Конспект урока на тему "Лучший урок письма"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Показать значимость письма в жизни людей в трудных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pisma_izdaleka.doc | 898 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусатская средняя общеобразовательная школа»
Ростовская область Семикаракорский район х. Сусат ул. Гагарина, д. 28/1.
почт. индекс 346651 тел.: 8(86356) 2-92-09 E-mail: susat-shkola@yandex.ru
Номинация конкурса:
Лучшая методическая разработка проведения «урока письма»
Карташова Ирина Борисовна,
11.01.1982 года рождения
учитель начальных классов
МБОУ Сусатская СОШ,
проживающая по адресу:
346630 Ростовская область,
г. Семикаракорск
пр-т Атаманский, д. 268/1 кв. 11
2018 г.
Тема: «Письма издалека…»
Цель урока: Показать значимость письма в жизни людей в трудных жизненных ситуациях.
Личностные УУД: способствовать формированию бережного отношения к слову, развивать самостоятельность, настойчивость, чуткое отношение к близким.
Регулятивные УУД: формировать умение понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные УУД: развивать умение добывать информацию из разных источников.
Коммуникативные УУД: развивать умение передавать свои мысли и чувства с помощью письменной речи.
Предметные УУД: повысить интерес к эпистолярному жанру, обратить внимание учащихся на ценности родного языка.
Метапредметные УУД: формировать у детей младшего школьного возраста целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.
Подготовительная работа:
- 1группа учащихся готовит сообщение по теме: «История письма»
- 2 группа учащихся готовит сообщение о почте.
- 3 группа учащихся готовит сообщение о почтовом конверте.
- 4 группа учащихся готовит сообщение о почтовой марке.
(Учитель дает группам рекомендации по составлению сообщения)
Оборудование: тетрадь, конверты для писем, памятки написания письма,
памятки со словами-подсказками,
презентация
Ход урока
- Организационный момент:
- Давайте вместе с вами приготовимся к уроку. Повторите за мной слова, хлопая в ладоши сначала медленно и тихо, а затем громче и быстрее:
Мы с товарищем вдвоем,
Замечательно живем.
- Пожмите друг другу руки, улыбнитесь, подарите капельку своего тепла. И тихонько займите свои места.
II. Минутка чистописания (Слайд 2)
- Посмотрите внимательно на экран, скажите, какое задание вы можете предложить мне выполнить? (ответы детей)
- А я вам предлагаю такое задание, в каждой строчке присутствует та буква, которую мы будем писать. Определите, какую букву мы будем с вами писать.
- Правильно, это буква «ка», какой звук дает эта буква «к». Дайте ему характеристику. Какую пару он имеет звук «г». Перед тем как писать приготовьте свои пальчики – гимнастика.
Этот пальчик большой – это дедушка,
Это пальчик указательный – это бабушка,
Средний пальчик – это папа,
Безымянный – это мама,
А мизинчик – это я.
А вот это вся моя семья.
- Посмотрите внимательно на доску, найдите закономерность (Кк, Ккк, Кккк: каждый раз, когда пишем прибавляется строчная буква КА)
- Какое будет следующее соединение? (с четырьмя строчными буквами КА)
- Пропишите, пожалуйста, строчку до конца.
III. Постановка учебных задач:
- Над проблемами общения мы задумываемся вместе уже не первый год, и вот пришло время поговорить о письменном общении.
Слайд 3
- Хотела бы я начать наш урок со стихотворения Я. Акима (читает стихотворение хорошо читающий ученик со слайда)
- Какие мысли и эмоции вызвало у вас это произведение?
- Как бы вы озаглавили это стихотворение? (ответы детей)
- На самом деле оно называется «Пишу тебе письмо». ( по щелчку левой кнопкой мыши, появляется название стихотворения).
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (ответы детей)
- Молодцы, правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Письма издалека…»
- Скажите, а как мы будем идти к своей цели? Чем будем заниматься? Как будем искать выход? Что же будем делать?
- Сегодня у нас не совсем обычный урок. На данном уроке Вы должны научиться:
- работать в команде;
- уметь анализировать текст;
- выстраивать цепочки событий;
- отвечать на поставленные вопросы.
Ваша деятельность в группах будет заноситься в таблицу, и по результатам её вы получите отметки за урок.
IV. Работа над новой темой
-Ребята, скажите, пожалуйста, что такое письмо?
- Сейчас мы с вами обратимся к толковому словарю и посмотрим значение этого слова. Для этого объединимся в группы по рядам.
-Скажите слово «письмо» однозначное или многозначное?
- Подумайте и ответьте: способно ли письмо сохранить дружбу и любовь на расстоянии? (ответы учащихся)
(звучит песня «На солнечной поляночке» сначала тихо, когда дети рассматривают репродукцию - громче.)
-В истории нашей страны было немало горьких страниц, когда вынужденная разлука могла сделать близких людей далёкими. И на помощь приходили письма…
- Рассмотрите репродукцию картины Александра Лактионова «Письмо с фронта». Какие чувства она у вас вызывает?
Слайд 4
1.История письма.
-Ребята, как вы думаете, для чего изобрели письмо? Когда это произошло?
- Послушаем выступление первой группы с сообщением об истории возникновения письма. (5 мин.)
- Предлагаю вам несколько отрывков из писем.
(Просмотр отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашино» - чтение родителями письма Дяди Федора).
- Почему испугались родители?
- Что вы можете посоветовать авторам письма? (продумывать текс письма, чтобы никого не обидеть и не напугать, чтобы содержание было понятным)
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: содержание письма должно быть понятным.
Слайд 5. (Чтение письма из сказки Э. Успенского «Грамота»).
- Приятно ли будет родителям читать это письмо? Почему? Исправьте ошибки и проверьте себя (слайд 6).
- Сделайте вывод.
Вывод: письмо должно быть написано грамотно и аккуратно.
V. Творческое задание.
- И теперь нам предлагается выполнить первое задание. Перед вами конспект с историей письма, который необходимо проработать и выполнить задание «Перепутанные логические цепочки» (Приложение 1). Далее один из представителей команды выходит и комментирует данное решение. На выполнение задания даётся 10 минут.
- Время вышло, давайте заслушаем каждую команду. Молодцы! выставление баллов в таблицу)
3. Физкультминутка.
-Для дальнейшей работы нам нужен отдых и подготовка нашего внимания. 1. Вдох через нос – выдох через рот;
2. Краткий глубокий вдох – замедленный выдох;
3. Медленный глубокий вдох – порционный, прерывистый выдох («надуваем шарик» или «погаси свечу»)
4. «Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».
5. «Лезгинка». Левую руку надо сложить в кулак, большой палец, отставив в сторону. Кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить 5 – 6 раз.
6. «Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть к себе, а потом обратно в исходное положение.
7. «Стрельба глазами» влево – вправо, вверх – вниз по 6 раз.
2. Конверт.
- А теперь послушаем представителей 2 группы, которые расскажут об истории возникновения конверта (2-3 мин.)
- Послушайте, пожалуйста, еще один отрывок из письма.
(Чтение письма Ваньки Жукова (отрывок)
«Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался….
«Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».
Слайд 7.
- Как вы думаете, когда было написано это письмо? (Очень давно, когда многие дети не обучались грамоте)
- Какие чувства оно у вас вызывает? (Сочувствие, жалость к одинокому ребёнку)
- Посмотрите на адрес получателя.
- Дойдет ли оно до адресата? Почему? (не дойдёт, т.к. не указан точный адрес, куда должно быть доставлено письмо)
Вывод: отправителем должен быть указан точный адрес.
Слайд 8
- У вас на столах лежат конверты, возьмите их в руки и рассмотрите. А теперь обратите внимание на экран. На слайде вы видите подписанный конверт.
- Автор письма – это адресант, получатель – адресат.
- Давайте подпишем наши конверты!
Выставляем баллы в таблицу
3. Почта.
- Прежде, чем письмо доставят адресату, оно попадает на почту. Давайте послушаем выступление третьей группы.(2-3 минуты)
4. Почтовые марки
Сообщение учащихся 4 группы о почтовой марке.(2-3 минуты)
VI. Документальная страничка
Марина Ивановна Цветаева говорила, когда родила сына: «Мальчиков баловать надо. Им, может быть, воевать придется…»
- Пришлось воевать и нашим прадедам. К сожалению, в Великой Отечественной войне погибло 3350 тысячи жителей Семикаракорского района, 2024 пропало без вести. Но вы – молодое поколение. Вы войну знаете только со слов, понаслышке. И тем отраднее, что сегодня звучат ваши слова от души, слова благодарности и признательности победителям.
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение К. Симонова «Жди меня». (читает за раннее подготовленный ученик).
VII. Подведение итога урока.
- Спасибо вам, ребята! Вы просто молодцы!
Слайд 9, 10.
- Давайте подведем итог, назовите основные правила написания писем.
- Какую значимость имеют письма в жизни людей, особенно в трудных жизненных ситуациях?
- Что можете сказать о профессии почтальона?
- Что нового узнали на уроке об особенностях написания писем?
Домашнее задание:
Написать письмо ветерану
-Не забудьте о структуре письма, о словах-подсказках, они есть у вас на столах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией по письму в 1 классе «ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ З, з»
Конспект урока с презентацией по письму в 1 классе «ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ З, з» по системе учебников "Начальная школа XXI века"...
Сценарий интегрированного урока на основе уроков обучения грамоте и письму
Сценарий интегрированного урока на основе уроков обучения грамоте и письму...
Конспект и презентация к уроку обучения грамоте (письмо) УМК "Планета знаний" 1 класс по теме: "Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г-к"
Ресурс представляет собой конспект урока письма для 1 класса по теме: "Письмо заглавной буквы Г. Парные согласные г-к»" с презентацией. Материал подготовлен по УМК "Планета знаний". В ходе...
Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"
Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....
Методическая разработка конспекта урока по обучению грамоте (письмо) «Письмо строчной буквы т» 1 класс
Формировать умение писать букву т; учить писать слоги, сочетания и слова с буквой т;закреплять написание изученных букв....
План-конспект урока по обучению грамоте (письмо) 1 класс «Письмо строчной буквы т»
УМК «Перспектива». Пропись №2 «Мой алфавит» (часть первая)Авторы: Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов Тема: «Письмо строчной буквы т»(Технологическая карта изучения темы)· Задачи ...
Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...