Работа над ошибками
материал по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему

Памятка для выполнения работы над ошибками по русскому языку в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_oshibkami.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


                                                 Орфография

1.Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.

Выпал снег. Дети рады.

2.Пропуск буквы, замена букв.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Звонок- звонок

3.Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Оси-на

При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.

4.Мягкий знак, обозначающий мягкость.

Подчеркни Ь и обозначь мягкость согласной перед ним зелёной точкой, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Ель, тень, пень.

5.Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Малыши, карандаши, кувшин

6.Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.

Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Дочка, речка, мощный

 

ОРФОГРАФИЯ  СЛОВА  ЗАВИСИТ ОТ МЕСТА ОРФОГРАММЫ В СЛОВЕ

7.Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.

Сады – сад; волна - волны.

8.Непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные.

Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.

Ягода, ягода, ягода.

Хоккей, хоккей, хоккей.

9.Парные звонкие и глухие согласные в корне.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, выдели корень, подбери проверочное однокоренное слово, где после согласной стоит гласная.

Мороз – морозы;

Ягодка – ягода.

10.Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Илья, Соловьев, Омск

11.Разделительный Ь.

Выпиши слово правильно, выдели корень, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

Вьюга, листья, соловьи

Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.

12.Правописание непроизносимых согласных в корне.

Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

Звездный – звезда;

Честный – честь

13. Гласные и согласные в приставках, суффиксах

Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

Полетели, побежали, потянули.

Расписался. (рас- бес- ис-, если корень начинается с глухой согласной)  

Разбежался. ( раз-  без-   из- , если корень начинается со звонкой согласной)

Замочек – замочка, ключик – ключика (выделить суфф.)

14. Правописание предлога.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно( между предлогом и словом можно вставить другое слово). Обозначь орфограмму – пробел.

К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Лодка отплыла(гл.)   от берега(сущ.)

15. Разделительный Ъ.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.

Съест, объявления, объем.

Ъ пишется только после приставок на согласную перед корнем начинающимся с букв Е,Ё,Ю,Я.

16.Ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

Луч (м.р.), шалаш (м.р.)

Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)

Нет туч (1скл. Р.п.), много задач (1скл.,Р.п.)

Могуч (прил.крат.ф.) 

Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

17.Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще два слова с этой орфограммой.

Водовоз, самолет, рыболов.

18.НЕ с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Гл.                        гл.

Не_пришел, не_выучил.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

19.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. 

Проверь словом-помощником. Выдели окончание.

На опушке (на лисе,1 скл., П.п.), у речки (у земли 1 скл., Р.п.), нет ночи (нет степи,3 скл., Р.п.)

 

падежи                          1 склонение                       2 склонение                    3 склонение 

                                         лиса, земля                       слон, конь                        степь  

 

Родительный падеж            –и (–ы)                                                                             –и

Дательный падеж               –е                                                                                     –и

Предложный падеж            –е                                          –е                                        –и

20.Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.

К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.

21.Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

Выпиши глагол правильно. Определи лицо и число. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)

Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

22.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения – И

Спряжение глаголов

                        I спряжение                                                     II спряжение

Все глаголы НЕ на – ИТЬ                                            Все глаголы на – ИТЬ

+ исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ                     + исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,

                                                                                             ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ,

                                                                         СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

                                                                     И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ,

                                                                            И ТЕРПЕТЬ.   

                                      

Личные окончания глаголов

                                       1 спряжение                                                        2 спряжение

                                             –ЕШЬ                                                              -ИШЬ

                                             –ЕМ                                                                - ИМ

                                             –ЕТЕ                                                              - ИТЕ

                                            –УТ, – ЮТ                                                   - АТ    - ЯТ

Пишет – писать (I спряжение); ставит – ставить (II спряжение)

23.Ь в неопределенной форме глагола.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.

Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь

                                                 Пунктуация

24. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Слава нашей Родине ! Слава труду !

25. Однородные члены предложения.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.

Знаки препинания при однородных членах

О, О               О и О

О, а О            О да (=и) О

О, но О

О, да (= но) О

О и О,и О,и О

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

26. Обобщающее слово при однородных членах.

Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.

Знаки препинания при обобщающем слове

О: О, О, О.

О, О, О – О.

На поляне росли разные цветы: ромашки, васильки, незабудки. О: О, О, О.

27.Знаки препинания при обращении.

Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.

Знаки препинания при обращении

О!

О,

,О,

Ребята, берегите учебники! О,

28.Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .

29.Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

“А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. “ П ?” - а. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроке русского языка. Тема: Работа над ошибками.

Цель: провести анализ контрольных работ (тестов), учить находить ошибки в своих работах, провести работу над ошибками, формировать УУД. Подготовительная работа:На предыдущем уроке дети напи...

Работа над ошибками (из опыта работы учителей начальных классов)

Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

Работа над ошибками в контрольной работе по математике.

Работа над ошибками после изучения темы "Сложение и вычитание чисел в пределах 20". На данном уроке проводится анализ заданий, в которых учащиеся чаще всего допускают ошибки....

"Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы".

Статья "Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы"...

Приемы работы над ошибками ( из опыта работы)

В данной статье представлены приёмы работы над ошибками по русскому языку в начальной школе....

Работа над ошибками в комплексной работе 3 класс.Осень в лесу.(И.Соколов –Микитов )

Эту презентацию можно  использовать после того , как ребята выполнят комплексную работу в 3 классе (Абросимова Е.Е.,Мурашкина И.А) по тексту " Осень в лесу."(И.Соколов-Микитов).  Иллюстрации...

Памятка"Как работать над ошибками". Работай над ошибками регулярно!

Памятка "Как работать над ошибками в начальной школе" предназначена для учеников, родителей и учителей.В данном пособии представлены  основные разделы программы школьного курса по русск...