Классный час во 2 классе "Что такое дружба?"
творческая работа учащихся по русскому языку (2 класс) на тему
Этот материал поможет учителю провести интересную беседу с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_chto_takoe_druzhba.docx | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час во 2 классе «Что такое дружба»
Цель :
Понимание таких важнейших общечеловеческих ценностей, как товарищество, взаимопомощь, умение вовремя прийти на помощь, умение ценить и дорожить дружбой.
Задачи:
1. Содействовать расширению знаний детей о друге, о дружбе.
2. С помощью устного народного творчества (пословиц и поговорок) и литературных образов (притча о дружбе) помочь детям уяснить, что подразумевается под словосочетаниями «настоящая дружба», «верный друг».
3. Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
4. Воспитывать дружеские отношения доброжелательности, уважения друг к другу.
Методы и приёмы: беседа, словесное поощрение, игровые, наглядные, рассказ.
Наглядный материал: пословицы о дружбе, картинки сказочных героев, солнышки с буквами (карточки с качествами, памятка «Законы дружбы».
Ход занятия.
Орг. Момент.
-Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас интересная и серьезная тема. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.
Кроссворд:
1.Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке ледяной.
2.Одной ручкой всех встречает,
А другой провожает.
3.В лесу у пня с утра беготня,
Народ рабочий с утра хлопочет
4.С неба звездой, в ладошку – водой.
5.Стоит Антошка на одной ножке.
6. Из горячего колодца через нос водица льется
м | е | д | в | е | д | ь | |||
д | в | е | р | ь | |||||
м | у | р | а | в | ь | и | |||
с | н | е | ж | и | н | к | а | ||
г | р | и | б | ||||||
ч | а | й | н | и | к |
-Какое слово получилось из выделенных букв?(Ответы детей: дружба.)
-Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно ИГРАТЬ в снежки, посмотреть фильм, посекретничать о своём.
-Сегодня на занятии мы постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых ещё не очень хорошо получается дружить.
-Наш классный час так и называется «Что такое дружба»?
-Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Что такое дружба? Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг? Как научиться выходить из конфликтных ситуаций.)
Беседа.
-А как, по вашему, что такое дружба?
(Внимание, забота друг о друге, взаимопонимание) .
-Молодцы.
- А теперь, послушайте, какое определение дружбы даёт нам мудрая книга «Толковый словарь» В. Даля: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
-Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов?
-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
-Подумайте над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?
-А кого можно назвать другом?
(Друг – это тот, кому можно доверять, кто не придаст, не подведёт, посочувствует, кто поможет тебе добрым советом и сможет вовремя остановить и предостеречь от глупостей.Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удаче.)
А вот как сказал об этом В. Шекспир:
Настоящий друг везде
Верен: в дружбе и в беде;
Грусть твоя тебя тревожит.
Ты не спишь-он спать не может,
И во всём, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.
- Поднимите руку, у кого уже есть друг.
-А кто еще не имеет друга?
-А теперь поднимите руки те, кто хотел бы найти себе друга.
-А для чего нужны друзья? (С ними веселей, они помогут.)
Ирма Игоревна: - Как возникло слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово друг».
Огоев Сармат:
Когда ещё никто не знал ни слова,
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык и корчить рожи.
Прошли века. Умнее стал наш предок.
И он придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Гобеев Артур:
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:
«Дурак!». Показывал язык или кулак и корчил рожи.
Вопросы после прочтения стихотворения:
- Кто придумал слово «друг»? Зачем? Можно ли оскорблять друга, обзывать?
- Где же можно найти друга?
Катя Галицына:
Как же нам его добыть?
Может быть, купить в аптеке?
Или в гости пригласить?
Может, он растёт на грядке?
Может, спрятался в лесу?
Может он в цветочной клумбе
Пьёт из розочки росу?
Может он со мною рядом-
Только руку протяни?
Помогите мне, ребята,
Друга верного найти!
- Итак, как вы считаете, где же можно найти друга?
5. Каким должен быть друг?
- Друг нужен каждому. Замечательно, если он настоящий. А что значит – настоящий друг?
-Давайте попробуем определить, какими качествами должен обладать настоящий друг.
(На доске прикреплены качества и черты характера людей.)
- честность +
-обман –
- доброта +
- верность +
- грубость –
- взаимовыручка +
- предательство –
- преданность +
- надёжность +
- справедливость +
- драчливость –
- ответственность +
- сострадание +
-жадность
-злость
-доброжелательность
-Я буду называть качество, если оно подходит для друга, вы хлопаете, если не подходит – топаете, а я убираю его с доски. (или дети выходят и убирают сами карточки, объясняя, почему они убирают именно эту карточку)
- Почему не оставили карточки со словами: жадность, злость и др.?
-А какими качествами обладаете вы?
- Я очень рада, что вы являетесь добрыми и заботливыми друзьями, которые всегда стараются помочь и поддержать друг друга.
-Ребята, а как вы думаете, с кем мы можем дружить? (Друг с другом, с родителями, с учителем, с животными,)
-Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье.
-Вспомните сказку Репка». Можем ли мы персонажей сказок назвать семьёй?
- Скажите, благодаря чему они выдернули репку?
-Правильно, благодаря дружбе, потому что все персонажи общими усилиями, т. е. дружно вытянули репку.
- Интересно, знаете ли вы произведения о дружбе. (В классе организована на выставка книг о дружбе совместно со школьным библиотекарем.)
1 группа.
- Девочке Жене был подарен необычный цветок, на котором было семь разноцветных лепестков «исполнения желаний». Какое было последнее желание Жени? (Оторвала голубой лепесток и пожелала здоровья Вите).
2 группа.
- Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили- не тужили. Назовите этих друзей - музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес и осёл)
3 группа.
- Григорий Остер написал немало рассказов о попугае, удаве, мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвёртым в компании друзей? (Слонёнок)
1 группа.
- Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда). Вызывает ли у вас уважение поступок девочки?
2 группа.
- «Он бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнёс: «Я самый больной в мире человек». Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: «Друг спас жизнь друга» Какое лекарство дал Малыш? (Малиновое варенье)
3 группа.
- Назови друзей Вини – Пуха. (Пятачок, Кролик, ослик Иа, мудрая Сова)
1 группа.
- Герои Э.Успенского Крокодил Гена, Чебурашка и Галя решили передружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, и пока его строили подружились).
2 группа.
- У девочки с голубыми волосами, Мальвины, было много друзей , но один был всегда рядом. Кто он? (пудель Артемон).
3 группа.
- Как звали девочку, которая подружилась с семью маленькими человечками? (Белоснежка).
-О дружбе размышляли во все времена.
-Говорят, что друг познаётся в беде. Вот, например, Серой шейке, которая поломала крылышко и не могла улететь со своей стаей, помогали её друзья: зайчики, белочки. Они кормили её, прятали от хищников, ухаживали, а глухарь научил летать. Или, например, Кай и Герда, Ласточка и Дюймовочка, д' Артаньян и три мушкетёра.
-А кто-нибудь из вас может привести примеры настоящей дружбы?
-Молодцы!
6. Работа по рассказу «Друзья».
Послушайте внимательно и скажите, кто из мальчиков оказался настоящим другом?
Друзья.
Трое приятелей жили по соседству, учились в одной школе и даже в одном классе.
Дружба их началась очень давно, почти с пелёнок. Малышами они любили возиться во дворе, в песочнице. Через некоторое время они подросли и пошли в садик, а потом в школу. Ваню, Серёжу и Сеню все называли неразлучными друзьями.
Но однажды произошёл случай, который испытал на прочность мальчиков. А дело было так. Трое друзей катались на санках с высокой ледяной горы. Санки, на которых ехал Ваня, перевернулись. Мальчик упал лицом в снег. Серёжа, один из Ваниных друзей, стоял на самом верху горки и, давясь от смеха, прокричал бедолаге:
-Эх, ты! С такой маленькой горки – и то съехать не смог без аварии. Ну-ка, освободи мне дорогу, смотри, как я поеду!
Но Ваня ему не ответил. Он неподвижно лежал, так и уткнувшись лицом в снег. Сеня благополучно скатившись, в это время поднимался в гору. Бросив свои санки, он подбежал к другу.
- Вань, ты чего?- испуганно прокричал он и потряс тихонько мальчика за плечо. Тот, глотая слёзы, тихо застонал.
-Больно?- участливо спросил Сеня товарища, помогая подняться и отряхнуться от снега.
-Не очень!- мужественно прошептал Ваня, украдкой вытирая слёзы.- Только нога болит…
-Давай я тебе помогу!- Сеня перевернул Ванины санки и осторожно усадил пострадавшего.- Держись, Ванёк! Я тебя домой отвезу.
-Спасибо!- прошептал Ваня, морщась от боли.
-Да не за что!- отмахнулся Сеня.
-Эй, Сенька! Санки свои убери, а то я сейчас в них влеплюсь! – прокричал сверху Серёжа.
Мальчик ничего не ответил. Он привязал свои санки к Ваниным и повёз друга домой.
- Кого из Ваниных друзей можно назвать настоящим другом? Почему?
Посмотрим, что же говорит народная мудрость о дружбе. Я уверена, вы знаете много пословиц о дружбе. Сейчас я раздам конвертики со словами. Вам необходимо собрать из отдельных слов пословицу и объяснить ее значение.
1группа.
«Без друга на душе вьюга». Когда нет друга, очень плохо: не с кем поделиться ни радостью, ни горем.
2группа.
«Хорошую дружбу и топором не разрубишь». Крепкую, хорошую и верную дружбу никогда ничто и никто не разрушит.
3группа
«Нет друга – так ищи, а найдешь – береги». Друга необходимо искать, а если нашел, надо дружбой дорожить.
4группа
«Старый друг лучше новых двух». Старый друг – это верный, проверенный товарищ, он надежнее, чем новый знакомый.
Так что такое дружба?
Дружба – это тяготение людей друг к другу, когда они хотят быть вместе, когда каждый из них интересен другому, когда они доверяют, помогают друг другу.
Дружба – это отношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
-Ребята, как вы думаете: что значит быть хорошим другом? Но всегда ли люди правильно понимают, что такое дружба? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вашему вниманию несколько ситуаций. Слушайте внимательно и приготовьтесь ответить на мои вопросы.
Ситуация 1.«Друзья».
Однажды Саша принёс в школу новую игровую приставку. К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!»
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принёс в класс роботов-трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнёс он. – Будем вместе играть.
Но тут подошёл Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у Дениса роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Вопросы: Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, сладости и т.п. Такие ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что- то сделал, не потому, что это выгодно. Настоящий друг должен быть тебе близок, близки его интересы, взгляды.
Рассказ «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
-Мы во всем, во всем одинаковые!
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые .
Мама внимательно посмотрела на дочку.
Потом сказала грустно:
-Да, ты стала хуже ...
Вопросы для обсуждения:
-Почему мама так ответила Соне? Почему девочка стала хуже?
- Можно ли Соню назвать настоящим другом?
К сожалению грубые слова можно слышать и у нас в классе, бывает так, как в стихотворении «Два козла». Послушайте его, может кто- нибудь узнает себя.
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немного посильней,
Другой боднул приятеля немного побольней.
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав, а кто виновен- запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной,
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
Вопросы после прочтения:
- Можно ли назвать эти отношения дружескими?
Драка и ссора унижает человека. Лучше, если всё происходит, как в сказке «Репка»
3.Инсценирование сказки «Репка».
Чтение притчи.
Притча — малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость) .Близка к басне;
Притча - это короткая история, которая учит быть мудрее. Это не анекдот, над которым посмеялся и тут же забыл, это сказ, наполненный смыслом, над которым надо подумать, задуматься. И не всегда смысл притчи лежит на виду, надо понять саму суть того, что сказано.
-Послушайте одну притчу о настоящей дружбе
Давным–давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. У него украли всех овец. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен. А семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облако пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в этом облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли в его двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- Как вы думаете: какая пословица лежит в основе этой притчи? (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Комментирование ситуаций. Игра «Закончи предложение»
• Если друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать, я…
• Если друг совершил плохой поступок (толкается, обижает девочек, я… .
• Если друг предлагает поступить плохо, я….
-Ребята, дружба возможна только при соблюдении определенных правил.
-Оказывается, учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены законы дружбы:
(Дети выходят к доске, читают правило и прикрепляют к дереву.)
• Доверять другу;
• Делиться новостями, успехами или неудачами;
• Уметь хранить чужие тайны;
• Радоваться с другом его успехам;
• Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
• Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, а не создавать неловких ситуаций;
• Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие) ;
• Не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
• Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);
• Всегда выполнять свои обещания.
- Какие из этих правил вы уже выполняете?
-А каким бы вы хотели научиться?
- Существует много правил дружбы, но это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.
-А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки?
-А как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам? (из-за грубых слов; когда дразнятся, обзывают; не делятся игрой, сладостями; обвиняют напрасно) .
-Давайте подберём противоположное слово к слову «дружба». (ссора)
-Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться. Помните пословицу: «Худой мир, лучше доброй ссоры»
-Расскажите, как вы миритесь с другом, братом, сестрой. (Ответы детей)
- Помните мирилку, которая помогала вам с детсадовского возраста «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись».
-Сейчас мы с вами попробуем поссориться и помириться и поиграем в игру «Ссоримся и миримся». (Как я скажу «поссорились», вы отворачиваетесь друг от друга, как скажу «помирились» сцепляетесь мизинчиками и вслух произносите мирилку.)
-Очень часто помогает выйти из трудной ситуации и хорошая шутка, умение вовремя улыбнуться и сказать что-нибудь смешное.
Часто говорят, что дружба начинается с улыбки. Так в чём же секрет улыбки?
Секреты улыбки.
1). Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.
2). Учёные подсчитали, что 80 % успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой.
3).Улыбка- сама есть способ общения.
4). Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.
5). С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества- гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.
6). Говорят, что 5 минут смеха продлевают жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни. Хандра приводит к смерти.
- Разрешите мне дать вам один совет:
Станьте себе лучшими друзьями, улыбайтесь чаще!
-А как лучше всего мириться со взрослыми? Выберите вариант ответа:
1) Признать свою ошибку и извиниться.
2) Продолжать обижаться, даже когда забыта причина ссоры.
Ирма Игоревна: - Умению дружитьнадо учиться с детства. Кто из вас умеет дружить , поднимите руку? Назовите своих друзей. Что вам нравится в ваших друзьях?
Подведение итогов.
-Сегодня мы с вами поговорили о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А ещё она бывает настоящей.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг.
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
- Вот и подходит к концу наш разговор о дружбе. В завершении нашей встречи прошу вас дополнить предложение «Сегодня на занятии я понял… ».
А на память о сегодняшнем классном часе я оставлю вам памятку «Законы дружбы», чтобы вы не забывали об этих правилах, повесьте её в классный уголок и повторяйте .
Пусть она напоминают вам о том, что было сказано сегодня о дружбе. И если кто-то поступит с другом неправильно, загляните сюда и посмотрите, как нужно поступать. А ещё я бы посоветовала вам прочитать замечательные книги о дружбе. (Например, «3 товарища» В. Осеевой, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова, «Подружки идут в школу» Л. Воронковой)
-Большое спасибо за занятие. Вы замечательно работали.
Ребята, назовите те качества, которыми, как вы считаете, должен обладать ваш друг.
Все вы хотите, чтобы ваши друзья обладали такими замечательными качествами, как
• доброта,
• честность,
• общительность,
• готовность всегда прийти на помощь.
Но прежде всего, необходимо, чтобы этими качествами обладали вы сами. И тогда у вас будет много хороших и добрых друзей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Мы все такие разные"
Классный час рассматривает вопросы толлерантности, дружбы в классе, взаимоотношения в семье....
Классный час. Тема: Что такое зависть?
Цели: 1. Раскрыть понятие нравственной категории «зависть»;2. Воспитывать умение радоваться успехам окружающих людей;3. Развивать речь детей....
Классный час «У меня такая МАМА …»
Цель классного часа : воспитание чувства гордости за свою маму, желания делиться с ней всеми радостями и невзгодами, узнать больше о праздновании «Дня Матери» в нашей стране и в других странах, ...
Классный час "Кто я такой"
Классный час на тему "Кто я такой"...
Классный час "Мама одна такая - любимая и родная"
Классный час посвящён Дню матери, который отмечался в этом году 24 ноября. Цель: поднять престиж матерей в глазах их детей; воспитывать бережное отношение к матери....
Классный час "Я не такой как все"
Классный час по теме "Я не такой как все"...
Классный час "Мы все такие разные"
Классный час "Мы все такие разные" посвящен к всемирному дню толерантности....