Работа со словарными словами
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Описание работы в 1 классе со словарными словами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа со словарными словами в 1 классе
Словарное слово | Значение слова | Однокоренные слова | Синонимы | Загадки | Пословицы, поговорки | Фразеологизмы |
адрес | Обозначение названия места, где кто-либо живёт или что-либо находится, а также надпись на письме, посылке и т.д, указывающая получателя и место назначения. | адресок, адресный, адресант, адресат, адресовать | адресовать, направлять | Без него заблудится письмо, Не дойдёт до друга, мамы, брата. Точно ты указывай его, И найдет послание адресата. | ||
город | Крупный населенный пункт, административный, промышленный, торговый и культурный центр. | городок, городишко, городище, городской, горожанин, загородный, пригород | мегаполис, центр, столица, населенный пункт | Очень много здесь народа И дома высотные. По дорогам мчат машины, И горят огнями витрины магазинов. | Смелость города берёт. Москва – всем городам мать. | Ни к селу ни к городу. |
деревня | Крестьянское селение. Сельские жители, сельское население. Сельская местность. | деревенька, деревушка, деревенский | селение | Селенье с полем, лесом, лугом, Где речка извивается дугой, Где ребятишки дружною ватагой Бегут играть на скошенный лужок. | Что в деревне уродится, то в городе пригодится. | |
до свидания | Приветствие при прощании как действие. | Свидеться, увидеть, повидаться, вид. | До скорого свидания, до скорой встречи, всего хорошего, счастливо оставаться, будьте здоровы, пока, прощайте. | К Осьминожке Камбала | ||
дорога | Узкая полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. Путешествие, поездка. | Дорожка, дороженька, дорожник, дорожный, бездорожный, подорожник, подорожниковый, придорожный. | Путь, стезя. | Неживая – а идёт, неподвижна – а ведёт. Лежит брус во всю Русь, встанет – так до неба достанет, а ляжет – так всю Русь обойдёт. | Самая лёгкая дорога та, которую уже прошёл. Самая трудная дорога та, которую не знаешь. Где дорога, там и путь. | Скатертью дорога! |
здравствуйте | Быть здоровым. Приветствие при встрече. | Здравие, здравница, здравица (тост), здравоохранение. | Здравия желаю, здорово, привет, приветствую, моё почтение. | Старшим людям не грубите | ||
картина | Произведение живописи. То, что можно видеть, представлять в конкретных образах. То же, что кинофильм. | Картинка, картинный. | Полотно, холст, вид, зрелище, пейзаж, ландшафт. | На стене висит давно, | ||
класс | Определенная ступень школы, соответствующая какому-либо году обучения. Группа учеников одного и того же года обучения. Комната для занятий в школе. | Классный, внеклассный, соклассник, соклассница. | Группа, объединение, вид, подразделение. | Здесь за партами сидим, Пишем, слушаем, молчим. Каждый день и каждый час Мы учиться ходим в... | ||
корова | Крупное домашнее животное. | Коровка, коровушка, коровёнка, коровник, коровий. | Кормилица, тёлка, буренка. | Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. Голодная мычит, сытая жуёт, всем ребятам молоко дает. | У кого корова – у того и угощение. Ешь, корова, соломку, поминай лето. Коровки с поля – и пастуху воля. | Как корова языком слизала. |
медведь | Крупный зверь с густой шерстью и короткими толстыми ногами. Сильный, крупный, но неуклюжий, неловкий человек. | Медведюшка, медведище, медведиха, медведица, медвежатина, медвежонок, медвежий, медвежатник. | Мишка, косолапый, топтыгин. | Летом наедается, зимой высыпается. Летом бродит без дороги между сосен и берёз, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. | Для медведя зима – одна ночь. Два медведя в одной берлоге не живут. Кто боится медведя, тот боится и его следов. | Медведь на ухо наступил. Смотреть медведем. Медвежий угол. Медвежья услуга. |
Москва | Название города, столицы России. | Москвич, московский. | Город, столица, сердце Родины, первопрестольная | Раскинулся на семи холмах | Москва – мать городов русских. Москвой-столицей весь народ гордится. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. | |
пожалуйста | Вежливое обращение в значении прошу вас. Вежливое выражение согласия. Вежливая просьба или приказание. | Пожалуй, пожаловаться, пожаловать. | Будь добр, будь любезен, не откажи в любезности. | Говорит Лиса Матрёна: | ||
ребята | Молодые люди, парни. Множ. число к слову ребёнок. | Ребёнок, ребёночек, ребятишки, ребятушки, ребятня, ребячий, ребяческий, ребячество. | Дети, детвора. | Зовут нас малышами, детьми нас величают, ещё учениками зовёмся гордо мы. А как ещё назвать нас можно, весёлых, дружных, озорных? | Азбука – наука, а ребятам – бука. | |
рисунок | Изображение, воспроизведение предмета, сделанное карандашом, красками, пером, углем и т.д. | Рисуночек, рисунчатый, рисуночный. | Узор, Рисовать -писать, малевать, обрисовать, описать, изобразить. | На асфальте, вот так дело, | ||
Россия | Название страны. | Российский, россиянин, росс, россиянка. | Русский, Родина, Отечество | Люблю поле и березки, | Кто с Россией не тягался, в правых не оставался. | |
собака | Домашнее животное семейства псовых. | Собачка, собачник, собачий, собачина, собачонка, собаковод. | пёс | Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком. | Не замахивайся палкой – и собака не залает. И собака помнит, кто её кормит. Не учи щуку плавать, а собаку лаять. | Как собака на сене. Как кошка с собакой. Собаку съесть. |
спасибо | Выражение благодарности. | Благодарю. | Это слово ходит следом за подарком, за обедом, это слово говорят, если вас благодарят. | Спасибо в карман не положишь. Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит. Спасибо этому дому, пойду к другому. | Спасибо и на том. | |
ученик | Тот, кто учится в школе. Тот, кто обучается у кого-либо профессии. | Учёба, учитель, учение, училище, учить, ученица, ученический. | Учащийся, школьник, воспитанник | Каждый день гурьбой весёлой | Каков ученик, таков и его дневник. | |
учитель | Тот, кто преподает учебный предмет в школе. | Учительница, учительство, учительский, учительствовать. | Преподаватель, педагог. | Кто учит детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать? | От учителя наука. Ученику – удача, учителю – радость. Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно. | |
фамилия | Наследственное, семейное наименование человека, прибавляемое к имени, переходящее от отца к детям. | Фамильный, однофамилец, бесфамильный | Семья, род. | Вместе с именем она дается при рождении. | ||
язык | Орган вкуса. Металлический стержень в колоколе. Пленный, от которого можно узнать нужные сведения. Средство общения. | Язычок, языковой, языкастый, межъязыковой. | Речь, говор, диалект, лизун, лопата, шлёпалка. | Тридцать два молотят, один поворачивает. Всегда во рту, а не проглотишь. Если б не было его, не сказал бы ничего. | Язык болтуна не доведёт до добра. Острый язык – дарованье, длинный язык – наказанье. Будь смелым не языком, а делом. Язык не лопатка, знает, что сладко. | Язык без костей. Язык заплетается. Язык хорошо подвешен. Язык чешется. Язык отнялся. Проглотить язык. Развязался язык. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный тренажер. Система работы со словарными словами "Восстанови слово"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27664-20...
Презентация-тренажер "Система работы со словарными словами "Словарные слова от А до Я"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27643-20...

Работа над словарными словами ( из опыта работы.)
Материал можно использовать на уроках русского языка в 2-4 классах....
работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения
Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2 класс ...
Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."
Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....