- Слайд. Ребята, найдите в учебнике «Литературное чтение» в разделе «Музейный дом» картину под названием «Кошка в клетке». - Слайд. Эту картину написал известный художник Гофрид Минда. Гофрид Минд (1768-1814)– это известный швейцарский художник, которого называют "кошачьим Рафаэлем". Он известен своей огромной любовью к кошкам. Эти милые создания были изображены практически на всех его картинах. Минд был аутистом, то есть художник ни с кем не общался, был закрытым в себе мальчиком. Он так и не научился читать, писать, не умел считать деньги, весь свой талант он выразил в рисунках. В основном, он рисовал акварелью детей и животных, преимущественно - кошек. Именно благодаря этим акварелям, Минд получил всемирную известность. - Слайд. Теперь давайте вернёмся к его не менее известной картине, чем он сам. Посмотрите внимательно на картину, я даю вам 2 минуты подумать и ответить на вопросы: 1. Какое настроение вызывает у вас эта картина? 2. Какие на картине отношения между кошкой и мышами и правильны ли они? - Время пошло. - Спасибо за ответы. - Ответьте пожалуйста, кто на картине, как правило, сильный, а кто слабый? Дети: Кошка слабое животное, а мыши – сильные. - Что же на картине не так? Дети: Это не по законам природы. Кошка должна быть сильным животным в этой цепи, а мыши – слабым. - Может ли кошка быть угрозой для этих мышей? Почему? Дети: Нет, не может. Кошка – животное хищное, она охотится на мышей, но на картине показано, что она закрыта в клетке и поэтому не может причинить вред мышам. - Как ведут себя мыши? Они чувствуют себя в безопасности? Ответы детей. - Найди мышей, которые рассматривают кошку. Как вы думаете, что чувствует кошка? Как вы узнали об этом? (Обратите внимание на её позу и взгляд.) Ответы детей. - Что сделала бы кошка, если бы не была заперта в клетке? Видно ли это по её позе? Молодцы. Хорошо рассуждали. - Слайд. Ребята, мы даже и не заметили, как к нам в гости заглянули герои наших учебников – Маша и Миша. Они слушали, как мы с вами анализировали картину, и Миша заметил, что эта картина похожа иллюстрацию к какой-то сказке. - Слайд. И тут пришла Анишит Йокоповна и предложила рассказать свою сказку. Маша и Миша согласны и давайте в этом поможем нашим героям, мы с вами прочитаем эту сказку и ответим на вопрос: «Чему учит эта сказка?». - Откройте свои учебники «Русский язык» на странице 106 номер 43. Будем читать по цепочке, начиная с первого ряда. Следят все, я буду останавливать, когда придёт очередь читать следующего. - Начинаем. Читают текст.
- Ребята, давайте ответим на вопрос, чему же учит эта сказка?
Ответы детей. - Ребята, в начале урока мы ставили цель вспомнить, что такое басня. - Что же такое басня? Какие действующие лица в басне? Слайд. Басня – это стихотворное или прозаическое литературное произведение, нравоучительного, сатирического характера. - Скажите, какие вы знаете признаки басни? Слайд. Признаки басни: -стихотворная форма; -в конце басни или в начале содержится мораль; -главные герои обычно животные; -часто встречается олицетворение; -в баснях также часто используются диалоги.
- Хорошо, а что такое сказка? Слайд. Сказка – это один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. - А теперь давайте разберёмся, чем же эта сказка напоминает басню, а чем отличается? Ответы детей. - Слайд. Ребята, Анишит Йокоповна задала Маше и Мише такие вопросы, на которые мы тоже должны ответить: 1. Только ли о животных говорится в басне? 2. Из каких частей обычно состоит басня? 3. Можно ли на основе этой сказки сочинить басню? Ответы детей.
Слайд. Давайте немного разомнёмся. Я приготовила для вас физминутку про кошек. Повторяйте за мной. Кошка утречком проснулась, Вверх изящно потянулась, Вниз красиво наклонилась, Вправо-влево покрутилась, И тихонько удалилась!
- Продолжаем. Мы с вами разобрали, что такое басня и чем она отличается от сказки. Слайд. Теперь давайте прочитаем пословицы на странице 108. 1. На каждую хитрость ещё одна хитрость. 2. Видит око, да зуб неймёт. 3. Близко локоть, да не укусишь. 4. Не давай себе воли, не будешь терпеть и неволи. 5. Отольются кошке мышкины слёзки. 6. И через золото слёзки текут. 7. Не всё коту масленица!.. 8. Не рой яму другому – сам в неё попадёшь. - Эти пословицы вы дома должны были разобрать и теперь скажите мне пожалуйста, какие из этих пословиц вы могли бы использовать в качестве морали к своей басне «Про мышей и кошку»? - Кто мне может сказать, что означает слово «мораль»? Слайд. Мораль – это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле. - Прочитайте первую пословицу и найдите в списке ещё одну, которая очень близка ей по смыслу. (1 к 8 и к 5) - Теперь прочитайте вторую пословицу. Найдите другую, в которой речь идёт о том же самом. (2 к 3) - Как вы понимаете смысл четвёртой пословицы? (Нужно ставить разумные рамки, ограничивать себя, потому что попасть в неловкую, невольную ситуацию может любой, где уже будешь вынужден существовать по каким-то правилам.) - Можно ли её применить как мораль для этой истории? Ответы детей. Ребята, Миша считает, что к басне подходят все пословицы, кроме шестой, а Маша считает, что и шестая пословица тоже подходит. А какое мнение у вас? Ответы детей.
-Ребята, сейчас для вас будет творческое задание. Нужно будет придумать короткую басню, используя «Сказку о мышах и кошке», которая предложила нам Анишит Йокоповна. Слайд. Посмотрите на слайд, давайте внимательно изучим критерии, по которым будет составляться наша басня: 1. Краткость – сестра таланта. (Басня должна быть короткой и включать в себя суть содержимого.) 2. Все признаки басни. (Давайте вспомним, о каких признаках басни мы сегодня с вами говорили? Ответы детей. Все они должны включаться в вашу басню.) 3. Мораль. (Обязательно должна быть изложена мораль в вашей басне.) 4. Завершение басни пословицей. (Обязательно завершите вашу басню пословицей из предложенного списка пословиц на странице 108.) На странице 109 есть предложенное начало басни от Маши. Найдите начало предложения: «Маша начала свою басню так: …» - Прочитай вслух, какой вариант предлагает Маша. - Переверните страницу. На странице 110 найдите, какое начало басни предлагает нам Миша. - Начинается предложение: «Миша начал свою басню по-другому…» А теперь разбейтесь на группы по 4-5 человек. У нас должна получиться 6 групп. - На ваших партах лежат листочки А4 для записи сочинения своей басни. В каждой группе по одному листочку. - Теперь свою басню, начало которой предложила Маша, продолжают 1, 3 и 5 группы. - Басню, начало которой предложил Миша, продолжают 2, 4 и 6 группы. - Обязательные критерии сочинения басни находятся на слайде. - По окончании работы группа поднимает руки и выбирает одного человека, который выйдет к доске и прочитает нам вашу басню. -Ребята, оценивается ваша скорость и грамотность ваших мыслей. - Сначала обсуждаете в группах 2 минуты, после начинаете записывать свою басню. На всю работу у вас есть 7 минут. Приступайте. Желаю удачи!
- Какие замечательные басни у нас получились. - Давайте оценим работы всех групп. У кого, по вашему мнению, получилась самая верная басня по критериям, которые представлены на сладе? - Хорошо, ребята, я считаю, что … (по ситуации).
|