Урок- обобщение "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Исламгулова Марьям Кинзябаевна

Обобщающий урок  в 3 классе по теме: "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshchenie_imya_prilagatelnoe.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – обобщение по теме: «Имя прилагательное».

Прогнозируемые результаты: повторить, обобщить знания об имени прилагательном; умение безошибочно находить прилагательные в предложениях и текстах; развивать речь при чтении художественного текста; умение слушать других; воспитывать аккуратность письма.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности

- Добрый день! Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь. Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным, полезным, приятным.

- Проверьте, что у вас есть всё необходимое: тетради, ручки, карандаши, сигнальные карточки.

Откройте тетради, запишите число.

II. Чистописание.

- Ну, а сначала минутка чистописания.

Оо  //   юю  //

Южный  орех осина горох

-В словах поставьте ударения. Что скажете о словах орех, осина, горох?

Какие они слова? (словарные) назовите опасные места. А какой части речи относятся? Поставьте вопрос. (Что? сущ.)

- А слово южный какой части речи относятся? (Имя  прилагательное).

-Правильно! Сегодня мы обобщим знания об имени прилагательном как части речи.

III. Работа по теме урока.

  1. - А сейчас напишем несколько предложений под диктовку.

Сильный ветер разогнал тучи. Дождь прошёл. Мокрая трава блестит  на солнце. Его яркие лучи осветили лесную поляну.

- В каждом предложении найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое.

- Выделите окончание имён прилагательных определите, и запишите число и род. (Проверить).

  1. Устно определить и род имён прилагательных.

- Приготовьте сигнальные карточки  и слушаем внимательно.

Берёзовый пень, осенняя погода, классный час, красивое платье, вкусный обед, гусиное перо, летучая мышь,  долгожданное письмо, голубое небо.

-Молодцы.

 IV. Физминутка.

Маша шла, шла, шла,

Маша ягодка нашла.

Опустилась, подняла-

Ах, какая ягодка!

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели,

И их личики согрелись.

Бабочки летали,

Дружно хлопаем, ножками мы топаем!

Хорошо мы погуляли, и немножечко устали!

V. Работа над пройденными материалами.

1)-Дети, сейчас послушаем одну загадку.

Тает снежок

Ожил лужок.

День прибывает

Когда это бывает? (Весной).

- Назовите признаки весны.

-Правильно. А как догадались:

- Снег тает, лужи появились, день становится длинным.

-Теперь отгадаем ещё несколько загадок.

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает (март) 

В ночь – мороз,

С утра - капель

Значит, на дворе (апрель)

Зеленеет даль полей,

Запоёт соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят,

Что за месяц? (Май.)

-Что скажите об ответах (отгадках)?

-Весенние месяцы.

-Правильно.  

2) Работа по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

-Посмотрите на, картину И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

-Какое время года изображено на картине? (Весна).

- Что вы видите на картине?

(Деревья, утопающие в воде, лодку, причаленную к берегу,  изображена река, которая разлилась?)

-Вы правильно заметили, что весной всегда много воды. Иногда это оборачивается массовым  бедствием для многих людей, чьи  дома, всё хозяйство затоплено водой.

-Вы догадались, какой месяц изображён на картине? (Апрель.)

Прочитайте пословицу начните его с отмеченной точкой. Запишите.

3) Работа над стихотворениями.  ( карточки со стихотворениями)

-Сейчас Эльвина прочитает одно стихотворение. Слушаем.

Идёт матушка весна,

Отворяй-ка ворота:

Первым март прошёл,

Всех детей провёл.

А за ним – апрель

Отворил окно и дверь.

А уж кА пришёл мой,

Сколько хочешь теперь гуляй.

-Хорошо, садись.

-Теперь прочитаем ещё 1 стихотворение (Чтение  вслух).

Синее небо, синие тени,

Синие реки, сбросили лёд.

Синий подснежник, житель весенний,

На синей проталинке смело растёт.        

 4) -Следующее задание из этого стихотворения найти и выписать прилагательные вместе с существительным. Укажите число и род прилагательного.)

5) – Следующее задание на доске. Из данных слов составьте и запишите предложение.

На, набухают, весной, смолистые, березах, почки.

(Весной на березах набухают смолистые почки).

  • Подчеркните подлежащее и сказуемое.
  • Укажи число прилагательных.
  • Разберите прилагательное смолистые по составу.
  • Найти однокоренные слова к слову смолистые.

(Смоленый, смолисто, смоленный, смола, смолы)

6) – Следующее задание. Я читаю вам прилагательные, вы подберите к ним синонимы. А что такое синонимы? (Синонимы – это слова, близкие по значению)

Страшный – ужасный, жуткий, чудовищный, зверский, дьявольский.

Сильный – мощный, могучий.

Близкий – ближний, окрестный, прилегающий, соседский, близлежащий.

Красивый – прекрасный, великолепный, восхитительный, роскошный, пленительный, божественный.

Грустный – печальный, скучный, невеселый.

Холодный – морозный, ледяной.

Робкий – несмелый, малодушный, пугливый, трусливый.

Иностранный – заграничный, зарубежный.

7) – А теперь поиграем. Игра называется «Узнай».

  • Желтое (красное), ароматное, наливное (яблоко).
  • Высокая, кудрявая, ветвистая (береза).
  • Круглый, полосатый, сладкий (арбуз).
  • Большой, косолапый (медведь).
  • Рыжая, хищная, ловкая (лиса).
  • Косой, слабый, трусливый (заяц).
  • Хрустящая, зеленая, круглая (капуста).

8) Отгадывание кроссворда.

Задание. Впиши прилагательные единственного числа, мужского рода образованных от предложенных существительных. Прочитайте слово, получившееся в клетках. О чем напоминает?

- О прилагательном.

VI.   Рефлекция учебной деятельности

- Что обозначает имя прилагательное?

- Имя прилагательное обозначает признак предмета.

- На какие вопросы отвечает?

- Как изменяются прилагательные?

- С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Технологическая карта урока. Обобщение знаний об имени прилагательном.

На уроке присутствует групповая работа, применяется интерактивная игра "Иду в гости"...