Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока. Целеполагание. | «Единственная красота, которую я знаю - это здоровье», - говорил великий мыслитель Гейне. Как вы понимаете эти слова? Отгадайте загадку: На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются. (Глаза) Девиз урока «Береги глаза»! Какие правила сохранения зрения вы будете соблюдать на уроке? (расстояние от глаз до тетради во время письма и до учебника во время чтения, гимнастику для глаз…) Предлагаю вам поработать в группах и определить тему сегодняшнего урока. Групповая работа (по 4 человека) Разделите слова на 2 группы: медведь, видеть, читают, человек, писать, сорока, ориентироваться, бабочка, глаза, компьютер, щурится. Проверка. Догадайтесь, как звучит тема урока? Тема урока так и звучит: «Слова-предметы. Слова-действия». Чему будем учиться на уроке? (находить слова-предметы, слова-действия, узнаем в чем их различие) Какой орган позволяет совершать все действия, которые представлены во второй группе слов? (глаза) Глаза – удивительный дар природы, позволяет нам познавать окружающий мир, учиться, развиваться, выполнять любые действия. Поэтому так необходимо заботиться о своем зрении. | Личностные: адекватная мотивация учебной деятельности; учебные и познавательные мотивы.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществление контроля над процессом и результатом деятельности.
Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости, формулируют собственное мнение; слушать и вступать в диалог.
|
II.Изучение нового материала. | На какие группы можно разделить слова-предметы? (слова, отвечающие на вопрос кто?; слова, отвечающие на вопрос что?) Запишите в тетрадь эти слова по группам. Фронтальная проверка. Что общего для слов первой группы? (растут, дышат, питаются…) Значит, это слова, которые, обозначают какой предмет? (живой) На какой вопрос отвечают слова, которые обозначают живой предмет? (кто?) Тогда слова другой группы обозначают… (неживые предметы) На какой вопрос отвечают эти слова? (что?) Как связаны слова из группы, которые называют неживые предметы? (длительное пребывание за компьютером утомляет глаза и может ухудшать зрение) Оказывается, по мнению врачей, ребятам вашего возраста выполнять какие-либо действия за компьютером следует не более 20 минут. После чего нужно умыть лицо прохладной водой и сделать гимнастику для глаз, это снимает напряжение с глаз. А также должно быть хорошее освещение и расстояние от глаз до монитора не менее 50 см. Подберите слова-действия к словам, которые вы записали. (человек ходит, медведь спит, глаза видят и т.д.) На какие вопросы отвечают эти слова? (что делает? что делают? что сделал? и т.д.) Можете сделать вывод, в чем различие слов-предметов, слов-действий? Проверим себя по учебнику.
| Личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения
Познавательные: сравнивать предметы, объекты: находить общее и различное; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой.
|
IV.Гимнастика для глаз. | 1.Рисование носом. Представьте, что кончик носа — это ручка. Закройте глаза, расслабьтесь. Нарисуйте в воздухе носом круг, квадрат, треугольник. Напишите вопрос, на который отвечают живые предметы, неживые предметы. Двигаться при этом должна только шея и голова. Это помогает улучшить кровоснабжение в шейном отделе и питание всех тканей глаз. 2.Фиксация взгляда на близких и удаленных предметах. Задержите взгляд на предметах в классе, расположенных рядом и близко, слева и справа, сверху и снизу, не двигая при этом головой. 3.Быстрые и медленные движения зрачками глаз по часовой стрелке и против, вверх-вниз, влево и вправо. 4.Фиксируя взгляд на определенном предмете, выполняйте повороты и наклоны головы, круговые движения.
| Личностные: адекватная мотивация деятельности; познавательные мотивы.
|
VI.Первичное закрепление. | Работа в паре. Сейчас вы должны определить, что для глаз полезно, а что вредно. Распределите карточки в два столбика.
Вредно | Полезно | Читать лёжа | Читать при хорошем освещении | Смотреть близко телевизор | Телевизор смотреть на расстоянии 3 метров | Тереть глаза грязными руками | Беречь глаза от ударов | Читать в транспорте или за обедом | Употреблять в пищу витамины | Долго сидеть за компьютером | Выполнять упражнения для глаз |
Проверка. Какие из этих правил вы соблюдаете? Назовите слова-предметы и слова-действия, которые употреблены в этих правилах. Запишите по три слова в два столбика. Взаимопроверка.
Работа в группах. Логическое упражнение «Найди лишнее». У вас на столах предметы. Внимательно посмотрите, определите какой лишний и скажите, что объединяет остальные. (Карандаш, ручка, ножницы, игла, пуговица, спица, палка). Правильно, вы убрали пуговицу, а остальные предметы опасны для глаз, поэтому, когда вы ими пользуетесь, будьте очень осторожны. Какие правила при работе этими предметами нужно соблюдать, чтобы не повредить глаз? Что объединяет все слова? (слова-предметы, отвечающие на вопрос что?) Подберите к данным словам слова, отвечающие на вопрос что делает?
| Личностные: стремиться к повышению культуры речевого общения.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществление контроля за процессом и результатом деятельности.
Коммуникативные: в рамках инициативного сотрудничества работать с соседом по парте, договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. |
VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Учебник, стр.15, упр. 4 Проверка по эталону. Самооценка.
| Регулятивные: учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные: моделировать различные языковые единицы; использовать на доступном уровне логические приемы мышления.
|
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Подведем итог урока. Чему учились на уроке? Как распознать слова-предметы, слова-действия? В чем испытываете еще затруднение? Вернемся к девизу нашего урока. Какие новые правила сохранения зрения вы узнали? Почему нужно беречь глаза? А закончить наш урок я хочу пословицей: «Здоровье дороже богатства». Подумайте над этими словами. Укрепляйте своё зрение.
| Личностные: имеют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |