Система заданий по русскому языку в системе СДО
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Система заданий по русскому языку к теме «Имя существительное»
по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»
Учитель начальных классов
МБОУ «Ермаковская СОШ №2»
Горбунова Наталья Николаевна
№ | Система заданий | Ответы учащихся | Предметные умения | ПУУД |
1. | I вар.: Сформулируйте проблемные вопросы к теме урока, которые будут отражать цель урока.
II вар.: Сформулируйте такие проблемные вопросы, ответы на которые позволят достичь цель урока. | — Что называется именем существительным? — Что такое имя существительное? — Что является именем существительным? — Каким образом от имён существительных можно образовать другие части речи?
| Отличать имя существительное от других частей речи; Указывать существенные признаки имени существительного. | Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ) |
2. | Сформулируйте вопросы – понятия с помощью карточки №1 к теме «Имя существительное»
| Карточка №1. (вопросы – понятия)
| Назвать существенные признаки имени существительного. Раскрывают определение понятий: им. сущ. | Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД) Подведение под понятие. (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ) |
3. | Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор. А) подлежащее Б) существительное В) сказуемое | Лишнее понятие – существительное, т.к. это самостоятельная часть речи, а подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Назвать существенные признаки имени существительного, подлежащего и сказуемого.
| Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ) Построение логической цепочки рассуждений. (Лог УУД)
|
4. | Закончите дедуктивное умозаключение. Опровергните или докажите истинность утверждений. Все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? и обозначают предметы называются именами существительными
Слово «мяукал» является именем существительным
| Все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? и обозначают предметы называются именами существительными. Слово «мяукал» не отвечает на вопрос кто? или что? не обозначает предмет. Слово «мяукал» не является именем существительным. | Распознавать существительное и глагол среди других частей речи. | Построение логической цепочки рассуждений. (Лог УУД) Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ) Доказательство.
|
5. | По данным посылкам сформулировать вывод умозаключения. Слово «стол» - обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО?, ед.ч. Слово «земля» обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО? …..
| Слово «стол» - обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО?, ед.ч. Слово «земля» обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО? Слово «земля» - ед.ч. | Различать свойства неодушевлённых имен существительных. | Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов. (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ) Построение логической цепочки рассуждений. (Лог УУД) Доказательство.
|
6. | Докажите, что существительные: «сестра», «тётя», « папа», «дядя» - 1 склонения. Ответ сформулируйте в виде умозаключения. | Существительное «сестра», ж.р. в И.п. имеет окончание -а; существительное «тётя», ж.р. в И.п. с окончанием -я; существительное «папа», м.р. в И.п. с окончанием -а; существительное «дядя», м.р. в И.п. с окончанием -я. «сестра», «тётя», «папа», «дядя» - имена существительные 1 склонения. Все существительные 1 склонения ж.р. или м.р. в И.п. имеют окончания -а, -я. | Осуществляют сравнение имён существительных определяют сходство и различие указанных слов. Объясняют признаки группировки слов. | Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)
Построение логической цепи рассуждений. (Лог УУД) , Доказательство. (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (ОУ) |
7. | Восстановить пропущенную посылку в умозаключении. Все имена существительные изменяются по родам, падежам и числам. ……………….. Слово «белка» изменяется по родам, падежам и числам. | Все имена существительные изменяются по родам, падежам и числам. Слово «белка» - имя существительное. Слово «белка» изменяется по родам, падежам и числам.
| Указывать существенные признаки имени существительного | Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)
Построение логической цепи рассуждений. (Лог УУД) , Доказательство. (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (ОУ) |
8. | Продолжите ряд слов подобными словами, укажите их род. А) перо, село, небо,… Б) дом, мир, мяч,… В) марка, парта, рамка,… | А) перо, село, небо, озеро (ср.р) Б) дом, мир, мяч, дядя (м.р.) В) марка, парта, рамка, карта (ж.р.) | Осуществляют сравнение, определяют сходство и различие указанных слов. Определяют род существительных. | Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД)
Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов. (Лог УУД) Установление причинно-следственных связей. (Лог УУД) |
9. | Продолжите предложение, выбрав один из вариантов ответа: Имя существительное это- … А) только фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, рек, морей; Б) часть речи, которая имеет значение, отвечает на вопросы и а предложении является его членом; В) самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. | Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. | Указывать существенные признаки имени существительного, формулировать его определение. | Подведение под понятие, выведение следствий. (Лог УУД)
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (ОУ) |
10 | Что является общим для слов кошка, коза, овца? Ответ сформулируйте в виде индуктивного умозаключения. | Слово кошка отвечает на вопрос кто? Слово коза отвечает на вопрос кто? Слово овца отвечает на вопрос кто? Слова кошка, коза, овца – одушевлённые имена существительные. Значит, одуш. сущ. отвечают на вопрос кто? | Осуществляют сравнение, выделяют общие признаки одушевлённых им. сущ. | Построение логической цепочки рассуждений (Лог УУД)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ) Подведение под понятие, выведение следствий. (Лог УУД) Доказательство. (Лог УУД)
|
11 | Определите правильность или ложность сравнения: Если существительное является самостоятельной частью речи, то предлог и частица служебные части речи. | Данное сравнение является правильным, т.к. проводится по одному признаку – родо – видовым отношениям. | Распознавать части речи, называть родовой признак существительных, предлогов и частиц.. | Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ) Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД) Подведение под понятие, выведение следствий. (Лог УУД)
|
12 | Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие: род, падеж, число. | Род, падеж, число – грамматические признаки существительного | Распознавать существенные признаки им. сущ. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД) Подведение под понятие, выведение следствий. (Лог УУД)
|
13 | Сравните два слова «печь», «печка». | Если слово «печь» относится к 3 склонению, то слово «печка» имея такое же лексическое значение относится к 1 склонению. | Назвать существенные признаки имени существительного 1 скл. и 3 скл.
| Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД) Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. (Лог УУД) Формулирование проблемы. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_zadaniy_po_russkomu_yazyku_v_sisteme_sdo_.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Система заданий по русскому языку к теме «Имя существительное»
по программе «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения»
Учитель начальных классов
МБОУ «Ермаковская СОШ №2»
Горбунова Наталья Николаевна
№ | Система заданий | Ответы учащихся | Предметные умения | ПУУД |
1. | I вар.: Сформулируйте проблемные вопросы к теме урока, которые будут отражать цель урока. II вар.: Сформулируйте такие проблемные вопросы, ответы на которые позволят достичь цель урока. | — Что называется именем существительным? — Что такое имя существительное? — Что является именем существительным? — Каким образом от имён существительных можно образовать другие части речи? | Отличать имя существительное от других частей речи; Указывать существенные признаки имени существительного. | Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ) |
2. | Сформулируйте вопросы – понятия с помощью карточки №1 к теме «Имя существительное» | Карточка №1. (вопросы – понятия)
| Назвать существенные признаки имени существительного. Раскрывают определение понятий: им. сущ. | Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД) Подведение под понятие. (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ) |
3. | Найдите лишнее понятие и объясните свой выбор. А) подлежащее Б) существительное В) сказуемое | Лишнее понятие – существительное, т.к. это самостоятельная часть речи, а подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Назвать существенные признаки имени существительного, подлежащего и сказуемого. | Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ) Построение логической цепочки рассуждений. (Лог УУД) |
4. | Закончите дедуктивное умозаключение. Опровергните или докажите истинность утверждений. Все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? и обозначают предметы называются именами существительными Слово «мяукал» является именем существительным | Все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что? и обозначают предметы называются именами существительными. Слово «мяукал» не отвечает на вопрос кто? или что? не обозначает предмет. Слово «мяукал» не является именем существительным. | Распознавать существительное и глагол среди других частей речи. | Построение логической цепочки рассуждений. (Лог УУД) Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ) Доказательство.
|
5. | По данным посылкам сформулировать вывод умозаключения. Слово «стол» - обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО?, ед.ч. Слово «земля» обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО? ….. | Слово «стол» - обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО?, ед.ч. Слово «земля» обозначает неодушевленный предмет, отвечает на вопрос ЧТО? Слово «земля» - ед.ч. | Различать свойства неодушевлённых имен существительных. | Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов. (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ) Построение логической цепочки рассуждений. (Лог УУД) Доказательство. |
6. | Докажите, что существительные: «сестра», «тётя», « папа», «дядя» - 1 склонения. Ответ сформулируйте в виде умозаключения. | Существительное «сестра», ж.р. в И.п. имеет окончание -а; существительное «тётя», ж.р. в И.п. с окончанием -я; существительное «папа», м.р. в И.п. с окончанием -а; существительное «дядя», м.р. в И.п. с окончанием -я. «сестра», «тётя», «папа», «дядя» - имена существительные 1 склонения. Все существительные 1 склонения ж.р. или м.р. в И.п. имеют окончания -а, -я. | Осуществляют сравнение имён существительных определяют сходство и различие указанных слов. Объясняют признаки группировки слов. | Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД) Построение логической цепи рассуждений. (Лог УУД) , Доказательство. (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (ОУ) |
7. | Восстановить пропущенную посылку в умозаключении. Все имена существительные изменяются по родам, падежам и числам. ……………….. Слово «белка» изменяется по родам, падежам и числам. | Все имена существительные изменяются по родам, падежам и числам. Слово «белка» - имя существительное. Слово «белка» изменяется по родам, падежам и числам. | Указывать существенные признаки имени существительного | Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД) Построение логической цепи рассуждений. (Лог УУД) , Доказательство. (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (ОУ) |
8. | Продолжите ряд слов подобными словами, укажите их род. А) перо, село, небо,… Б) дом, мир, мяч,… В) марка, парта, рамка,… | А) перо, село, небо, озеро (ср.р) Б) дом, мир, мяч, дядя (м.р.) В) марка, парта, рамка, карта (ж.р.) | Осуществляют сравнение, определяют сходство и различие указанных слов. Определяют род существительных. | Анализ объектов с целью выделения признаков (сущ. и несущ.) (Лог УУД) Синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов. (Лог УУД) Установление причинно-следственных связей. (Лог УУД) |
9. | Продолжите предложение, выбрав один из вариантов ответа: Имя существительное это- … А) только фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, рек, морей; Б) часть речи, которая имеет значение, отвечает на вопросы и а предложении является его членом; В) самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. | Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. | Указывать существенные признаки имени существительного, формулировать его определение. | Подведение под понятие, выведение следствий. (Лог УУД) Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (ОУ) |
10 | Что является общим для слов кошка, коза, овца? Ответ сформулируйте в виде индуктивного умозаключения. | Слово кошка отвечает на вопрос кто? Слово коза отвечает на вопрос кто? Слово овца отвечает на вопрос кто? Слова кошка, коза, овца – одушевлённые имена существительные. Значит, одуш. сущ. отвечают на вопрос кто? | Осуществляют сравнение, выделяют общие признаки одушевлённых им. сущ. | Построение логической цепочки рассуждений (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ) Подведение под понятие, выведение следствий. (Лог УУД) Доказательство. (Лог УУД) |
11 | Определите правильность или ложность сравнения: Если существительное является самостоятельной частью речи, то предлог и частица служебные части речи. | Данное сравнение является правильным, т.к. проводится по одному признаку – родо – видовым отношениям. | Распознавать части речи, называть родовой признак существительных, предлогов и частиц.. | Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. (Лог УУД) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (ОУ) Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД) Подведение под понятие, выведение следствий. (Лог УУД) |
12 | Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие: род, падеж, число. | Род, падеж, число – грамматические признаки существительного | Распознавать существенные признаки им. сущ. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД) Подведение под понятие, выведение следствий. (Лог УУД) |
13 | Сравните два слова «печь», «печка». | Если слово «печь» относится к 3 склонению, то слово «печка» имея такое же лексическое значение относится к 1 склонению. | Назвать существенные признаки имени существительного 1 скл. и 3 скл. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (Лог УУД) Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. (Лог УУД) Формулирование проблемы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку
Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...
Бухарова И.В. Рабочая программа по курсу "Русский язык" Образовательная система "Школа 2100" 1 класс (ФГОС нового поколения)
Рабочая программа по курсу «Русский язык» (1 класс) составлена в соответствии с требованиями: к структуре, к результатам, к условиям реализации основной образовательной программы начальног...
Русский язык 2 класс 2 четверть (Образовательная система «Школа 2100», «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)
Русский язык 2 класс 2 четверть (Образовательная система «Школа 2100», «Русский язык» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина) Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня....
Тест системы PROClass по русскому языку 3 класс "Люби, цени и знай свой язык!" по разлелу "Состав слова".
Интерактивный тест для системы контроля и мониторинга качества знаний PROCLass для 3 класса по русскому языку по теме "Состав слова". В ходе выполнения проверяется уровень усвоения изученного ма...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Банк заданий по русскому языку в системе СДО
Банк заданий по русскому языку к теме «Состав слова&raq...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...