Пособие по русскому языку для обучающихся 1 -2 классов
учебно-методическое пособие по русскому языку (2 класс) на тему

Литвинова Татьяна Александровна

Пособие по русскому языку для обучающихся 1 -2 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10,  звуков – 6

Согласных букв –21,  звуков – 36

Не обозначают звуков: ь,  ъ

ГЛАСНЫЕ                     СОНОРНЫЕ                        ПАРНЫЕ

а

о

у

э

ы

л

м

н

й

р

б

в

г

д

з

ж

ь

я

е

ю

е

и

п

ф

к

т

с

ш

х

ц

ч

щ

ъ

ЗВОНКИЕ                                     ГЛУХИЕ

Обозначают твёрдость согласных звуков буквы а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков буквы  я, е, ё, ю, и Обозначают два звука – в начале слова  -  после Ь, Ъ  - после гласной – буквы: е [йʼэ], ё [йʼо], ю [йʼу], я [йʼа]

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [йʼ], [чʼ], [щʼ]

Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [чʼ], [щʼ]

Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.

Ударение всегда падает гласный звук в слоге.

Ударение может менять место при изменении формы данного слова:  рекá - рéки

Запомни!

Знак ударения не ставится:

Если в слове один слог: слон, ночь

На букву Ё, она всегда ударная: ёлка, чёрный.

Правило:

Чтобы найти ударный слог, нужно произнести слово 3-5 раз очень быстро, а потом медленно.

Алгоритм фонетического разбора слова:

  1. Выпиши слово. Прочитай слово так, как ты его произносишь. Поставь ударение.
  2. Подели слово на слоги. Прочитай ударный слог.
  3. Дай  характеристику звукам по порядку:

Гласные звуки: ударные или безударные.

Согласные звуки: твердые или   мягкие, звонкие или глухие, парные или непарные.

  1. Посчитай, сколько в слове букв и сколько звуков.
  2. Напиши фонетическую транскрипцию.

Делай так:

Я|ма -  2 слога, [й'ама] 

я - [й'] - согласный, мягкий ,звонкий ( сонорный), непарный

      [а] - гласный, ударный

м - [м] - согласный, твердый, звонкий(сонорный), непарный

а - [а]  -гласный, безударный

––––––––––––––

3 б., 4 зв.

Работа над ошибками

  • Пропусти 2 рабочие строки после работы.
  • На 3 строке напиши посередине:

Работа над ошибками.

  • Начни с ошибок в оформлении предложений. Каждое предложение выписывай с новой строки.
  • Выписывай слова без ошибок каждый раз с новой строки.
  • Подчеркни исправленную букву и определи орфограмму.
  • Найди эту орфограмму в списке памятки и следуй указаниям инструкций под таким же номером.
  • Количество исправлений учителем и количество строк в работе над ошибками должны совпадать.

Орфограммы, изученные в 1-2 классе

№ 1  Оформление предложения.

№ 2  Пропуск, замена букв или незнакомая орфограмма.

№ 3  Перенос слова

№ 4  Гласные после шипящих

№ 5  Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН

№ 6  Заглавная буква в именах собственных.

№ 7  Проверяемая безударная гласная

(а, о, е, и, я ) в корне слова.

№ 8  Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

№ 9  Парные согласные.

№10  Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

№11  Разделительный мягкий знак.

№12  Разделительный твёрдый знак.

№13   Правописание предлога со словом.

№14  Правописание приставки со словом.

№15  Двойные согласные.

№ 1        Оформление предложения.

Запомни! Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль. 

Запомни! Первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится (.) или (!) или (?) или (…).

Работа над ошибками

  • Выпиши предложение правильно .
  • Подчеркни заглавную букву и знак в конце предложения.

Делай так: У тебя много друзей ?

№ 2            Пропуск, замена букв

         или   незнакомая орфограмма.

Запомни! Когда  пишешь слово – диктуй его по слогам и медленно тяни каждый звук.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно и поставь ударение.
  • Подчеркни букву, где была допущена ошибка.
  • Запиши ещё 2 раза, разделяя слово на слоги.

Делай так: Двéри, двé-ри, двé-ри

№ 3                 Перенос слова

Запомни! Слово переносится с одной строки на другую по слогам. При переносе нельзя оставлять на строке или переносить одну букву. Буквы Й, Ь и Ъ нельзя отделять от стоящей впереди буквы. Слова с двойной согласной переносятся так: груп-па, а если в слове есть приставка, то так: пере-ехал

Работа над ошибками

  • Выпиши слово, подчеркни гласные буквы и раздели слово на слоги.
  • Подумай, как можно перенести это слово.

Делай так :  Объ/яв/леи/е, объявле-ние, объ-явление, объяв-ление

№ 4         Гласные после шипящих

Запомни!   ЖИ – ШИ  пиши с буквой И,

ЧУ – ЩУ  пиши с буквой  У,

ЧА – ЩА  пиши с буквой  А.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно.
  • Придумай и запиши еще 2 слова с этим сочетанием.
  • Обозначь орфограмму.

Делай так:   Малыши, карандаши, ушиб.

№ 5 Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН

Запомни! Сочетания ЧК-ЧН, ЩН, РЩ, НЧ, НЩ, –пиши без Ь.

Птичка, ночной, кончик, сварщик, мощный, обманщик.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно.
  • Придумай и запиши еще 2 слова с этим сочетанием.
  • Обозначь орфограмму.

Делай так:   Дочка, речка, ручка

№ 6 Заглавная буква в именах собственных.

Запомни!   Фамилии, имена и отчества людей, клички животных, названия рек, городов, деревень, морей, планет, гор, названия газет и журналов пишутся с большой буквы.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно, подчеркни заглавную букву.
  • Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Кошка Мурка, река Волга, Петров

№ 7      Проверяемая безударная гласная

(а, о, е, и, я ) в корне слова.

Запомни!   Для того чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень.
  • Обозначь орфограмму.
  • Подбери и запиши через тире проверочное слово.

Делай так: Водá - вóды

№ 8      Непроверяемая безударная гласная

в корне слова.

Запомни!  Слова с непроверяемой гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно, поставь ударение.
  • Подчеркни букву, которую надо запомнить.
  • Запиши ещё 2 раза или 2 однокоренных слова.

Делай так: Яʹгода, яʹгода, яʹгода, или     Яʹгода, яʹгодка, яʹгодное.

№ 9                  Парные согласные.

(б-п,  в-ф,  г-к,  д-т,  з-с,  ж-ш)

(При произношении парные звонкие согласные в конце слова заменяются глухими парными - оглушáются)

Запомни! Для того чтобы проверить парную согласную в конце слова, надо подобрать проверочное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно.
  • Обозначь орфограмму.
  • Подбери и запиши через тире проверочное слово.

Делай так: Мороз – морозы, нет мороза, морозец

№ 10      Мягкий знак, обозначающий    мягкость согласных.

Запомни! Мягкий знак не обозначает звука. Пишется в конце слова после согласных букв и в середине слова между согласными буквами (Конь, тень, мальчик, коньки).

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно.
  • Подчеркни Ь и согласную перед ним
  • Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: Ель, морковь, пень или

Большой, пеньки, Ольга  

№ 11      Разделительный мягкий знак.

Запомни! Мягкий знак не обозначает звука. Пишется в корне  слова после букв согласных и перед гласными буквами е, ё, ю, я, и.

(Если в слове слышен звук [ йʼ] после согласного перед гласным ,то пишу букву Ь перед буквами е, ё, ю, я, и.)

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно.
  • Подчеркни Ь и гласную после неё.
  • Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: Ручьи, муравьи, соловьи

№ 12      Разделительный твёрдый знак.

Запомни! Твёрдый знак не обозначает звука. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную,  перед гласными буквами е, ё, ю, я.

(Если в слове слышен звук [ йʼ] после приставки на согласный звук перед гласным ,то пиши букву Ъ перед буквами е, ё, ю, я.)

Работа над ошибками

  • Выпиши слово правильно.
  • Подчеркни Ъ и гласную после неё.
  • Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: Подъезд, съезд, объезд

№ 13   Правописание предлога со словом.

Запомни! Предлоги К, ПО, В, НА, НАД, ЗА, С, ПОД, ПО, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ, БЕЗ, ДЛЯ, О, ОКОЛО, ОБ … 

Они служат для связи слов в предложении. Предлог со словом пишется отдельно. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово вместе с предлогом.
  •  Обозначь орфограмму – пробел.
  • Между предлогом и словом вставь другое слово или вопрос.

Делай так: К   берегу,  к (какому?) берегу,  к крутому берегу

№ 14  Правописание приставки со словом.

Запомни! Приставки – В, ВО, ВЫ, С, СО, ЗА, О, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ПРО, ПЕРЕ, ИЗ, НА, НАД, У … пишутся со словом слитно.

ПРИСТАВКА – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Работа над ошибками

  • Выпиши слово.
  • Выдели приставку и корень
  • Образуй от этого слова ещё 2 с другими приставками.

Делай так: Убежала, прибежала, сбежала.

№ 15         Двойные согласные.

Запомни или проверяй по словарю.

пп – группа, грипп, аппликация, Филипп

кк – хоккей, аккуратный        жж – дрожжи, жужжат

лл – аллея, коллектив, коллекция, Кирилл, Алла

мм – сумма, килограмм, грамм, Эмма, Римма

нн – осенний, весенний, ранний, утренний, длинный, ванна, Анна, Геннадий, Инна

сс – класс, рассказ, касса, шоссе, русский, Россия,

рр – терраса, территория          бб – суббота

Работа над ошибками

  • Выпиши слово, подчеркни удвоенную согласную.
  • Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так: Класс – классный, Россия, шоссе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1- класса

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 1- класса  составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования....

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса :"Однородные подлежащие и сказуемые. "

Конспект урока по русскому языку по ФГОС образовательная система "Школа 2100" УМК Р.Н,Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В, Пронина...

Сценарий театрализованного представления "Наш родной русский язык"( для обучающихся 1 класса).

Данное мероприятие проводится во внеурочное время с целью:- способствовать сознательному, бережному отношению к русскому языку, как к достоянию народа, культуры;- стимулировать интерес к изучению русс...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса

    Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интелл...

Пособие по русскому языку для обучающихся 1 класса ( повторение изученного материала за год)

Теоретический материал для повторения изученного по русскому языку для обучающихся 1 класса ( конец года)...

Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 4 классов по теме «Слово в языке и речи»

Назначение работы -  оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Слово в языке и речи», установить соответствие подготовки  обучающихся  4-х  классов по русскому...

Методическое пособие по русскому языку для 1-ого класса.

Пособие состоит из текстов для списывания и заданий к ним. Также включает памятки за курс 1-ого класса....