Урок по русскому языку в 3 классе "Правописание парных звонких и глухих согласных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок «Правописание парных звонких и глухих согласных» является четвёртым по ходу изучения темы из раздела Правописание частей слова». Этот урок опирается на предыдущие, т. к. дети уже знакомы с парными согласными, способами их проверки.
Цель: расширение знаний учащихся о проверке слов с парными согласными в корне.
Главная задача урока – выработка алгоритма проверки парных согласных, умение применять правило на практике.
Главный акцент на уроке делался на алгоритм написания парной согласной: прочитать слово, найти орфограмму, проверить, сравнить написание проверочного и проверяемого слова. Для этого была организована работа в группе. С этим заданием ребята справились, лишь в одной группе была допущена незначительна ошибка. Уделялось большое внимание различению формы слова от однокоренных слов, т.к. это дети часто путают.
На уроке использовались методы: частично – поисковый, исследовательский; слоравленная на развитиевесный, наглядный, практический.
Использовались ИКТ средства обучения, раздаточный материал. На уроке использовала технологию критериального оценивания. По мере выполнения заданий проводилась самопроверка, взаимопроверка, самооценка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_parnye_soglasnye.docx | 105.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание слов с парными согласными в корне слова.
Цель: расширение знаний учащихся о проверке слов с парными согласными в корне.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: расширить знания о проверке слов с парными согласными в корне слова; совершенствовать умения распознавать и обнаруживать орфограммы слабых позиций и проверять их; научить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами; развивать орфографическую зоркость.
метапредметные: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать вывод, систематизировать учебный материал; обогащать словарный запас учащихся, развивать речь; развивать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
личностные: воспитывать навыки сотрудничества, уважения к иному мнению, развитие самостоятельности и личной ответственности, навыки самопроверки, взаимопроверки.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный практический; фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: проектор, ПК, презентация, карточки, смайлики.
Ход урока
- Организационный момент.
- Добрый день! А он обязательно станет для вас хорошим и добрым, если мы подарим свои тёплые улыбки друг другу и нашим гостям. Слайд 1
А чтобы урок прошёл каждому впрок
Активно в работу включайся дружок.
-Садитесь. Откройте тетради, запишите число и название работы.
-Что необходимо для успешной работы на уроке? (Быть внимательными, старательными, активными). Для сегодняшнего урока я подобрала такую цитату «Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев» (Саади, персидский поэт). Как вы её понимаете? Слайд 2
- Чистописание. Слайд 3, 4
-Посмотрите на слайд, вспомните правила посадки при письме. Написание каких букв мы сегодня повторяем. Следим за наклоном и высотой букв.
Посмотрите работы друг друга и дайте оценку прописанному в тетради.
Какие звуки обозначают эти буквы? Что общего у этих звуков? Они парные по какому признаку? (по звонкости-глухости).
1 этап: постановка и принятие учебной задачи
- Актуализация знаний.
- Положите перед собой карточку №1. Что общего у букв первого столбика? (Они обозначают звонкие согласные звуки). Как они произносятся? (С голосом и шумом) Что общего у букв второго столбика? (Они обозначают звонкие согласные звуки). Как они произносятся? (С шумом)
-Что вы можете сказать об этих буквах? (Это парные согласные, но пары расставлены неверно). Восстановите пары букв по звонкости-глухости.
Карточка 1. Б К В Т Г П Д Ф Ж С З Ш |
Слайд 5
- Оцените свою работу. Что мы посоветуем тем ребятам, которые написали не все пары согласных? (Выучить их)
- Зачем их нужно знать? (Их необходимо знать для того, чтобы видеть эти согласные в слабой позиции и не допускать ошибки).
- Опираясь на проделанную работу, сформулируйте тему урока.
(Тема урока. Правописание слов с парными согласными в корне слова).
- Сегодня мы продолжаем работу над разделом Правописание частей слова. Говорим об орфограммах в корне слова, а именно о парных согласных в корне.
- Сформулируйте цель урока. Слайд 6
Я узнаю … Я научусь… (находить парные согласные в словах, использовать алгоритм проверки при написании, подбирать проверочные слова).
- Работа по теме урока.
2 этап: операционный (организация познавательной деятельности
по решению учебной задачи)
1. Практическая работа. Слайд 7
Работа в парах. На каждом столе карточка №2.
Сильная позиция Слабая позиция | тетради тетрадный тетрадка тетрадочка тетрадь |
- Что общего у этих слов? (Они однокоренные). Докажите.
- Разделите данные слова на две группы, используя стрелки. 1-ая группа – слова, в которых парный согласный в сильной позиции, 2 группа – слова, в которых парный согласный в слабой позиции.
- Проверим работу в парах. Выслушать 2-3 пары.
- Подводим итог. На слайде появляются эти две группы слов. Слайд 8
- Объясните, что значит – сильная позиция парного согласного? (Парный согласный четко произносится, когда после него стоит гласный или согласные [н ], [н].)
- Что значит – слабая позиция парного согласного? (Парный согласный не четко произносится, когда он стоит на конце слов или после него идет снова согласный. При написании можно допустить ошибку.)
-Сделайте вывод: Всегда ли парный согласный звук нуждается в проверке? (Когда он стоит на конце слова или перед согласным в корне, т. е. в середине слова).
- В какой группе находятся проверочные слова?
Оцените свою работу.
2.Словарная работа.
- А сейчас поработаем с орфографическим словарём. На какой странице он находится? Откройте его. Выпишите из словаря 4 имёни существительных на букву м с орфограммой парный согласный на конце слова. Подчеркните орфограммы. Поставьте ударение.
-Какие слова выписали? (Выслушать двоих). Самопроверка. Слайд 9
- Объясните написание парной согласной, подобрав проверочное слово. Запишите. Слайд 10
Медведи – медведь, молотки – молоток, из моркови – морковь, морозы – мороз. Как подбирали проверочное слово? (Изменяли форму слова, чтобы после согласного шел гласный)
- Ученик изменил форму слова, подставив предлог, мороз - в мороз? Будет ли это проверкой? Почему? Оцените свою работу.
3.Физминутка. Слайд 11
4. «Исключение лишнего» Слайд 12
- Вставьте пропущенную букву, подобрав проверочное слово. (Один ученик у доски).
Сугро_, лё_, горо_, сне_, ши_ка, поя_, коро_, шка_.
- Какое слово можно назвать лишним в этом ряду? Почему? (В слове шишка парный согласный в середине слова, его нельзя проверить изменяя форму слова).
- Поверьте слово шишка. (Шишка – шишечка). Это форма слова или однокоренное слово? (Однокоренное слово).
5. Работа с правилом.
- Ребята, кто-нибудь может сформулировать правило проверки парного согласного в корне слова? (Спросить 2-3 детей). Откройте учебник на с.112. Прочитайте правило в паре.
6. Работа в группе.
- Как вы должны действовать, чтобы не допустить ошибку при написании диктанта с орфограммой буквой парного согласного в корне слова? (Мы должны воспользоваться алгоритмом)
- Есть у нас такой алгоритм? Нет
- Какая задача стоит перед нами? (Составить алгоритм)
Но сегодня вы будете не составлять алгоритм, а восстанавливать его.
Алгоритм для проверки буквы парного согласного в конце слова.
1. Читаю слово.
2. Нахожу парный согласный.
- Рассуждаю, вспоминаю правило.
- Подбираю проверочное слово.
- Проверим. Слайд 13
- У кого получилось составить алгоритм. Оцените свою работу.
-Прочитайте таблицу. Кто может её пояснить? Слайд 14
- этап: контроль и оценка
7. Подведение итогов урока.
- Давайте вернемся к теме урока. Какая тема?
- Какие цели мы ставили перед собой?
- Как вы думаете, эти цели мы могли решить только на одном уроке?
- А у кого сегодня знаний по этой теме стало хоть чуточку больше?
- Важно ли, что это буква парного согласного в корне слова? (Да. В корне слова орфограмму часто можем проверить).
- А если это орфограмма в приставке или в суффиксе? (Значит, написание нужно вспомнить).
- Как проработать ошибку на парную согласную?
- Записать слово, подобрать проверочное; на это правило записать ещё 2 – 3 слова.
8. Рефлексия. Слайд 15
- Продолжи предложение
На уроке было интересно…
Я могу себя похвалить за…
У меня хорошо получилось…
Мне было трудно…
У меня остались вопросы…
Я не понял…
- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.
9. Домашнее задание. Слайд 16
1.Выучить правило.
2. По выбору:
Написать 10 слов с парным согласным в корне слова.
Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.
Слайд 17
Резерв
Сложное слово с соединительной гласной О, обозначающее падение снега.
Снегопад
- Укажи корни, из которых состоит это слово?
- Какая орфограмма в этом слове?
Утром был сильный мороз. К обеду выпал первый снег. На деревьях пушистый наряд. У порога сидит наш кот. Он смотрит на большой сугроб. Ребята бегут на пруд.
задания |
| Максимальный балл | Оцениваю себя сам | Оценивает товарищ |
1 | Соотнёс не все пары согласных | 0 | ||
Нашёл все пары согласных | 1 | |||
2 | Не смог разделить на группы сам | 0 | ||
Разделил на группы, но допустил 1 ошибку | 1 | |||
Разделил на группы правильно | 2 | |||
3 | Не смог выписать 5 слов | 0 | ||
Выписал все слова самостоятельно и правильно | 1 | |||
Не смог подобрать проверочные слова или допустил 2-4 ошибки | 0 | |||
Подобрал проверочные слова, но допустил 1 ошибку | 1 | |||
Подобрал все проверочные слова | 2 | |||
4 | Не смог разделить слова на группы или допустил 3-5 ошибок | 0 | ||
Разделил на группы, но допустил 1- 2 ошибки | 1 | |||
Разделил на группы правильно | 2 | |||
5 | Не смог составить алгоритм | 0 | ||
Смог составить алгоритм с помощью | 1 | |||
Смог составить алгоритм самостоятельно | 2 | |||
10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
Мониторинг по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова". Таблица Exel
Мониторинг по русскому языку по теме: "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова" в 3 классе содержится ...
Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Парные звонкие и глухие согласные"(практический материал)
Этот материал позволяет усвоить ученикам правило написания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.Эти упражнения способствуют развитию речи и обогащению словарного запаса учащих...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 класс : Парные звонкие и глухие согласные в словах. Подготовка к сочинению.
Один из последних уроков в теме. Направлен на подготовку к сочинению . Интересная физминутка....
Урок русского языка 2 класс "Парные звонкие и глухие согласные"
Урок русского языка во 2 классе по программе "Перспектива". Тема "Парные звонкие и глухие согласные". Урок разработан с учетом современных требований ФГОС. К уроку разработа презентация....
Занимательные задания по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные"
Задания могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы "Парные звонкие и глухие согласные"....