Рабочая программа по русскому языку "Начальная школа 21 век"
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 1-4 классов составлена на основе нормативных документов. Рабочая программа разработана на основе авторских программ С. В. Иванова, М. И.Кузнецовой, А. О. Евдокимовой "Начальная школа 21 век".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku.docx | 87.47 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 1-4 классов составлена на основе нормативных документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);
-Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);
- Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения.
Рабочая программа разработана на основе авторских программ С.В.Иванова, М.И.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой «Русский язык» 1-4 классы: программа, планирование, контроль». – М.: Вентана-Граф, 2012; Журовой Л.Е. « Русский язык. Обучение грамоте: программа: 1класс». – М.: Вентана-Граф, 2012 и ориентирована на использование серии учебников С.В. Иванова «Русский язык» издательства «Вентана-Граф», которые входят в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений.
Цель курса состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи курса:
- речевое развитие: овладение культурой родного языка; формирование основ устного общения;
- формирование у детей типа правильной читательской деятельности: развитие техники чтения; умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения;
- языковое развитие: ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии;
- Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
-звуковой состав и обозначение звуков буквами;
-состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов- с по мощью приставок);
-грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
-лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).
2.Общая характеристика учебного предмета
Особенностью программы предмета «Русский язык» является блоковая подача материала. В программе выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Блоковая подача материала реализуется в учебниках «Русский язык» 2, 3 и 4 классов. Под блоком понимается система уроков, реализующих общую цель обучения. В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, так как смешение упражнений по выделению и характеристике языковых единиц, орфографических заданий и речевых упражнений не позволяет ученику сосредоточиться на выполнении и отработке определенного учебного действия. Уроки каждого блока перемежают друг друга и объединяются изучаемой языковой единицей.
Такое структурирование курса позволяет:
- успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
- решить практические задачи по формированию навыка грамотного, безошибочного письма и развитию речи учащихся;
- сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет;
- избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Многие лингвистические понятия и законы, представленные в программе, не выносятся в требования к уровню подготовки учащихся. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.
3.Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план образовательного учреждения предусматривает изучение русского языка в 1-4 классах в объёме 675 часов по 5 час в неделю: 1класс - 165 часов , 2 - 4 классы по 170 часов в год.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоения) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включенных в учебники русского языка.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задания вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
ученик научится | ученик получит возможность |
Блок «Как устроен наш язык» Фонетика и графика | |
- различать звуки и буквы; - характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; - знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. | - проводить фонетико-графический (звуко - буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, - оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко - буквенного) разбора слов. |
Орфоэпия | |
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала); - находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.). | |
Состав слова (Морфемика) | |
- различать изменяемые и неизменяемые слова; - различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; - находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс. | - разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, - оценивать правильность проведения разбора слова по составу. |
Лексика | |
- выявлять слова, значение которых требует уточнения; - определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. | - подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; - подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; - различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи); - оценивать уместность использования слов в тексте; - выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. |
Морфология | |
- определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение; - определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж; - определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение. | - проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; - находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. |
Синтаксис | |
- различать предложение, словосочетание, слово; - устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; - классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения; - определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; - находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; - выделять предложения с однородными членами | - различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства; - выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; - различать простые и сложные предложения. |
Блок «Правописание» | |
- применять правила правописания (в объёме содержания курса); - определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю; - безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов; - писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания: - прописная буква в начале предложения, в именах собственных; - звонкие и глухие согласные в корнях; - непроизносимые согласные; - сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, сочетания чк, чн; - удвоенные согласные; - безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, не проверяемые ударением; - разделительные мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа; - не с глаголами; - безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных; - правописание безударных личных окончаний глаголов; - словарные слова, определенные программой; - знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения. - проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | - осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; - подбирать примеры с определённой орфограммой; - при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. |
Блок «Развитие речи» | |
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); - выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения; - самостоятельно озаглавливать текст; - составлять план текста; - сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. | - создавать тексты по предложенному заголовку; - подробно или выборочно пересказывать текст; - пересказывать текст от другого лица; - составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; - анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; - корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; - анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); - соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). |
Оценка планируемых результатов образовательного процесса.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
Оценка метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Оценка предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
Основной инструментарий для оценивания результатов
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ:
- диктантов
- грамматических заданий
- контрольных списываний
- изложений
- тестовых заданий
Формы контроля
Текущий контроль | Итоговый контроль | Иные формы учёта достижений учащихся |
Устный опрос, письменная самостоятельная работа, наблюдение; стартовая диагностика; работа в тетрадях на печатной основе; самостоятельные работы; проверочные работы; творческие работы; диагностические карточки; устный опрос; диктанты; словарные диктанты; тесты | Диагностическая контрольная работа; контрольное списывание; контрольные работы; контрольные диктанты; изложения; комплексная контрольная работа, контроль техники чтения | Листы наблюдений (КИР); табель успеваемости по предметам; таблицы с результатами диагностических работ |
6.Содержание учебного курса.
1 класс (165 часов)
Обучение письму
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний)
Слово и предложение
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография
Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначения гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Фонетика и орфоэпия
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости - мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости и глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика
Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ знаков.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Морфология
Значение и употребление в речи слов, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать имена собственные.
Значение и употребление в речи слов, отвечающих на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?.
Значение и употребление в речи, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?».
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
2 класс (170 часов)
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний)
Фонетика
Что изучает фонетика? Звуки и буквы Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я; их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Слово и предложение
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением - имена существительные. Слова, называющие признаки - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия - глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Слова в предложении.
Состав слова
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Лексика
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
Правописание (формирование навыков грамотного письма)
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной буквы е в корне при словообразовании. Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -емок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ое-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-. Правописание приставок: об- от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
Развитие речи
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста, подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливайте, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Повторение
Слова с непроверяемым написанием для изучения во 2 классе
Автобус, автомобиль, адрес, апрель, берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокзал, воробей, ворона, воскресенье, вторник, вчера, герой, город, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, завтра, завтрак, заяц, здание, здравствуй, земляника, иней, июль, июнь, капуста, карандаш, картина, квартира, кино, кинофильм, класс, компьютер, коньки, корзина, корова, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, лестница, лопата, машина, медведь, месяц, мечта, молоко, мороженое, мороз, Москва, мультфильм, народ, ноябрь, обед, облако, овощи, одежда, однажды, октябрь, отец, пальто, пенал, платок, понедельник, посуда, праздник, пятница, работа, ребята, рисунок, Родина, Россия, русский, сегодня, сентябрь, скоро, собака, соловей, сорока, спасибо, среда, столица, суббота, телевизор, телефон, тетрадь, товарищ, ужин, ученик, фамилия, февраль, хорошо, четверг, что, чувствовать, щавель, ягода, язык, январь.
3 класс(170 часов)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
Фонетика. Повторение изученного на основе введения фонетического анализа слова
Состав слова. Повторение изученного на основе введения разбора слова по составу
Синтаксис
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение определение, обстоятельство. Однородные члены предложения.
Морфология
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное; общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное; общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание»
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание падежных окончаний имея существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а. но).
«Развитие речи»
Продолжение работы над структурой текста: «озаглавливание текстов», написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование,описание, рассуждение) и создание собственных текста» заданного типа. Знакомство с изложением как видом письменной работы.
Знакомство с жанрами письма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во втором классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
4 класс (170часов)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
Фонетика. Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
Состав слова. Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология. Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора.
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи.
Наречие как часть речи.
Имя числительное: общее значение.
Синтаксис.
Синтаксический анализ простого предложения.
Словосочетание.
Сложное предложение.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
«Развитие речи»
Совершенствование речевых умений.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения - повествования, сочинения – рассуждения, сочинения – описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Повторение изученного в 4 классе.
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе
Акварель, аллея, альбом, аппетит, аппликация, аромат, бассейн, биография, богатство, бутерброд, викторина, волшебник, восемь, горизонт, готов, двенадцать, диалог, директор, ещё, желать, железо, изложение, изображение, иногда, искусство, истина, кабинет, камыш, капитан, килограмм, километр, командир, комета, конверт, корабль, коридор, кроссворд, лиловый, матч, металл, минута, надежда, оборона, огонь, одиннадцать, отечество, охотник, памятник, пассажир, пейзаж, перрон, печаль, портрет, похожий, правительство, председатель, представление, приглашение, путешествие, район, революция, решать, сверху, свитер, свобода, секрет, секунда, ситуация, снизу, совсем, сочинение, ссора, сумма, тайга, телеграмма, фантазия, федерация, финиш, фиолетовый, хозяин, шоссе, экипаж, экскурсия, электричество, электростанция, эскалатор, якорь.
Тематический план предмета
№ п/п | Раздел учебного курса | Количество часов | Количество уроков контроля |
1 класс | 165ч | ||
1 | Обучение письму | 88 ч | Диагностические работы -1 |
2 | Русский язык | 77ч | Диагностическая работа – 1 |
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) | 33 | ||
3 | Орфография Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 12 | |
4 | Развитие речи | 32 | |
2 класс | 170ч | ||
1. | Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) Фонетика | 14 | Контрольные диктанты – 4 Словарные диктанты – 17 Контрольное списывание – 1 Тест – 1 Комплексная диагностическая работа-2 Контрольная работа-1 |
Слово и предложение Состав слова | 25 | ||
Морфология | 6 | ||
Лексика | 22 | ||
2 | Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 58ч | |
3 | Развитие речи Риторика | 45ч | |
3 класс | 170ч. | ||
1. | Как устроен наш язык Фонетика и орфоэпия | 8ч | Списывание – 4 Словарный диктант – 17 Контрольные работы – 2 Диктанты – 4 Тест – 2 Изложение – 6 Сочинение - 1 Комплексная диагностическая работа - 2 |
Состав слова | 10ч | ||
Синтаксис | 18ч | ||
Морфология | 37ч | ||
2 | Правописание | 53ч | |
3 | Развитие речи | 30ч | |
4 | Повторение. | 14 ч. | |
4 класс | 170ч. | ||
1. | «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) | Стартовая диагностика – 1 Диктанты – 8 Списывание – 4 Тест – 1 Самостоятельная работа – 1 Итоговая контрольная работа – 1 Изложение – 4 Контрольные работы – 3 Комплексные работы – 2 Итоговая контрольная работа – 1 Диагностическая работа -1 | |
Фонетика | 3ч | ||
Состав слова | 4ч | ||
Морфология | 36ч | ||
Синтаксис | 16ч | ||
2. | Правописание (формирование навыков грамотного письма) | 52ч | |
3. | Развитие речи | 34ч | |
4. | Повторение | 25ч |
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
1 класс
Тема раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
Обучение письму | 88 | Моделировать буквы из набора элементов, различных материалов (проволока, пластилин и др.). Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы. Сравнивать написанные буквы с предложенным в прописях и на доске образцом написания. Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство. Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква, выбирать лучшую из написанных букв. Писать печатные и письменные прописные и строчные буквы. Писать буквы, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм. Принимать участие в выработке критериев для оценивания написанного. Оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое, аккуратное начертание букв). Группировать буквы по наличию в них определенных элементов; по сходству обозначаемых ими звуков (звонкие – глухие согласные звуки др.). Находить в текстах слова с заданной буквой. Соотносить слова, написанные печатным и письменным шрифтами. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трех-пяти слов со звуками в сильной позиции. Читать написанное, осознавать смысл написанного. Объяснять характеристики разборчивого аккуратного письма. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Списывать слова, предложения, небольшие тексты, написанные печатным и письменным шрифтом в соответствии с заданным алгоритмом. Контролировать этапы своей работы. Писать предложения с пробелами между словами. Использовать знак переноса |
Правописание (формирование навыков грамотного письма) | Анализировать текст на наличие в нем слов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу, жи – ши. Выписывать из текста слова с буквосочетания ми ча – ща, чу – щу, жи – ши. Списывать слова с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу, жи – ши. Вписывать пропущенные буквы в слова с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу, жи – ши. Оформлять начало и конец предложения: писать прописную букву в начале предложения и ставить точку в конце предложения. Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы. Подбирать и записывать имена собственные на заданную букву. Переносить слова с одной строки на другую. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. | |
Развитие речи | Составлять текст по серии сюжетных картинок. Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи. Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Формулировать и обосновывать собственное мнение. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Составлять небольшие описательные рассказы. Составлять небольшие повествовательные рассказы. |
2 класс
Тема раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) Фонетика Слово и предложение Состав слова Морфология Лексика | 67ч | Характеризовать признаки звуков речи с опорой на схему «Звуки речи». Объяснять различие в звуко-буквенном составе слов. Характеризовать различие гласных и согласных звуков. Различать гласные звуки и буквы гласных звуков. Объяснять функцию букв гласных звуков как показателей мягкости предшествующего согласного. Соотносить предложенный вариант ответа с собственной точкой зрения (рубрика «Давай подумаем»). Сопоставлять информацию, представленную на рисунке, в транскрипции и орфографической записи слова. Использовать транскрипцию для повторения различных способов обозначения мягкости согласного. Преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу (запись слов с помощью транскрипции) Объяснять назначение знака ударения, анализируя проблемную ситуацию (рубрика «Давай подумаем»). Выделять ударные и безударные гласные. Наблюдать смыслоразличительную функцию ударения, устанавливать различие в значении слов. Группировать слова по заданному основанию (ударение на первом, втором или третьем слоге). Выделять общий признак группы элементов, не соответствующих заданию (слова с ударением на четвёртом и пятом слогах) Наблюдать слова, записанные с помощью транскрипции, и устанавливать способы обозначения мягких согласных звуков. Обобщать способы обозначения на письме мягкости согласных звуков и закреплять их на письме. Определять наличие твёрдого согласного звука. Соотносить буквенную запись слова и запись с помощью транскрипции. Объяснять различие парных по глухости-звонкости согласных в легкоразличимых случаях. Наблюдать оглушение звонких согласных в конце слова. Отрабатывать написание слов с парными по звонкости-глухости согласными звуками на конце с опорой на проверочные слова. Уточнять правила переноса слов (буквы й, ь, ъ). Использовать правила переноса слов. Находить слова по заданному основанию (слова, которые нельзя перенести). Выявлять существенные признаки каждой группы слов (особенности переноса слов с ь, й; слова, состоящие из одного слога) |
Правописание | 58ч | Использовать правило написания сочетаний жи — ши, Соблюдать алгоритм порядка действий при списывании. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения при отработке правописания ча — ща Использовать правило написания собственных имён при решении практических задач. Наблюдать, сопоставлять и сравнивать написание ударных и безударных гласных в однокоренных словах. Знакомиться с понятием «орфограмма». Фиксировать место изучаемой орфограммы в словах. Находить, опознавать и фиксировать орфограмму «Безударные гласные в корне слова». Выявлять среди родственных слов проверочные. Отрабатывать умение применять правило обозначения безударных гласных в корне слова. Группировать слова по заданному признаку (ударный гласный звук в корне слова) Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию. Объяснять смыслоразличительную функцию буквы, принимать участие в обсуждении проблемных вопросов. Отрабатывать умение применять правило обозначения безударных гласных в корне слова. Наблюдать за группами родственных слов. Устанавливать несовпадение произношения и написания слов с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне». Подбирать родственные слова для обнаружения непроизносимого согласного в корне Использовать алгоритм проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова» при записи слов. Наблюдать за группами слов и высказывать предположение о написании суффиксов -онок-/-ёнок-. Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов -онок-/-ёнок-, контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. На основе наблюдения высказывать предположение о выборе суффиксов -ик-/-ек-. Знакомиться с алгоритмом написания суффиксов -ик-/-ек- Наблюдать за словами с суффиксом -ость- и устанавливать его значение. Наблюдать за языковым материалом, самостоятельно формулировать правило написания суффиксов -ив-, -ев-, -чив-, -лив-. Наблюдать за приставками, в которых пишется буква о. Наблюдать за приставками, в которых пишется буква а. Различать предлоги и приставки. Наблюдать за сходными по произношению предлогами и приставками. Вырабатывать в обсуждении алгоритм различения приставок и предлогов. |
Развитие речи | 45ч | Различать текст и «не текст». Понимать текст. Высказывать предположение о связи предложений в тексте. Исправлять деформированный текст. Устанавливать соответствие/несоответствие заголовка и текста. Аргументировать свою точку зрения. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Подбирать заголовки к текстам Наблюдать за связью заголовка с основной мыслью текста. Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор, подбирать различные заголовки к одному тексту. Высказывать предположение об основной мысли возможного текста, опираясь только на заголовок. Формулировать основную мысль текста, используя образец Обнаруживать неполноту текста. Заканчивать текст. Выбирать подходящее окончание текста из предложенных и объяснять свой выбор Доказывать, почему предложенное окончание текста не соответствует авторскому замыслу. Выявлять нарушения в тексте, исправлять допущенные ошибки. Знакомиться с абзацем. Выделять абзацы в тексте. Определять порядок следования абзацев. Сравнивать различные варианты оформления одного текста. Составлять текст по заданным характеристикам: по названию, количеству абзацев и микротемам каждого абзаца. Составлять план текста. Составлять собственный текст на определённую тему по заданным условиям Знакомиться с описанием как типом текста. Наблюдать за текстом-описанием и устанавливать его особенности. Находить в тексте средства создания описания |
3 класс
Тема раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) Фонетика Слово и предложение Состав слова Морфология Лексика | 80ч | Понимать информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему. Сравнивать транскрипцию с буквенной записью слов. Обобщать результаты наблюдений. Группировать слова по заданному основанию, осуществлять контроль по результату выполнения задания. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Анализировать группы слов, находить общий звук в словах и обозначать его с помощью транскрипции Опознавать слова с ошибкой. Объяснять причины ошибок. Сопоставлять звуковую модель, транскрипцию и буквенную запись слова. Знакомиться с алгоритмом фонетического разбора слов. Проводить фонетический разбор слова, систематизировать знания по фонетике. Анализировать правильность проведения фонетического разбора слова Фиксировать (графически обозначать) деление слов для переноса. Наблюдать за омонимами, различающимися местом ударения. Проводить фонетический разбор слова. Определять и объяснять способы образования слов. Знакомиться с алгоритмом разбора слова по составу. Составлять слова из заданных морфем. Соблюдать последовательность действий при разборе слов по составу. Знакомиться с разделом «Синтаксис» Знакомиться с понятиями «грамматическая основа предложения», «главные члены предложения», «подлежащее» и «сказуемое». Выявлять возможность прямого и обратного порядка следования главных членов предложения Сравнивать словосочетания и предложения. Устанавливать различия между предложением, словосочетанием и словом. Знакомиться с понятиями «нераспространённое предложение», «распространённое предложение», «второстепенные члены предложения», обстоятельством как второстепенным членом предложения. Определять тип обстоятельств. Наблюдать за определением как второстепенным членом предложения. Знакомиться с различными способами выражения определений. Знакомиться с дополнением как второстепенным членом предложения. Устанавливать вопросы, которые задаются к дополнениям. Подбирать пропущенные в предложении дополнения Находить предложения с однородными членами. Сравнивать предложения с законченным и незаконченным перечислением однородных членов. Знакомиться с условиями выбора знаков препинания в предложениях с однородными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Обозначать с помощью знаково-символических средств однородные члены в предложении. Сравнивать самостоятельные и служебные части речи. Выделять признаки, по которым различаются служебные и самостоятельные части речи. Определять часть речи по набору признаков. Определять род имён существительных Знакомиться с категорией числа имён существительных. Наблюдать за изменением формы числа имён существительных. Распределять слова по заданному основанию. Наблюдать за образованием формы множественного числа. Знакомиться с падежом как грамматическим признаком имён существительных. Различать падежный и синтаксический вопросы. Знакомиться с понятием «несклоняемые имена существительные». Объяснять написание безударных падежных окончаний, используя один из способов проверки. Наблюдать за особенностями написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных Наблюдать за изменением имён прилагательных по родам. Знакомиться с качественными прилагательными и их признаками. Наблюдать за именами прилагательными, не имеющими краткой формы. Знакомиться с особенностями относительных прилагательных. Знакомиться с притяжательными прилагательными Наблюдать за значением местоимений, их признаками и функцией в тексте. Наблюдать за изменением и функционированием в предложениях местоимений-прилагательных. |
Правописание | 60ч | Сопоставлять пары слов, распознавать орфограмму, объяснять условия написания прописной буквы. Заканчивать предложения, выбирать слова по смыслу, использовать правило написания прописной буквы для решения практической задачи Наблюдать за написанием группы приставок без-/бес-, из-/ис-, раз-/рас-, выявлять закономерность написания и формулировать выводы о правилах написания приставок. Использовать алгоритм написания приставок. Наблюдать за способом обозначения ударного звука [о] после шипящих в корне слова. Наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова. Формулировать зависимость выбора буквы от части слова. Наблюдать за словами с орфограммой «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих», высказывать предположение о написании ь после шипящих (рубрика «Давай подумаем»). Знакомиться с падежом как грамматическим признаком имён существительных. Наблюдать за особенностями написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных Наблюдать за особенностями падежных окончаний имён существительных на -ий, -ие, -ия, формулировать выводы, сравнивать их с предложенным в учебнике правилом. Наблюдать за особенностями написания окончаний после шипящих и ц, обобщать результаты наблюдений. Знакомиться с орфограммой «Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных». Сравнивать написание букв о, е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных и прилагательных. Фиксировать (графически обозначать) условия написания н и нн. |
Развитие речи | 30ч | Восстанавливать предложение. Устанавливать границы предложений. Определять тип предложения по цели высказывания и интонации Понимать текст, выявлять признаки текста. Соотносить предложенный план с текстом, проверять правильность составленного плана. Определять тип текста, подбирать заголовок, заканчивать текст. Анализировать варианты окончаний текста и высказывать предположение об основной мысли возможных текстов Выбирать заголовок к тексту из ряда Составлять план текста. Подбирать заголовки к текстам на заданную тему Соотносить основную мысль текста, заголовок и начало текста. Подбирать заголовки, ориентируясь на начало текста. Выделять в тексте абзацы. Наблюдать за последовательностью абзацев в тексте. Восстанавливать правильный порядок следования абзацев. Выявлять допущенные в тексте лексические недочёты, грамматические ошибки, логические несоответствия, стилистические погрешности. Создавать тексты по заданным окончаниям. Редактировать тексты с неоправданным повтором слов Выявлять неправильное употребление фразеологизмов в тексте. Находить и исправлять в тексте речевые недочёты. Использовать фразеологизмы в письменной речи. Понимать цель письменного пересказа текста. Создавать собственный текст, ориентируясь на образец Наблюдать за правилами оформления почтового адреса и поздравительной открытки. Применять правила оформления конверта при выполнении поставленной в упражнении задачи Знакомиться с изложением. Выделять в текстах-описаниях опоры для пересказа. Устно кратко пересказывать исходный текст Сочинять начало текста в зависимости от типа текста. Сочинять продолжение текста. |
4 класс
Тема раздела | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний) Фонетика Слово и предложение Состав слова Морфология Лексика | 71ч | Находить в тексте слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) в слове основу и окончание. Соотносить слова со схемами состава слова. Устанавливать способ словообразования. Проводить разбор слова по составу и фонетический анализ слова. Устанавливать синтаксическую функцию имён существительных. Характеризовать слово как часть речи, называть признаки указанной части речи. Различать постоянные и непостоянные признаки имени существительного. Систематизировать знания по морфологии. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора слов. Проводить морфологический разбор имён существительных. Употреблять имена прилагательные в нужной форме. Фиксировать (графически обозначать) окончания. Определять синтаксическую функцию имён прилагательных. Различать постоянные и непостоянные признаки. Проводить морфологический разбор имён прилагательных, анализировать правильность его проведения. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, сравнивать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные Доказывать постановку знаков препинания в предложениях. Находить грамматическую основу предложений. Соблюдать алгоритм проведения разбора по членам предложения и синтаксического разбора предложения. Выбирать глагол нужного вида. Высказывать предположение об изменении формы глагола и аргументировать его. Использовать различные способы словообразования глаголов совершенного и несовершенного вида. Различать начальную и личные формы глаголов. Устанавливать синтаксическую функцию имён существительных Фиксировать (графически обозначать) личные окончания глаголов. Сравнивать произношение и написание безударных личных окончаний глаголов в форме 2-го лица. Различать формы времени Использовать глаголы в форме повелительного наклонения в предложениях. Проводить морфологический разбор глаголов в соответствии с алгоритмом. Классифицировать изменяемые и неизменяемые признаки глагола. Сравнивать значение наречий и слов, от которых они образовались Проводить морфологический разбор наречий в соответствии с алгоритмом Различать порядковые и количественные числительные. Сравнивать склонение имён числительных со склонением прилагательных и существительных. Различать порядковые и количественные числительные. Обнаруживать разницу в изменениях по падежам сложных порядковых и сложных количественных числительных Задавать вопрос от главного слова к зависимому. Находить словосочетания по заданному основанию. Выбирать правильную форму имени существительного в словосочетаниях с типом связи управление. Проводить синтаксический разбор. Находить в тексте сложные предложения. Задавать вопрос от главной части сложноподчинённого предложения к зависимой Соотносить предложения и их схемы. Обнаруживать пропуск знаков препинания с опорой на схемы предложений. |
Правописание | 63ч | Группировать слова по заданному основанию. Объяснять разницу в произношении и написании окончаний слов. Выбирать слова, соответствующие заданному в упражнении условию, доказывать написание безударных падежных окончаний. Осуществлять поиск необходимой информации в словаре, уточнять по словарю написание слов. Устанавливать место орфограммы в слове, фиксировать (графически обозначать) её. Группировать слова на основании определения места орфограммы в слове. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Объяснять выбор буквы. Контролировать собственные действия при отработке написания частицы не с глаголами. Доказывать необходимость мягкого знака после шипящих. Различать случаи написания -ться и -тся в глаголах. Определять спряжение по личным окончаниям. Различать функции ь. Применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий. |
Развитие речи | 36ч | Составлять письмо на заданную тему. Обсуждать предложенные варианты писем. Обнаруживать и анализировать смысловые, логические и грамматические ошибки, указывать пути их устранения. Соотносить авторский замысел и его реализацию в тексте. Составлять план предложенного текста. Исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру, записывать исправленный текст в тетрадь. Подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор. Различать текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование. Определять тип текста, обосновывать собственное мнение. Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. Письменно пересказывать текст с опорой на план. Различать текст-описание и текст-повествование по целевой установке. Устанавливать последовательность абзацев текста. Составлять рассказ( в устной и письменной форме), включающий разные типы текста: текст-описание и текст-рассуждение. |
В соответствии с надпредметной программой «Основы смыслового чтения и работа с текстом» акцент сделан на такой вид деятельности школьника, как работа с текстом:
- заполнение или составление схем, таблиц, конспекта, кластера;
- выполнение творческого задания, результатом которого является “печатное ученическое издание”, новый текст (например, информационный лист, электронная презентация,);
- выделение главной и второстепенной информации.
В соответствии с надпредметной программой «Мир деятельности» акцент сделан на такой вид деятельности школьника, как:
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
- построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства);
- реализация построенного проекта;
- самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Данная рабочая программа составлена с учётом возрастных особенностей учащихся начальных классов, поэтому предлагаемые задания сочетают приёмы активизации познавательной деятельности, развития мышления, повышения культуры речевого общения. Для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся предусмотрены индивидуальные дифференцированные задания. При составлении рабочей программы учтено то, что некоторые учащиеся имеют средние и низкие способности к обучению, поэтому для них продуманы индивидуальные задания. В тоже время для учащихся с высокими учебными возможностями предлагаются задания опережающего творческого и проблемного характера.
Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода.
Учебный процесс и воспитательную работу в классе планируем с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Для реализации программы будут использованы образовательные технологии:
- технология оценивания (правило самооценивания);
- технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом);
- технология деятельностного метода;
- технология развития критического мышления.
На уроках литературного чтения ведущей является технология нормирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:
- урок — основная форма обучения в школе
- групповая и индивидуальная работа на уроке
- фронтальная форма обучения
- дополнительные формы организации обучения.
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Образовательная система «Начальная школа 21века». Сборники программ |
Учебник, учебное пособие | 1.Русский язык. 1 класс. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. – М. : Вентана – Граф, 2014 2.Русский язык. 2 класс. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. М.И.Кузнецова -М.: Вентана-Граф, 2012г. Русский язык. 3 класс в 2-х частях. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. (М. Изд.центр «Вентана-Граф», 2012г.) Русский язык. 4 класс. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. -М. :Вентана-Граф, 2013.г. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | 1.Прописи к учебнику «Букварь» № 1, 2, 3 1 класс М.М.Безруких, М.И.Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2015 2. Русский язык. Рабочая тетрадь № 1, 2. 1 класс С.В.Иванова, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2015 3.Русский язык. Рабочая тетрадь № 1,2. 2 класс. М.И.Кузнецова 4. Русский язык. Рабочая тетрадь № 1,2. 3 класс. М.И.Кузнецова .М.И. Кузнецова «Пишем грамотно» № 1,2, Рабочая тетрадь М.И.Кузнецова «Учимся писать без ошибок» -М. : Вентана-Граф, 2012г. 5.Русский язык. Рабочая тетрадь № 1,2. 4 класс. М.И.Кузнецова .М.И. Кузнецова «Пишем грамотно» № 1,2, Рабочая тетрадь М.И.Кузнецова «Учимся писать без ошибок» -М. : Вентана-Граф, 2012г. |
Электронное приложение к УМК | Программа, планирование, контроль. Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О.Русский язык. 1-4 классы. CD. – М.: Вентана-Граф, 2012. |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов обучения. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. Романова В.Ю., Петленко Л.В. 2-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2013. |
Методическое пособие с поурочными разработками | Русский язык: 1 класс: комментарии к урокам / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013. |
Список используемой литературы | Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности .С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012 |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | 1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru 2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193 3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/education 4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru www.vgf.ru http://stihi.ru/avtor/koteich |
Ресурсная база реализации программы | Аппаратное обеспечение: интерактивная доска Panaboard , компьютер, принтер Epson L800 , магнитная доска, документ-камера Epson ELP-DC11, мобильный класс. Программное обеспечение: видео уроки, электронные наглядные пособия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку "Школа России"
данная авторская программаразработана на основе программы по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ ...
Рабочая программа по русскому языку Школа 21 век 2 класс с учетом ФГОС
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения на новый учебный год...
Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")
Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")...
Рабочая программа по русскому языку "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл
Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС
Рабочая программа по русскому языку "Школа 2100" 2 класс ФГОС...