Корень слова. Однокоренные слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Земцева Алла Карповна

Формировать  умения  находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar2.87 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Автономное образовательное учреждение

Лицей № 36

г. Саратов.

2016-17 уч. Год

Конспект урока по русскому языку

УМК  «Планета Знаний»

2 класс

«Корень слова. Однокоренные слова»

                                                                                    подготовила :

                                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                                                  Земцева А.К.

Тема: «Корень слова. Однокоренные слова» (Первый урок).

Цель: Формировать  умения  находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1
. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
3. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.


Оборудование: А3-проблемные вопросы, А4- девиз урока, А4-самооценка-таблица, алгоритм, памятка «Работа в паре»,  мультимедийный проектор, презентация, рабочие тетради, учебник, сигнальные карточки "светофоры", смайлики «Рефлексия».


Новые знания:
1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
2. Корень – общая часть родственных слов.
3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

4. Признаки однокоренных слов

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный момент.

Цель этапа:

Создание благоприятного психологического климата в классе, настрой на позитивное восприятие учебного материала.

- Громко прозвенел звонок –

  Начинается урок.

 

  • Работаем старательно, слушаем внимательно.
  • Зарядим друг друга положительной энергией:повернитесь друг другу, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим соседям.
  • У нас сегодня необычный урок:у нас исследовательская лаборатория слова! Вы станете на время мастерами и садоводами и мы будем исследовать слово. Все наши исследования мы будем записывать в журнал наблюдений-тетрадь. Добро пожаловать!

Мы пришли сюда учиться, не лениться,     а  трудиться.

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас

2.Минутка чистописания.

Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

- Прежде ,чем начать работу- сделаем гимнастику для наших рабочих инструментов-рук!

  • А теперь открываем наши журналы наблюдений и записываем число и место проведения работы.
  • Д,д..де, ди, да, до. Дерево, деревья
  • Выберите слово ,в котором все согласные мягкие,обьясните свой выбор. Выполните его фонетический разбор.
  • Составьте предложение и подчеркните в нем основу. Определите части речи.
  • Можно и так составить предложение-Дерево богато корнями, а человек-друзьями.
  • Что я произнесла? Предлагаю сделать эту пословицу девизом нашего урока.

Выполняют гимнастику для пальцев

Пишут в тетради.

     

Фонетический разбор слова деревья

 Пишут предложение.

Фронтальная работа

3.Актуализация  знаний (введение в тему урока)

Цель: воспроизведение ранее полученных знаний необходимых для «открытия» нового знания.

- Какие части растения вы знаете? (Слайд 1)

Учитель загадывает загадку:  (Слайд 2)

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

-Сколько значений у слова корень?

-Какой вывод можно сделать?

- ( Слайд №3)

- Как вы думаете, какое значение корня будет нас интересовать на уроке русского языка?

Слайд №4

Корень, стебель, листья, цветок, плод.

Корень есть у растений и у слова

Слово «корень»-многозначное

Ответы детей.

 

   

   

Фронтальная работа

Фронтальная работа

4. Постановка темы и цели урока.

Проблемные вопросы.

Цель: определение темы урока, постановка перед учащимися учебной проблемы.

-Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

-Обозначим проблемные вопросы.

1) Что такое корень?  (Слайд 5  )

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Однокоренные слова .  

  1. Признаки однокоренных слов .

Тема нашей работы в исследовательской лаборатории??

На уроке нас будет интересовать корень слова.

… о корне слова,…(ответы детей)

Корень слова.

Фронтальная работа

5.Работа над новым материалом.

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова),упражнять в группировке слов по основанию – однокоренные слова, используя два признака(общность формы и смысла).

2

(Слайд 6 )

- Прочитайте стихотворение . Распределите выделенные слова в группу.

- Кто догадался , что есть общее в этих словах?

  • Запишите эти слова в свой журнал наблюдений через запятую.

 

-Как называются слова в каждой группе?

-Почему?

- Может, кто-то из вас догадался, как называется общая часть в родственных словах?

- У родственных слов есть другое название –…Отгадайте загадку...

-Посмотрите на проблемные вопросы урока, найдите и прочитайте это слово.

- Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.

- Прочитайте вывод в учебнике.

  • Выделим корень в словах, он выделяется вот таким значком.
  • У вас на партах лежат карточки для работы в паре. Вспомним правила.
  • Выполните задание. Проверьте друг друга.
  • Теперь проверьте себя.

Слайд №7

Сад-садовник-садовые-садик

Общая часть-сад.

Учащиеся пишут.

Слова в каждой группе называются родственными.

В них есть общая часть. Они близкие по значению.

Общая часть в родственных словах называется корнем.

Однокоренные

Родственные слова называются однокоренными, у которых одинаковый корень.

Читают вслух  правило – с.80

Дети выделяют корень  в словах.

Дети пишут в тетради.

Фронтальная работа

на  доске таблица с проблемными вопросами урока

Учитель показывает на доске.

Фронтальная работа

Работа в паре

6. Физкультминутка

Цель: переключить внимание с одного вида деятельности на другой, улучшить обменные процессы,

способствовать повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.

(Слайд 8)

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Выполняют движения.

Наклоны

Рывки руками перед грудью.

Наклоны, повороты головы

Дети садятся за парты.

7. Составление алгоритма.

Задание «Ловушка»

Цель: включить учащихся в выведение способа действий по определению однокоренных слов

(Слайд 9 )

Упражнение №6 (с.81) Работа в паре: Докажите своё мнение.

-Прочитайте песенку Водяного из мультфильма.

- Можно ли  считать родственными выделенные слова?

В ходе обсуждения учитель фиксирует признаки однокоренных слов, выделенные детьми:

1) Корень – главная значимая часть слова, пишется одинаково.

2) В нём заключено общее значение однокоренных слов. Один корень должен иметь одно значение.

- Сделаем вывод: для определения однокоренных слов надо учитывать два признака: общий корень и общее значение слов.

- Выпишите однокоренные слова и обозначьте корень.

-Какими словами можно дополнить этот ряд?

- Что нужно учитывать для определения однокоренных слов?

- Как будем действовать, определяя однокоренные слова?

-Составим алгоритм:

1шаг – определить корень по одинаковому написанию. (Слайд  12)   

2 шаг – проверить, одинаковое ли значение  имеет корень в словах.

Дети пишут в тетради.

Читают – с.81, №6

Доказывают свои точки зрения:

- вод- одинаковый корень

- вод- со значением вода,  

-вод- со значением дружить.

для определения однокоренных слов надо учитывать два признака: общий корень и общее значение слов.

вода, подводная, подводник, …

Самостоятельная работа.

Коллективное обсуждение

Фронтальная работа.

   на доске тоже открывается алгоритм

8. Закрепление. Проверка способа.

Цель: различать группы родственных слов по частям речи.

- Используя выведенный алгоритм, определите и докажите: являются ли слова однокоренными.

Предлагаю работу в группе: получите бригадиры задание...

Как вы понимаете задание? ( каждая группа получила задание образовать однокоренные слова от другой части речи)

1гр-зимовать

2гр-игрушечный

3гр-дело

  • Работает наш способ? Помогает определять однокоренные слова?
  • Какой вывод можно сделать?

- Запишите свои выводы в свой журнал наблюдений.

- Проверьте.

     

Доказывают, опираясь на алгоритм (лексическое значение слов, одинаков ли корень)

Алгоритм помогает определить однокоренные слова.

Однокоренные слова могут быть разными частями речи.

Работа в группах.

9. Закрепление знаний. Цель-вторичное закрепление полученных знаний,умение логически обосновывать свои выводы.

  • Давайте вспомним девиз нашего урока. Мы не забыли про наше дерево- и сейчас мы его оденем в слова: корень у дерева - «лес».
  • Подберите однокоренные слова.

-Запишите свои наблюдения в тетрадь. Выделите корень.

-Проверьте себя. Слайд №10

Лес-лесок-лесник-лесной-полесок-перелесок.

                                                     

                              

                                                 

Фронтальная работа.

На  доске слайд с проверкой работы.

10. Подведение итогов  урока.

Цель: выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового.

-В чём разница между нашими знаниями в начале урока и в конце урока?

-Какой прирост в знаниях мы получили?

- Что нового вы поняли на этом уроке?

Знали, что в русском языке есть  родственные слова, в которых общая часть.

Родственные слова называются однокоренными, общая часть называется корнем,  как выделяется корень.

Однокоренные слова обладают  двумя  признаками: общий (одинаковый) корень, общее лексическое значение.

11. Рефлексия.

Цель: анализируя, осознавать свои возможности, делать свой собственный выбор, самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

(Слайд 16 )

-Покажите человечка, как для вас прошел урок.

-всё было понятно

-есть сомнения

-ничего не понял

«смайлики»

12. Домашнее задание.

Цель: повторить и закрепить ранее изученный материал.

(Слайд 17)

Записать словарные слова на букву «о»  из словаря учебника , №5 с. 81 (по выбору 3 любых слова).

-Спасибо за работу. Урок закончен.  (Слайд18)

запись в дневниках

Источники:

Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина.  Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык»

Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой, М: Астрель, 2012

Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина.  Русский язык 2 класс, часть 1 /учебник/, М: Астрель

Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Рабочая тетрадь №1 к учебнику Л.Я. Желтовской,

О.Б. Калининой «Русский язык» 2класс, М: Астрель

Обеспечение компетентностных результатов начального образования в условиях внедрения стандартов второго поколения / Методическое пособие/ Под общей редакцией Н.В. Калининой, А.П. Мишиной, В.В. Зарубиной, Ульяновск: УИПКПРО,2010

http://easyen.ru/  Современный Учительский портал.

http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования.

http://my-dictionary.ru/word/21562/perelesok/

http://images.yandex.ru/yandsearch  картинки

http://www.irinaboichenko.com

http://netedu.ru/node   Сетевое образование.Экспертиза.Учебники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)

Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...