Почему сегодня я говорю о пожилых людях? -Кого называют пожилым человеком? -Как вы думаете, зачем отмечается этот праздник? -Перед вами листочки с набором слов. Выберите из этого набора слова, которые имеют важное значение для пожилых людей. Обоснуйте ответ. -Давайте проанализируем эти слова. Составим «паспорт каждого слова» и узнаем о «жизни» этих слов в нашей речи. - Вам в помощь будет наша классная библиотека. | Сегодня День пожилого человека. Человека, который пожил, возрастного человека. Чтобы обратить внимание на пожилых людей. Работа с наборами слов Дети выбирают слово для работы. | Личностные - (отношение к людям) Познавательные: - анализ объектов Коммуникативные: - умение точно и полно высказывать свои мысли. Познавательные (умение формулировать задачу) | 1 октября – День пожилого человека. Раздаточный материал Карточка: Забота, веселье, любовь, работа, настроение, здоровье, подарок. |
3 | Работа в группах | Организация работы в группах. Инструктаж. | Распределяют обязанности. Организовывают рабочее место. Работают со справочной литературой | Личностные (способность брать на себя инициативу в совместной работе) Регулятивные (удерживать учебную задачу) Коммуникативные (вступать во взаимодействие с товарищами; следовать правилам участия в коллективной деятельности) | Рабочая карточка «Паспорт слова» (приложение) |
4 | Подведение итогов совместной работы | Корректирует информацию совместно с детьми | Выступления детей с выводами исследовательской работы | Личностные (оценивание содержания) Коммуникативные (формулирование своего мнения, умение дополнять и задавать вопросы) Регулятивные (адекватно воспринимать предложения своего товарища) | |
5 | Рефлексия урока. Фронтальная работа (устный опрос). | - Какую задачу мы ставили вначале? -Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи на уроке? -Оцените себя -Подводим итоги. -Руководители групп оцените работу в группе. | Самооценка в оценочном листе. Самооценка по представленным критериям. Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят. | Регулятивные (самооценка и самоконтроль). Коммуникативные (оценивать работу коллектива) | Критерии оценки: На доске записаны фразы: |
6. | Итог урока | Закончить наш урок я хотела бы следующими строками: В День Пожилого человека |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Моя исследовательская работа «Паспорт слова» Ф.И._______________________________________
1.Орфографические особенности слова: ___________________ подсказка_______________ пров.слово_______________
Вывод:_________________________
2.Звуковой анализ слова:
[________________ ] - __ б., ___зв., ___сл.
_________________
3.Морфемный анализ:_____________________
4.Морфологическая характеристика:
Часть речи_____________, отвечает на вопрос____________, род___________.
5.Родственные слова: сущ.___________, прил.___________, гл.____________. нар._____________
6.Слова –синонимы__________________________________________________
7.Слова-антонимы___________________________________________________
8.Этимология слова:__________________________________________________
9.Лексическое значение:
1)_____________________________________________________________________
2)_____________________________________________________________________
3)_____________________________________________________________________
Вывод: _____________________________________
10.Слово в речи:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...