Технологическая карта урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК "ПНШ" по теме : Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.doc | 452.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Класс: 4 класс
Тип урока: урок-исследование
УМК: Перспективная начальная школа
Тема | Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить». | |||||
Цель | Научить детей писать безударные личные окончания глаголов брить и стелить; учить правильно писать безударные личные окончания и правильно употреблять глаголы в своей речи; | |||||
Формируемые УУД | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. формирование чувства сопричастности своей Родине и уважения к ней, развитие готовности к сотрудничеству и дружбе Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую; делать выводы о результатах совместной работы. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя. Предметные: Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола; уметь находить в тексте глаголы-исключения, определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний. | |||||
Обобщение урока | Чтобы правильно писать окончания глаголов, необходимо уметь определять их спряжение. | |||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов», справочники по русскому языку, листы «Достижений». | |||||
Организация пространства | ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные УУД | Метапредметные , личностные УУД | |||||
I. Мотивация (создание проблемной ситуации) | 1)Демонстрирует образец. 2) организует фронтальную работу. 3) фиксирует затруднение. 4) демонстрирует презентацию по этнокультурному модулю. 5) ставит цель исследования: выяснить, что нужно уметь делать, чтобы правильно написать безударное окончание глагола. Проблемный вопрос. Как вы считаете, почему спряжение данных глаголов изучается отдельно? Какие еще глаголы мы изучали отдельно? Почему? | 1) прописывают сочетания 2) составляют слово из букв и записывают его 3) знакомятся с новым словарным словом 4) подбирают и записывают словосочетания (маленький вагон, последний вагон, расстрелянный вагон) 5) вспоминают историю памятника «Расстрелянный вагон» в г. Новороссийске 6) Записывают предложение и определяют спряжение у глагола «останавливается». 7) Вспоминают алгоритм: определяем спряжение по н.ф. глагола. Глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие основу в неопределенной форме на –и, относятся ко II спряжению. Все остальные – к I спряжению. 5) отвечают на вопросы, формулируют цель исследования -Определить спряжение глаголов. - Правило о спряжении. - Нет, не получилось (осознание неприменимости известного правила) Дети при помощи учебника формулируют тему урока «Спряжение глаголов брить, стелить». Ставят задачи, которые необходимо выполнить в течение данного урока. -Определить спряжение глаголов. - Правило о спряжении. - Нет, не получилось (осознание неприменимости известного правила) что у данных глаголов какая-то особенность при спряжении и это необходимо выяснить. | 1) Минутка чистописания Правописание сочетания букв и слов: вг, ан, ов. 2) Составить слово из данных букв 3) Знакомство с новым словарным словом: ВАГОН 4) Составьте словосочетания с этим словом. 5) Вам знаком памятник (Слайд) «Расстрелянный вагон»? Показ слайдов - Вспомнить другие памятники г. Новороссийска. 6) Записать предложение и найти его основу. Определить спряжение глагола. Наш поезд останавливается на первой платформе. - А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить» Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете? Смотреть 1л. смотрю, смотрим 2л. смотришь, смотрите 3л. смотрит, смотрят Стелить 1л. стелю, стелем 2л. стелешь, стелете 3л. стелет, стелют - Итак, что вы хотели сделать? - Какое правило применили? - Получилось выполнить задание? (побуждение к осознанию противоречия) - Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы) | Повторение понятия «словосочетание» и «безударные окончания глаголов» | Регулятивные, познавательные, коммуникативные | |
II. Исследование | Контролирует выполнение работы, оказывает адресную помощь. | Оформляют свои мысли в устной и письменной речи. Работают в тетради. Выделяют орфограммы. Анализируют, сравнивают. 1) Ученики представляют работу - Смотреть – глагол 1 спр., стелить – 2 (допускают ошибку, применяя известное правило) - Смотреть – глагол 2 спр., а стелить – 1 (осознают ошибку, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации) - Имеют основу в неопределенной форме - на –е и на -а. Относятся ко II спряжению. -К I спряжению, т.к. имеют личные окончания –ет и –ют. Вывод: ко 2 спряжению относятся 4 глагола на –ать и 7 глаголов на –еть в неопределенной форме. | Прочитать текст. 1. Ваши успехи в учении зависят от вашего усердия и умения работать. 2.Вы дышите полной грудью, когда идете медленно.3. Крышу этого дома держат толстые балки.4. На водяной мельнице колёса вертит вода. 5. Друзей мы любим, а врагов ненавидим. 6. Ты не обидишь товарищей, и тебя друзья не обидят. 7. Смотрите сквозь прозрачную воду и видите, как на дне реки копошатся раки.8. Над Японией часто проносится тайфуны, от которых терпят бедствие многие районы страны. 9. Овец бреют или стригут? 10. Стелет мягко, да жестко спать. 2. Выпишите в столбик выделенные глаголы. Определите окончания. На какое спряжение указывают личные окончания этих глаголов? 3. Поставьте глаголы в неопределенную форму. На какое спряжение указывает неопределенная форма глаголов? - Сделайте вывод. | Определение алгоритма определения окончаний глаголов | Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные | |
III. Обмен информацией | Работа с учебником. Учебник 1 часть, стр. 90, упр. 64. Работа с Обратным словарем (учебник 2 часть, стр. 146-147). | Выполняя различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы. Отстаивают свою точку зрения, аргументируют. - Работают в группах Критично относиться к своему мнению. Понимают точку зрения другого. | Лучше всего глаголы-исключения запоминаются в стихотворной форме: Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть И обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на Е писать нельзя! - Чем отличаются 11 глаголов – исключений от глаголов брить, стелить? Работа в группах - Составьте словосочетания с глаголами бреет и стелют. -К какому спряжению относятся данные глаголы? | Формирование умения правописания безударного окончания глагола. | Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные | |
IV. Организация информации | Проводит физ.минутку в игровой форме. Пальчиковая гимнастика. -Если высказывание верное – вытягиваем пальчики вверх; если нет – сжимаем в кулачок. | Выполняют разминку Работа в парах. Определяют правильность выполненного задания на основе сравнения различных образцов. Отстаивают свою точку зрения, аргументируют. Критично относиться к своему мнению. Дополняют алгоритм следующими шагами: 1) нахожу глагол с безударным личным окончанием; 2) ставлю его в неопределенную форму; 4)смотрю, на что она оканчивается; 5) определяю спряжение: если оканчивается на –ить, то это глагол 2 спряжения – пишу И; если оканчивается не на ить (-ать, -ять,-оть,-уть,-ыть,-ти), то это глагол 1 спряжениям – пишу Е. | Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются. У глаголов с безударными личными окончаниями спряжение определяю по начальной форме. Ко второму спряжению относятся глаголы с суффиксами - и, ть, У глаголов II лица единственного числа настоящего и будущего времени на конце слов Ь не пишется. - Дополните модель правила определения спряжения новыми знаниями. Дети 4-го класса составили алгоритм действий при написании безударных гласных в окончаниях глаголов. Проверьте, верно ли он составлен? | формирование умения формулировать правило обозначения безударных окончаний глагола и применять его на письме. | Регулятивные, познавательные | |
V. Связывание информации | 1)Теперь вы сможете ответить на вопрос: «Как подобрать правильное окончание глагола?» 2)Уточните правило и сверьте его по учебнику. | Самостоятельно выполняют задание. Записывают номера глаголов в карточках контроля. Проверка по образцу: Е 2 3 6 8 И 1 4 5 7 ┼ - выполнил задание без ошибок. ┴ - испытывал незначительные затруднения или допустил 1-2 ошибки. ─ - испытывал значительные затруднения или допустил много ошибок. | -Определите спряжение глаголов. Будьте внимательны: не забудьте о глаголах-исключениях! 1. гон…шь, 2. гоня…шь, 3.обижа…шь, 4. смотр…шь, 5. вид…шь 6. посматрива…шь, 7. держ…шь, 8. поддержива…шь. - Оцените свое умение писать глаголы с безударными личными окончаниями с помощью знаков: ┼, ┴, ─. | Формирование умения формулировать правило обозначения безударных гласных и применять его на письме. | Регулятивные, познавательные | |
VI. Подведение итогов, рефлексия | Попробуем поставить глаголы в нужную форму с правильным окончанием. – Глаголы, какого спряжения вы употребили? | Читают по группам, все отгадывают. (Все глаголы II спряжения, так как в н.ф. у них глагольный суффикс и. Кроме глагола брить, т.к. глагол I спряжения.) Оценить себя: 1.Затраченные усилия на выполнения работы на уроке. 2.Полученные знания, умения, навыки. 3.Какую оценку ты получил? 4.Сравни эту оценку с твоим прогнозом. 5.Сделай вывод. | – Откройте обратный словарь на -ить. Найдите подчеркнутые слова. Дополните текст загадки подходящими по смыслу глаголами, поставив их в форму 3-го лица, ед. числа. (Ходит) он по свету, Как вы думаете, со всеми ли поставленными задачами мы справились на уроке? Какое умение мы оценивали в начале урока? Давайте оценим умение писать безударные окончания глаголов еще раз. Кто заслуживает по вашему мнению похвалы? | Формирование умения применять правило написания безударных окончаний. | Регулятивные, познавательные | |
VII. Применение | - А сейчас мы выполним упражнение «График». - Я вам буду читать слова по вариантам, а вы ставьте точку на графике. - Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. | Работают самостоятельно. Определяют спряжение в листочках с системой координат. Взаимопроверка. | Упражнение «График» Смотрит, строишь, едем, думает, красит, бегаешь, чертит, сияет, ругает, зеленеет. | Формирование умения формулировать правило определения спряжения и применять его на письме. | Регулятивные, познавательные | |
VIII. Подведение итогов. Д/з. | Что нового о безударных окончаниях глагола вы узнали сегодня на уроке? | Делают выводы о собственной работе. Выбирают вариант задания. | Выучить глаголы-исключения. | Регулятивные, коммуникативные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".
Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...
Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация
Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...
Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение от сложного....
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока: - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".
Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...
Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...