Правописание безударных личных окончаний глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык. 4 класс. УМК системы Л. В. Занкова
Предмет | Русский язык |
Тема урока | Правописание безударных личных окончаний глаголов – исключений |
Форма проведения | Урок-исследование |
Тип урока | Открытия новых знаний |
Современные образовательные технологии: | технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий. |
Методы обучения: | методы исследовательской деятельности, методы контроля и самоконтроля |
Формы организации познавательной деятельности: | фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах. |
Цель: дать понятие о глаголах-исключениях. | Планируемый результат |
Предметные: - Уметь находить в тексте глаголы-исключения, определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний. - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в группе. - Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного. | |
Задачи: - формировать представление о глаголах – исключениях; -формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение; -совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать личные окончания; -способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности. |
Технологическая карта урока
№ п/п | Структурные компоненты урока | Содержание каждого этапа урока | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
1 | Актуализация знаний Цель: актуализировать знания по теме глагол | - Кто о себе так заявляет? - Продолжим изучение этой части речи. 1) – Чем отличаются слоги на первой строке от слогов на второй строчке? ешь ет ем ете ишь ит им ите 2) – Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями? | Отгадывают загадку. -Глагол Фронтальная работа. -На первой строке записаны личные окончания глаголов 1 спряжения с гласной Е; на второй строке – окончания глаголов 2 спряжения с гласной И. - По неопределенной форме. Глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие основу в неопределенной форме на –и, относятся ко II спряжению. Все остальные – к I спряжению. |
2 | Постановка учебной задачи. Цель: создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы. | - Определите спряжения глаголов: просить, вянуть, зеленеть, получать, светить. | Легко выполняют задание, применяя известное правило: просить- 2спр., вянуть – 1спр., зеленеть – 1спр., получать – 1спр., светить – 2спр. |
- А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить» (задание сходное с предыдущим) | - Смотреть – глагол первого спряжения, стелить – второго (допускают ошибку, применяя известное правило) | ||
-Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете? (доказывает, что задание не выполнено) Смотреть 1л. смотрю, смотрим 2л. смотришь, смотрите 3л. смотрит, смотрят Стелить 1л. стелю, стелем 2л. стелешь, стелете 3л. стелет, стелют | - Смотреть – глагол второго спряжения, а стелить – первого (осознают ошибку, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации) | ||
- Итак, что вы хотели сделать? - Какое правило применили? - Получилось выполнить задание? (побуждение к осознанию противоречия) - Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы) | -Определить спряжение глаголов. - Правило о спряжении. - Нет, не получилось (осознание неприменимости известного правила) - Глаголы-исключения (учебная проблема как тема урока) | ||
3 | Выделение общих признаков, свойств языкового явления. | 1. Прочитайте. 1. Ваши успехи в учении зависят от вашего усердия и умения работать. 2.Вы дышите полной грудью, когда идете медленно.3. Крышу этого дома держат толстые балки.4. На водяной мельнице колёса вертит вода. 5. Друзей мы любим, а врагов ненавидим. 6. Ты не обидишь товарищей, и тебя друзья не обидят. 7. Смотрите сквозь прозрачную воду и видите, как на дне реки копошатся раки.8. Над Японией часто проносится тайфуны, от которых терпят бедствие многие районы страны. 9. Овец бреют или стригут? 10. Стелет мягко, да жестко спать. 2. Выпишите в столбик выделенные глаголы. Определите окончания. На какое спряжение указывают личные окончания этих глаголов? 3. Поставьте глаголы в неопределенную форму. На какое спряжение указывает неопределенная форма глаголов? - Сделайте вывод. | Делают предположение: -Это особые глаголы, глаголы-исключения II спряжения. Их надо запомнить, чтобы ошибочно не отнести к 1 спряжению, если узнавать спряжение по неопределенной форме. Вывод: ко 2 спряжению относятся 4 глагола на –ать и 7 глаголов на –еть в неопределенной форме. |
Прием запоминания (можно использовать в качестве домашнего задания) Лучше всего глаголы-исключения запоминаются в стихотворной форме: Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть И обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на Е писать нельзя! - Сверим наши выводы с правилом в учебнике. | -Мы пришли к верному выводу. | ||
- Чем отличаются 11 глаголов – исключений от глаголов брить, стелить? - Составьте словосочетания с глаголами бреет и стелют. -К какому спряжению относятся данные глаголы? | - Имеют основу в неопределенной форме - на –е и на -а. Относятся ко II спряжению. -К I спряжению, т.к. имеют личные окончания –ет и –ют. | ||
4 | Моделирование правила написания безударных личных окончаний глаголов. Цель: фиксация нового знания в модели. | - Дополните модель правила определения спряжения новыми знаниями. | Работают в группах. |
5 | Уточнение алгоритма написания безударных личных окончаний глагола | Дети 4-го класса составили алгоритм действий при написании безударных гласных в окончаниях глаголов. Проверьте, верно ли он составлен? 1) нахожу глагол с безударным личным окончанием; 2) ставлю его в неопределенную форму; 4)смотрю, на что она оканчивается; 5) определяю спряжение: если оканчивается на –ить, то это глагол 2 спряжения – пишу И; если оканчивается не на ить (-ать, -ять,-оть,-уть,-ыть,-ти), то это глагол 1 спряжениям – пишу Е. | Работа в парах. Дополняют алгоритм следующими шагами: 2) вспоминаю, не относится ли он к глаголам-исключениям 2 спряжения; 3) если не является глаголом-исключением, то ставлю в неопределенную форму; |
6. | Закрепление. Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях. | 1) –Найдите "лишнее" слово и объясните, почему оно лишнее. Нос…м, посмотр…м, пиш…м, ход…м; отыщ…м, крас…м, гоня…м, слуша…м. | Самостоятельно выполняют задания, используя модель и алгоритм. Проверка с комментированием. - «Лишнее» слово – посмотрим, т.к. это глагол-исключение. - Глаголы пишем, отыщем, гоняем, слушаем 1 спряжения, потому что в неопределенной форме оканчиваются на - ать (пишем –писать, отыщем-отыскать, гоняем-гонять, слушаем-слушать.). Все остальные глаголы 2 спряжения: носим-носить, посмотрим-посмотреть (искл), ходим-ходить. Глагол красим 2 спряжения, потому что в неопределенной форме оканчивается на –ить -красить. |
2) – Замените в тексте глаголы прошедшего времени глаголами настоящего или будущего времени. Объясните правописание безударных личных окончаний глаголов. Плавал по дну гавани водолаз, увидел балку, подошел к ней, опутал ее тросом, прицепил крюк. Заработал на кране мотор, натянулся трос – вырвал балку! | Плавает – плавать (1спр.), чистит – чистить (2спр.), видит – видеть (2спр.), подходит – подходить (2спр.), опутает – опутать (1спр.), прицепит – прицепить (2спр.), заработает – заработать (1спр.), натянется – натянуться (1спр.), вырвет – вырвать (1спр). | ||
7. | Самоконтроль и самооценка. Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | -Определите спряжение глаголов. Будьте внимательны: не забудьте о глаголах-исключениях! 1. гон…шь, 2. гоня…шь, 3.обижа…шь, 4. смотр…шь, 5. вид…шь 6. посматрива…шь, 7. держ…шь, 8. поддержива…шь. - Оцените свое умение писать глаголы с безударными личными окончаниями с помощью знаков: ┼, ┴, ─. - Что вы узнали о глаголах-исключениях? | Самостоятельно выполняют задание. Записывают номера глаголов в карточках контроля. Проверка по образцу: Е 2 3 6 8 И 1 4 5 7 ┼ - выполнил задание без ошибок. ┴ - испытывал незначительные затруднения или допустил 1-2 ошибки. ─ - испытывал значительные затруднения или допустил много ошибок. -11 глаголов – исключений относятся ко 2 спряжению, пишутся с гласной И, несмотря на то, что оканчиваются в неопределенной форме не на – ить. - Глаголы брить и стелить относятся к 1 спряжению. |
8. | Итог урока. | Какова была тема урока? Назовите глаголы-исключения. Почему эти глаголы являются исключениями? Зачем нужно уметь определять спряжение глаголов и знать глаголы - исключения? | Отвечают, пользуясь моделью или алгоритмом. |
8 | Домашнее задание | Выучить глаголы-исключения. | Выбирают вариант задания. |
Приложение
Памятка «Правила определения спряжения глаголов»
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением | ||||
I спряжение | II спряжение | |||
Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | |
1-е лицо | -У(Ю) | -ЕМ | -У(Ю) | -ИМ |
2-е лицо | -ЕШЬ | -ЕТЕ | -ИШЬ | -ИТЕ |
3-е лицо | -ЕТ | -УТ(-ЮТ) | -ИТ | -АТ(-ЯТ) |
Неопределен. форма | -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -ТЬ | -ИТЬ | ||
Исключения | Брить, стелить. | Гнать, держать, дышать, слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, обидеть, терпеть. | ||
Есть три способа определения спряжений: 1. По ударным окончаниям глаголов при спряжении (упадёт, стоит). 2. По окончанию 3-го лица множественного числа настоящего и будущего простого времени. 3. По неопределенной форме глагола. Глаголы, которые оканчиваются на ИТЬ, относятся ко II спряжению (ходить, любить). Глаголы на АТЬ, ЯТЬ, ЕТЬ, ЫТЬ, ОТЬ, УТЬ, ТЬ относятся к I спряжению (решать, успеть) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 4 класс. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Конспект урока с презентацией....
Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени
Урок- путешествие по русскому языку в 3-м классе ТЕМА УРОКА: Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени.ЦЕЛЬ УРОКА: Обосновать написание безударных окон...
Личностно-ориентированный урок в 4-м классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения" с использованием технологии индивидуализации обучения
Знакомство с глаголами-исключениями, формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола....
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"
Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"...
Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс
Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...