Русский язык 3 класс "Сочинение по картине Врубеля "Царевна Лебедь""
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Создать условия для развития умений находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»), рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать свое отношение к ней, работать со страничкой для любознательных (знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект | 179 КБ |
презентация | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 119
ОТЗЫВ ПО КАРТИНЕ М. А. ВРУБЕЛЯ «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ»
Педагогические | Создать условия для развития умений находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»), рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать свое отношение к ней, работать со страничкой для любознательных (знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый) |
Тип урока | Развитие речи. |
Планируемые | Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры |
Личностные | Проявляют эстетические потребности, ценности и чувства, этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; имеют установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Универсальные учебные действия | Познавательные: общеучебные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; составляют план и последовательность действий; оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения |
Основное содержание темы, понятия | Сочинение-высказывание (отзыв). Роль имен прилагательных в тексте. Имена прилагательные – синонимы. |
Образовательные | Учебник, с. 70–71. Репродукция картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь», презентация. |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы | ||
осуществляемые | формируемые умения | |||||
I. Мотивирование к учебной | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. – Проверим готовность | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют эмоциональную отзывчивость | Наблюдение | |
II. Повторение изученного, актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Какую часть речи мы изучаем? -Расскажите об имени прил. -Какую роль прилагательные выполняют в тексте? | Анализируют, устанавливают связи | Осуществляют контроль за установлением связи в учебном материале | Беседа | |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. | -Из какого произв. эти строки? -Назовите автора сказки? -Вспомните, как он описал Царевну-Лебедь? -Сегодня мы познакомимся с образом Царевны-Лебедя художника М.А. Врубеля Тема урока- на доске -Как мы будем работать по картине? Формулируем учебную задачу. | Читают тему урока, -будем писать сочинение; -составим план текста описания; - познакомимся с автором картины; -будем знаком. с им. прилагательными. | Принимают учебную | Беседа | |
IV. Развитие знаний и способов действий. 1. Работа с текстом (упр. 122) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа автор текста Игорь Викторович Долгополов Коко́шник — старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма | Предлагает прочитать текст и ответить -Понравился вам текст? -Какой тип текста? -Чем он интересен? -Какие эпитеты подобраны к девушке птице и к её лицу? - Какие интересные прилаг. встретились в описании образа царевны? -Познакомимся с происхождением этих прилаг.-стр.71 (показ предметов) | Читают текст, отвечают на вопросы к нему Читают по-очереди. | Осознанно воспринимают текст. Извлекают | Беседа | |
2. Развитие речи. Работа с репро- | Царевна-Лебедь» — картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Премьера оперы, лежащей в основе картины, состоялась в Частной опере 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Ивановна Забела-Врубель | |||||
Фронтальная. Словесный. Работа с картиной, беседа, | Организует работу -Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, брови, губы, общее выражение лица). Сравним, как об этом сказано в тексте. -Рассмотрите головной убор и платье царевны. -Какие краски использовал художник для образа царевны? Сравним, как об этом сказано в тексте. -Почему художник показал нам вечер? Сравним, как об этом сказано в тексте. -Где происходит событие, изображённое на картине? Сравним, как об этом сказано в тексте. -Какое настроение создаёт картина? | Рассматривают репродукцию картины. Выполняют задания (У царевны бледное грустное лицо, большие печальные синие глаза. Их можно сравнить с драгоценными камнями или с цветом вечернего неба. Её лицо полно задушевности и грусти.) (На голове царевны серебряный кокошник с синими и зелёными драгоценными камнями. На царевне воздушное, белое с розовыми и сиреневыми переливами платье. Платье уже начало превращаться в крылья лебедя). (Царевна превращается в лебедя не днём, а вечером, потому что вечером всё кажется необычным, сказочным, волшебным). | Осуществляют сравнение текста с репродукцией картины. Рассказывают о своих впечатлениях (Событие происходит в море, вдали виден остров). (Выбор красок помог художнику сделать картину более сказочной, таинственной. Картина создаёт грустное тревожное настроение). | Беседа | ||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Проводит физкульт- Лебеди летят, | Выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение движений | |
V. Закрепление знаний и способов действий. Развитие речи. Роль имен прилагательных. Синонимы. Словосочетания (упр. 123) | Парная, фронтальная. Словесный, практический. Упражнение | Формулирует задания упражнения, осуществляет контроль выполнения - Работа в паре: подобрать из текста и записать в карточку синонимы. Проверим, как справились. - Для чего нам нужно уметь подбирать синонимы? - Дополнительно подберём синонимы для слов к сочинению. (на экране) - Подготовимся писать отзыв. -Сколько обычно частей в тексте? -Найдите в тексте упр. и подчеркните 5 словосочетаний, которые вам понравились и вы хотели бы использовать в своём отзыве. -Запишите отзыв. | Читают текст, находят имена прилагательные, выписывают слово- Запишем план: 1.Общее представление о картине. 2. Образ Царевны - Лебедь. 3.Моё отношение к картине. -Попробуем рассказать 1 часть, 2 часть, 3 часть. | Умеют работать с текстом. Распознают имена прилагательные-синонимы, подбирают синонимы к указанным именам прилагательным | Упражнение | |
VI. Подведение итога урока | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Кто прочитает свой отзыв? -Чей отзыв вам больше всего понравился? -Чему мы учились? -Что нового узнали? | Читают отзывы. | Умение анализировать. | Беседа по вопросам. | |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: Урок помог мне… Для меня было сложным… Мне понравилось… | Заканчивают предло- | Открыто осмысливают | Беседа по вопросам. Саморегуляция | |
Домашнее задание: страничка для любознательных (с. 71) НЕ ЗАДАНО, по желанию | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание - Придумать по 2 словосочетания с сущ. на каждое прилагательное с.71 | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное | Текст |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Врубель Михаил Александрович ( 1856-1910)
История создания картины «Царевна-лебедь»(1900) Царевна-Лебедь» — картина Михаила Александровича Врубеля , написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова « Сказка о царе Салтане » по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина . Премьера оперы, лежащей в основе картины, состоялась в Частной опере 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Ивановна Забела-Врубель
«Царевна – Лебедь» 1900г. Врубель Михаил Александрович
РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА: подобрать синонимы зелёный большой багряный сказочный изумрудный огромный багровый волшебный
РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА живописец мастер написал полотно холст художник создал картина поражает удивляет изумляет
Словосочетания: замечательного мастера живописи, сказочная девушка-птица, печальные глаза, огромные белоснежные крылья, вечерняя заря, волшебными огнями Отзыв по картине Врубель Михаил Александрович «Царевна – Лебедь»
Рефлексия Урок помог мне… Для меня было сложным… Мне понравилось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Сочинение по картине Б.М. Кустодиева "Масленица"
Краткий конспект урока по русскому языку....
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Урок русского языка "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень"
Урок русского языка в 3 классе "Сочинение по картине Левитана "Золотая осень" с презентацией....
Урок русского языка. Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 3 класс
Урок русского языка. Сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 3 класс...
Презентация и конспект урока 2 класс УМК "Школа России" В.П. Канакина Русский язык Сочинение по картине А.С. Степанова "Лоси".
Работа по картине А.С. Степанова "Лоси" и работа по подготовке написания сочинения: лексическая и орфографическая работа....
Презентация к уроку русского языка . Сочинение по картине И.Левитана "Золотая осень"
Презентация к уроку развития речи. Иллюстративный материал к уроку написания сочинения по картине И.Левитана "Золотая осень"....
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег"
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А.А.Пластова Первый снег" для 3 -4 класса...