Рабочая программа обучение грамоте
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Ольга Анатольевна Злобина

полная рабочая программа с КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch.gr_.ch_-18-19.docx36.84 КБ
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_-18-19.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Ростовская область Белокалитвинский район, х.Какичев

(территориальный, административный округ (город, район, поселок) 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Какичевская  основная  общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии  с Уставом)

«Утверждаю»

Директор МБОУ Какичевской ООШ

Приказ от 23.08.2018г№68

Подпись руководителя _________ А.В.Димитров

                   М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обучению грамоте ( чтение)

Уровень общего образования (класс) начальное общее образование (1 класс)

Количество часов:  93

Учитель: Злобина О.А.

Рабочая программа разработана на основании:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,

- примерной программы начального основного общего образования,

- предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014.

   Рабочая программа ориентирована на работу по учебнику:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Азбука. Учебник.  1 класс. В 2ч.- М.: «Просвещение»,2016г

Раздел I. Планируемые результаты изучения курса.

                Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

  • формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
  • развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

                Изучение предмета способствует решению следующих задач:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

                

Личностные результаты:

  1. Формирование  чувства    гордости   за свою Родину, российский   народ  и  историю  России, осознание  своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических    ценностных ориентаций.
  2. Формирование  целостного,  социально  ориентированного  взгляда  на ми   в его органичном  единстве  и  разнообразии природы, народов, культур, религий.
  3. Овладение  начальными  навыками  адаптации в динамично  изменяющемся и  развивающемся мире.
  4. Развитие  доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости,  понимания  и сопереживания  чувствам  других  людей.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и   причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  5. Готовность слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь   свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты:

  1. Формирование   первоначальных  представлений  о единстве  и  многообразии языкового и  культурного  пространства России, о языке как  основе национального самосознания.
  2. Понимания  учащимися того,  что  язык  представляет собой  явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
  3. Сформированность  позитивного  отношения к правильной устной  и  письменной  речи  как  показателям общей  культуры и  гражданской  позиции человека.
  4. Овладение  первоначальными представлениями о нормах  русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,   пунктуационных) правил речевого этикета.
  5. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил   постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  6. Освоение  первоначальных научных  представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании,   морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса по обучению грамоте

Ученик научится:

  • распознавать все звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия (звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем);
  •  различать гласные и согласные звуки;
  • различать твердые и мягкие согласные звуки;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами  и, е, ё, ю, я, ь;
  • различать звонкие и глухие согласные звуки;
  • вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги,         определять количество слогов, определив место ударения в слове;
  • находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
  • составлять предложения на заданную тему по рисунку, по схеме;
  • писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;
  • приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления;
  • группировать языковой материал по заданным основаниям;
  • подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук - гласный, согласный, гласный - ударный, безударный);
  • соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
  •  адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;
  • слушать и отвечать на заданный вопрос;
  • пользоваться учебными книгами.

Ученик получит возможность:

  • оценивать результаты своей работы на уроке;
  • контролировать свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи;
  • строить высказывания о своем отношении к трудолюбивым людям и о своей готовности помогать людям;
  • воспроизводить и применять правила работы в группе;

Раздел II. Содержание тем учебного курса

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Круг чтения. Произведения устного народного творчества.

Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема - (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Литературный материал представлен по этапам обучения следующим образом: 1-2 год обучения – фольклор (малые фольклорные формы, сказки); отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год обучения – фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная художественная и научно-познавательная литература XIX-XX веков (рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая, справочная книга, энциклопедии.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Раздел III.Тематическое планирование.

 

п/п

   

          Тема раздела

Кол-во часов

1.

 Подготовительный  период

14

2.

Букварный (основной)    период

61

3.

 Послебукварный период

18

Календарно-тематическое планирование.

Раздел/тема

Кол-во часов

Вид контроля

Дата

Добукварный  период  

14

 «Азбука» — первая учебная книга.

1

4.09

Речь устная и письменная.

Предложение.

1

5.09

Слово и предложение.

1

6.09

 Слог.

1

7.09

Ударение.

1

11.09

Звуки в окружающем мире и в речи.

1

12.09

Звуки в словах.

1

13.09

Слог – слияние.

1

14.09

Повторение и обобщение пройденного материалапо теме «Слово и предложение»

1

18.09

Гласный звук [а], буквы  А, а.

1

19.09

Гласный звук [о], буквы О, о.

1

20.09

Гласный звук [и], буквы И, и.

1

21.09

Гласный звук [ы], буква ы.

1

25.09

Гласный звук [у], буквы У,у.

1

26.09

Букварный период

61

Согласные звуки [н],  [н’],  буквы Н,  н.

1

27.09

Согласные звуки [с],  [с’],  буквы     С,с.

1

28.09

Согласные звуки [к],  [к’],  буквы    К, к

1

2.10

Согласные звуки [к],  [к’],  буквы    К, к

 1

3..10

Согласные звуки [т],  [т’],  буквы    Т, т.

1

4.10

 Согласные звуки [т],  [т’],  буквы    Т, т.

1

5.10

 Согласные звуки [т],  [т’],  буквы    Т, т.

1

9.10

Согласные звуки [л],  [л’],  буквы     Л, л.

1

10.10

Согласные звуки [л],  [л’],  буквы     Л, л.

1

11.10

  Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

1

12.10

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

1

16.10

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

1

17.10

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.

1

18.10

Гласные буквы Е, е.

1

19.10

Гласные буквы Е, е.

1

23.10

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

1

24.10

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.

1

25.10

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м

1

26.10

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.

1

30.10

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

1

31.10

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з.

1

1.11

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

1

2.11

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

13.11

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б.

1

14.11

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

1

15.11

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.

Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1

16.11

Гласные буквы Я,я

1

20.11

Гласные буквы Я,я

1

21.11

Гласные буквы Я,я

1

22.11

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

1

23.11

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

1

27.11

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

1

28.11

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

1

29.11

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

1

30.11

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

1

4.12

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши.

1

5.12

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

1

6.12

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

1

7.12

Гласные буквы Ё, ё.

1

11.12

Гласные буквы Ё, ё.

1

12.12

Звук [j’], буквы Й, й.

1

13.12

Согласные звуки

[х], [х’], буквы Х, х 

1

14.12

Согласные звуки

[х], [х’], буквы Х, х 

1

18.12

Согласные звуки

[х], [х’], буквы Х, х 

1

19.12

Гласные буквы Ю, ю

1

20.12

Гласные буквы Ю, ю.

1

21.12

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

1

25.12

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

1

26.12

Гласный звук [э], буквы Э, э.

1

27.12

Гласный звук [э], буквы Э, э.

1

28.12

Мягкий глухой согласный звук [щ’].

Буквы Щ, щ

1

10.01

Мягкий глухой согласный звук [щ’].

Буквы Щ, щ

1

11.01

Мягкий глухой согласный звук [щ’].

Буквы Щ, щ.

1

15.01

Мягкий глухой согласный звук [щ’].

Буквы Щ, щ.

1

16.01

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

1

17.01

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

1

18.01

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

1

22.01

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

1

23.01

Русский алфавит.

1

24.01

Русский алфавит.

1

25.01

Русский алфавит.

1

29.01

Послебукварный период  (36ч)
Обучение чтению  (18 часов )

Как хорошо уметь читать.

1

30.01

Как хорошо уметь читать.

Е. Чарушин. « Как мальчик Женя научился говорить букву «р».»

1

31.01

Одна у человека мать; одна и родина.

К. Ушинский. «Наше Отечество.»

1

1.02

История славянской азбуки. В. Крупин. «Первоучители словенские».

1

12.02

В. Крупин.  «Первый букварь.»

1

13.02

А.С. Пушкин. Сказки.

1

14.02

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей.

1

15.02

К.Д. Ушинский Рассказы для детей.

1

19.02

К.И. Чуковский. «Путаница.»

1

20.02

В.В. Бианки. «Первая охота.»

1

21.02

Внеклассное чтение

1

22.02

С.Я. Маршак. «Угомон.», «Дважды два.»

1

26.02

М.М. Пришвин. «Предмайское утро.», « Глоток молока.»

1

27.02

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей:

С.Михалков, А. Барто

1

28.02

Весёлые стихи Б. Заходера.

В. Берестова.

1

1.03

Проект: «Живая Азбука»

1

5.03

Наши достижения. Планируемые результаты изучения.

1

6.03

Наши достижения. Планируемые результаты изучения.

1

7.03

По программе 96 часов. Согласно календарно годовому графику МБОУ Какичевской ООШ на 2017-2018 учебный год, утвержденному директором школы Димитровым А.В. (приказ № 49от 28.08.2017г), запланировано 93 часа




Предварительный просмотр:

                   Ростовская область Белокалитвинский район, х.Какичев

(территориальный, административный округ (город, район, поселок) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Какичевская  основная  общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии  с Уставом)

«Утверждаю»

Директор МБОУ Какичевской ООШ

Приказ от 23.08.2018г№68

Подпись руководителя _________ А.В.Димитров

                   М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

Уровень общего образования (класс) начальное общее образование (1 класс)

Количество часов:  49

Учитель:Злобина О.А.

Рабочая программа разработана на основании:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,- примерной программы начального основного общего образования,- предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций /Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М. : Просвещение, 2014.

Раздел I. Планируемые результаты изучения курса.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1)  формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2)  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)  воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6)  овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

7)   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10)  наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)  освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)  использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6)  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7)   использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9)  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10)  готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11)  умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1)  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3)  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4)  использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5)  умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6)  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7)  умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8)  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Предметными  результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

1 класс

  • воспринимать на слух художественный текст ( рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащегося;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений:
  • различать рассказ и стихотворение.

Раздел II. Содержание тем учебного курса

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

    Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

    Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

    Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

    Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

    Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

    Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

    Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

    Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

    Умение самостоятельно составить аннотацию.

    Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

    Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

    Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

    Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

    Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

    Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

    Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

    Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

    Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

    Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

    Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

    Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

    Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

    Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

    Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

    Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

    Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

    Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

    Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ  ПРОПЕДЕВТИКА

(практическое освоение)

    Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

    Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

    Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

    Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

    Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

    Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

    Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Раздел III.Тематическое планирование.

Тема

Количество часов        

1

Обучение грамоте

Подготовительный период

15 ч

2

Букварный  (основной) период

61 ч

3

Послебукварный период

16ч

4

Литературное чтение

Жили-были буквы

6 ч

5

Стихи, загадки, небылицы

9 ч

6

Апрель! Апрель! Звенит капель!

4 ч

7

И в шутку и всерьёз

5 ч

8

Я и мои друзья

15 ч

9

О братьях наших меньших

14ч

Всего:

132 ч

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе  в УМК «Школа России»

Раздел/тема

Кол-во часов

Дата

Жили-были  буквы

6

Герои литературного произведения. В.Данько. Загадочные буквы.

Внеклассное чтение

1

15.02

Авторская сказка. И.Токмакова. Аля, Кляксич и буква А.

1

19.02

Стихотворение и прозаическое произведение.

С.Чёрный. Живая азбука. Ф.Кривин.

Почему А поётся, а Б нет.

1

20.02

Приёмы словесного рисования.

Г.Сапгир. Про медведя.

Т.Собакин. Как ловкий бегемот.

1

21.02

Словесное творчество, созвучие слов в стихотворении. Бородицкая. Разговор с пчелой. И.Гамазкова. Кто как кричит?  

Внеклассное чтение

1

22.02

С.Маршак. Жили-были буквы. Из старинных книг. Разноцветные страницы.

 

1

26.02

Обобщение по разделу

1

27.02

Сказки, загадки, небылицы .

8

Различные варианты сказок.

Е.Чарушин. Теремок.

1

28.02

Русская народная сказка. Рукавичка.

1

01.03.

Русская народная сказка. Рукавичка.

Внеклассное чтение

1

5.03

Произведения малых фольклорных жанров. Загадки, песенки, потешки, небылицы.

1

5.03

Произведения малых фольклорных жанров. Загадки, песенки, потешки, небылицы.

1

6.03

Произведения народного словесного искусства. Интонация и ритм. Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

1

7.03

Авторская сказка. А.Пушкин. Отрывки из произведений.

1

12.03

Авторская сказка. А.Пушкин. Отрывки из произведений.

1

12.03

Внеклассное чтение

1

13.03

Сказки о животных. Узнай сказку. Петух и собака.

1

14.03

Из старинных книг. Л.Толстой. Зайцы и лягушки. Ушинский. Гусь и журавль. Разноцветные страницы. Обобщение по разделу.

1

15.03

Из старинных книг. Л.Толстой. Зайцы и лягушки. Ушинский. Гусь и журавль. Разноцветные страницы. Обобщение по разделу.

1

19.03

Апрель, апрель! Звенит капель... –

4

Стихотворные тексты. А.Плещеев. Сельская песенка. А.Майков.  Весна. Ласточка примчалась... Т.Белозёров. Подснежники.

1

20.03

Темп чтения.

С.Маршак. Апрель.   И.Токмакова. Ручей. 

Загадки. Л.Ульяницкая.  Л.Яхнин.

Внеклассное чтение

1

2.04

Е.Трутнева. Когда это бывает?

И.Токмакова. Весна.

В.Берестов. Воробушки.

Р.Сеф. Чудо.

1

3.04

Из старинных книг. А.Майков. Христос Воскрес. Разноцветные страницы. Лунин. Тень.

Обобщение по разделу.

1

4.04

Из старинных книг. А.Майков. Христос Воскрес. Разноцветные страницы. Лунин. Тень.

Обобщение по разделу.

1

5.04

И в шутку и всерьёз .

5

Особенности юмористических произведений.

И.Токмакова. Мы играли в хохотушки. Я.Тайц. Волк. Г.Кружков. Ррры.

1

9.04

Герои произведения. Н.Артюхова. Саша-дразнилка.

Внеклассное чтение

1

10.04

Авторское слово в художественном произведении.

К.Чуковский. Федотка.  О.Дриз. Привет.

 О.Григорьев. Стук.

 И.Токмакова. Разговор лютика и Жучка.

И.Пивоварова. Кулинаки-пулинаки.

1

11.04

Авторское слово в художественном произведении.

К.Чуковский. Федотка.  О.Дриз. Привет.

 О.Григорьев. Стук.

 И.Токмакова. Разговор лютика и Жучка.

И.Пивоварова. Кулинаки-пулинаки.

1

12.04

К.Чуковский.Телефон

М.Пляцковский. Помощник.

1

16.04

Из старинных книг. К.Ушинский. Что хорошо и что дурно? Ворон и сорока. Худо тому, кто добра не делает никому. Разноцветные страницы.

Обобщение по разделу. 

1

17.04

Я и мои друзья

8

Прозаические тексты. Ю.Ермолаев. Лучший друг.

Внеклассное чтение

1

18.04

Е.Благинина. Подарок.

1

19.04

Прогнозирование содержания произведения. В.Орлов. Кто первый? С.Михалков. Бараны.

1

23.04

Р.Сеф. Совет.  В.Берестов. В магазине игрушек. В.Орлов. Если дружбой дорожить.

1

24.04

Юмористические произведения. И.Пивоварова. Вежливый ослик. А.Барто. Вот так защитник. Я.Аким. Моя родня.

Внеклассное чтение

1

25.04

С.Маршак. Хороший день.

1

26.04

М.Пляцковский. Сердитый дог Буль. Ю.Энтин. Про дружбу.

1

30.04

Из старинных книг. Д.Тихомиров. Мальчики и лягушки. Находка. Разноцветные страницы. Обобщение по разделу.

1

03.05

О братьях наших меньших

15

С.Михалков. Трезор. Р.Сеф. Кто любит собак.

Внеклассное чтени

1

7.05

Приёмы словесного рисования. В.Осеева. Собака яростно лаяла.

1

8.05

И.Токмакова. Купите собаку.

1

10.05

М.Пляцковский. Цап Царапыч.

Г.Сапгир. Кошка.

1

14.05

Научно-познавательный текст, стихотворение. В.Берестов. Лягушата.

1

15.05

Внеклассное чтение

1

16.05

В.Лунин. Никого не обижай.

 

1

17.05

С.Михалков. Важный совет.

1

21.05

Д.Хармс. Храбрый ёж.

1

22.05

Н.Сладков. Лисица и Ёж.

1

23.05

Из старинных книг. С.Аксаков. Гнездо. Разноцветные страницы.  

1

24.05

                                 

По программе 50 часов. Согласно календарно годовому графику МБОУ Какичевской ООШ на 2017-2018 учебный год, утвержденному директором школы Димитровым А.В. (приказ № 49от 28.08.2017г), запланировано 49 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа . Обучение грамоте(чтение, письмо)

ФГОС. Прописи В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой. "Школа России"...

Рабочая программа "Обучение грамоте" УМК "Гармония"

Рабочая программа курса обучение грамоте  УМК "Гармония" по букварю "Мой первый учебник" и прописям "Хочу хорошо писать" (автор М.С. Соловейчик и др.)  В пояснительной записк...

Рабочая программа Обучение грамоте. 1 класс.

Планирование уроков письма и чтения по УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа обучение грамоте 1 класс программа "Перспективная начальная школа"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по интегрированному курсу» Обучение грамоте»(письмо и чтение) для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, а...

Рабочая программа Обучение грамоте УМК Гармония

Рабочая программа Обучение грамоте УМК Гармония (М.С. Соловейчик)...

рабочая программа Обучение грамоте. Азбука. 1 класс Климанова УМК Перспектива

Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД, технологические карты....

Рабочая программа "Обучение грамоте" по программе "Планета знаний"

В одной программе содержится сразу планирование и по букварю, и по прописям....