Развитие речи. Сочиняем басню по картине
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Муллахметова Татьяна Александровна

Развитие речи. Сочиняем басню по картине

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi._sochinyaem_basnyu_po_kartine.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 07.04.17                                                                                                                                          Учитель: Варавва Е.В.

Школа: № 95                                                                                                                                           Методист: Кондратьева И.И.

Класс: 3-2                                                                                                                                                 Студентка: Согрина Т.А.

                                                       

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине.»

Цель урока: Вспомнить, что такое басня и сочинить басню по картине.

Планируемые результаты: 

Личностные: формирование внутренней позиции школьника; знание, понятие, соблюдение и оценка основных моральных форм поведения и базовых ценностей (добро, терпение, уважение); развитие интереса к учебному труду.

Предметные: составление плана выполнения задания; собирать и систематизировать материал к высказыванию; писать сочинение по басне на основе собственных наблюдений.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: «Русский язык», 2 часть, авторы: М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова; «Литературное чтение», часть 2, автор: Н. А. Чуракова; электронная презентация; мультимедийный проектор; компьютер; 6 листов формата А4.

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный, мотивационный.

Словесный: беседа.

≈ 3

СЛАЙД

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок русского языка. Мы будем развивать свою речь. Меня зовут Татьяна Александровна.

- Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

2.

Актуализация опорных знаний

Словесный: беседа.

≈ 12

Слайд.

- Сегодня у нас интересный урок и тема нашего занятия будет звучать так.

Слайд. Тема урока: «Развитие речи. Сочинение басни по картине.»

- Исходя из темы, какие цели мы поставим на сегодняшний урок?

Дети: Вспомнить, что такое басня и сочинить басню по картине.

- Верно, мы вспомним, что такое басня, но главная наша цель – это (слайд).

Слайд: Цель урока: «Сочинить басню по картине.»

Слушать учителя.

К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

3.

Работа по теме урока

Словесный: слово об авторе.

Практический: рассматривание картины (наглядный).

Словесный: фронтальная беседа.

Словесный: слово учителя.

Практический: чтение текста по цепочке.

Словесный: беседа.

Практический: работа с понятиями.

Словесный: ответы детей.

Проблемный.

Практический: физ. минутка.

Словесный: беседа.

 

Словесный: слово учителя

Словесный: беседа.

Практический: сочинение басни (работа в группах).

Словесный: беседа.

≈ 20

- Слайд. Ребята, найдите в учебнике «Литературное чтение» в разделе «Музейный дом» картину под названием «Кошка в клетке».

- Слайд. Эту картину написал известный художник Гофрид Минда.

Гофрид Минд (1768-1814)– это известный швейцарский художник, которого называют "кошачьим Рафаэлем". Он известен своей огромной любовью к кошкам. Эти милые создания были изображены практически на всех его картинах.

Минд был аутистом, то есть художник ни с кем не общался, был закрытым в себе мальчиком. Он так и не научился читать, писать, не умел считать деньги, весь свой талант он выразил в рисунках. В основном, он рисовал акварелью детей и животных, преимущественно - кошек. Именно благодаря этим акварелям, Минд получил всемирную известность.

- Слайд. Теперь давайте вернёмся к его не менее известной картине, чем он сам. Посмотрите внимательно на картину, я даю вам 2 минуты подумать и ответить на вопросы:

1. Какое настроение вызывает у вас эта картина?

2. Какие на картине отношения между кошкой и мышами и правильны ли они?

- Время пошло.

- Спасибо за ответы.

- Ответьте пожалуйста, кто на картине, как правило, сильный, а кто слабый?

Дети: Кошка слабое животное, а мыши – сильные.

- Что же на картине не так?

Дети: Это не по законам природы. Кошка должна быть сильным животным в этой цепи, а мыши – слабым.

- Может ли кошка быть угрозой для этих мышей? Почему?

Дети: Нет, не может. Кошка – животное хищное, она охотится на мышей, но на картине показано, что она закрыта в клетке и поэтому не может причинить вред мышам.

- Как ведут себя мыши? Они чувствуют себя в безопасности?

Ответы детей.

- Найди мышей, которые рассматривают кошку. Как вы думаете, что чувствует кошка? Как вы узнали об этом? (Обратите внимание на её позу и взгляд.)

Ответы детей.

- Что сделала бы кошка, если бы не была заперта в клетке? Видно ли это по её позе?

Молодцы. Хорошо рассуждали.

- Слайд. Ребята, мы даже и не заметили, как к нам в гости заглянули герои наших учебников – Маша и Миша. Они слушали, как мы с вами анализировали картину, и Миша заметил, что эта картина похожа иллюстрацию к какой-то сказке.

- Слайд. И тут пришла Анишит Йокоповна и предложила рассказать свою сказку. Маша и Миша согласны и давайте в этом поможем нашим героям, мы с вами прочитаем эту сказку и ответим на вопрос: «Чему учит эта сказка?».

- Откройте свои учебники «Русский язык» на странице 106 номер 43. Будем читать по цепочке, начиная с первого ряда. Следят все, я буду останавливать, когда придёт очередь читать следующего.

- Начинаем.

Читают текст.

- Ребята, давайте ответим на вопрос, чему же учит эта сказка?

Ответы детей.

- Ребята, в начале урока мы ставили цель вспомнить, что такое басня.

- Что же такое басня? Какие действующие лица в басне?

Слайд. Басня – это стихотворное или прозаическое литературное произведение, нравоучительного, сатирического характера.

- Скажите, какие вы знаете признаки басни?

Слайд. Признаки басни:

-стихотворная форма;

-в конце басни или в начале содержится мораль;

-главные герои обычно животные;

-часто встречается олицетворение;

-в баснях также часто используются диалоги.

- Хорошо, а что такое сказка?

Слайд. Сказка – это один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

- А теперь давайте разберёмся, чем же эта сказка напоминает басню, а чем отличается?

Ответы детей.

- Слайд. Ребята, Анишит Йокоповна задала Маше и Мише такие вопросы, на которые мы тоже должны ответить:

1. Только ли о животных говорится в басне?

2. Из каких частей обычно состоит басня?

3. Можно ли на основе этой сказки сочинить басню?

Ответы детей.

Слайд. Давайте немного разомнёмся. Я приготовила для вас физминутку про кошек. Повторяйте за мной.

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно потянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо-влево покрутилась,

И тихонько удалилась!

- Продолжаем. Мы с вами разобрали, что такое басня и чем она отличается от сказки.

Слайд. Теперь давайте прочитаем пословицы на странице 108.

1. На каждую хитрость ещё одна хитрость.

2. Видит око, да зуб неймёт.

3. Близко локоть, да не укусишь.

4. Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи.

5. Отольются кошке мышкины слёзки.

6. И через золото слёзки текут.

7. Не всё коту масленица!..

8. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь.

-  Эти пословицы вы дома должны были разобрать и теперь скажите мне пожалуйста, какие из этих пословиц вы могли бы использовать в качестве морали к своей басне «Про мышей и кошку»?

- Кто мне может сказать, что означает слово «мораль»?

Слайд. Мораль – это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле.

- Прочитайте первую пословицу и найдите в списке ещё одну, которая очень близка ей по смыслу. (1 к 8 и к 5)

- Теперь прочитайте вторую пословицу. Найдите другую, в которой речь идёт о том же самом. (2 к 3)

- Как вы понимаете смысл четвёртой пословицы?

(Нужно ставить разумные рамки, ограничивать себя, потому что попасть в неловкую, невольную ситуацию может любой, где уже будешь вынужден существовать по каким-то правилам.)

- Можно ли её применить как мораль для этой истории?

Ответы детей.

Ребята, Миша считает, что к басне подходят все пословицы, кроме шестой, а Маша считает, что и шестая пословица тоже подходит. А какое мнение у вас?

Ответы детей.

-Ребята, сейчас для вас будет творческое задание. Нужно будет придумать короткую басню, используя «Сказку о мышах и кошке», которая предложила нам Анишит Йокоповна.

Слайд. Посмотрите на слайд, давайте внимательно изучим критерии, по которым будет составляться наша басня:

1. Краткость – сестра таланта. (Басня должна быть короткой и включать в себя суть содержимого.)

2. Все признаки басни. (Давайте вспомним, о каких признаках басни мы сегодня с вами говорили? Ответы детей. Все они должны включаться в вашу басню.)

3. Мораль. (Обязательно должна быть изложена мораль в вашей басне.)

4. Завершение басни пословицей. (Обязательно завершите вашу басню пословицей из предложенного списка пословиц на странице 108.)

На странице 109 есть предложенное начало басни от Маши.

Найдите начало предложения:

«Маша начала свою басню так: …»

- Прочитай вслух, какой вариант предлагает Маша.

- Переверните страницу. На странице 110 найдите, какое начало басни предлагает нам Миша.

- Начинается предложение: «Миша начал свою басню по-другому…»

А теперь разбейтесь на группы по 4-5 человек. У нас должна получиться 6 групп.

- На ваших партах лежат листочки А4 для записи сочинения своей басни. В каждой группе по одному листочку.

- Теперь свою басню, начало которой предложила Маша, продолжают 1, 3 и 5 группы.

- Басню, начало которой предложил Миша, продолжают 2, 4 и 6 группы.

- Обязательные критерии сочинения басни находятся на слайде.

- По окончании работы группа поднимает руки и выбирает одного человека, который выйдет к доске и прочитает нам вашу басню.

-Ребята, оценивается ваша скорость и грамотность ваших мыслей.

- Сначала обсуждаете в группах 2 минуты, после начинаете записывать свою басню. На всю работу у вас есть 7 минут. Приступайте. Желаю удачи!

- Какие замечательные басни у нас получились.

- Давайте оценим работы всех групп. У кого, по вашему мнению, получилась самая верная басня по критериям, которые представлены на сладе?

- Хорошо, ребята, я считаю, что … (по ситуации).

Отвечать на вопросы учителя.

Понимать информацию, представленную в устной форме.

Рассматривать картину.

Отвечать на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Воспринимать информацию.

Читать текст по цепочке.

Отвечать на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять физ. минутку.

Читать пословицы.

Отвечать на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Воспринимать информацию.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать в группах.

Воспринимать информацию.

Отвечать на вопросы учителя.

Р.: осмысляют учебный  материал;  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

П.: контролируют свою деятельность по результату выполнения задания; подводят под понятие на основе существенных признаков.

П.: строят логическую цепь рассуждений.

К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

П.: контролируют свою деятельность; выполняют задания и строят объяснения в нужной форме.

Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К.: способность договариваться и приходить к общему мнению.

К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

П.: контролируют свою деятельность; выполняют задания и строят объяснения в нужной форме.

Р.: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

П.: контролируют свою деятельность по результату выполнения задания; подводят под понятие на основе существенных признаков.

5.

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Словесный: беседа.

≈5

Наш урок подходит к концу.

Слайд. - Ребята, сейчас я попрошу ответить на вопрос, каким для вас был сегодняшний урок вначале, в середине и в конце. Для этого вам поможет слайд.

Например: «Для меня сегодняшний урок …»

Спасибо за урок! До свидания.

Отвечать на вопросы учителя.

П.: подводят под понятие на основе существенных признаков

Л.: способность к самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи. Составление рассказа по картине.

Конспект урока. Цель:  описать картину и составить рассказ по ней; развитие эмоционально-оценочной лексики слабослышащих учащихся; развитие слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи;ра...

Тема урока: Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке».

1.     Создать  условия для того, чтобы школьники самостоятельно составили письменное сочинение басни на основании своих наблюдений по картине;2.     Задей...

Технологическая карта урока РЯ "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс

Предмет: русский языкКласс: 2 «а» Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»»....

Технологическая карта урока русского языка в 3-м классе по теме «Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клетке».

Технологическая карта урока русского языка (развития речи), 3 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: «Сочиняем басню по картине Готфрида Минда «Кошка в клет...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: сочинение басни по картине «Кошка в клетке».Планируемые результатыПредметные: знать, что такое басня, ее основные признаки; уметь составлять басню, исходя из пла...

Конспект урока русского языка "Развитие речи. Сочиняем басню по картине." 3 класс

Цели деятельности учителя:Развитие умения работать с информацией, развитие речи, создание условий для понимания детьми особенностей басни, для практического освоения детьми данного жанра  Планиру...

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи. Сочиняем басню по картине" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине»Цели деятельности учителя:-Формирование умений писать сочинение басни по картине Готфирда Минда «Ко...