Конспект урока на тему: Изменение прилагательных по родам и числам 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 Туравинина Ирина Владимировна

Изменение прилагательных по родам и числам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_prilagatelnyh_po_rodam_i_chislam._3_klass.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: 95                                                                                                                                                     Методист: Кондратьева И.И.

Класс: 3-2                                                                                                                                                      Студентка: Туравинина

Кабинет: 304                                                                                                                                                       Ирина, 34 группа

Учитель: Варавва Е.В.

Дата: 31.03.17

Тема урока: «Изменение прилагательных по родам и числам»

Тип урока: комбинированный

Цель:

-вспомнить и закрепить знания по изменению имен прилагательных по родам и числам

Планируемые результаты:  

  Предметные:

-уметь изменять прилагательное по родам, числам

-уметь согласовывать прилагательные с существительными

Личностные:

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности  

Познавательные:

-уметь ориентироваться в знаниях, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой опыт и текст учебника.

Оборудование: рабочая тетрадь по русскому языку, учебник Чуракова Н.А, презентация, карточки

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Орг.момент

Мотивационный

Словесный: слово учителя

2 мин

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Владимировна, я проведу у вас урок русского языка.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения, присаживайтесь!

В жизни много интересного,

Но пока нам неизвестного.

Будем думать и решать!

И о многом узнавать.

-Как вы их понимаете?

-Ну, а я понимаю эту фразу, что в жизни много есть интересного и надо запоминать это все, ведь в будущем это все нам пригодится и самые великие открытия начинаются с самых маленьких знаний.

Приветствовать учителя

Включаться в деловой ритм

Слушать правило хорошего настроения

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Постановка учебной задачи и её решение

Практический: блиц-опрос.

15 мин

Ребят давайте для начала откроем свои тетради и запишем число и классная работа.

-Прочтите слова известного русского писателя А. Куприна. (написаны на доске)

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (только знаток русского языка может сделать свою речь красивой, певучей и выразительной)

-Как вы понимаете это высказывание?

- Подумайте слова какой части речи делают нашу речь красивой, певучей, выразительной?

- Вспомните, на какие вопросы отвечают имена прилагательные? (какой, какая, какие)

-Ребята, составьте 3 словосочетания с данными словами (красив, певуч, выразителен, гибок, послушен), но чтобы уже не краткое было прилагательное, а полное. Берете одно прилагательное, составляете словосочетание, чтоб  оно было либо м.р, ж.р, ср.р.

1) Выделите окончания у прилагательных. Что вы заметили? (что они разные) Почему? (изменился род)

2) Как изменяются прилагательные?

-Запишите следующие словосочетания, задавая вопрос от главного слова к зависимому, вставьте пропущенные окончания у прилагательных, определите род и число у прилагательных:

соломенн.. лето, соломенн.. песок, соломенн.. шляпа, соломенн.. дни.

Отвечать на вопросы

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения рода и числа прилагательного

Писать каллиграфически

П: Поиск и выделение информации

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и

точностью, слушать и понимать речь других.

Л.-  умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

Практический:

словарная работа, образование однокоренных слов, моделирование словосочетаний

Практический: списывание с грамматическим заданием

Практический: Списывание с грамматическим заданием

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

Анализ своей деятельности на уроке

20 мин

3 мин

На доске вы видите словарные слова, запишите их в столбик (..втобус ж.р. ед.ч, д..рога м.р. ед.ч, з..мл..ника с.р ед.ч, косм..с мн.ч.) напротив этих слов образуйте однокоренные прилагательные   в таком роде и числе, в котором указано.  Подберите к этим прилагательным любое существительное и задайте от него вопрос к прилагательному, выделите окончания.

например: автобус - автобусная (какая?) остановка

-Выберите одно из словосочетаний и составьте предложение.

-Как определить род и число имени прилагательного?

-Как проверить написание окончания прилагательных? (по вопросу)

-У каких прилагательных род не определяется? (мн.ч)

Открываем учебник на стр. 102 и читаем текст.

Где мы возьмем инструкцию? (на соседней странице). Читая, по одному пункту из инструкции, начинаем выполнять  упр. 114.

Читаем. Переписываем данное предложение в тетрадь.  -1 пункт нам нужно определить к какому существительному  относится прилагательное. (белая блузка, синяя футболка). –пункт 2 определяем род и падеж имени существительного. (ж. р., и.п.). -3 пункт, нам уже дан вопрос, читаем.

-и пункт 4 смотрим на вопрос, какое окончание у него? (ударное, -ая), значит и у прилагательных будет (-ая, -яя), выделяем.

Тоесть, чтобы определить безударные окончания у имени прилагательного, нам нужно пользоваться инструкцией.

Откроем рабочую тетрадь на стр. 58 упр. 62

 Читаем задание. Внизу читаем пословицы. У нас с вами есть инструкция и на примере 1 пословицы, мы будем выполнять другие 2 слова. Для начала мы сделаем вторую пословицу. Прочитайте ее, как вы ее понимаете?  Читаем под буквой А. Какое существительное относится к прилагательному (корове). Под буквой Б. задаем вопрос (кому? чему?) корове (д.п, ед.ч, ж.р). Буква В. Какой вопрос мы зададим к прилагательному вопрос  корове (какой?) бодливой. Выделяем окончание. Пословицу под номер 3 читаем. Как вы ее понимаете? Также по алгоритму выполняем, советуясь в парах. На слайде один пишет, и мы делаем проверку.

Чтобы правильно определять окончания, нам необходимо пользоваться алгоритмом, который у нас в инструкции

Упр. 115.

Читаем выразительно и громко текст. Выписываем прилагательные вместе с существительным, читаем по цепочке по предложению и говорим есть или нет существительное с прилагательным (веселое небо, веселый старик, веселое солнце, веселом окне, веселый бульдог) сразу, когда выписываем одно словосочетание мы пишем вопрос от главному к зависимому слову, над прилагательным ставим число и род. Выписываем выделенные слова в строчку и подчеркиваем известные орфограммы, при этом объясняем. (авторучка (для обозначение мягкости согласных ь знак не пишется), схватила (проверяемая гласная в корне (хват)), за строкой (проверяемая гласная в корне (строчка)), солнце (непроизносимая согласная), в окне (словарное слово), бульдог (разделительный  ь), мальчишка 9разделительный ь) , пятерки (проверяемая гласная в корне (пять)), несет (проверяемая гласная в корне (занес).)

Сейчас мы будем работать в группах. Раздам вам листы а4 и маленькие листочки, вы объединяйтесь в группы и будете приклеивать эти листочки так, чтобы они были в правильном порядке. Закрываем все тетради и учебники. Проверим как вы запомнили нашу инструкцию.  Один представитель из группы выходит к доске и читает нам по одному пункту инструкцию, а мы проверяем.

Сейчас будем работать в парах. Даю вам листочки с предложениями, пользуясь инструкцией определяете род и число имени прилагательного.. Ранней весною над деревьями зазвенела серебристая трель. Стайка синиц опустилась на макушку высокай ели. Когда ваша пара выполнит задания, вы меняетесь с соседней партой и проверяете правильность выполнения. Обратите внимание в предложение есть ошибка, постарайтесь ее найти и доказать. Кто-то один выходит к доске и определяет уже здесь.

Б. Деятельностная

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

- Что смогли сделать?

В.Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

-Сможете ли вы определить род и число имени прилагательного?

-Как же определить число и род имени прилагательного?

-Могут ли изменяться имена прилагательные по родам?

-Как проверить безударные окончания имени прилагательных?

Объяснять смысл пословиц

Определять грамматическое нарушение частей речи

Правильно писать окончания прилагательных;

Определять цели и пути их достижения

Определять грамматические признаки имени прилагательного

Выполнять задание в группах. Закреплять инструкцию по определению безударных окончаний прилагательного

Оценивать свои достижения

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы  выводы; обмениваются мнениями, строят реч. высказывания  

П:структурирование знаний;

П:умение самостоятельно делать выводы;

Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Р: Самоконтроль процесса и результатов деятельности

П.: осуществлять анализ.

К.: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с изменением прилагательных по родам и числам

В презентации представлены страницы из учебников, иллюстрирующие поэтапное ознакомление с изменением прилагательных по родам и числам....

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Изменение прилагательных по родам"

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС, используются здоровьесберегающие технологии и интерактивная доска SMART Board.К сожалению формат презентации не поддерживается....

Конспект урока на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном  числе" 3 класс...

Конспект урока по теме «Имя прилагательное» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «Имя прилагательное». Планируемые результаты: Предметные: Знать: об имени прилагательном, как части речи; Уметь: находить прилагательн...

Конспект урока по теме "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся об изменении глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе; формирование умения определять род глаголов в прошедшем времени.Планируемые ре...

Конспект урока русского языка "Изменение прилагательных по родам и числам" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Изменение прилагательных по родам и числам»Цели деятельности учителя:-Формирование знаний об основных грамматических признаках имен прилагательных...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение прилагательных по родам и числам»(3 класс, УМК "Перспективная начальная школа)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений об основных грамматических признаках имён прилагательных(изменение по числам и в е...