"Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (2 класс, школа России)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

                               

Технологическая карта урока

Русский язык

Челябинск, 2018

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока:  «Прилагательные, близкие и противоположные по значению»

Цели урока: - формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.

Планируемые результаты:

Предметные: –  учащиеся научатся подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; устанавливать связь между прилагательными и существительными; применять правила правописания; подбирать примеры.

Личностные: – - привитие интереса к русскому  языку.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:  Учебник «Русский язык» 2 кл., 2 ч.  Канакина В. П., Горецкий В. Г.,  презентация, раздаточный материал.


Этап урока

Метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент.
Словесный: слово учителя

-Прозвенел звонок, настраиваемся на урок.

- Откройте свои тетради. Запишите число. Классная работа.

Приветствовать учителя. Настраиваться на работу.

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу

2.

Актуализация знаний

Словесн: беседа

Практич.: - письменная работа

- Индивидуальная работа с учащимися.

-На  экране слова.  

- Давайте прочитаем эти слова.

-Какие это слова? (Прилагательные)

Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный.

- Что называется именем прилагательным?

 I вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие хорошие качества человека, подчеркнуть волнистой линией.

 (Храбрый, мужественный, смелый, отважный).

II вариант. Выбрать прилагательные, обозначающие плохие качества человека, подчеркнуть.

( Трусливый, робкий, застенчивый, нерешительный.

Отвечать на вопросы.

- предполагать;

- анализировать;

- выделять главное;

- письменная работа;

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

3.

Постановка учебной задачи

- Что мы можем сказать о каждой группе?

( Это слова, близкие по значению. Их можно заменять друг другом.)

Как они называются?

 Синонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.

-А если сравним хорошие  и плохие качества человека, какими они будут друг другу? (Противоположными)

Как называются противоположные слова?

Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.

- Определите тему урока.(Прилагательные, близкие и противоположные по значению)

-Какие цели мы поставим перед собой?

Отвечать на вопросы.

 

Формулировать тему

Ставить цель урока.

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р.: контроль, коррекция, оценка.

4.

Решение частных задач.
Практический: работа по учебнику;

Практический: работа в группах


Динамическая пауза

-Открываем учебники на стр. 90 Обратите Внимание!

- Прочитайте.

упр. 155

-Прочитайте.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу имена прилагательные.

- Найдите в каждом предложении противоположные по смыслу имена прилагательные.

- На стр. 91 Обратите внимание!- Прочитайте.

-Поработайте в группах

Сравните предметы.

По вкусу: перец и мёд.
По ширине: реку и ручей.
По цвету: уголь и мел.
По весу: камень и пушинку.
По величине: орла и воробья .

Видео

Работать по учебнику. Выполнять упражнение.

Работать в группах.
Сравнивать предметы.


Выполнять упражнения.

П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Практический: работа в группах

Практический: работа по учебнику

Словесный;

- беседа;

Практический: тест

Поработаем в группах.
-Давайте соберем пословицу.
 

- Собрать пословицу из слов. Записать пословицу.

(Маленькое дело лучше большого безделья.)

- А теперь запишем эту пословицу наоборот, используя антонимы.

(Большое безделье хуже маленького дела).

Выполним упражнение 156 в учебнике.

-Прочитайте.

- Придумайте первую часть сравнений. Для этого подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.
- Запишите сравнения и вопрос, на который отвечает каждое подобранное вами имя прилагательное.
(Первые 2 вместе, остальные самостоятельно)

Тест. В тетради записываем : да +, нет -.

  • Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.
  • Имя прилагательное отвечает на вопросы: кто? что?
  • Антонимы – это слова, противоположные по значению.
  • Синонимы – это слова близкие по значению.
  • Горький - сладкий, высокий - низкий, большой - маленький. Это синонимы.
  • Храбрый, смелый, отважный. Это антонимы.

Работать в группах, собирать пословицу, записывать.

Записывать пословицу, наоборот, используя антонимы

Работать по учебнику. Выполнять упражнение.

Отвечать на тест

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.: контроль, коррекция, оценка.

5.

Подведение итога урока.

- О каких словах мы говорили сегодня на уроке?(о словах, близких и противоположных по смыслу.)
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- Какую роль играют имена прилагательные в речи?(Они делают нашу речь точной, яркой, выразительной.)

-Что понравилось на уроке?

Домашнее задание: упр. 157

  • Спасибо вам за урок!

Формулировать конечный результат своей работы на уроке.

Называть основные понятия нового материала.

Л: самооценка;

П.: рефлексия способов и условий действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи. Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия &laqu...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об именах прилагательных, близких и противоположных по значению; Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятия «антонимы»...

Конспект урока русского языка «Прилагательные, близкие и противоположные по значению»(УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представление об именах прилагательных- синонимах и именах прилагательных – антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты:Предметные- знать: слова, бл...

Конспект урока русского языка "Прилагательные, близкие и противоположные по значению" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые результаты: Предметные:- знать роль прилагательных, близких...

Конспект урока по математике (2 класс). Тема: Прилагательные, близкие и противоположные по значению. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые результатыПредметные: - Знать роль прилагательных, близких ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Прилагательные близкие и противоположные по значению» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Задачи урокаДидактические:1)учит...