Работа над ошибками
консультация по русскому языку на тему

Кузнецова Екатерина Николаевна

Считаю работу над ошибками неотъемлемой частью работы над формированием  навыка грамотного письма.  "Придумались" некоторые приемы, и с ними я готова поделиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_oshibkami.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                РАБОТА НАД ОШИБКАМИ  (Из опыта работы).

           При изучении материала по русскому языку в начальной школе важно параллельно вести повторение ранее изученных тем. Я останавливаюсь на повторении одной темы. Стараюсь эту работу выполнять регулярно и в системе. Например,  повторяем правописание разделительного твердого и мягкого знаков. В понедельник учащиеся пишут 10 слов на данную тему с объяснением. Во вторник – те же слова, но без объяснения. Учитель проверяет и выписывает слова, в которых были допущены ошибки. В среду  этот  набор слов, усложняя заданиями по развитию речи. В четверг пишут словарный диктант, насыщенный словами с разделительными знаками, из которого составляется список слов на следующую неделю.  Со словарными словами идет работа независимо от темы повторения. . Учащиеся ведут словарики  начиная с 1 класса и продолжают его в 5 классе.

          Плодотворной считаю в тетради, когда в словах подчеркиваются возможные ошибки. Ошибок еще нет, поэтому ребенок спокоен. Он доказывает, почему  считает возможным свой вариант написания. Так при проверке  безударных гласных мы, учителя, используем не все случаи проверки. Для того, чтобы видели все случаи проверки и могли выбрать нужный вариант я использую такую таблицу:

                         ГЛАСНУЮ МОЖНО ПРОВЕРИТЬ:

  1. Через изменение числа существительных: (столы – стОл, леса – лЕс, река – рЕки, окно – Окна).
  2. Через замену прилагательного существительным:

(ледяной – лЁд, лесной – лЕс) и наоборот (белизна – бЕлый).

  1. Через замену глагола существительным: (бегу – бЕг, тходить – хОд) и наоборот (движение - двИжется).
  2. Через замену одной формы глагола другой: (водить – вОдит, пишу – пИшет).
  3. Используя прием «назови  ласково»: (трава – трАвка).
  4. Подбирая к многосложному слову односложное: (домашний - дОм, больница – бОль, кормушка – кОрм).

            Иногда во время проверки тетрадей  ошибки не исправляю, а ставлю на полях палочки по количеству ошибок на строке. Находят их, исправляют  и выписывают для работы над ошибками. А тут у нас существует договор –  как поступать при проверке -  отвечаем на два вопроса:

  1.  В какой части слова допущена ошибка?

Если ошибка в приставке, то мы в начальных классах знаем, какие приставки бывают, а какие нет.

Если ошибка в корне, мы или запоминаем (словарное слово), или проверяем  (по выше приведенной таблице).

Если ошибка в суффиксе, то, в основном, рассуждения такие же, как при определении приставок.

А вот когда ошибка в окончании, необходимо ответить на второй вопрос:

2.Какой частью  речи является слово?

Если в окончании существительного, то определяем склонение и падеж, получаем окончание.

Если ошибка в окончании имени прилагательного, то определяем его по окончанию в вопросе.

 Если ошибка в окончании глагола, то по спряжению глагола, определяем гласную в окончании.

Таким образом, дети знают, правописание гласной  или согласной

в приставке и суффиксе – запоминаем,

в корне – запоминаем или проверяем,

в окончании – доказываем.

     Конечно, сразу такая работа не пойдет. Нужна долго и  кропотливо ть работа на результат. Для того, чтобы научить ориентироваться в орфограммах, со второклассниками заводим тетради для работы над ошибками и ведём ее до окончания 4 класса. Для организации работы в этой тетради использую памятку, которая подсказывает, на какое правило допущена ошибка (на каждую орфограмму – лист в тетради). В памятке дан образец работы над ошибкой. Каждая орфограмма имеет свой порядковый номер, чтобы легче соотнести с орфограммой. Страницы в тетради и сама памятка заполняется по мере изучения правил.

                     

                                               ПАМЯТКА для работы над ошибками

  1. Перенос слов.

Ма-ленький, малень-кий, ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.

  1. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн.
    (Напиши слово правильно, подбери еще три слова
    )
    Машина, шил, живот, чугун, кричу, щурёнок.
  2. Большая буква в именах и т.д.
    Петербург – название города.  Иванов Сергей Петрович – Ф.И.О.
    С Жучкой – кличка животного.
  3. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
    ГрОзы – грозА, снЕг – снегА.
  4. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
    Грибы – гриб, шуба – шубка.
  5. Непроизносимые согласные в корне слова.
    Солнышко – солнце, но опасен – опасный.
  6. Правописание приставки.
    Из  садика, но переход.
  7. Разделительный  ъ и ь.
    Подъезд, вьюга.
  8. Разделительное написание предлога со словом.
    В лес, в густой лес.  
  9. Мягкий знак (ь) в конце существительного после шипящих.
    Ночь – ж.р., мяч – м.р.
  10. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.
    Озером (каким?) глубоким, к лесу (какому?) сосновому.
  11. Безударные падежные окончания существительных.
    Шёл (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., (по степени).
    Читали ( о чем?) об улиц
    е – 1 скл., П.п., (о земле).
    Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл., П.п., (о коне).
  12. Безударные личные окончания глаголов.
    Писать (не на – ить, не искл. 1 спр.) – пишет.
    Строить (на – ить, 2 спр.) – строят.
    Смотреть (искл., 2 спр.) – смотришь.
  13. Глаголы 2-го л. ед. ч.
    Играешь – 2л., ед. ч.

    Над синтаксисом в начальных классах работа строится аналогично.

           Хочу поделиться «изюминками», которые любят и ждут дети.
          После проведения диктанта выписываю слова, в которых допущены
ошибки, на полоски бумаги разного цвета (по темам). На обратной стороне записываю фамилии учащихся, допустивших ошибку в этом слове, и помещаю все «ошибки» в яблоко, сундучок, а игра называется «Волшебное яблоко» или «Волшебный сундучок». Достают «ошибки» сами дети, они называют фамилии допустивших ошибку и выполняют работу над этой ошибкой. В «Сундучке» ошибки накапливаются. Работать над ними можно как на уроке, так и на перемене.
           Важно поддержать ученика, не унижать его достоинства, т.к. работа над ошибками – основа грамотного письма.        
         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроке русского языка. Тема: Работа над ошибками.

Цель: провести анализ контрольных работ (тестов), учить находить ошибки в своих работах, провести работу над ошибками, формировать УУД. Подготовительная работа:На предыдущем уроке дети напи...

Работа над ошибками (из опыта работы учителей начальных классов)

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

Работа над ошибками в контрольной работе по математике.

Работа над ошибками после изучения темы "Сложение и вычитание чисел в пределах 20". На данном уроке проводится анализ заданий, в которых учащиеся чаще всего допускают ошибки....

"Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы".

Статья "Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы"...

Приемы работы над ошибками ( из опыта работы)

В данной статье представлены приёмы работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

Работа над ошибками в комплексной работе 3 класс.Осень в лесу.(И.Соколов –Микитов )

Эту презентацию можно  использовать после того , как ребята выполнят комплексную работу в 3 классе (Абросимова Е.Е.,Мурашкина И.А) по тексту " Осень в лесу."(И.Соколов-Микитов).  Иллюстрации...

Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...