Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. Школа России.
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Брага Наталья Вениаминовна

Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. Школа России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. Школа России.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;  

 -   уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

-  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Регулятивные

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Обучающийся получит возможность научиться:

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- использовать знаково-символических средств представления информации.

Познавательные

Обучающийся научится:

- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

 -оперировать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-  работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать различные способы поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

- применять навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

 - оперировать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные

 Обучающийся научится:

-  слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

-  определять общую цель и пути её достижения;  

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

- активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

 - называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия;

- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

- различать гласные и согласные звуки и буквы;

 - соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;

 - выделять предложения, слова из потока речи;

- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы в алфавитном порядке;

- обнаруживать в словах изученные орфограммы;

- правильно оформлять границы предложений;

- обозначать пробелами границы слов; писать большую букву в собственных именах;  соблюдать основное правило переноса;

- списывать текст и писать текст под диктовку учителя.

 Обучающийся получит возможность научиться:

 - слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесенных предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

 - оценивать качество своего письма, сравнивать самостоятельно написанное с предложенным образцом;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки; составлять небольшой текст на заданную тему

- выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов.

Содержание учебного предмета (165 ч.)

Виды речевой деятельности:

Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

 Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.) Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

 Добукварный период ( 17 ч. )

 Является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных 5 коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода (73 ч )

Охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

 Послебукварный (25 ч. ) 

Повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости 6 согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: - раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи— ши); - прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; -перенос слов по слогам без стечения согласных; - знаки препинания в конце предложения.

Русский язык  ( 50 ч)

Наша речь (2ч.)

Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык — родной язык русского народа.

Текст. Предложение. Диалог.(3ч)

Текст (общее представление). Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Диалог.

Слова, слова, слова (4ч.)

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов.  Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Слово и слог. Ударение. (6ч.)

Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Правила переноса слов. Ударение (общее представление)

Звуки и буквы. (34 ч.)

Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями. Ударные и безударные гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения на письме твердых и мягких согласных звуков Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука Буквосочетания жи-ши, ча-ща , чу-щу.

 Повторение и обобщение изученного (1 ч.)

Тематическое планирование по русскому языку 1В класс

№ п/п

Тема

Кол – во часов

      Блок «Русский язык. Обучение письму»                      115 часов

1

Добукварный период  

17 ч

2

Букварный период        

73 ч

3

Послебукварный период    

25 ч

      Блок «Русский язык»                                                         50 часов

1

Наша речь    

2 ч

2

Текст, предложение, диалог

3 ч

3

Слова, слова, слова…    

4 ч

4

Слово и слог

2 ч

5

Перенос слов

2 ч

6

Ударение (общее представление)    

2 ч

7

Звуки и буквы

34 ч

8

Итоговое повторение

1 ч

Итого

165 часов

Календарно-тематическое планирование

русский язык 1 В класс (165 час)

№ п/п

Тема урока

Дата

по плану

Дата

фактическая

Блок «Русский язык. Обучение письму»

1 четверть (41 час)

Добукварный период (17 часов)

1

Пропись – первая учебная тетрадь.

2

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

3

Письмо овалов и полуовалов.

4

Рисование бордюров.

5

Письмо длинных прямых наклонных линий.

6

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

7

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

8

Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

9

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.

10

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

11

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

12

Строчная и заглавная буквы А, а.

13

Строчная и заглавная буквы О, о.

14

Строчная буква и.

15

Заглавная буква И.

16

Строчная буква ы.

17

Строчная и заглавная буквы У, у.

Букварный период (73 часа)

18

Строчная и заглавная буквы Н, н.

19

Строчная и заглавная буквы С, с.

20

Заглавная буква С.

21

Строчная и заглавная буквы К, к.

22

Строчная и заглавная буквы Т, т.

23

Строчная и заглавная буквы Т, т.

24

Строчная и заглавная буквы Л, л.

25

Повторение и закрепление изученного.

26

Строчная буква р. Заглавная буква Р.

27

Строчная и заглавная буквы В, в.

28

Строчная и заглавная буквы Е, е.

29

Строчная и заглавная буквы П, п.

30

Строчная и заглавная буквы П, п.

31

Строчная и заглавная буквы М, м.

32

Строчная и заглавная буквы М, м.

33

Строчная и заглавная буквы З, з.

34

Строчная и заглавная буквы З, з.

35

Строчная и заглавная буквы З, з.

36

Строчная и заглавная буквы Б, б.

37

Строчная и заглавная буквы Б, б.

38

Строчная и заглавная буквы Б, б.

39

Строчная и заглавная буквы Д, д.

40

Строчная и заглавная буквы Д, д.

41

Заглавная буква Д.

42

Повторение и закрепление написания изученных букв

43

Повторение и закрепление написания слогов и слогов с изученными буквами.

44

Письмо под диктовку слов и предложений.

45

Строчная и заглавная буквы Я, я.

46

Строчная и заглавная буквы Я, я.

47

Строчная и заглавная буквы Я, я.

48

Строчная и заглавная буквы Я, я.

49

Строчная и заглавная буквы Г, г.

50

Строчная и заглавная буквы Г, г.

51

Строчная буква ч.

52

Строчная буква ч.

53

Заглавная буква Ч.

54

Буква ь.

55

Буква ь.

56

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

57

Строчная и заглавная буквы Ш, ш.

58

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

59

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

60

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

61

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

62

Строчная буква ё.

63

Строчная буква ё.

64

Заглавная буква Ё.

65

Строчная и заглавная буквы Й, й.

66

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

67

Строчная и заглавная буквы Х, х.

68

Строчная и заглавная буквы Х, х.

69

Строчная и заглавная буквы Х, х.

70

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

71

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

72

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

73

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

74

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

75

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

76

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.

77

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

78

Строчная и заглавная буквы Э, э.

79

Строчная и заглавная буквы Э, э.

80

Письмо под диктовку слов и предложений.

81

Строчная  буква щ.

82

Повторение и закрепление написания ранее изученных элементов букв и звуков.

83

Строчная  буква щ.

84

Заглавная  буква Щ.

85

Строчная буква ф.

86

Заглавная буква Ф.

87

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

88

Строчные буквы ь, ъ.

89

Строчные буквы ь, ъ.

90

Контрольное списывание.

Послебукварный период (25 часов)

91

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

92

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

93

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

94

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

95

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

96

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

97

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

98

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

99

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

100

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

101

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

102

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

103

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

104

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

105

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

106

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

107

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

108

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

109

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

110

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

111

Контрольное списывание.

112

Анализ работ. Работа над ошибками

113

Письмо слогов и слов с изученными буквами

114

Письмо слогов, слов и предложений с ранее изученными буквами

115

Письмо слогов, слов и предложений с ранее изученными буквами

Блок «Русский язык» (50 часов)

Наша речь (2 часа)

116

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.

117

Виды речи (общее представление).

Текст, предложение, диалог (3 часа)

118

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

119

Диалог.

120

Диалог.

Проверочная работа.

Слова, слова, слова… (4 часа)

121

Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов.

122

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

123

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

124

Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов.  

Слово и слог (2 часа)

125

Деление слов на слоги.

126

Деление слов на слоги.

Перенос слов (2 часа)

127

Правило переноса слов.

128

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Ударение (общее представление) (2 часа)

129

Ударение. Ударный и безударный слог.

130

Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

Звуки и буквы (34 часа)

131

Звуки и буквы.

132

Русский алфавит, или Азбука.

133

Русский алфавит, или Азбука.

134

Гласные звуки.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

135

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.

136

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

137

Ударные и безударные гласные звуки.

138

Ударные и безударные гласные звуки.

139

Ударные и безударные гласные звуки.

140

Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

141

Проверочный диктант по теме «Безударные гласные в словах»

142

Согласные звуки.

143

Слова с удвоенными согласными.

144

Буквы Й и И.

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

145

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

146

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

147

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных

звуков.

148

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

149

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

150

Согласные звонкие и

глухие.

151

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

152

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

153

Проверочный диктант по теме «Правописание парных  согласных на конце слова»

154

Шипящие согласные звуки.

155

Проект «Скороговорки».

Составление сборника «Весёлые скороговорки»

156

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

157

Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.

158

Проверочный диктант по теме «Правописание буквосочетаний ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ»

159

Заглавная буква в словах.

160

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д.

161

Проверочная работа по теме «Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках

животных, названиях городов»

162

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма).

163

Итоговая проверочная работа по правописанию изученных орфограмм

164

Анализ работы. Работа над ошибками.

Итоговое повторение ( 1час)

165

Итоговое повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....