Урок русского языка по теме: "Ударение".
план-конспект урока по русскому языку (1, 2 класс) на тему
Основная цель урока: познакомить учащихся с ударением, выяснить, как от него зависит смысл слова, когда не нужно ставить ударение, развитие умения правильно ставить ударение, развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, воспитывать любовь к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udarenie.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Муниципального образования «Город Майкоп»
МБОУ «Майкопская гимназия № 22»
Конкурс методических разработок
Номинация: урок
Тема: УДАРЕНИЕ
Автор: учитель начальных классов
ЖИРОВА Валентина Николаевна
Майкоп
2018
ПЛАН
- Организационный момент.
- Чистописание.
- Знакомство с н/материалом.
- Миниатюра «Ударение»
- Игра «Выбери схему слова».
- Сказка об ударении.
- Работа с учебником.
IV. Закрепление изученного.
- Фонетический разбор.
- Быстрый диктант.
V. Физминутка.
VI. Словарная работа.
- Работа с ребусами.
VII. Закрепление изученного.
- Составление и запись слов из слогов и букв с постановкой ударения.
- Самостоятельная работа.
- Игра «Выбери верное утверждение».
- Работа с фонетическим лото.
VIII. Итог урока.
Урок русского языка
Тема: Ударение
Цели: 1) Познакомить учащихся с ударением. Выяснить, как от него зависит смысл слова, когда не нужно ставить ударение.
- Развитие умения правильно ставить ударение, развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: грамзапись «Танец утят», учебник «Русский язык» Полякова (1 класс), карточки для каждого ученика, на доске сказочный замок, принц «Ударение».
- Организационный момент
Долгожданный дан звонок (все хором)
Начинается урок
Работать под девизом: «Мало уметь писать, надо думать и рассуждать».
- Чистописание
Я тетрадь свою открою и наклонно положу
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь,
Запишем число, классная работа.
На доске:
У ленивого Егорки всегда отговорки.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Ответы детей)
Вывод: Тот, кто не хочет трудиться, всегда ищет причины, чтоб не работать. Я надеюсь что у нас в классе все ребята трудолюбивые и в классе нет таких Егорок. – Запишите эту пословицу. Какие орфограммы вы встретили в пословице?
- Постановка задач урока.
На доске: Уу Дд Аа Рр Ее Нн Ии Ее
Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь. Мы будем разбираться в смысле и значении понятия УДАРЕНИЕ.
- Разыгрывается миниатюра
На стуле сидит мальчик с завязанным горлом.
Мальчик. Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Берет бутылочку.
Мальчик (читает). Три раза в неделю по одной ложке. После приема пищи.
Начинает пищать. Вбегает мам.
Мама. Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
Мальчик. А я лекарство принял. А здесь написано (читает) «…пищи».
Мама. Ах ты, глупышка. Ведь ты наверно прочел. (читает) Три раза после приема пищи.
Что здесь произошло?
Мальчик неверно произнес слово, смысл которого стал другим.
Верно. Он неправильно поставил ударение. И вот сегодня на уроке мы будем искать в словах ударение. Как? Да очень просто! Ударный слог произносится с большей силой: мы как будто голосом ударяем голосом по одному из слогов слова.
Учитель приводит пример.
мама, мостик, утка, стульчик или
кровать, тетрадь, журнал
Учимся определять ударный слог.
Ударный слог, ударный слог…
Он назван так недаром.
Эй, невимимка-молоток,
Отметь его ударом.
И молоток – стучит, стучит,
И четко речь моя звучит!
- Работа над темой.
Сегодня на уроке мы узнаем, для чего нужно ударение. Ваша задача, быть внимательными и ничего не пропустить. Послушайте, что случилось со словами, которые забыли про ударение.
- Сказка.
Итак, сказка. Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение? Слушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова на совет и стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение части из вас!» Слова, конечно, не поверили. Дело в том, что давным – давно слоги не имели ударения. Они были трусливые и очень боялись, что их кто-то ударит. Собственно, слогам и не нужно ударение. Зачем оно им, когда слоги живут сами по себе. Но когда слоги объединяются, чтоб образовать слово, ударение, конечно, нужно. Только слоги об этом не знали.
На доске:
Замок
Белки
Стрелки
Кружки
Вышел вперед замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справляюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение – это просто черточка!» Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый. Как вы думаете, какое теперь слово получилось?
Замок.
А дальше вот что случилось. Вышли вперед… Читайте сами.
Белки.
Да. «Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает». Как вы думаете, что произошло? Ударение перешло на другой слог. Ударение превратило это слово в белок.
Абсолютно верно. А теперь попробуйте сами закончить сказку.
Потом пришли стрелки и сказали: «Мы умеем стрелять». Мы можем защитить себя. Ударение их выслушало и превратило в стрелки. Оно перешло на первый слог. Молодцы!
Затем ударение превратило кружки в кружки. Наверное, кружки хотели окружить Ударение, вот их и превратило в кружки. Как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?
Дети:
Слова поняли, что они не умеют жить без ударения. Тогда слоги написали письмо в Грамматику и оттуда им прислали Ударение.
Вот такое (на доске изображение ударения в виде молоточка).
Чтобы они установили его над теми гласными, которые обозначают ударный слог. И с тех пор все недоразумения кончились.
Солнце село за село. Замок закрыли на замок. Гвоздики стали продавать в хозяйственном магазине. А гвоздики – в цветочном. А огородное пугало всех пугало.
В каждом слове есть ударение. А если слово состоит из одного слога, ударение ставится?
Если в слове один слог, то ударение не ставится. Объясните почему?
Я думаю, что если слово состоит из одного слога, то, значит, в этом слове один гласный звук. Этот гласный звук всегда четко произносится. И ударение уже не превратит это слово в другое.
- Работа с учебником «Русский язык».
Посмотрите на рисунки.
- Кто варит уху? (рыбак)
- Кто подлетел к уху? (комар)
Упр 33. Прочитайте. Сравните выделенные слова в левом и правом столбике. Есть ли какая разница на письме? А на слух? (чтение упражнение, списать 3 упражнение).
Работа над правилом в учебнике.
- Как называется слог, который произносится сильнее других?
Такой слог называется ударным.
- Как называется слог, на который не падает ударение?
Такой слог называется безударным.
- Где ставится ударение в слове?
Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.
- Закрепление изученного
- Фонетический разбор слова ЁЖ (у доски один ученик)
ЁЖ – 1 слог, 1- гласн., 2- согл.
(й) – согл., зв., мягк.
Ё
(о) – гласн., ударн.
Ж (ш) – согл., глух., тв.
2 б., 3 зв.
Надо ли ставит ударение в этом слове? Почему?
Буква Ё всегда ударная.
- Если в слове есть ё, то мы ударение не ставим.
Расскажи-ка, буква ё,
Как твоё житьё-бытьё?
Буква ё дает отчет:
- Ничего житьё течет.
Я ударная всегда.
Ой-ёй-ёй. Вот это да!
Ударение может ставиться над любой буквой гласного звука, кроме ё, так как она всегда ударная.
- Быстрый диктант.
Записываем только букву, обозначающую ударный гласный звук.
Пенал, пятница, альбом, ёлка, ручка, Люда, цветы, учитель, Эдик, портфель.
Проверка: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е.
Молодцы! Принц Ударение доволен Вашей работой.
- Физминутка. Танец «Утят».
- Словарная работа, работа с ребусами.
Разгадать ребус (показ см. приложение).
- Кто встречает вас в классе?
- Как называют ребенка, который учится в школе?
(Как называются эти слова? (однокоренные).
Назовите два признака однокоренных слов?)
- Как называют предмет, куда кладут ручки и карандаши? (пенал).
- Как называют предмет, в которым вы выполняете письменную работу? (тетрадь).
- Как называется комната, в которой вы занимаетесь? (класс)
Проверка: учитель, ученик, пенал, тетрадь, класс.
- Закрепление изученного.
- Составить и записать слова, поставить ударение.
П | ||
КОМ | ||
А | С |
компас
М | Г | |
ЗИН | ||
А | А | |
Т | М | |
ВАЙ | ||
А | Р |
магазин трамвай
Щ | ||
ВЕЛЬ | ||
А | ||
Б | ||
ВЕР | ||
А |
щавель верба
- Самостоятельная работа (на листочках).
- Прочитайте правильно слова в правом столбике. Подумайте, какие из этих слов надо вписать в каждое предложение.
Мы заперли дверь на |
| . | замок | ||||
На горе стоит красивый | . | замок | |||||
Приносили вести | . | сорок | |||||
с сорока дорог. | сорок | ||||||
В ведёрко руку | . | окуни | |||||
Не бойся - это | . | окуни |
Впиши в предложения подходящие по смыслу слова, расположенные справа. Обозначь в этих словах ударение.
Прочитай шепотом предложения, выделяя голосом ударения в словах. (проверка)
- Прочитайте и запомните как надо правильно произносить эти слова.
Портфель, | магазин, | ремень, | свекла, |
шофер, | щавель, | верба, | столяр, | стаканы, |
простыня, | арбуз, | алфавит, | вьюга. |
- Игра «Выбери верное утверждение».
Если я говорю верное утверждение, вы даете сигнал поднятием руки.
- Ударение ставится, если в слове несколько слов.
Ударение не ставится, если в слове несколько слов.
- Буква Ё всегда ударная.
Буква Ё не всегда ударная.
- Слоги бывают ударные и безударные.
Слоги бывают только ударные и только безударные.
- Ударение может изменить смысл слова.
Ударение не может изменить смысл слова.
- Вывод: Чему учились на уроке?
Солнце село за село,
Нам ужасно повезло,
Что в гости к ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.
Принц Ударение дарит нам на память вот эти молоточки (показ) для того, чтобы вы всегда правильно ставили ударение. (Учитель раздает каждому ученику).
Список использованной литературы:
- «Дидактический материал по русскому языку» В.П. Канакина.
- «Игровой материал по русскому языку» (в помощь школьному учителю) В.И. Круковер, Л.И. Шелестова.
- «Я иду на урок в начальную школу «Русский язык. Библиотека «Первого сентября».
- «Конкурс грамотеев» Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин.
- «Орфография, грамматика в рифмовках занимательных» Н.М.Бетенькова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме:"Ударение" 2 кл.
Урок с использованием идей полихудожественного воспитания и развития. Программа "Школа 2100"...
Игра-путешествие по русскому языку по теме "Ударение"
Конспект урока -исследования по русскому языку. Обучающиеся путешествуя по станциям знакомятся с ударением и его смыслоразличительной функцией....
Учебно - методическая разработка Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Ударение. Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слова".Цель: умение ставить ударение, опираясь на смысл слов.Задачи урока...
Конспект урока по русскому языку на тему " Ударение", 2 класс (УМК "Школа России").
Данный конспект урока разработан с учетом требований ФГОС. Урок неразрывно связан с изучением происхождения названий слов (дней недели)....
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Ударение. Перенос Слов.»
Предмет: русский язык.Класс: 1-3Тема: «Ударение. Перенос Слов.»Тип урока: изучение нового материала.Цель деятельности учителя: совершенствовать навыки деления слов на слоги и для переноса с одной стро...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Ударение. Словообразующая роль ударения» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование умений различать ударные и безударные слоги; осмысление словообразующей роли ударения в словах. Планируемые результаты Предметные:Знать...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударение. Ударный и безударный слог" 2 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударение. Ударный и безударный слог" 2 класс УМК "Школа России" . Урок составлен в соответствии с ФГОС НОО....