Рабочая программа уроков русского языка в 1-4 классах. УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по русскому языку на тему
Материал рабочей программы содержит:
- пояснительную записку ,
- общую характеристику учебного предмета,
- место предмета в учебном плане,
- ценностные ориентиры,
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные).
В программе представлены:
- тематическое планирование уроков для всех классов начальной школы,
- список слов с непроверяемым написанием в1,2,3,4 классах,
- электронное приложение к урокам,
- примерное количество и виды контрольных и проверочных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 89.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку 1-4
Тематическое планирование
Начальная школа ХХ1 века
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
- Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год».
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования ГБОУ «Школа №1371»
- Программа курса «Систематический курс русского языка» / С.В. Иванов// Программы четырехлетней начальной школы по учебным предметам: : «Начальная школаХХ1 века» - М.:Вентана - Граф, 2011.
Общая характеристика учебного предмета.
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
- он является основным средством общения между людьми;
- с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
- язык является основным средством познания окружающего мира;
- владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
- использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
- научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
- Содержание начального общего образования по учебному предмету
- Виды речевой деятельности.
- Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
- Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
- Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
- Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
- Содержание предметного курса в соответствии с ФГОС предполагает индивидуальную и дифференцированную работу с высокомотивированными и слабоуспевающими учащимися.
- Программа под редакцией Н.Ф. Виноградовой является разноуровневой. В ней дифференцируются требования к подготовке школьников по каждому году обучения. Материал учебников позволяет учителю применять различные способы дифференциации.
- 1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
- 2. Дифференциация работы по уровню трудности.
- 3. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
- 4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
- 5. Дифференциация работы по форме учебных действий
- Материалы в учебниках и тетрадях даны в таком объёме, чтобы учитель мог выбрать и предложить каждому ученику задания, адекватные его интересам и уровню подготовки.
- Реализация принципа дифференциации позволяет индивидуализировать не только обучение, но и контроль в условиях одного класса. Организация дифференцированного контроля предоставляет ученикам право выбора сложности задания или работы, а учителю даёт возможность, ориентируясь на индивидуальный темп продвижения каждого ученика (и класса в целом), выбирать наиболее подходящую форму оценки знаний и умений учащихся.
- Таким образом, реализуя на практике программу «Начальная школа 21века», обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Структура курса. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 8 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классы.
Под блоком понимается объединение уроков, реализующих одну цель обучения.
Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний: фонетика, графика и орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис) русского языка.
Уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма.
Уроки блока «Развитие речи» призваны совершенствовать коммуникативные умения учащихся в условиях устного и письменного общения.
Такое структурирование курса позволяет успешно реализовать не только цели развития логического и абстрактного мышления, но и решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся, сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет, избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Место предмета в учебном плане.
В 1-ом классе количество часов на изучения предмета «Русский язык» минимальное — 44, максимальное— 68. Расчет часов определяется учителем в зависимости от того, когда в конкретном классе закончилось изучение «Букваря. Ч.1». Так, например, при завершении букварного периода в конце 1-го полугодия курс русского языка начинается с первых уроков второго полугодия. В этом случае на изучение русского языка предусмотрено 68 часов. Если изучение «Букваря Ч. 1» завершается к концу третьей четверти, то на изучение русского языка отводится 44 часа.
Во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах данной программой предусмотрено изучение предмета «Русский язык» не менее 4 часов в неделю. Если общеобразовательное учреждение предусматривает в базисном плане 4 ч на изучение предмета «Русский язык», то рекомендуется объединять некоторые уроки с ознакомительными темами (соответствуют планируемым результатам «Ученик получит возможность научиться»; номера таких уроков размещены в учебниках на зеленом фоне) и использовать резервные уроки.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
. Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание программы
1 класс (44–68 ч)[1]
Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:
1) показатель мягкости предшествующего согласного;
2) разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши[2]);
- сочетания чк,чн;
- перенос слов;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой)[3];
- знаки препинания в конце предложения.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).
Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
2 класс (4 ч в неделю; 136 часов)[4]
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (56 ч)
1.1. Фонетика и графика (12 ч)
Повторение изученного в 1-ом классе: различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме мягкости согласных звуков.
Определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными.
Деление слов на слоги.
Использование алфавита при работе со словарями и справочниками.
1.2. Орфоэпия[5]. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Слово и предложение (8 ч)[6]
Понимание слова как единства звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия — глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные предложения.
1.4. Состав слова (морфемика) (23 ч)
Окончание как часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Корень как часть слова. Чередование согласных в корнях. Родственные (однокоренные) слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Суффикс как часть слова; значения суффиксов. Приставка как часть слова; значения приставок. Суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный способы образования слов. Основа слова. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
1.5. Лексика[7] (13 ч)
Слово и его лексическое значение. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Различение однозначных и многозначных слов.
Представление о прямом и переносном значении слова.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (60 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1-ом классе.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой)[8];
- разделительные твердый и мягкий знаки;
- правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
- правописание суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
- правописание суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, лив;
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений).
Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (10 ч)
3.1. Устная речь[9]
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
3.2. Письменная речь
Текст. Смысловое единство предложений в тексте (основная мысль). Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Определение по заголовкам содержания текста.
Выражение в тексте законченной мысли. Подбор вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор зачинов к предложенным текстам.
Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения.
Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
План текста. Составление планов предложенных текстов. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
IV. Повторение (10 ч)
3 класс (4 ч в неделю; 136 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (60 ч)
1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова. (3 ч)
1.2. Орфоэпия[10]. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу. (4 ч)
1.4. Синтаксис (18 ч)
Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
1.5. Морфология (35 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных. Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имен прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (48 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- приставки, оканчивающиеся на з, с;
- соединительные гласные о, е в сложных словах;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой)[11];
- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
- буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (18 ч)
3.1. Устная речь[12]
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанром письма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов.
IV. Резервные уроки (10 ч)
4 класс (4 ч в неделю; 136 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (51 ч)
1.1. Фонетика и графика. Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. (1 ч)
1.2. Орфоэпия[13]. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Состав слова (морфемика). Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. (1 ч)
1.4. Морфология. Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. (6 ч)
Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. (22 ч)
Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. (4 ч)
Имя числительное: общее значение. (3 ч)
1.5. Синтаксис
Синтаксический анализ простого предложения.(4 ч)
Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. (6 ч)
Различение простых и сложных предложений. (4 ч)
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (51 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой)[14];
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
- гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- буквы а, о на конце наречий;
- мягкий знак на конце наречий;
- слитное и раздельное написание числительных;
- мягкий знак в именах числительных;
- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (24 ч)
3.1. Устная речь[15]
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
IV. Резервные уроки (10 ч)
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку
1. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать:
- звуки и буквы;
- ударные и безударные гласные звуки;
- твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение;
кратко характеризовать:
- звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
- выделять в словах слоги[16];
- правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
- правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
- переносить слова[17];
- писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
- правильно писать словарные слова, определенные программой;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов[18];
- осознавать цели и ситуации устного общения;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
2. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку во 2-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
- изменяемые и неизменяемые слова;
- формы слова и однокоренные слова;
- однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- предложения по цели высказывания;
- предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
- в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
- лексическое значение слова в толковом словаре;
- основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
- делить слова на слоги[19];
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- подбирать однокоренные слова;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов[20];
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
- исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
- перенос слов;
- проверяемые безударные гласные в корнях слов;
- парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
- разделительные твердый и мягкий знаки;
- правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
- раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
- устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
- различать однозначные и многозначные слова;
- наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
- применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
- применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- определять по предложенным заголовкам содержание текста;
- составлять план текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
3. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3-ем классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять, находить
- собственные имена существительные;
- личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
- грамматическую основу простого двусоставного предложения;
- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать учебные и практические задачи
- определять род изменяемых имен существительных;
- устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
- задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
- определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
- устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
- находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов[21];
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- составлять план собственного и предложенного текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
- составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания:
- приставки, оканчивающиеся на з, с;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
- буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
- безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
- устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
- склонять личные местоимения;
- различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
- находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
- самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
- разбирать по членам простое двусоставное предложение;
- применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
- применять правило правописания суффиксов имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
- применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- писать подробные изложения;
- создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
4. Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 4-ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- слово, словосочетание и предложение;
выделять, находить
- начальную форму глагола;
- глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
- глаголы в формах 1, 2, 3-его лица;
решать учебные и практические задачи
- определять спряжение глагола;
- устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- разбирать по членам простое двусоставное предложение;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80–100 слов[22];
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
применять правила правописания
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
- безударные личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
- определять вид глагола;
- находить наречие и имя числительное в тексте;
- применять правило правописания суффиксов глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
- применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
- применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
- применять правило правописания слитного и раздельного написание числительных;
- применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
- применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи);
- письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Учебно-тематическое планирование 1 класс
Русский язык. Обучение грамоте.
№п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов | Виды учебной деятельности в рамках учебного предмета | Примечания |
1 | Введение | 3 ч | Выполнять работу по простой инструкции. Отрабатывать способ действия. Составлять рассказ по картинкам. Понимать значение понятия «слово». Классифицировать предметы. Ориентироваться в понятиях «слева», «справа», «вверх», «вниз». | |
2 | Подготовительный период | 7 ч | Классифицировать предметы по заданному признаку. Делить предложения на слова. Тренироваться в проведении горизонтальных, вертикальных параллельных линий, наклонных параллельных линий. | |
3 | Основной период | 54 ч | Проводить линии от определённой точки в заданном направлении. Объяснять последовательность своих действий. Анализировать поэлементный состав печатных и письменных букв. Сравнивать начертания заглавных и строчных печатных букв и письменных букв. Писать печатные и письменные прописные и строчные изученные буквы. Различать образ печатной и прописной буквы. Проводить звуковой анализ слов из 3-4 звуков. Работать в прописях. Списывать загадки и предложения. Преобразовывать печатный текст в письменный. | |
ИТОГО | 64ч | |||
Русский язык.
№п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов | Виды учебной деятельности в рамках учебного предмета | Примечания |
1 | Фонетика и орфоэпия | 15 ч | Различать: гласные и согласные звуки; ударные и безударные звуки; твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные. Выполнять звуковой анализ слов, работать со звуковыми моделями. Делить слово на слоги. Обозначать ударение. Произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | |
2 | Графика и орфография | 15 ч | Различать звуки и буквы. Обозначать мягкость согласных звуков. Знать функции Ь: показатель мягкости предшествующего согласного и разделительную. Устанавливать соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор и день; в словах с йотированными гласными, в словах с непроизносимыми согласными. Ознакомиться с правилами правописания: раздельное написание слов; прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; обозначения гласных после шипящих (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ);знаки препинания в конце предложений. Учиться писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с произношением. | |
3 | Слово и предложение. Пунктуация | 18 ч | Понимать слово как единство звучания и значения. Работать с предложением: заменять слова, восстанавливать деформированные предложения, расставлять знаки препинания в конце предложения. | |
4 | Развитие речи | 10 ч | Осознавать цели и ситуации устного общения. Овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения( приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). | |
5 | Комплексное повторение изученного за год | 10 ч | Применять правила правописания обозначения гласных после шипящих и правила переноса слов. Проводить звуковой анализ слова. Осуществлять самоконтроль при списывании. | |
ИТОГО | 68 ч |
Слова с непроверяемым написанием для изучения в первом классе
Адрес, город, деревня, дорога, до свидания, картина, класс, корова, медведь, Москва, пожалуйста, ребята, рисунок, Россия, собака, спасибо, ученик, учитель, фамилия, язык.
Количество диагностических работ – 3 (сентябрь, декабрь, май)
Количество контрольных работ – 1(итоговая за год, апрель)
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое оборудование
- Алфавит.
- Таблицы к основным разделам грамматического материала ( в соответствии с программой).
- Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
- Интерактивная доска.
- Наборы ролевых игр( по темам инсценировок).
- Настольные развивающие игры.
- Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
- Слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы ( по возможности).
Электронно-программное обеспечение ( при возможности)
- Компьютер.
- Презентационное оборудование;
- Выход в Интернет ( выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальных классов, для учащихся – на уровне ознакомления).
- Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках.
- Цифровые зоны: коммуникационная ( веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая ( решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http:// school-collection.edu.ru/).
Учебно-тематическое планирование 2 класс
№п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов | Виды учебной деятельности в рамках учебного предмета | Примечания |
I | Как устроен наш язык ( основы лингвистических знаний) | 56 ч | ||
1 | Фонетика. Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е,е, Ё,ё, Ю,ю, Я,я; их функции. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные-непарные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Слог. Ударение. Перенос. | 12 ч | Знать особенности различия звуков и букв. Уметь выделять звуки в потоке речи. Уметь различать произношение и написание слов. Находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква. Определять количество слогов в слове, применять правила к ситуациям в практике. Осознать способ переноса слов с буквами Й,Ь,Ъ. Уметь находить слова, которые нельзя переносить. Определять ударный гласный в слове. Знать алгоритм нахождения ударного слога. | |
2 | Слово и предложение. Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением- имена существительные. Слова, называющие признаки – имена прилагательные. Слова, обозначающие действия – глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Слова в предложении. | 8 ч | Дифференцировать слово и набор букв. Познакомиться с понятиями «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол». Уметь распознавать признаки этих частей речи. Познакомиться с видами предложений по цели высказывания. Уметь различать слово и предложение, классифицировать слова и предложения, различать предложения по цели высказывания и интонации. | |
3 | Состав слова. Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов. | 20 ч | Учиться находить и выделять окончания. Уметь приводить примеры. Определять окончание как изменяемую часть слова. Цитировать правило. Познакомиться со словами, форма которых не изменяется. Знать понятие «корень слова», уметь находить его в словах. Наблюдать за значением и звучанием родственных слов. Уметь подбирать и различать однокоренные слова. Использовать алгоритм нахождения корня слова, поиска слов с заданным корнем. Наблюдать за чередованием согласных звуков на конце корня. Наблюдать за значением суффиксов. Работать с алгоритмом нахождения суффикса. Выполнять действия поиска суффикса в слове. Понимать роль суффиксов при образовании новых слов. Уметь выделять приставку в слове. Понимать правило и алгоритм его применения. Дифференцировать правила написания приставок с буквами А, О. Уметь выделять значимые части слова. Понимать значение понятия «основа слова». | |
4 | Лексика. Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и в тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов. | 11 ч | Познакомиться с понятием «лексическое значение слова». Уметь определять значение слова по толковому словарю. Устанавливать значение слова с помощью контекста и толкового словаря. Уметь приводить свои примеры многозначных слов. Наблюдать за применением в речи слов-синонимов, антонимов, омонимов. Понимать, что такое слово близкое по значению и противоположное по значению. Воспринимать русский язык как явление национальной культуры. Высказывать собственные суждения и давать им обоснования. | |
II | Правописание (формирование навыков грамотного письма) Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ. Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной «е» в корне при словообразовании. Правописание суффиксов имён существительных. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание приставок. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Правописание предлогов и приставок. | 60 ч | Уметь правильно писать слова с сочетаниями «ЖИ-ШИ», «ЧА-ЩА», «ЧУ-ЩУ». Знать правила написания слов с заглавной буквы. Научиться обозначать безударные гласные в корне слова, определять способы проверки с лов с безударным гласным. Познакомиться с новой орфограммой «парные по звонкости-глухости». Научиться определять место орфограммы в слове, приводить примеры способов проверки. Знать понятие «непроизносимые согласные». Знать правила правописания суффиксов имён существительных, прилагательных. Уметь объяснить правописание суффиксов. Применять алгоритм написания приставок с буквами «а», «о». Осознать и применять правила написания разделительного Ъ. Знать способы проверки орфограмм во всех частях слова. Уметь применять правила на практике. | |
III | Развитие речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений текста. Заглавие текста. Подбор заголовков к текстам. Определение по заголовкам содержания текстов. Последовательность предложений в тексте. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Комплексная работа по структуре текста. План текста. Составление плана текста. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. | 10 ч | Уметь читать, понимать текст. Озаглавливать тексты. Выделять существенное для определения заголовка. Учиться воспринимать звучащую речь на слух. Познакомиться с понятием «структура текста». Восстанавливать текст и исправлять нарушения в структуре текста. Научиться различать предложение и текст. Модифицировать текст, составлять текст по заданной структуре. Учиться делить текст на смысловые части, составлять его простой план, воспроизводить текст по плану. Понимать, что такое текст – описание, текст- повествование, текст- рассуждение. | |
IV | Комплексное повторение изученного за год | 10 ч | Уметь правильно использовать полученные знания. | |
ИТОГО | 136 ч |
Слова с непроверяемым написанием для изучения во втором классе.
Автобус, автомобиль, апрель, берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокзал, воробей, ворона, воскресенье, вторник, вчера, герой, дежурный, декабрь, дятел, завтра, завтрак, заяц, здание, здравствуй, земляника, иней, июнь, июль, капуста, карандаш, квартира, кино, кинофильм, компьютер, коньки, корзина, космонавт, Космос, Красная площадь, лестница, лопата, машина, месяц, мечта, молоко, мороженое, мороз, Московский Кремль, мультфильм, народ, ноябрь, обед, облако, овощи, одежда, однажды, октябрь, отец, пальто, пенал, платок, поляна, понедельник, посуда, праздник, пятница, работа, Родина, русский, сегодня, сентябрь, скоро, соловей, сорока, сосед, среда, столица, суббота, телевизор, телефон, тетрадь, товарищ, ужин, февраль, хорошо, четверг, что, чувствовать, щавель, ягода, январь.
Примерное количество контрольных работ во 2 классе
Административные контрольные диктанты | 3 |
Контрольные диктанты | 3 |
Контрольное списывание | 2 |
Контрольные тесты | 3 |
Диагностик (стартовая, промежуточная, итоговая) | 3 |
Словарные диктанты Из них контрольные словарные диктанты | 6 4 |
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое оборудование
- Алфавит.
- Таблицы к основным разделам грамматического материала ( в соответствии с программой).
- Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
- Интерактивная доска.
- Наборы ролевых игр( по темам инсценировок).
- Настольные развивающие игры.
- Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
- Слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы ( по возможности).
Электронно-программное обеспечение ( при возможности)
- Компьютер.
- Презентационное оборудование;
- Выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальных классов, для учащихся – на уровне ознакомления).
- Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках.
- Цифровые зоны: коммуникационная ( веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая ( решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http:// school-collection.edu.ru/).
Учебно-тематическое планирование 3 класс
№п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов | Виды учебной деятельности в рамках учебного предмета | Примечания |
I | Как устроен наш язык ( основы лингвистических знаний) | 60 ч | ||
1 | Фонетика. | 3 ч | ||
2 | Состав слова | 4 ч | ||
3 | Синтаксис Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Однородные члены предложения. Интонация перечисления в однородных членах предложения. Однородные члены предложения с союзами (и, а, но) и без союзов. | 18 ч | Различать предложение и набор слов. Восстанавливать предложение. Устанавливать границы предложений, выбирать знаки препинания в конце предложений. Различать предложения по цели высказывания и интонации. Определять тип предложения по цели высказывания и интонации. Познакомиться с понятиями «грамматическая основа предложения», « главные члены предложения», « подлежащее», «сказуемое». Использовать алгоритм нахождения главных членов предложения. Наблюдать за функцией слов, не входящих в грамматическую основу. Знакомиться с понятиями «нераспространённое предложение», «распространённое предложение», «второстепенные члены предложения». Использовать алгоритм нахождения второстепенных членов предложения. Знакомиться с однородными членами предложения. Наблюдать за особенностями однородных членов предложения. Находить предложения с однородными членами. Учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. | |
4 | Морфология Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Род имён существительных. Число имён существительных. Падеж имён существительных. Склонение имён существительных. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных. Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Словообразование имен прилагательных. Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений. | 35 ч | Знакомиться с понятием «части речи», с признаками выделения частей речи. Различать и сравнивать самостоятельные и служебные части речи. Знакомиться с именем существительным как частью речи. Наблюдать за значением имён существительных. Знакомиться с категорией рода имён существительных. Определять род имён существительных. Наблюдать за категорией рода несклоняемых имён существительных. Устанавливать род несклоняемых имён существительных. Знакомиться с категорией числа имён существительных. Наблюдать за образованием формы множественного числа. Знакомиться с алгоритмом определения рода имени существительного в форме множественного числа. Знакомиться с системой падежей русского языка. Наблюдать за тремя системами падежных окончаний. Знакомиться с понятие «склонение имён существительных». Различать имена существительные, относящиеся к разным склонениям. Знакомиться и группировать слова по лексико-грамматическому признаку – одушевлённостью/неодушевлённостью. Знакомиться с собственными и нарицательными именами существительными. Устанавливать и доказывать способ образования имён существительных. Знакомиться с именем прилагательным как частью речи. Наблюдать за изменением имён прилагательных по родам, числам и падежам. Знакомиться с качественными, относительными и притяжательными прилагательными. Наблюдать за образованием качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Знакомиться с местоимением как частью речи. Наблюдать за значением местоимений, их признаками и функцией в тексте. Знакомиться и наблюдать за личными местоимениями и их грамматическими признаками. Наблюдать за изменением и функционированием в предложениях местоимений-прилагательных. | |
II | Правописание (формирование навыков грамотного письма) Приставки, оканчивающиеся на з, с. Соединительные гласные о, е в сложных словах.. Буквы о, ё после шипящих в корнях слов. Буквы и, ы после ц в различных частях слов. Суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных. Безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных. Безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие. Буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц. Безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных. Правописание качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов. | 48 ч | Наблюдать за написанием группы приставок без/бес, из/ис, раз/рас, выявлять закономерность написания и формулировать выводы о правилах написания приставок. Учиться писать слова с двумя корнями, используя соединительные гласные о, е. Знакомиться с правилом правописания о, ё после шипящих в корне слова и учиться его применять. Наблюдать за способами обозначения звука [ы] после ц в различных частях слова и сформулировать зависимость выбора буквы от части слова. Наблюдать за особенностями написания суффиксов –ок-, -ец-, -иц- и сочетаний ичк, ечк. Выявлять признак, определяющий написание суффиксов и сочетаний. Наблюдать за словами с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих», знакомиться с алгоритмом написания. Наблюдать за обозначением безударных гласных в окончаниях имён существительных. Узнать правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных и научиться его применять. Наблюдать за особенностями написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Узнать правило написания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных на –ий, -ия, -ие. Ознакомиться с правилом правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных, научиться применять. Знать правило правописания качественных, относительных и притяжательных прилагательных, научиться применять. Наблюдать за правописанием предложно-падежных форм личных местоимений. Обобщать результаты наблюдений, формулировать выводы об особенностях написания. Учиться объяснять постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами. | |
III | Развитие речи. Текст. Заголовок текста. План текста. Типы текстов. Изложение и сочинение. Виды изложений. Письмо. Жанр письма. | 18 ч | Уметь определять тип текста: повествование, описание, рассуждение. Составлять план собственного и предложенного текстов. Уметь корректировать текст с нарушенным порядком предложений и абзацев. Познакомиться с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы. Научиться писать подробные изложения, создавать собственные тексты с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Познакомиться с жанром письма, наблюдать за отбором языковых средств при написании писем различным адресатам. | |
IV | Комплексное повторение изученного за год | 10 ч | Уметь правильно использовать полученные знания. | |
ИТОГО | 136 ч |
Слова с непроверяемым написанием для изучения в третьем классе.
Аптека, багаж, беседа, библиотека, билет, болото, ботинки, вагон, везде, вкус, вокруг,
восток, впереди, газета, галерея, гигант, горячий, девочка, животное, забота, запад, заря,
здесь, инженер, интересный, календарь, картофель, кастрюля, когда, комната, конечно,
костюм, лагерь, лимон, лучше, магазин, малина, мебель, медленно, метро, минута, морковь,
обычный, огород, один, океан, организм, орех, осина, остров, охрана, очень, песок, пирог,
погода, помидор, потом, прекрасный, привет, природа, профессия, пшеница, ракета,
расстояние, салют, сапог, север, сейчас, счастье, тарелка, территория, трактор, трамвай,
учитель, фамилия, человек, шампунь, шелест, шоколад, шофёр, яблоко.
Примерное количество контрольных работ в 3 классе
Административные контрольные диктанты | 3 |
Контрольные диктанты | 3 |
Контрольное списывание | 2 |
Контрольное изложение | 1 |
Контрольные тесты | 3 |
Диагностик (стартовая, промежуточная, итоговая) | 3 |
Словарные диктанты Из них контрольные словарные диктанты | 6 4 |
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое оборудование
- Алфавит.
- Таблицы к основным разделам грамматического материала ( в соответствии с программой).
- Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе.
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
- Интерактивная доска.
- Наборы ролевых игр( по темам инсценировок).
- Настольные развивающие игры.
- Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
- Слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы ( по возможности).
Электронно-программное обеспечение ( при возможности)
- Компьютер.
- Презентационное оборудование;
- Выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальных классов, для учащихся – на уровне ознакомления).
- Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках.
- Цифровые зоны: коммуникационная ( веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая ( решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http:// school-collection.edu.ru/).
Учебно-тематическое планирование 4 класс
№п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов | Виды учебной деятельности в рамках учебного предмета | Примечания |
I | Как устроен наш язык ( основы лингвистических знаний) | 51 ч | ||
1 | Фонетика. | 1 ч | ||
2 | Состав слова | 1 ч | ||
3 | Морфология Морфологический разбор Глагол Наречие Имя числительное | 35 ч 6 ч 22 ч 4 ч 3 ч | ||
4 | Синтаксис Синтаксический анализ простого предложения Словосочетания Сложное предложение | 14ч 4 ч 6 ч 4 ч | ||
II | Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 51 ч | ||
III | Развитие речи. | 24 ч | ||
IV | Комплексное повторение изученного за год | 10 ч | Уметь правильно использовать полученные знания. | |
ИТОГО | 136 ч |
Слова с непроверяемым написанием для изучения в четвёртом классе.
Акварель, аккуратно, аллея, альбом, аппетит, аппликация, аромат, бассейн, биография, богатство, бутерброд, викторина, волшебник, восемь, горизонт, готов, двенадцать, диалог, директор, ещё, желать, железо, забавный, изложение, изображение, иногда, искусство, истина, кабинет, камыш, капитан, килограмм, километр, командир, комета, конверт, корабль, коридор, кроссворд, лиловый, матч, металл, минута, надежда, обида, оборона, огонь, одиннадцать, отечество, охотник, памятник, пассажир, пейзаж, перрон, печаль, портрет, похожий, правительство, председатель, представление, приглашение, приятно, происшествие, путешествие, район, революция, решать, сверху, свитер, свобода, секрет, секунда, ситуация, снизу, совсем, сочинение, ссора, сумма, тайга, телеграмма, фантазия, федерация, финиш, фиолетовый, хозяин, шоссе, экипаж, экскурсия, экспресс, электричество, электростанция, эскалатор, якорь.
[1] Минимальное количество часов – 44, максимальное – 68. Расчет часов определяется учителем в зависимости от того, когда в конкретном классе закончилось изучение «Букваря. Ч.1». Так, например, при завершении букварного периода в конце 1-го полугодия курс русского языка начинается с первых уроков второго полугодия. В этом случае на изучение русского языка предусмотрено 68 часов. Если изучение «Букваря Ч. 1» завершается к концу третьей четверти, то на изучение русского языка отводится 44 часа.
[2] Для предупреждения ошибок на письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желать», «жемчужный».
[3] См. в Приложении перечень слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова (словарные слова).
[4] Данная программа написана из расчета 4 ч в неделю на изучение предмета «Русский язык» во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах. Если общеобразовательное учреждение предусматривает в базисном плане 4 ч на изучение предмета «Русский язык», то рекомендуется объединять некоторые уроки с ознакомительными темами (соответствуют планируемым результатам «Ученик получит возможность научиться»; номера таких уроков размещены в учебниках на зеленом фоне) и использовать резервные уроки.
[5] Изучается во всех разделах курса.
[6] Систематическое изучение имени существительного, имени прилагательного, глагола, структуры простого предложения будет осуществляться в 3 и 4 классах. Именно поэтому на пропедевтическое ознакомление с этими понятиями во 2 классе отводится всего 6 часов.
[7] В 3-ем и 4-ом классах материал раздела «Лексика», изученный во 2-ом классе на уроках блока «Как устроен наш язык», повторяется на уроках всех блоков.
[8] См. в Приложении перечень слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова (словарные слова).
[9] Реализация целей развития устной речи учащихся осуществляется не только во всех разделах учебного предмета «Русский язык», но и на уроках других предметов в процессе учебного диалога, бесед, дискуссий, а также во внеурочной деятельности учащихся.
[10] Изучается во всех разделах курса.
[11] См. в Приложении перечень слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова (словарные слова).
[12] Реализация целей развития устной речи учащихся осуществляется не только во всех разделах учебного предмета «Русский язык», но также на уроках других предметов и во внеурочной деятельности учащихся в процессе учебного диалога, бесед, дискуссий и т.п.
[13] Изучается во всех разделах курса.
[14] См. в Приложении перечень слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова (словарные слова).
[15] Реализация целей развития устной речи учащихся осуществляется не только во всех разделах учебного предмета «Русский язык», но также на уроках других предметов и во внеурочной деятельности учащихся в процессе учебного диалога, бесед, дискуссий и т.п.
[16] При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные (например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи деления слов на слоги.
[17] Отбирая языковой материал для оценки достижения данного предметного результата, нужно учитывать объем знаний выпускников 1-го класса, а также возможность различного деления слов для переноса (например, се-стра, сес-тра и сест-ра).
[18] Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.
[19] При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные (например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи деления слов на слоги.
[20] Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.
[21] Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа за 1 полугодие по русскому языку(обучение грамоте) 1 класс ("Начальная школа XXI века")
Цель: проверить уровень прочности усвоения и осознанности материала учащимися по пройденным темам на конец 1 полугодия....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...
контрольные работы по русскому языку 4 четверть 3 класс "Начальная школа 21 века"
контрольные работы по русскому языку 4 четверть 3 класс "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа. Русский язык (обучение грамоте). 1 класс. ФГОС "Школа России".
Рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся на уроке) по русскому языку (период обучения грамоте) к учебнику "Азбука" 1 клас...
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;- примерной основ...
Тест по русскому языку для 2-х классов («Начальная школа 21 века») (рубежный контроль)
Тест по русскому языку для 2-х классов («Начальная школа 21 века»)(рубежный контроль)...
Конспект урока по русскому языку "Правописание глаголов" 4 класс УМК "Школа 21 века"
ТемаЗакрепление по теме: «Правописание глаголов».Цели Образовательные: 1)обобщить и систематизировать знания детей о глаголе. Способствовать развитию устной речи, оперативной пам...