Учебный проект в 1 классе «Ударение».
проект по русскому языку (1 класс) на тему
В период обучения грамоте выяснилось, что часть учеников неправильно ставят ударение в словах, допускают орфоэпические ошибки при чтении. Как помочь ученикам самим дойти до понимания того, что современному человеку важно знать и соблюдать основные орфоэпические нормы языка. Решили провести исследовательскую работу «Ударение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_proekt.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный проект «Ударение».
В своей педагогической деятельности я использую метод проектов уже не первый год. Это очень интересная и в то же время трудоемкая работа.
Для первоклассников работа над проектом - новый вид работы, поэтому, приступая к изучению новой темы, я говорю, что на последнем уроке будет предлагаться защита проекта. Далее подробно объясняю цель данного задания. Прежде всего обговариваем, как лучше организовать работу. Работая в группе, дети учатся слышать и слушать друг друга, высказывать свое мнение, учатся идти к цели общими силами. Оцениваются не только знания, сколько труд и усилия учащихся. Если ученик в состоянии изложить результаты совместной работы, ответить на вопросы одноклассников, значит, цель достигнута.
Тему для исследований выбираем всегда вместе, учитывая интересы и возможности детей. Так в период обучения грамоте выяснилось, что часть учеников неправильно ставят ударение в словах, допускают орфоэпические ошибки при чтении. Как помочь ученикам самим дойти до понимания того, что современному человеку важно знать и соблюдать основные орфоэпические нормы языка. Решили провести исследовательскую работу «Ударение».
Основополагающий вопрос учебного проекта: какую роль играет ударение в слове?
Проблемные вопросы:
- Почему важно правильно ставить ударение в слове?
- Знаем ли мы особенности современного русского ударения?
Учебные вопросы:
- Что такое ударение?
- Как найти ударный слог?
- В каких случаях знак ударении над гласной не ставится?
- Как ударение меняет значение слова?
- Как ударение помогает сделать букву ясной?
- Какими словарями нужно пользоваться, чтобы правильно произносить слова?
План проведения проекта:
- Формулировка тем исследований учеников – первый урок,15 минут
- Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – второй урок, 10 минут.
- Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе - третий урок, 10 минут.
- Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – четвертый – пятый уроки, по 15 минут.
- Подготовка школьниками защиты проделанной работы – шестой урок, 20 минут.
- Защита работ – седьмой урок, 20 минут.
Чтобы обучить технике выделения ударного слога, учу изменять силу голоса и более длительно выделять ударный гласный звук. Использую прием дирижирования рукой в воздухе, которое может быть двух видов: движение руки сопровождает каждый слог произносимого слова, ударный слог выделяется более энергичным движением. В результате использования данного приема ребенок контролирует место положения ударного слога в произносимом слове. Также использую игровые упражнения, как: составление схемы слова, подбор слов по заданному ритму; определение места ударения в слове; придумывание слов по заданной схеме; расстановка ударения.
На уроках детям даю задания, направленные на практическое осмысление темы.
1. В каждом слове - названии выделяйте голосом ударный слог. (Раздаются карточки каждой паре учащихся.)
Заяц, лиса, медведь, овца, баран.
( Дети применяют три способа определения ударения в слове. Первый способ – перестановка ударения в слове (т.е. произнесение его с ударением на первом слоге, на втором, на третьем и т.п. – зАяц, заЯц). Второй способ – «позови» слово (зАяц!). Третий способ - спросить (зАяц?).)
2. Назовите птиц, в названии которых два слога.
Голубь, орел, гусь, чайка, утка.
– Объясните, почему в этих словах два слога?
Вывод: в каждом слове столько слогов, сколько гласных.
3. Над словами поставьте знак ударения. На какой слог падает ударение?
Земля, земли, слон, слониха, слоненок.
Вывод: ударение в русском языке может стоять на любом слоге.
4. Произнесите слово. Послушайте, с одинаковой ли силой они произносятся. Какой гласный звук нужно произнести с большей силой, чтобы слово звучало правильно?
Дети, солнышко, ракета, время, мальчик, заяц.
Вывод: в каждом слове один гласный звук произносится сильнее других. Это ударный гласный звук. Остальные гласные звуки в слове безударные.
5. Прочитайте слова, выделяя голосом ударный слог. Что общего заметили?
Клёст, ёлка, ёжик, течёт, самолёт.
Вывод: в словах с буквой ё знак ударения не ставится, буква ё всегда ударная.
6. Прочитайте стихотворение.
На улицу просится в дверь
Гладкий, пушистый – не зверь,
С нами в квартире живёт,
Как его Маша зовёт? (Киска).
В каких словах не поставлен знак ударения? Почему?
Вывод: в односложных словах знак ударения не ставится.
7. Может ли от места ударения зависеть смысл слова?
Дети в парах объясняют значения слов.
ЗАмок – замОк. Белки - белкИ. КрУжки - кружкИ.
Вывод: от места ударения зависит значение слова.
8. Как правильно произносить эти слова? Используй орфоэпический словарь русского языка.
Километр, гусеница, задал, звонит, столяр, щавель.
(Ответы: киломЕтр, гУсеница, зАдал, звонИт, столЯр, щавЕль.)
9. Запишите четворостишие по памяти. Над словами поставьте знак ударения. Подчеркните безударные гласные в корне слова.
На берёзе теремок,
Не висит на нём замок.
Дверь открыта для жильца
Говорливого скворца.
10. Выпишите слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
Вода, река, лесной, стена, окно, полёт, листок, лиса, леса.
Вывод: чтобы правильно написать безударную гласную, нужно изменить слово так, чтобы она стала ударной.
11.Измените место ударения в выделенном слове. Что заметили?
ВолнЫ - вОлны, стрУны - струнЫ
Вывод: изменив место ударения в слове, можно получить другую грамматическую форму.
12. Выполните задания теста.
1.Слог, который произносится сильнее, называется…
А. ударный
Б. безударный
2. Найдите ошибку в постановке ударения:
А. пОнял
Б. пОняла
3. Найдите слово с ударением на третьем слоге:
А. инструмент
Б. корова
4. Выберите слово, в котором не надо ставить знак ударения:
А. ели
Б. торт
5. Выберите слово, в котором ударение помогает проверить безударную гласную в корне слова:
А. плоды
Б. плод
(Ответы:1А, 2Б, 3А, 4Б, 5Б)
- Оцените на волшебной линеечке ваше умение определять в словах ударение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
В помощь учащимся и родителям в создании учебного проекта. Автор: М. А. Ступницкая "Что такое учебный проект"
В помощь учащимся в создании учебного проекта: 1.Введение.2. Основная часть. 3.Заключение....
Урок - учебный проект 2 класс. Объем фигуры
Урок-учебный проект по математике соответствует новым стандартам начального образования....
Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...
Методический проект: «Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах»
Методический проект«Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах» 1. Актуальность педагогического опытаВ сентябре 2014 года мне предстоит принять 1-ый...
Учебный проект для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 4,6,9 классов в рамках общешкольного проекта по экологии "Тайны загадочного вещества"
Алгоритм работы над учебным проектом для детей с ТМНР....
Мастер- класс «Организация учебного исследования и учебного проекта»
ФГОС НОО ставит перед учителем задачу формирования УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного...