Урок русского языка в 1 классе "Звук [й,], буква Й" (ПНШ)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Цель данного урока: создать условия для формирования знаний учащихся о гласных и согласных звуках, ознакомления со звуком Й как согласным, звонким, мягким; развития умений соблюдать правила деления слов на слоги и переноса слов с буквой Й.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 355.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук [й,], буква Й.
Цель: создать условия для формирования знаний о гласных и согласных звуках, ознакомления со звуком [й’] как согласным, звонким, мягким, развития умений соблюдать правила деления слов на слоги и переноса слов с буквой й.
Планируемые результаты:
- предметные: различать звуки и буквы, делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
- метапредметные:
- регулятивные – оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- познавательные – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; овладеть умениями применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями, осуществлять сравнение и выделять общее и различное; устанавливать причинно-следственные связи.
- коммуникативные – адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; строить диалог и сотрудничество с учетом позиции собеседника, в том числе и отличной от собственной.
- личностные УУД: стремиться к самоконтролю процесса и результатов деятельности; знать и соблюдать основные моральные нормы поведения в школе, в жизненно-практических ситуациях.
Учебно-дидактическое обеспечение: учебник, ЭФУ, ТПО.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце добрыми чувствами. Улыбнитесь друг другу.
- Начинаем наш урок.
2. Вводная часть урока.
- Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 35. Обратите внимание на синюю полоску. Что вы можете сказать по условным обозначениям?
(На полоске нарисован новый условный знак – пальма. Это значит сегодня мы будем работать над новой темой. Урок первый.)
- По условному обозначению учебника найдите страницу в ТПО. Отметьте её закладкой.
- Откройте тетради в линейку и запишите по образцу (СЛАЙД 1):
10 апреля
Классная работа.
II. Актуализация знаний.
1. Чистописание.
- Ребята, предлагаю вам отгадать загадку:
Раз – брусок и два – брусок,
Плюс один наискосок,
Снизу, сверху – уголки,
А всё вместе – буква... (И). (СЛАЙД 1, шторка, галочка):
- Сегодня на минутке чистописания мы вспомним написание строчной письменной буквы И.
- Напомните, пожалуйста, из каких элементов она состоит?
(Наклонная прямая с закруглением внизу справа.)
- Сколько раз повторяется этот элемент?
(2 раза)
- Посмотрите на образец написания письма (ЭФУ). Запишите букву 4 раза.
- А какая буква очень похожа на букву и?
(Буква Й.) (СЛАЙД 1, галочка), (ЭФУ):
- Чем похожа? Чем отличается? Запишите на этой же строке 4 раза букву й.
- Вспомните и назовите слова, где встречается буква й.
(Чай, май, дай, …)
- Запишите эти слова на следующей строке.
III. Постановка цели урока.
- Ребята, прочитайте в учебнике тему сегодняшнего урока и определите его цель.
(«Загадка звука [й,] и буквы Й». Разгадаем загадку буквы Й. Узнаем о ней что-то новое. Повторим то, что уже знаем.)
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
1. Работа по учебнику (стр. 35).
- Ребята, теперь для того, чтобы помочь Маше и Мише, надо показать, насколько хорошо вы различаете буквы гласных и согласных звуков.
1.1. Чтение интриги учебника до слов: «Перечислите все буквы гласных».
- При выполнении задания вы можете пользоваться алфавитным столбиком.
- Ребята, что вы знаете об алфавитном столбике?
(Гласные звуки обозначены красным цветом. Голубым и зелёным обозначены согласные звуки. Голубой цвет − глухие согласные, зеленый − звонкие согласные.)
1.2. Чтение интриги: «Буква Й – это буква гласного или согласного звука? – спросила Анишит Йокоповна.»
(Это буква гласного звука.)
1.3. - Ребята, рассмотрите, пожалуйста, Карту животных. На какие страницы учебника мы должны вернуться?
(Страницы 12 - 13.)
- Найдите в Музейном Зале птицу, в названии которой есть буква Й.
(Буква Й есть в слове СОЙКА.)
2. Выполнение упражнений.
- Теперь выполним упражнение 10 (стр. 35).
(Все дети работают в тетради.)
- Запишите слово СОЙКА.
- Составьте звуковую схему этого слова.
( )
(Проверка по образцу.) (СЛАЙД 1, шторка)
- Произнесите слово, поделив его на слоги. Звук [й,] составил отдельный слог?
(Сой – ка. Отдельного слога звук [й,] не составил.)
- Прочитайте слова ЗМЕЙ и ЗМЕИ. (СЛАЙД 2)
- Какими звуками они различаются?
(Эти слова различаются звуками [й,] - [и].)
- Запишите эти слова, разделив их на слоги.
(Взаимопроверка) (СЛАЙД 1, шторка)
- Сколько слогов получилось в каждом слове?
(В слове ЗМЕЙ – 1 слог, в слове ЗМЕИ – 2 слога.)
- Напишите слова ВОЙНЫ и ВОИНЫ, разделив их на слоги. (СЛАЙД 2, шторка)
(Дети выполняют задание самостоятельно.)
- Маша выделила слоги так: (СЛАЙД 1, шторка)
- Вы согласны с Машей?
(Ответы детей.)
- Почему во втором слове в каждой паре на один слог больше?
(Потому что звук [и] – гласный.)
- Звук [й’] образует самостоятельный слог?
(Нет, не образует.)
- Какой же из двух звуков - [й’] или [и] образует слог?
(Слог образует звук [и].)
- Образовать слог может гласный звук или согласный?
(Гласный.)
- Значит, звук [й’] – какой: гласный или согласный?
(Согласный.)
- Какой же вывод мы можем сделать? Вставьте в предложение нужные слова (СЛАЙД 3):
Динамическая пауза
V. Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий и решения задач.
- Теперь, зная, что звук [й,] не образует слога, вы с лёгкостью можете справиться со следующим заданием.
1. Выполнение упражнения 11 (стр. 36).
- Прочитайте задание.
(Один ученик читает стихотворение.)
- Выполните предложенное задание самостоятельно в тетради.
(Учащиеся работают самостоятельно. Проверка по ЭФУ.)
2. Работа в ТПО. (ЭФУ)
- Откройте, пожалуйста, ТПО.
2.1. Знакомство с новым словарным словом.
- Рассмотрите рисунок. Понятно ли вам значение слова?
(Дежурный – исполняющий в порядке очереди какие-нибудь служебные или общественные обязанности.)
- Какую букву в слове надо запомнить и почему?
(Букву Е, потому что она не под ударением. Когда мы произносим это слово, слышим звук [и].)
- Где можно уточнить написание этого слова?
(В словаре «Пиши правильно» в ТПО.)
- Составьте предложение со словами-подсказками.
(Дежурный держит мел.)
- Произнесите слово орфографически, определите в нём место ударения и количество слогов.
(ДЕ – ЖУР – НЫЙ, деЖУРный, 3 слога.)
- Запишите слово в тетрадь, поставьте знак ударения, подчеркните гласную, которую надо запомнить.
3. Самостоятельная работа.
- Найдите в ТПО упражнение 1. Следующую работу вы будете выполнять самостоятельно.
- Договоритесь, пожалуйста, с соседом по парте, кто с каким столбиком слов будет работать, и выполните задание.
(Дети изменяют слова по числам, делят их на слоги, указывают цифрой количество слогов в словах. Взаимопроверка.)
VI. Обобщение усвоенного содержания и включение его в систему ранее усвоенных знаний и учебных действий.
1. Чтение интриги на стр. 37 со слов «- Буква Й – это буква гласного или согласного звука? – спросила Волшебница.»
- Как вы ответите на вопрос Анишит Йокоповны?
(Буква Й – буква согласного звука.)
2. Определение характеристик согласного звука [й’].
- Но ведь согласные звуки обязательно звонкие или глухие. А звук [й’] – звонкий или глухой? Как ты это определишь?
(При произношении этого звука мы используем голос. Или можно определить по цвету в звуковом столбике.)
- Какими ещё могут быть согласные звуки?
(Или мягкими, или твёрдыми.)
- Каким является звук [й’]?
(Мягким.)
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Какие секреты звука и буквы Й вы открыли сегодня на уроке?
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме"Большая буква в кличках животных"
План - конспект урока русского языка (развивающая система Занкова) 2 класс.Построен с учётом здоровьезберегающих технологий, напрввлен на развитие умений обучающихся работать самостоятельно....
Презентация к уроку русского языка по теме "Большая буква в именах собственных.
Данную презентацию можно использовать на уроках русского языка, как при знакомстве с новой темой, так и на ...
конспект урока русского языка "Звук один, а буквы две"
Целенаправленная работа по формированию орфографической зоркости. Воспитание учебной самостоятельности, в том числе умения пользоваться учебной книгой, словарями - все это вы найдете в конспекте урок...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Заглавная буква «Б»
Урок русского языка в 1 классе по системе Л.В. Занкова+самоанализ урока....
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка (письмо) по теме "Буква "А" и буква "О""
В презентации представлен материал с урока русского языка (письма) по теме "Буква А и буква О"...