Технологическая карта "открытого" урока русского языка в 4А классе "Путешествие в страну частей речи"
материал по русскому языку (4 класс) на тему

Дарюхина Олеся Александровна

Данную тех. карту можно использовать в любой классе к любому УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_daryuhinoy_o.a.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта «открытого» урока русского языка в 4А классе

Автор: учитель начальных классов Дарюхина Олеся Александровна

УМК

Тема

«Путешествие в страну частей речи»

Дата проведения

17.05.2018

Тип урока

комбинированный

Цель урока

систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, научить определять части речи.

Задачи

1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей   речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.

2.Развивать, орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка,  интерес к русскому языку, формировать знания о синтаксисе.

3.  Вывести алгоритм определения части речи, формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

  • Научаться рассказывать о морфологических признаках частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола

Личностные : проявлять эмоционально-ценностное отношение к проблеме; осознание собственных достижений при освоении учебной темы

Познавательные умения:

— определять отличительные особенности частей речи и обосновывать своё мнение;

— строить предложения со словами — различными частями речи, отвечающими на заданные вопросы;

— определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Основные понятия

Формы работы

Оборудование

самостоятельные, служебные, части речи, вопросы

-фронтальная

-парная

-групповая

1.Презентация Power Point “Части речи”

2.Компьютер, проектор.

3.Раздаточные листы для обучающихся.

4.Цветные карандаши.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).

Проверка готовности к уроку.

«Сегодня мы отправляемся в путешествие в поисках страны частей речи. У нас есть ее карта» (Слайд 1).                                            

Девиз « Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь»        (М. Горький) (Слайд №2)

  Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).

- Почему сегодня у нас такой девиз?

- А можно ли их отнести к вам?

- А вы хотите стать сильнее?

- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

- Вы готовы к работе? Тогда в путь!

Но на нашем пути-словарная работа

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

-Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…

-Да  

Регулятивные:

Принятие учебной задачи. Самостоятельная организация рабочего места.

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

Эмоциональный настрой.

- формирование  умения слушать и слышать.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

-Запишите слова. Весна, весенний.

-Что общего в этих словах?  

-Выделите его.

-Какие части слова участвовали в формировании новых слов?

-Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание.  

-Как понимаете это слово?

-Найдите значение слова по словарю Ожегова

- Путь свободен, снова в путь!

1ученик работает у доски

Корень

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Самооценка.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Делают зарядку для глаз и рисуют руками состав слова

Эмоциональная и физическая разгрузка

4. Актуализация новых знаний (постановка проблемы)

Активизировать обучающихся к изучению новой темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме  

• Выявить уровень умения делить слова на группы

Актуализировать знания о

классификации слов: слова, обозначающие предмет; слова, обозначающие признак предмета; слова, обозначающие действие предмета.

• Ввести понятие «части речи».

• Научить:

— определять часть речи и обосновывать своё мнение;

— распределять слова по группам, используя вопрос, и обосновывать своё мнение

Беседа о многообразии слов.

- Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?

- Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?

- А во всех языках вместе взятых?

 К нам спешил лесовичок и уронил мешок с подарками. Представьте себе огромный мешок, из которого посыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок! А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова весна и наступила, на другую над и яркий. Будет ли порядок?( Слайд 3).                                            

- Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать?

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

По каким признакам вы будете разбить слова на группы, которые посыпались из мешка лесовика?

 (Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова)

(Слайд №4)

 - Какое слово  осталось не названым?

-  Что вы о нем можете сказать?

-Перед вами что?

Составьте предложения с этими словами на тему «Весна». А можно составить текст? Запишите свои предложения и поставьте к каждому слову вопрос.(самооценка)

 Дети в группах вывешивают таблички с названием частей речи и составляют правила об этих частях речи

- Наша речь состоит из слов.

Разделить по группам, разрядам, классам

-По вопросам

Не названо слово в, над..

В, над – это предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Слова

Работа в парах

Работа в группах

Вывод№ 1:(Дети делают сами).Все слова в русском языке делятся на большие группы-части речи.

делятся на большие группы-части речи.

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы.

Предметные умения:

— классифицировать слова по группам

Познавательные умения:

— определять часть речи и обосновывать своё мнение;

— распределять слова по группам, используя вопрос, и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Предметные умения:

— формулировать вопрос к определённой части речи

5.Фиксация нового знания.

Давайте составим схему к изученной теме “Части речи” и сделаем вывод:

(Слайд №5-67)

Составление алгоритма. (Слайд 7).

- Что нам нужно было сделать ,чтобы разбить слова на группы?

-Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово?

Самопроверка.

     1.Задать вопрос к слову.

(появляется табличка)

     2.Определить, что обозначает это слово.

(табличка)

      3.Название части речи.

Вывод№2:(Дети делают сами)..

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги – это части речи. Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи

Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.

-читают правило в учебнике и сравни со своим.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Предметные умения:

— формулировать вопрос к определённой части речи

6.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

установить степень усвоения темы, а именно:

- определять части речи;

- определять морфологические признаки частей речи;

- образовывать неопределенную форму глаголов;

- писать слова с известными орфограммами;

- выполнять задания в соответствии с целью;

–  проверять написание текст, вносить исправления.

Самостоятельная работа. Упражнение в определении частей речи. (Слайд 8).

– Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

•        красным – слова, обозначающие предмет;

•        зеленым – слова, обозначающие действия;

•        синим – слова, обозначающие признак;

•        желтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос

Работа в группах

Регулятивные умения:

- выполнять задания в соответствии с целью;

– проверять написание текста, вносить исправления.

Предметные умения:

- определять части речи;

- определять морфологические признаки частей речи.

- писать слова с известными орфограммами

7.Рефлексия

Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

- Вспоминаем тему урока: «Части речи»

Формирование выводов по изученному материалу..

Опираясь на таблицу, закончи предложения.    (Слайд №9)  

Сегодня я убедился в том, что… Это закон языка.

Теперь я умею определять….

Я знаю, что в русском языке…

 - Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.(Вы сами себе выбрали д/з.Выберите задание то,в какой сундучок положили свои знания)

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу, ребята!

Повторяют ключевые слова:   самостоятельные, служебные, части речи, вопросы, обозначает, группы, закон

все слова русского языка делятся на большие группы – части речи.

части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение

есть самостоятельные и служебные части речи.

Личностные умения:

- оценивать результат учебной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

Литература для учителя

1.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 3 класс, изд. М., "Баласс", 2013.

2.Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Дидактический материал" к учебнику "Русский язык" для 3 класса, изд. М., "Баласс", 2013.

3.Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева "Русский язык", 3 класс, "Методические рекомендации для учителя", изд. М., "Баласс", 2013.

4. А.А. Зализняк. Грамматический словарь русского языка. М. 2007.

5.М.В. Панов. О частях речи в русском языке (2000) // Труды по общему языкознанию и русскому языку. Т. 2. М. 2004. С. 151–164.

6.В.А. Плотникова Части речи // Русский язык. Энциклопедия. М. 2008.

Заместитель руководителя ОО       ________________________ /Данилова И.Ю./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение"

Данный материал содержит технологическую карту и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение", в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи.

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс.Имя прилагательное как часть речи. Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА русский язык 4класс Тема Имя прилагательное как часть речи. УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА русский язык 4класс Тема  Имя прилагательное как часть речи. УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Школа России»...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении;Задачи урокаДидактические:1. учить распознавать личные местоим...