Система заданий по русскому языку в системе СДО
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Горбунова Наталья Николаевна

          Система заданий по русскому  языку  к теме   «Имя существительное»

по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами  Способа диалектического обучения»

Учитель начальных классов

МБОУ «Ермаковская СОШ №2»  

Горбунова Наталья Николаевна

Система заданий

Ответы учащихся

Предметные умения

ПУУД

1.

I вар.: Сформулируйте проблемные вопросы к теме урока, которые будут отражать цель урока.

 

II вар.:

Сформулируйте такие проблемные вопросы, ответы на которые  позволят достичь цель  урока.

— Что называется именем существительным?

— Что такое имя существительное?

— Что является именем существительным?

— Каким образом от имён существительных можно образовать другие части речи?

 

Отличать имя существительное от других частей речи;

Указывать существенные признаки имени существительного.

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ)

2.

Сформулируйте вопросы – понятия

с помощью карточки №1 к теме «Имя существительное»

 

Карточка №1. (вопросы – понятия)

  1. Что называется именем существительным? ( имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает  предметы и  отвечает на вопросы кто? и что?).
  2. Что считается  именем  собственным? ( Имена собственные отвечают на вопрос  кто? или  что? Пишутся с заглавной буквы: имена, отчества, фамилии, клички животных, название городов, деревень, улиц, рек.
  3. Что понимается под одушевлённым существительным?     ( имена    существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?
  4. Что представляет собой  число имени существительного? (Имя существительное    в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе обозначает  много предметов.
  5. Что выражает подлежащее?     ( предмет, который совершает действие).
  6. Что является склонением? (Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением имён существительных по падежам или  склонением.
  7. Что такое  род имён существительных? ( Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова  он, мой, - мужского рода. Имена  существительные, к которым можно поставить слова она, моя, - женского рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё, - среднего рода.

Назвать  существенные признаки имени существительного.

Раскрывают определение понятий: им. сущ.

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)

Подведение под понятие. (Лог УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ)

3.

Найдите  лишнее понятие и объясните  свой  выбор.

А) подлежащее

Б) существительное

В) сказуемое

Лишнее понятие – существительное, т.к. это самостоятельная часть речи, а подлежащее  и сказуемое – главные члены предложения.

Назвать существенные признаки имени существительного, подлежащего и сказуемого.

 

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ)

Построение логической цепочки рассуждений. (Лог УУД)

 

4.

Закончите дедуктивное умозаключение.

Опровергните  или докажите истинность утверждений.

Все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? и обозначают  предметы  называются именами существительными

 

Слово «мяукал» является именем существительным

 

Все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? и обозначают  предметы  называются именами существительными.

Слово «мяукал» не отвечает на вопрос кто? или  что? не обозначает предмет.
___________________

 Слово «мяукал» не является именем существительным.

Распознавать  существительное  и глагол среди других частей речи.

Построение логической цепочки рассуждений. (Лог УУД)

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)

 

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ)

Доказательство.

 

5.

По данным  посылкам  сформулировать вывод  умозаключения.

Слово «стол» - обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО?, ед.ч.

Слово «земля» обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО?

…..

 

Слово «стол» - обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО?, ед.ч.

Слово «земля» обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО?

Слово «земля» - ед.ч.

Различать свойства  неодушевлённых имен существительных.

Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов. (Лог УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ)

Построение логической цепочки рассуждений. (Лог УУД)

Доказательство.

 

6.

Докажите, что  существительные:  «сестра»,  «тётя», « папа», «дядя»  - 1 склонения.  Ответ сформулируйте в виде умозаключения.

Существительное «сестра», ж.р.  в И.п. имеет  окончание -а;

существительное «тётя», ж.р. в И.п. с окончанием -я;

существительное «папа», м.р. в И.п. с окончанием -а;

существительное «дядя», м.р. в И.п. с окончанием -я.

«сестра», «тётя», «папа», «дядя»  - имена существительные   1 склонения.

Все существительные  1 склонения ж.р. или м.р. в И.п. имеют  окончания -а, -я. 

Осуществляют сравнение имён существительных определяют сходство и различие указанных слов.

Объясняют признаки группировки слов.

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)

 

Построение логической цепи рассуждений.

(Лог УУД)   ,

Доказательство. (Лог УУД)  

 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (ОУ)

7.

Восстановить  пропущенную  посылку в умозаключении.

Все имена существительные  изменяются по родам, падежам и числам.

………………..

Слово «белка» изменяется по    родам, падежам и числам.

Все  имена  существительные  изменяются  по родам, падежам и числам.

Слово «белка» - имя существительное.

Слово «белка» изменяется  по родам, падежам и числам.

 

Указывать существенные признаки имени существительного

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)

 

Построение логической цепи рассуждений.

(Лог УУД)   ,

Доказательство. (Лог УУД)  

 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (ОУ)

8.

Продолжите ряд слов подобными словами, укажите их род.

А) перо, село, небо,…

Б) дом, мир, мяч,…

В) марка, парта, рамка,…

А) перо, село, небо, озеро (ср.р)

Б) дом, мир, мяч, дядя (м.р.)

В) марка, парта, рамка, карта (ж.р.)

Осуществляют сравнение, определяют сходство и различие указанных слов.

Определяют род существительных.

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)

 

Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов. (Лог УУД)

 Установление причинно-следственных связей.     

(Лог УУД)

9.

Продолжите предложение, выбрав один из вариантов ответа: Имя существительное это-  …

А) только фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, рек, морей;

Б) часть речи, которая имеет значение, отвечает на вопросы и а предложении является его членом;

В) самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Имя существительное - это  самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Указывать существенные признаки имени существительного, формулировать его определение.

Подведение под понятие, выведение следствий. (Лог УУД)

 

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (ОУ)

10

Что является общим для слов кошка, коза, овца?

Ответ сформулируйте в виде индуктивного  умозаключения.

Слово кошка отвечает на вопрос кто? Слово коза  отвечает на вопрос кто? Слово овца  отвечает на вопрос кто?

Слова кошка, коза, овца – одушевлённые имена существительные.

 Значит,  одуш. сущ. отвечают на  вопрос кто?

Осуществляют сравнение, выделяют  общие признаки одушевлённых  им. сущ.

Построение логической цепочки рассуждений (Лог УУД)

 

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ)

Подведение под понятие, выведение следствий. (Лог УУД)

Доказательство. (Лог УУД)  

 

 

11

Определите правильность или ложность сравнения:

 Если существительное является самостоятельной частью речи, то предлог и частица служебные части речи.

Данное сравнение является правильным, т.к. проводится по одному признаку – родо – видовым отношениям.

Распознавать части речи,   называть  родовой признак  существительных, предлогов и частиц..

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

(Лог УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ)

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД)

Подведение под понятие, выведение следствий.     (Лог УУД)

 

 

12

Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие:

род, падеж, число.

 Род, падеж, число – грамматические признаки существительного

Распознавать существенные признаки им. сущ.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД)

Подведение под понятие, выведение следствий.     (Лог УУД)

 

 

 

13

Сравните два слова  «печь», «печка».

Если слово «печь» относится к 3 склонению,

 то слово «печка» имея такое же лексическое значение относится к 1 склонению.

Назвать существенные признаки имени существительного 1 скл. и 3 скл.

 

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД)

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

(Лог УУД)

Формулирование проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_zadaniy_po_russkomu_yazyku_v_sisteme_sdo_.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

          Система заданий по русскому  языку  к теме   «Имя существительное»

по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами  Способа диалектического обучения»

Учитель начальных классов

МБОУ «Ермаковская СОШ №2»  

Горбунова Наталья Николаевна

Система заданий

Ответы учащихся

Предметные умения

ПУУД

1.

I вар.: Сформулируйте проблемные вопросы к теме урока, которые будут отражать цель урока.

II вар.:

Сформулируйте такие проблемные вопросы, ответы на которые  позволят достичь цель  урока.

— Что называется именем существительным?

— Что такое имя существительное?

— Что является именем существительным?

— Каким образом от имён существительных можно образовать другие части речи?

Отличать имя существительное от других частей речи;

Указывать существенные признаки имени существительного.

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ)

2.

Сформулируйте вопросы – понятия

с помощью карточки №1 к теме «Имя существительное»

Карточка №1. (вопросы – понятия)

  1. Что называется именем существительным? ( имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает  предметы и  отвечает на вопросы кто? и что?).
  2. Что считается  именем  собственным? ( Имена собственные отвечают на вопрос  кто? или  что? Пишутся с заглавной буквы: имена, отчества, фамилии, клички животных, название городов, деревень, улиц, рек.
  3. Что понимается под одушевлённым существительным?     ( имена    существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?
  4. Что представляет собой  число имени существительного? (Имя существительное    в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе обозначает  много предметов.
  5. Что выражает подлежащее?     ( предмет, который совершает действие).
  6. Что является склонением? (Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением имён существительных по падежам или  склонением.
  7. Что такое  род имён существительных? ( Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова  он, мой, - мужского рода. Имена  существительные, к которым можно поставить слова она, моя, - женского рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, моё, - среднего рода.

Назвать  существенные признаки имени существительного.

Раскрывают определение понятий: им. сущ.

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)

Подведение под понятие. (Лог УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ)

3.

Найдите  лишнее понятие и объясните  свой  выбор.

А) подлежащее

Б) существительное

В) сказуемое

Лишнее понятие – существительное, т.к. это самостоятельная часть речи, а подлежащее  и сказуемое – главные члены предложения.

Назвать существенные признаки имени существительного, подлежащего и сказуемого.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ)

Построение логической цепочки рассуждений. (Лог УУД)

4.

Закончите дедуктивное умозаключение.

Опровергните  или докажите истинность утверждений.

Все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? и обозначают  предметы  называются именами существительными

Слово «мяукал» является именем существительным

Все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? и обозначают  предметы  называются именами существительными.

Слово «мяукал» не отвечает на вопрос кто? или  что? не обозначает предмет.
___________________

 Слово «мяукал» не является именем существительным.

Распознавать  существительное  и глагол среди других частей речи.

Построение логической цепочки рассуждений. (Лог УУД)

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ)

Доказательство.

 

5.

По данным  посылкам  сформулировать вывод  умозаключения.

Слово «стол» - обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО?, ед.ч.

Слово «земля» обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО?

…..

Слово «стол» - обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО?, ед.ч.

Слово «земля» обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО?

Слово «земля» - ед.ч.

Различать свойства  неодушевлённых имен существительных.

Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов. (Лог УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ)

Построение логической цепочки рассуждений. (Лог УУД)

Доказательство.

6.

Докажите, что  существительные:  «сестра»,  «тётя», « папа», «дядя»  - 1 склонения.  Ответ сформулируйте в виде умозаключения.

Существительное «сестра», ж.р.  в И.п. имеет  окончание -а;

существительное «тётя», ж.р. в И.п. с окончанием -я;

существительное «папа», м.р. в И.п. с окончанием -а;

существительное «дядя», м.р. в И.п. с окончанием -я.

«сестра», «тётя», «папа», «дядя»  - имена существительные   1 склонения.

Все существительные  1 склонения ж.р. или м.р. в И.п. имеют  окончания -а, -я.  

Осуществляют сравнение имён существительных определяют сходство и различие указанных слов.

Объясняют признаки группировки слов.

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)

Построение логической цепи рассуждений.

(Лог УУД)   ,

Доказательство. (Лог УУД)  

 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (ОУ)

7.

Восстановить  пропущенную  посылку в умозаключении.

Все имена существительные  изменяются по родам, падежам и числам.

………………..

Слово «белка» изменяется по    родам, падежам и числам.

Все  имена  существительные  изменяются  по родам, падежам и числам.

Слово «белка» - имя существительное.

Слово «белка» изменяется  по родам, падежам и числам.

Указывать существенные признаки имени существительного

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)

Построение логической цепи рассуждений.

(Лог УУД)   ,

Доказательство. (Лог УУД)  

 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (ОУ)

8.

Продолжите ряд слов подобными словами, укажите их род.

А) перо, село, небо,…

Б) дом, мир, мяч,…

В) марка, парта, рамка,…

А) перо, село, небо, озеро (ср.р)

Б) дом, мир, мяч, дядя (м.р.)

В) марка, парта, рамка, карта (ж.р.)

Осуществляют сравнение, определяют сходство и различие указанных слов.

Определяют род существительных.

Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)

Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов. (Лог УУД)

 Установление причинно-следственных связей.      

(Лог УУД)

9.

Продолжите предложение, выбрав один из вариантов ответа: Имя существительное это-  …

А) только фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, рек, морей;

Б) часть речи, которая имеет значение, отвечает на вопросы и а предложении является его членом;

В) самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Имя существительное - это  самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

Указывать существенные признаки имени существительного, формулировать его определение.

Подведение под понятие, выведение следствий. (Лог УУД)

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (ОУ)

10

Что является общим для слов кошка, коза, овца?

Ответ сформулируйте в виде индуктивного  умозаключения.

Слово кошка отвечает на вопрос кто? Слово коза  отвечает на вопрос кто? Слово овца  отвечает на вопрос кто?

Слова кошка, коза, овца – одушевлённые имена существительные.

 Значит,  одуш. сущ. отвечают на  вопрос кто?

Осуществляют сравнение, выделяют  общие признаки одушевлённых  им. сущ.

Построение логической цепочки рассуждений (Лог УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ)

Подведение под понятие, выведение следствий. (Лог УУД)

Доказательство. (Лог УУД)  

11

Определите правильность или ложность сравнения:

 Если существительное является самостоятельной частью речи, то предлог и частица служебные части речи.

Данное сравнение является правильным, т.к. проводится по одному признаку – родо – видовым отношениям.

Распознавать части речи,   называть  родовой признак  существительных, предлогов и частиц..

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

(Лог УУД)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ)

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД)

Подведение под понятие, выведение следствий.     (Лог УУД)

12

Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие:

род, падеж, число.

 Род, падеж, число – грамматические признаки существительного

Распознавать существенные признаки им. сущ.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД)

Подведение под понятие, выведение следствий.     (Лог УУД)

13

Сравните два слова  «печь», «печка».

Если слово «печь» относится к 3 склонению,

 то слово «печка» имея такое же лексическое значение относится к 1 склонению.

Назвать существенные признаки имени существительного 1 скл. и 3 скл.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД)

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

(Лог УУД)

Формулирование проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...

Бухарова И.В. Рабочая программа по курсу "Русский язык" Образовательная система "Школа 2100" 1 класс (ФГОС нового поколения)

Рабочая программа по курсу «Русский  язык»  (1 класс) составлена в соответствии с требованиями: к структуре, к результатам, к условиям реализации основной образовательной программы начальног...

Русский язык 2 класс 2 четверть (Образовательная система «Школа 2100», «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)

Русский язык 2 класс 2 четверть (Образовательная система «Школа 2100», «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина) Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня....

Тест системы PROClass по русскому языку 3 класс "Люби, цени и знай свой язык!" по разлелу "Состав слова".

Интерактивный тест для системы контроля и мониторинга качества знаний  PROCLass для 3 класса по русскому языку по теме "Состав слова". В ходе выполнения проверяется уровень усвоения изученного ма...

Банк заданий по русскому языку в системе СДО

Банк заданий по русскому языку к теме «Состав слова&raq...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...