В русском языке – 33 буквы Гласных букв – 10, звуков – 6 Согласных букв –21, звуков – 36 Не обозначают звуков: ь, ъГЛАСНЫЕ СОНОРНЫЕ ПАРНЫЕ а | о | у | э | ы | л | м | н | й | р | б | в | г | д | з | ж |
| ь | я | е | ю | е | и |
| п | ф | к | т | с | ш | х | ц | ч | щ | ъ |
ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕОбозначают твёрдость согласных звуков буквы а, о, у, ы, эОбозначают мягкость согласных звуков буквы я, е, ё, ю, и Обозначают два звука – в начале слова - после Ь, Ъ - после гласной – буквы: е [йʼэ], ё [йʼо], ю [йʼу], я [йʼа] Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц] Всегда мягкие: [йʼ], [чʼ], [щʼ] Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [чʼ], [щʼ] | Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова.Ударение всегда падает гласный звук в слоге. Ударение может менять место при изменении формы данного слова: рекá - рéки Запомни! Знак ударения не ставится: Если в слове один слог: слон, ночь На букву Ё, она всегда ударная: ёлка, чёрный. Правило: Чтобы найти ударный слог, нужно произнести слово 3-5 раз очень быстро, а потом медленно. |
Алгоритм фонетического разбора слова: - Выпиши слово. Прочитай слово так, как ты его произносишь. Поставь ударение.
- Подели слово на слоги. Прочитай ударный слог.
- Дай характеристику звукам по порядку:
Гласные звуки: ударные или безударные. Согласные звуки: твердые или мягкие, звонкие или глухие, парные или непарные. - Посчитай, сколько в слове букв и сколько звуков.
- Напиши фонетическую транскрипцию.
Делай так: Я|ма - 2 слога, [й'ама] я - [й'] - согласный, мягкий ,звонкий ( сонорный), непарный [а] - гласный, ударный м - [м] - согласный, твердый, звонкий(сонорный), непарный а - [а] -гласный, безударный –––––––––––––– 3 б., 4 зв. | Работа над ошибками - Пропусти 2 рабочие строки после работы.
- На 3 строке напиши посередине:
Работа над ошибками. - Начни с ошибок в оформлении предложений. Каждое предложение выписывай с новой строки.
- Выписывай слова без ошибок каждый раз с новой строки.
- Подчеркни исправленную букву и определи орфограмму.
- Найди эту орфограмму в списке памятки и следуй указаниям инструкций под таким же номером.
- Количество исправлений учителем и количество строк в работе над ошибками должны совпадать.
|
Орфограммы, изученные в 1-2 классе № 1 Оформление предложения. № 2 Пропуск, замена букв или незнакомая орфограмма. № 3 Перенос слова № 4 Гласные после шипящих № 5 Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН № 6 Заглавная буква в именах собственных. № 7 Проверяемая безударная гласная (а, о, е, и, я ) в корне слова. № 8 Непроверяемая безударная гласная в корне слова. № 9 Парные согласные. №10 Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных. №11 Разделительный мягкий знак. №12 Разделительный твёрдый знак. №13 Правописание предлога со словом. №14 Правописание приставки со словом. №15 Двойные согласные. | № 1 Оформление предложения. Запомни! Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль. Запомни! Первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится (.) или (!) или (?) или (…). Работа над ошибками - Выпиши предложение правильно .
- Подчеркни заглавную букву и знак в конце предложения.
Делай так: У тебя много друзей ? |
№ 2 Пропуск, замена букв или незнакомая орфограмма. Запомни! Когда пишешь слово – диктуй его по слогам и медленно тяни каждый звук. Работа над ошибками - Выпиши слово правильно и поставь ударение.
- Подчеркни букву, где была допущена ошибка.
- Запиши ещё 2 раза, разделяя слово на слоги.
Делай так: Двéри, двé-ри, двé-ри | № 3 Перенос слова Запомни! Слово переносится с одной строки на другую по слогам. При переносе нельзя оставлять на строке или переносить одну букву. Буквы Й, Ь и Ъ нельзя отделять от стоящей впереди буквы. Слова с двойной согласной переносятся так: груп-па, а если в слове есть приставка, то так: пере-ехал Работа над ошибками - Выпиши слово, подчеркни гласные буквы и раздели слово на слоги.
- Подумай, как можно перенести это слово.
Делай так : Объ/яв/ле/ни/е, объявле-ние, объ-явление, объяв-ление |
№ 4 Гласные после шипящих Запомни! ЖИ – ШИ пиши с буквой И, ЧУ – ЩУ пиши с буквой У, ЧА – ЩА пиши с буквой А. Работа над ошибками - Выпиши слово правильно.
- Придумай и запиши еще 2 слова с этим сочетанием.
- Обозначь орфограмму.
Делай так: Малыши, карандаши, ушиб. | № 5 Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН Запомни! Сочетания ЧК-ЧН, ЩН, РЩ, НЧ, НЩ, –пиши без Ь. Птичка, ночной, кончик, сварщик, мощный, обманщик. Работа над ошибками - Выпиши слово правильно.
- Придумай и запиши еще 2 слова с этим сочетанием.
- Обозначь орфограмму.
Делай так: Дочка, речка, ручка |
№ 6 Заглавная буква в именах собственных. Запомни! Фамилии, имена и отчества людей, клички животных, названия рек, городов, деревень, морей, планет, гор, названия газет и журналов пишутся с большой буквы. Работа над ошибками - Выпиши слово правильно, подчеркни заглавную букву.
- Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Кошка Мурка, река Волга, Петров | № 7 Проверяемая безударная гласная (а, о, е, и, я ) в корне слова. Запомни! Для того чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
Работа над ошибками - Выпиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень.
- Обозначь орфограмму.
- Подбери и запиши через тире проверочное слово.
Делай так: Водá - вóды |
№ 8 Непроверяемая безударная гласная в корне слова. Запомни! Слова с непроверяемой гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре. Работа над ошибками - Выпиши слово правильно, поставь ударение.
- Подчеркни букву, которую надо запомнить.
- Запиши ещё 2 раза или 2 однокоренных слова.
Делай так: Яʹгода, яʹгода, яʹгода, или Яʹгода, яʹгодка, яʹгодное. | № 9 Парные согласные. (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш) (При произношении парные звонкие согласные в конце слова заменяются глухими парными - оглушáются) Запомни! Для того чтобы проверить парную согласную в конце слова, надо подобрать проверочное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная. Работа над ошибками - Выпиши слово правильно.
- Обозначь орфограмму.
- Подбери и запиши через тире проверочное слово.
Делай так: Мороз – морозы, нет мороза, морозец |
№ 10 Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных. Запомни! Мягкий знак не обозначает звука. Пишется в конце слова после согласных букв и в середине слова между согласными буквами (Конь, тень, мальчик, коньки). Работа над ошибками - Выпиши слово правильно.
- Подчеркни Ь и согласную перед ним
- Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай так: Ель, морковь, пень или Большой, пеньки, Ольга | № 11 Разделительный мягкий знак. Запомни! Мягкий знак не обозначает звука. Пишется в корне слова после букв согласных и перед гласными буквами е, ё, ю, я, и. (Если в слове слышен звук [ йʼ] после согласного перед гласным ,то пишу букву Ь перед буквами е, ё, ю, я, и.) Работа над ошибками - Выпиши слово правильно.
- Подчеркни Ь и гласную после неё.
- Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай так: Ручьи, муравьи, соловьи |
№ 12 Разделительный твёрдый знак. Запомни! Твёрдый знак не обозначает звука. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я. (Если в слове слышен звук [ йʼ] после приставки на согласный звук перед гласным ,то пиши букву Ъ перед буквами е, ё, ю, я.) Работа над ошибками - Выпиши слово правильно.
- Подчеркни Ъ и гласную после неё.
- Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай так: Подъезд, съезд, объезд | № 13 Правописание предлога со словом. Запомни! Предлоги – К, ПО, В, НА, НАД, ЗА, С, ПОД, ПО, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ, БЕЗ, ДЛЯ, О, ОКОЛО, ОБ … Они служат для связи слов в предложении. Предлог со словом пишется отдельно. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Работа над ошибками - Выпиши слово вместе с предлогом.
- Обозначь орфограмму – пробел.
- Между предлогом и словом вставь другое слово или вопрос.
Делай так: К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу |
№ 14 Правописание приставки со словом. Запомни! Приставки – В, ВО, ВЫ, С, СО, ЗА, О, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ПРО, ПЕРЕ, ИЗ, НА, НАД, У … пишутся со словом слитно. ПРИСТАВКА – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Работа над ошибками - Выпиши слово.
- Выдели приставку и корень
- Образуй от этого слова ещё 2 с другими приставками.
Делай так: Убежала, прибежала, сбежала. | № 15 Двойные согласные. Запомни или проверяй по словарю. пп – группа, грипп, аппликация, Филипп кк – хоккей, аккуратный жж – дрожжи, жужжат лл – аллея, коллектив, коллекция, Кирилл, Алла мм – сумма, килограмм, грамм, Эмма, Римма нн – осенний, весенний, ранний, утренний, длинный, ванна, Анна, Геннадий, Инна сс – класс, рассказ, касса, шоссе, русский, Россия, рр – терраса, территория бб – суббота Работа над ошибками - Выпиши слово, подчеркни удвоенную согласную.
- Запиши еще два слова на эту орфограмму.
Делай так: Класс – классный, Россия, шоссе. |