Рабочая программа по обучению грамоте, 1 класс, Школа России
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Раздел Ι. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» для 1 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения, на основе Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности, требований к результатам освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий (УУД) и программой для образовательных учреждений автора В.П., Горецкого В.Г. , М.: Просвещение, 2011г.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Цели обучения грамоте:
- Формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей; развитие творческих способностей;
- Обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности о человек, природе и обществе;
- Развитие логического и образного мышления;
- Освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умение рационально использовать время на уроке;
- Овладение посильными приемами самостоятельной работы;
- Развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге – источнику знаний;
- Развитие фонематического и речевого слуха учащихся;
- Обучению безотрывному письму букв и их соединению в словах, выработку умения записывать слова и предложения;
- Подготовка учащихся к овладению некоторыми правилами правописания (жи-ши, ча-ща, чу-щу, большая буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных);
- Развитие речи, обогащение словаря учащихся, формирование умения правильно выражать свои мысли словесно.
Раздел ΙΙ. Общая характеристика учебного предмета
В процессе обучения грамоте должен быть решен ряд следующих задач:
- Поднять учащихся на новую ступень в овладении ими правильными приемами чтения;
- Познакомить с некоторыми наиболее важными видами и приемами работы с текстом;
- Научить отвечать на вопросы по содержанию, читать текст выборочно, по заданию учителя, соединять прочитанное с иллюстрацией, пересказать текст подробно по вопросам учителя и кратко по обобщенным вопросам или плану;
- Совершенствовать учащихся в выполнении аналитико-синтетических упражнений, ежедневно работать над звуко-буквенным анализом слов, составлять слова и записывать их в тетрадях;
- Обобщать сведения о звуках и буквах, закреплять полученные знания на уроках письма.
Изучение русского языка в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной; послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой. Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой принадлежит изучению родного языка, основой которого является развитие речи, что нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг.
Обучение первоначальному чтению осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи.
Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом, учатся обозначать на письме звуки буквами, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из подобных слов, писать большую букву в начале предложения, в именах людей и кличках животных.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих. Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с интонацией, диктуемой содержанием.
Контроль знаний осуществляется систематически:
- Текущий контроль (на уроках);
- Тематический контроль (после изучения темы);
- Итоговый контроль (в конце четверти);
- Техника чтения (ежемесячно)
Раздел ΙIΙ. Место учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение курса «Обучение грамоте» отводится 207 часов. Программа рассчитана на 23 учебные недели (9часов в неделю).
Раздел ΙV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Обучение грамоте» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке, как основном средстве человеческого общения, явлений национальной культуры и основе национального самосознания.
Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса «Обучения грамоте»
Личностные результаты:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Русской Азбуки», «Русского языка»
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других
– умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать: все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
Обучающиеся должны уметь:
- Вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- Различать гласные и согласные звуки и буквы;
- Правильно называть твердые и мягкие звуки в слове и вне слова;
- Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
- Определять место ударения в слове;
- Вычленять слова из предложений;
- Четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
- Правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
- Грамотно писать под диктовку слова, предложения из 4-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
- Употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
- Устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
- Знать гигиенические правила письма;
- Правильно писать форму букв и соединения между ними.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.
Навыки чтения. Ι полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными буквами.
ΙΙ полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентированный темп чтения незнакомого текста – 25-30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Раздел VΙ. Содержание тем учебного курса
Добукварный период (32 часа).
Речь (устная и письменная) – общее представление.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог и ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых, мягких, глухих, звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение букв и звуков.
Букварный период (139 часов).
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов – «слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв слогов разрезной азбуки слов, их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти рук и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединения в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходятся с произношением (безударная гласная, сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу).
Знакомство с правилами гигиены письма.
Послебукварный период (36 часов)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений, навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Чтение небольших художественных произведений о природе, о детях, о труде, о Родине и т.д.
Совершенствование навыков чтения.
Раздел VII. Тематическое планирование по обучению грамоте (207 часов)
Обучение чтению (92 часа)
Учебник «Азбука». 1 класс
Составители: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Внеурочная | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Добукварный период | 13 | 1 | Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака, рассказывать об их роли при работе с «Азбукой». Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой. Использовать эти правила при работе с «Азбукой». Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе (правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе, отвечать громко и чётко, слушать учителя и выполнять его указания, слушать ответы товарищей). Оценивать результаты своей работы на уроке. Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение). Выделять из речи предложения. Определять на слух количество предложений в высказывании. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения. Внимательно слушать то, что говорят другие. Отвечать на вопросы учителя. Включаться в групповую работу, связанную с общением; рассказывать товарищам о своих впечатлениях, полученных в первый школьный день; внимательно, не перебивая, слушать ответы товарищей, высказывать своё мнение о выслушанных рассказах в доброжелательной форме. Воспроизводить сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации. Объяснять смысл пословицы; применять пословицу в устной речи. Рассуждать о роли знаний в жизни человека, приводить примеры. Распределять на группы предметы по существенным признакам, определять основания для классификации. Различать родовидовые понятия. Правильно употреблять в речи слова-названия отдельных предметов (ранец, учебник; кукла, мяч, кубик), и слова с общим значением (учебные вещи; игрушки). Оценивать результаты своей работы на уроке Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации. Разыгрывать сценки из сказки. Делить предложения на слова. Воспринимать слово как объект изучения. Определять на слух количество слов в предложении. Выделять отдельные слова из предложений. Составлять простейшие предложения и моделировать их с помощью схем. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Произносить слова по слогам. Делить слова на слоги, определять количество слогов в словах. Контролировать свои действия при делении слов на слоги. Выделять ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением). Определять на слух ударный слог в словах. Называть способы выделения ударного слога в слове (в том числе: «позвать» слово, «спросить» слово). Обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком. Наблюдать, как образуется слог-слияние в процессе слого-звукового анализа. Выделять слоги-слияния и звуки за пределами слияния в словах. Доказывать, почему выделенный слог является слиянием. Различать графические обозначения слогов-слияний и звуков за пределами слияния, использовать иПроизводить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком . Выделять звук в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук гласный. Слышать звук в произносимых словах, определять место нового звука в слове. Приводить примеры слов со звуком в начале, середине, конце слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы Соотносить звук и букву, его обозначающую. Опознавать новые буквы в словах и текстах на страницах азбуки. Составлять рассказ по сюжетной картинке сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно составлять связный рассказ по этой картинке. Объяснять смысл пословиц и поговорок. Строить высказывания о пользе чтения. Пересказывать сказку по серии картинок. Читать предложение с восклицательной интонацией Работать в паре при выполнении задания на соотнесение рисунка и схемы: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой предметные картинки; отвечать на вопрос к заданию; обнаруживать несоответствие между словом, называющим изображённый предмет, и схемой-моделью, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания в доброжелательной форме. Определять место изученной буквы на «ленте букв». Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока. Оценивать свою работу на урокех при моделировании слов. | |||
«Азбука» - первая учебная книга | 1 | |||||
Речь устная и письменная. Предложение | 1 | |||||
Вн. чт. «Сказки. Песни. Загадки». Слово и предложение | 1 | |||||
Слог | 1 | |||||
Слог. Ударение | 1 | |||||
Звуки в окружающем мире и в речи | 1 | |||||
Вн. чт. С. Маршак «Усатый-полосатый». Звуки в словах | 1 | |||||
Слог-слияние | 1 | |||||
Повторение и обобщение пройденного материала | 1 | |||||
Гласный звук [а]. Буквы А, а | 1 | |||||
Вн. чт. «У солнышка в гостях». Гласный звук [о]. Буквы О, о | 1 | |||||
Гласный звук [и]. Буквы И, и | 1 | |||||
Гласный звук [ы]. Буква ы | 1 | |||||
Гласный звук [у]. Буквы У, у | 1 | |||||
Букварный период | 49 | 13 | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками Выделять звуки в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями произнесения новых звуков. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные, сравнивать их. Слышать и различать звуки в словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Приводить примеры слов с новыми звуками. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы Соотносить новые звуки и буквы их обозначающие. Делать вывод о том, что согласные звуки, обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдать работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и). Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Составлять слоги-слияния из букв разрезной азбуки. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.Составлять рассказ по сюжетной картинке. Самостоятельно читать предложения. Наблюдать над расхождением написания слов (оно, она, они) с их звуковой формой. Проговаривать слова так, как они написаны (орфографическое чтение). Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи с учётом орфоэпических правил (орфоэпическое чтение)[1]. Сравнивать два вида чтения. Наблюдать употребление заглавной буквы в именах. Составлять устные высказывания по иллюстрациям. Объяснять смысл пословиц. Составлять высказывания о любви к Родине. Рассуждать о необходимости трудиться на благо родной страны. Читать предложения с паузами и интонацией в соответствии со знаками препинания. Воспроизводить сказку по серии рисунков. Строить собственные высказывания о любви к Родине. Определять разные значения одного слова. Определять место изученной буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения на уроке . Объяснять смысл пословицы. Произносить предложения с разной интонацией. Озаглавливать текст. Наблюдать за изменением слов. Включать слово в предложение. Завершать незаконченное предложение с опорой на общий смысл предложения. Разгадывать ребусы: определять цель задания, моделировать алгоритм его выполнения. Объяснять разные значения одного слова. Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст. Задавать вопросы по содержанию прочитанного текста. Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия.) Определять место новой буквы на «ленте букв». Сопоставлять попарно слоги с буквами. Наблюдать за артикуляцией глухих согласных и звонких согласных в парах. Устанавливать сходство и различие в их произнесении Различать парные по звонкости — глухости согласные звуки в словах. Правильно называть все буквы. Сравнивать порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите. Устанавливать, что последовательность букв на «ленте букв» и в алфавите разная. Читать алфавит. Называть количество букв русского алфавита | |||
Согласные звуки [н], [н’]. Буквы Н, н Вн. чт. «Наш концерт». Книжка-театр | 1 | |||||
Согласные звуки [с], [с’]. Буквы С, с | 1 | |||||
Согласные звуки [к], [к’]. Буквы К, к | 1 | |||||
Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т | 1 | |||||
Итоговая рефлексия | 1 | |||||
Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л. Вн. чт. Е. Чарушин «Волчишко» | 1 | |||||
Согласные звуки [р], [р’]. Буквы Р, р | 1 | |||||
Согласные звуки [в], [в’]. Буквы В, в | 1 | |||||
Гласные буквы Е, е. Вн. чт. «Ни окошек, ни дверей». Загадки | 1 | |||||
Согласные звуки [п], [п’]. Буквы П, п | 1 | |||||
Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м | 2 | |||||
Индивидуальная работа | 1 | |||||
Согласные звуки [з], [з’]. Буквы З, з. | 1 | |||||
Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Вн. чт. С. Сахарнов «Самый лучший пароход» | 1 | |||||
Индивидуальная работа | 1 | |||||
Согласные звуки [б], [б’]. Буквы Б, б. | 2 | |||||
Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Вн. чт. Р. Сеф «Необычный пароход» | 1 | |||||
Индивидуальная работа | 1 | |||||
Согласные звуки [д], [д’]. Буквы Д, д. | 2 | |||||
Сопоставление слогов и слов с буквами д и т | 1 | |||||
Гласные буквы Я, я | 3 | |||||
Закрепление пройденного материала | 1 | |||||
Согласные звуки [г], [г’]. Буквы Г, г | 1 | |||||
Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. Вн. чт. «Вася-Гусеночек». Русская народная игра | 1 | |||||
Индивидуальная работа | 1 | |||||
Мягкий согласный звук [ч’]. Буквы Ч, ч | 2 | |||||
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных | 2 | |||||
Работа с одаренными детьми | 1 | |||||
Твёрдый согласный звук [ш]. Буквы Ш, ш. | 1 | |||||
Сочетание ши. Вн. чт. Ш. Перро «Красная шапочка» | 1 | |||||
Закрепление пройденного материала | 1 | |||||
Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы Ж, ж | 1 | |||||
Сопоставление звуков [ж] и [ш]. | 1 | |||||
Гласные буквы Ё, ё | 2 | |||||
Индивидуальная работа | 1 | |||||
Согласный звук [й’]. Буквы Й, й. Вн. чт. «Петушок – золотой гребешок». Русская народная сказка | 1 | |||||
Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х, х | 2 | |||||
Работа с одарёнными детьми | 1 | |||||
Гласные буквы Ю, ю | 2 | |||||
Твёрдый согласный звук [ц]. Буквы Ц, ц | 2 | |||||
Гласный звук [э]. Буквы Э, э. Вн. чт. В. Серова «Подскажи словечко» | 2 | |||||
Итоговая рефлексия | 1 | |||||
Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ | 2 | |||||
Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф. Вн. чт. К. Чуковский «Бармалей» | 2 | |||||
Мягкий и твёрдый разделительные знаки | 1 | |||||
Русский алфавит | 1 | |||||
Итоговая рефлексия | 2 | |||||
Послебукварный период | 12 | 4 | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. На основе названия текста определять его содержание. Читать текст самостоятельно. Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием. Назвать героев произведения. Определить качества характера героя на основе представленного на доске списка. Находить и называть понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух. Выбрать возможный для чтения по ролям отрывок текста самостоятельно. Разыграть фрагмент текста по ролям. Самостоятельно определить, получилось ли передать характер героя. Рассматривать иллюстрацию учебника; перечислять основные персонажи иллюстрации. Придумывать рассказы по иллюстрации. Слушать рассказы учителя на основе иллюстрации. Подбирать самостоятельно слова, близкие по смыслу к слову «отечество». Читать текст самостоятельно. Отвечать на вопросы учителя по тексту. Пересказывать текст на основе опорных слов. Определять главную мысль текста. Соотносить её с пословицей. Объяснять своими словами смысл этого текста Объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, обращаясь к помощи учителя, этимологии слова (кого мы называем первоучителем). Соотносить иллюстрацию в учебнике с книгами на выставке. Определить название сказки на основе иллюстрации. Читать самостоятельно отрывок из сказки. Определить, из какой книги прочитанный отрывок. Выбрать, какую книгу со сказками читать и почему читать именно эту книгу. Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем Соотносить текст стихотворения с прочитанным наизусть. Находить возможные ошибки. Читать самостоятельно наизусть. Определять уровень своих достижений на основе диагностической работы в Азбуке. Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики | |||
Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 1 | |||||
К.Д. Ушинский «Наше Отечество» | 1 | |||||
В. Крупин «Первоучители словенские» | 1 | |||||
В. Крупин «Первый букварь» | 1 | |||||
Урок – экскурсия по сказкам Пушкина. | 1 | |||||
Л.Н. Толстой. Рассказы для детей | 1 | |||||
К.Д. Ушинский. Рассказы для детей | 1 | |||||
К.И. Чуковский «Телефон», «Путаница» | 1 | |||||
Выставка книг | 1 | |||||
В.В. Бианки «Первая охота» | 1 | |||||
С.Я. Маршак «Дважды два», «Угомон» | 1 | |||||
М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока» | 1 | |||||
Стихи и рассказы русских поэтов и писателей С. Маршака, А.Барто, В. Осеевой | 1 | |||||
Весёлые стихи Б.Заходера, В.Берестова | 1 | |||||
Проект «Живая азбука» | 1 | |||||
Наши достижения | 1 | |||||
Итого | 74 | 18 |
Обучение письму (116 часов)
Прописи.
Составители: В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Внеурочная | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |||
Добукварный период | 15 | 3 | Отвечать на вопросы учителя о назначении прописи. Ориентироваться в первой учебной тетради. Правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме. Воспроизводить с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма. Называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи. Обводить предметы по контуру. Находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи. Обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки. Писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами. Чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец. Демонстрировать правильное применение гигиенических правил письма. Анализировать образец изучаемой буквы, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы букв. Сравнивать печатную и письменную буквы. Конструировать буквы из различных материалов. Писать буквы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Правильно записывать имена собственные. Воспроизводить и применять правила работы группе Дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках. | ||||||
Пропись – первая учебная тетрадь | 1 | ||||||||
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки | 1 | ||||||||
Письмо овалов и полуовалов | 1 | ||||||||
Рисование бордюров | 1 | ||||||||
Письмо длинных прямых наклонных линий | 1 | ||||||||
Письмо длинных и коротких наклонных линий с закруглением внизу и вверху | 1 | ||||||||
Индивидуальная работа | 1 | ||||||||
Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий | 1 | ||||||||
Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо | 1 | ||||||||
Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу | 1 | ||||||||
Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы а, А | 1 | ||||||||
Индивидуальная работа | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы о, О | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы и, И | 1 | ||||||||
Строчная буква ы | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы у, У | 1 | ||||||||
Индивидуальная работа | 1 | ||||||||
Букварный период | 60 | 17 | Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Выполнять гигиенические правила письма. Анализировать образец изучаемых букв, выделять элементы в строчных и прописных буквах. Называть правильно элементы букв. Сравнивать печатную и письменную буквы. Обводить бордюрные рисунки по контуру. Конструировать буквы из различных материалов. Писать буквы в соответствии с образцом. Анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Сравнивать написанные буквы с образцом. Выполнять слого-звуковой анализ слов, данных на странице прописи, соотносить написанные слова со схемой-моделью. Перекодировать звуко-фонемную форму в буквенную (печатную и прописную). Писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования. Правильно записывать имена собственные. Списывать без ошибок с письменного шрифта. Читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения. Дополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках. Применять критерии оценивания выполненной работы. Работать в парах и группах: анализировать работу товарищей и оценивать её по правилам Списывать без ошибок слова и предложения с печатного шрифта. Наблюдать за употреблением запятой при обращении. Обозначать начало предложения заглавной буквой, а конец предложения знаками препинания. Интонировать предложения различных видов. Дополнять текст, данный в прописи, своими предложениями. Вставлять пропущенные буквы в слова в соответствии со смыслом слова. Разгадывать кроссворды Использовать критерии оценивания своей деятельности и деятельности товарищей в ситуациях, спланированных учителем Понимать обобщённый смысл пословиц и поговорок, толковать их. Составлять рассказ с использованием поговорки, записывать текст из 3—5 предложений, отражать смысл поговорки в своём письменном высказывании. | ||||||
Строчная и заглавная буквы н, Н | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы с, С | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы к, К | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы т, Т | 2 | ||||||||
Индивидуальная работа | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы л, Л | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы р, Р | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы в, В | 1 | ||||||||
Повторение и закрепление изученного | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы е, Е | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы п, П | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы м, М | 2 | ||||||||
Индивидуальная работа | 2 | ||||||||
Строчная буква з | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы з, З | 2 | ||||||||
Индивидуальная работа | 1 | ||||||||
Строчная буква б | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы б, Б | 2 | ||||||||
Повторение и закрепление изученного | 1 | ||||||||
Строчная буква д | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы д, Д | 2 | ||||||||
Индивидуальная работа | 1 | ||||||||
Строчная буква я | 2 | ||||||||
Заглавная буква Я | 2 | ||||||||
Индивидуальная работа | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы г, Г | 2 | ||||||||
Повторение и закрепление изученного | 2 | ||||||||
Строчная буква ч | 1 | ||||||||
Заглавная буква Ч | 1 | ||||||||
Буква ь | 2 | ||||||||
Итоговая рефлексия | 2 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы ш, Ш | 2 | ||||||||
Письмо слогов и слов с изученными буквами | 2 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы ж, Ж | 2 | ||||||||
Строчная буква ё | 2 | ||||||||
Заглавная буква Ё | 2 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы й, Й | 1 | ||||||||
Строчная буква х | 2 | ||||||||
Заглавная буква Х | 1 | ||||||||
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы ю, Ю | 1 | ||||||||
Индивидуальная работа | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы ц, Ц | 1 | ||||||||
Письмо слогов и слов с буквами ц, Ц и другими изученными буквами | 1 | ||||||||
Строчная буква э | 1 | ||||||||
Заглавная буква Э | 2 | ||||||||
Индивидуальная работа | 1 | ||||||||
Строчная буква щ | 1 | ||||||||
Заглавная буква Щ | 1 | ||||||||
Строчная и заглавная буквы ф, Ф | 2 | ||||||||
Закрепление изученного | 1 | ||||||||
Буквы ь и ъ | 2 | ||||||||
Письмо изученных букв | 1 | ||||||||
Проверочное списывание | 1 | ||||||||
Итоговая рефлексия | 2 | ||||||||
Послебукварный период | 16 | 4 | Находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами. Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми). Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке. Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки. Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова. Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Обсуждать (на основе текста) состояние внешнего облика ученика. Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку. Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. | ||||||
Оформление предложений в тексте | 2 | ||||||||
Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | 1 | ||||||||
Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? | 1 | ||||||||
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие? | 1 | ||||||||
Слуховой диктант | 1 | ||||||||
Правописание безударных гласных в корне слова | 2 | ||||||||
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 2 | ||||||||
Индивидуальная работа | 1 | ||||||||
Закрепление изученного | 1 | ||||||||
Правописание жи-ши | 1 | ||||||||
Правописание ча-ща | 1 | ||||||||
Правописание чу-щу | 1 | ||||||||
Индивидуальная работа | 1 | ||||||||
Закрепление изученного | 1 | ||||||||
Проверочный диктант | 1 | ||||||||
Итоговая рефлексия | 2 | ||||||||
Итого | 92 | 24 |
Раздел VIII. Перечень учебно-методического обеспечения
- Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, - М: «Просвещение», 2011
- В.Г. Горецкий 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений «Азбука» в 2 ч., - М: «Просвещение», 2011
- Н.А. Федосова, В.Г. Горецкий Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 – М.: «Просвещение», 2011
- О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова Поурочные разработки по обучению грамоте: чтению и письму: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012
- Т.В. Игнатьева Поурочные разработки по обучению грамоте: 1 класс. – М.: Экзамен. 2012
- О.Н. Крылова Карточки по обучению грамоте: к учебнику В.Г. Горецкого и др. «Азбука. 1 класс». – М.: Экзамен, 2012
- Обучение грамоте. 1 класс. Электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого, 2011 Москва «Просвещение»
[1] С этого урока во всех случаях расхождения написания слов с их звуковой формой вводятся два вида чтения — орфографическое (прочитай слово так, как его пишут) и орфоэпическое (прочитай слово так, как его произносят).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте УМК "Школа России"
Рабочая программа по обучению грамоте с учетом требований ФГОС для 1 класса УМК "Школа России"...
Рабочая программа по обучению грамоте УМК "Школа России" (ФГОС) 2012 г.
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России" в свете реализации ФГОС...
Рабочая программа по обучению грамоте (УМК Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...
Рабочая программа по обучению грамоте , УМК "Школа России"
Рабочая программа по обучению грамоте , УМК "Школа России" (ФГОС)...
Рабочая программа по обучению грамоте. УМК "Школа России"
Рабочая программа и КТП по обучению грамоте. УМК "Шкоола России"...
Рабочая программа по обучению грамоте УМК "Школа России"
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Обучение грамоте» под редакцией Горецкого В.Г. , Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной М. «Просвещение», 2015г....
Рабочая программа по обучению грамоте. ФГОС, "Школа России", 1 класс
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте, 1 класс, по программе "Школа России"...