Занимательная грамматика: анаграммы, ребусы, шарады...
методическая разработка по русскому языку на тему
Как разнообразить уроки русского языка или литературнго чтения ? Предлагаю несколько занятий, которые можно применить как дополнение к урокам, так и материал для использования во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_grammatika._rats._chtenie.docx | 14.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1.
1. Анаграмма (подсказка: озорник)
РЕБДОКУ
2. Определи по какому принципу объединены следующие слова в одну группу:
ВАТА, СОВА, ДРОВА, ОЛИВА
3. Закончите пословицу.
Мир строит, а война...
Смелый побеждает, а трус...
Ласточка день начинает, а соловей...
Человек от лени болеет, а от труда...
Труд кормит, а лень...
Лето собирает, а зима...
4. Раскрой смысл данных фразеологизмов:
За пояс заткнуть -
Мартышкин труд -
Казанская сирота -
Купить кота в мешке -
Как аукнется, так и откликнется -
5. Грамматическая арифметика:
КОЖА + ВОРОН = ПТИЦА
ЗАЛ + КОЛЮЧИЕ ЖИВОТНЫЕ = ?
КАБАН - АН + ЛУК =
КОРЬ - Ь + ИДОЛ - Л + Р =
6. Какие языковые средства использованы в пословицах?
Старый друг лучше новых двух.
Маленькое дело лучше большого безделья.
7. В каждой группе слов найди лишнее:
Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.
Жаловаться, сетовать, хныкать, роптать.
8. Какое языковое явление спрятано в вопросах - шутках:
Какой бор не имеет листвы?
Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?
9. Объясните разницу в значении слов:
АБОНЕНТ - АБОНЕМЕНТ
БОЛОТНЫЙ - БОЛОТИСТЫЙ
ЭФФЕКТНЫЙ - ЭФФЕКТИВНЫЙ
10. Шарада
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
Занятие 2
1. Анаграмма.
ЛЫСЕОПС
2. Определи по какому принципу объединены следующие слова в одну группу:
СЕНЬ, БЕДА, КОРЬ.
3. Подбери синонимы к ответу:
Приставка такая же, как в слове осветил,
Корень такой же, как в слове ценный.
Суффикс такой же, как в слове сапожки.
Окончание такое же, как в слове слива.
4. Грамматическая арифметика:
КВА + РАК - АК + ТИРА = ?
КОТ + ЁЛКА - КА = ?
ИКС + ТОМ = насекомое
МАК + ШАР = детский писатель
5. Объясни смысл крылатых выражений:
Лакомый кусок -
Легок на помине -
Кто в лес, кто по дрова -
6. Подбери слова антонимы:
Твердый -
Ссориться -
Глупый -
Смелый -
7. Ответь на вопрос, заданный в стихотворении:
Всегда маленькие
Сказала Й сестре родной
- Вот ты, сестра, соседка,
Бываешь часто прописной,
А я - ужасно редко.
- Ну, редко - это не беда,
Иные буквы - никогда!
- И много их?
- Да целых три:
Сестра и с ней два брата.
Зовут их так ...
- Не говори...
Скажите вы, ребята!
8. Встречались ли вам слова, в которых три одинаковые буквы находятся подряд? Приведите примеры.
9. Исправь ошибки, допущенные Лентяйкиным в диктанте:
Сестра любит братца за любую работу. Ей сегодня не спица. Выходной переносица на пятницу.
10. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым.
Занятие 3.
1. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?
2. Определи по какому принципу объединены следующие слова в одну группу:
БЛОК, ДАЛЬ, ВЕНА, ЛИСТ
3. Напиши пословицу, вставив буквы:
С Д Л Л Д Л - Г Л Й С М Л
4. Разгадай метаграмму:
С Ч летаю над волною,
С Л не дам волкам покою,
С М рубашка - безрукавка,
С З скачу в лесу по травке,
С Г меня крепи к детали
Из железа или стали.
5. Вспомните пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом.
Мал городок, да дорог.
Цыплят считают и зимой.
Когда в соседях согласия нет.
Проводили по одежке.
6. Попробуй догадаться, что означают детские выражения:
КОПАТКА -
ЖУРЧЕЙ -
ТУШЕННИКИ -
РЫЖКА -
КРАСНЯК -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребусы для занятий по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Презентация с ребусами для занятий с младшими школьниками...
Конкурс "Загадки, ребусы, шарады"
День русского языка в рамках недели начальных классов и дошкольной группыКонкурс Загадки, ребусы, шарады...
Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.
В данном документре представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....
Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.
В данном документе представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....
Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов
В данном документре представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....
Ребусы "Занимательная грамматика"
Разгадывают ребус...
Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу
Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...