Конспект урока по русскому языку 2 класс "Текст-повествование"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока  по русскому языку "Текст-повествование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst-povestvovanie.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Школа: МБОУ лицей №3                                                                                                  Учитель: Байгазова Е.Н.

Класс: 2-в                                                                                                                Методист:Кондратьева И.И                  

Кабинет: 30                                                                                                          Студентка: Калимуллина И.Г. 42 гр.

Урок № 1                                                                                                                    

Дата: 20.02.18.                                                                                                

                                                                                

Тема: «Что такое текст-повествование?»

Цели деятельности учителя:

- давать представление о тексте-повествовании и его признаках;учить выделять в тексте глаголы;

Планируемые результаты:

предметные:уч-ся научатся распознавать текст-повествование и выделять его характерные признаки;писать частицу Не с глаголами;строить сообщения в устной и письменной форме.

личностные:развитие логического мышления;воспитания сосредоточенности, умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его;учебно-позновательный интерес к новому материалу;уметь использовать разные варианты собственного имени лица в конкретных ситуациях общения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: программа: Школа России, учебник русского языка 2 класс/2 часть, Канакина В.П.; презентация.

Этапы урока

Методы и приёмы

Хроно

метраж

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин.

-Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Приветствовать учителя.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2.

Мотивационный

Репродуктивный: читать стихотворение.

Имитативный: письмо по памяти.

Языковой анализ: подчеркнуть сказуемые, определить часть речи.

Словесный: учебный диалог.

5 мин.

Письмо по памяти.

-Сегодня мы с вами напишем стихотворение по памяти

-Прочитайте стихотворение на слайде.

Зимой согревает,

Осенью кормит,

Летом холодит,

Весной веселит.

-Давайте, прочитаем хором.

-Даю вам 5 минут, чтобы выучить стихотворение.

-Кто хочет рассказать?

-Обратите внимание, что в стихотворение 4 строчки, в каждой строчке начало слова пишется с заглавной буквы, запомните, где ставятся запятые.

Учитель раздаёт листочки.

-Подпишите листочки, и приступайте к выполнению задания.

После того, как ученики записали стихотворение, учитель даёт следующее задание.

-Подчеркните сказуемые и напишите, чем они выражены.

-Листочки передаём вперёд.

-Вспомним, что мы знаем о глаголе.

Посмотрите на слайд, сформулируйте задание. Что нужно сделать? (заполнить схему).

Поработайте в парах и заполните схему.

Ученики заполняют схему: что такое глагол? На какие вопросы отвечает? В каком числе бывает?.

Читать стихотворение.

Читать хором.

Учат стихотворение.

Рассказывать по желанию.

Анализировать стихотворение.

Писать по памяти.

Подчеркивать сказуемые.

Вспоминать изученную тему.

Работать в парах.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: выразительное чтение

П: построение речевого

Высказывания

П: выполнение учебного действия

3.

Постановка учебной задачи и её решение

Эвристический: ребус.  

Целеполагание.

Словесный: учебный диалог.

Практический: работа по учебнику.

Репродуктивный: чтение текста.

Проблемный: работа по тексту.

Практический: анализ текста.

Словесный: учебный диалог.

Частично-поисковый: подводящий диалог.

Словесный: учебный диалог.

Объяснительно-иллюстративный: показ картинки.

Эвристический

Объяснительно-иллюстративный: рассказ учителя, чтение правила.  

15 мин.

 Отгадайте ребус, и вы узнаете тему урока:

Т вместо к  Кекс  т

 Прочитайте тему нашего урока на слайде: «Текст – повествование и роль в нём глаголов»

Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся  ответить на два вопроса. 

1. Что такое текст-повествование?

2. Какова в нем роль глаголов?

Какую цель мы поставим на уроке?

-  узнать, что такое текст-повествование и какова роль глаголов в нём.

Для того, что бы ответить на наш первый вопрос (на сл: Что такое текст-повествование?), вспомним, что мы называем текстом? (Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу).

А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте.

    Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.

    Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»

    Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.  

                                        К.Ушинский.

- Что мы прочитали? (Текст)

 Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу)

- О чем этот текст? (Этот текст о солнышке)

- Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.)

- Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.)

- Сколько частей в этом тексте? (Три)

- Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.)

- Прочитайте I часть (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи)

- Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале 

текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи)

- Что случилось потом?  (Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку)

Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.)

- Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит.  Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья.

- О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика; Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку)    

 

- Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика.

- Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?)

- Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование.

Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. 

Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить 

вопросы что случилось? что произошло?

- Какой первый вопрос мы ставили в начале урока? (Что такое текст - повествование) Ответили ли мы на этот вопрос?

Определяют тему и цель урока.

Читать тему урока.

Дать определение, что такое текст.

Читать текст.

Отвечать на вопросы.

Анализировать текст.

Определить главную мысль текста.

Озаглавить текст.

Определить части в тексте.

Доказывать свою точку зрения.

Читать первую часть текста.

Отвечать на вопросы по тексту.

Рассматривать иллюстрацию.

Анализировать третью часть текста.

Поставить вопрос к тексту.

Читать в учебнике правило.

Отвечать на вопросы.

Р: целеполагание

П: выполнение действий по алгоритму;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

П: выразительное чтение

П: построение речевого высказывания

П: выполнение учебного действия

П: строить высказывание в устной форме

Р: контроль, коррекция ошибок;

выполнение пробного учебного действия;

контроль,

коррекция

П: выполнение действий по алгоритму

Р: контроль, коррекция ошибок

П: выполнение учебного действия

Р: самоконтроль

4.

Физминутка

2 мин.

Включает  видео. .

Выполнять движения под слова.

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

5.

Решение частных задач

Проблемный: работа по тексту.

Практический: анализ текста.

Словесный: учебный диалог.

Частично-поисковый: подводящий диалог.

Языковой анализ: выделение сказуемых.

Наглядный: рассмотрение иллюстраций.

Языковой анализ: орфографическая работа.

Практический: составление текста.

Репродуктивный: чтение текста.

Языковой анализ: выделение сказуемых .

Словесный: монологическое высказывание.

20 мин.

 Как звучит второй вопрос? (Какова роль глаголов в тексте – повествования?). Постараемся ответить на этот вопрос.

- Найдите и подчеркните в тексте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте

(Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать)

- Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов)

- Расскажите,  какую роль 

играют в этом тексте глаголы? (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа)

Ответили ли мы на второй вопрос? 

Вернемся к тексту. Выпишите из текста предложение о жаворонке. (У1 у доски)

Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.)

- Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.)

- Что еще сделал жаворонок?(Выпорхнул, поднялся и запел.)

- Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре)

- Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше.

- Посмотрите на картинки, упр. 146. Как одним словом можно назвать эти предметы? (Овощи) Какая орфограмма в этом слове? (безударная гласная о). Как проверить? (это словарное слово)Запишите это слово, выделите орфограмму. Запомните, как оно пишется.

 

- Представьте, что мама принесла из магазина эти овощи и поручила вам приготовить салат. Что вы будете делать сначала? Потом? После этого?

- Составьте и запишите повествовательный текст на тему «Как приготовить салат». Начните так: «Мне поручили приготовить салат.  Сначала я вымыл овощи. 

 Потом…» (дети работают самостоятельно)

- Давайте послушаем, что у вас получилось.

  • Мне поручили приготовить салат.  Сначала я вымыла овощи.  Затем порезала огурцы, помидоры и лук. Потом посолила и перемешала овощи.  Салат готов.
  • Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыла овощи. Когда овощи немного подсохли, я достала глубокую тарелку и стала их резать. Потом добавила масло и соль, перемешала. Салат получился очень вкусным.

- Молодцы! Найдите в своём тексте глаголы, обозначьте их.

- Какова роль глаголов в тексте?

Отвечать на вопросы.

Находить глаголы.

Читать текст без глаголов.

Рассказать, какую роль играет глагол в тексте.

Выписать из текста предложение о жаворонке.

Находить грамматическую основу.

Отвечать на вопросы.

Рассматривать иллюстрации.

Определять орфограмму.

Отвечать на вопросы.

Записать повествовательный текст.

Зачитывать текст.

Находить в тексте глаголы.

 

П: выполнение действий по алгоритму

Р: контроль, коррекция ошибок

П: выполнение учебного действия

Р: самоконтроль

6.

Итог урока.

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

2 мин.

О чём вы узнали сегодня на уроке?  (Мы узнали, что такое текст-повествование)

- Какой текст называют текстом-повествованием? (Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.)

Какой вопрос можно поставить к такому тексту(Что случилось? Что произошло?)

Подводят итоги урока

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...