Занимательная грамматика: анаграммы, ребусы, шарады...
методическая разработка по русскому языку на тему

Шашкова Ольга Леонидовна

Как разнообразить уроки русского языка или литературнго чтения ? Предлагаю несколько занятий, которые можно применить как дополнение к урокам, так и материал для использования во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_grammatika._rats._chtenie.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1.

1. Анаграмма (подсказка: озорник)

РЕБДОКУ

2. Определи по какому принципу объединены следующие слова в одну группу:

ВАТА, СОВА, ДРОВА, ОЛИВА

3. Закончите пословицу.

Мир строит, а война...

Смелый побеждает, а трус...

Ласточка день начинает, а соловей...

Человек от лени болеет, а от труда...

Труд кормит, а лень...

Лето собирает, а зима...

4. Раскрой смысл данных фразеологизмов:

За пояс заткнуть -

Мартышкин труд -

Казанская сирота -

Купить кота в мешке -

Как аукнется, так и откликнется -

5. Грамматическая арифметика:

КОЖА + ВОРОН = ПТИЦА

ЗАЛ + КОЛЮЧИЕ ЖИВОТНЫЕ = ?

КАБАН - АН + ЛУК =

КОРЬ - Ь + ИДОЛ - Л + Р =

6. Какие языковые средства использованы в пословицах?

 Старый друг лучше новых двух.

Маленькое дело лучше большого безделья.

7. В каждой группе слов найди лишнее:

Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.

Жаловаться, сетовать, хныкать, роптать.

8. Какое языковое явление спрятано в вопросах - шутках:

Какой бор не имеет листвы?

Какую строчку не может прочесть ни один ученый?

Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?

9. Объясните разницу в значении слов:

АБОНЕНТ - АБОНЕМЕНТ

БОЛОТНЫЙ - БОЛОТИСТЫЙ

ЭФФЕКТНЫЙ - ЭФФЕКТИВНЫЙ

10. Шарада

 

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

Занятие 2

1. Анаграмма.

ЛЫСЕОПС

2. Определи по какому принципу объединены следующие слова в одну группу:

СЕНЬ, БЕДА, КОРЬ.

3. Подбери синонимы к ответу:

Приставка такая же, как в слове осветил,

Корень такой же, как в слове ценный.

Суффикс такой же, как в слове сапожки.

Окончание такое же, как в слове слива.

4. Грамматическая арифметика:

КВА + РАК - АК + ТИРА = ?

КОТ + ЁЛКА - КА = ?

ИКС + ТОМ = насекомое

МАК + ШАР = детский писатель

5. Объясни смысл крылатых выражений:

Лакомый кусок -

Легок на помине -

Кто в лес, кто по дрова -

6. Подбери слова антонимы:

Твердый -

Ссориться -

Глупый -

Смелый -

7. Ответь на вопрос, заданный в стихотворении:

Всегда маленькие

Сказала Й сестре родной

- Вот ты, сестра, соседка,

Бываешь часто прописной,

А я - ужасно редко.

- Ну, редко - это не беда,

Иные буквы - никогда!

- И много их?

- Да целых три:

Сестра и с ней два брата.

Зовут их так ...

- Не говори...

Скажите вы, ребята!

8. Встречались ли вам слова, в которых три одинаковые буквы находятся подряд? Приведите примеры.

9. Исправь ошибки, допущенные Лентяйкиным в диктанте:

       

              Сестра любит братца за любую работу. Ей сегодня не спица. Выходной переносица  на пятницу.

10. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым.

Занятие 3.

1. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

2. Определи по какому принципу объединены следующие слова в одну группу:

БЛОК, ДАЛЬ, ВЕНА, ЛИСТ

 

3. Напиши пословицу, вставив буквы:

С Д Л Л    Д Л  -  Г Л Й    С М Л

 

4. Разгадай метаграмму:

С Ч летаю над волною,

С Л не дам волкам  покою,

С М рубашка - безрукавка,

С З скачу в лесу по травке,

С Г меня крепи к детали

Из железа или стали.

5. Вспомните пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:

Готовь лыжи летом.

Мал городок, да дорог.

Цыплят считают и зимой.

Когда в соседях согласия нет.

Проводили по одежке.

6. Попробуй догадаться, что означают детские выражения:

КОПАТКА -

ЖУРЧЕЙ -

ТУШЕННИКИ -

РЫЖКА -

КРАСНЯК -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребусы для занятий по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Презентация с ребусами для занятий с младшими школьниками...

Конкурс "Загадки, ребусы, шарады"

День русского языка в рамках недели начальных классов и дошкольной группыКонкурс Загадки, ребусы, шарады...

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.

В данном документре представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов.

В данном документе представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....

Методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов

В данном документре представлена методика использования на внеурочных занятиях по математике задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов в начальных классах....

Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу

Составление картотеки  задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов  по классам   Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...