Конспект урока по русскому языку "Перенос слов"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок разработан для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_nach._kl._perenos_slov.docx42.16 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 1 класс

Тип урока: ознакомление с новым материалом (технология деятельностного метода)

Тема урока: «Перенос слов».

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся навыка переноса слов с одной строки на другую.  Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

- знать правило переноса слов;

- уметь делить слова на слоги; переносить  слова с одной строки на другую;

- обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом правила переноса слов.

Личностные:

- создать условия для формирования положительного отношения к учебной деятельности, к учебному материалу, интереса к изучению нового материала, для  осознания причины успехов в учебе.

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; применять правила переноса слов на письме; соотносить учебные действия с изученным правилом; выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками (регулятивные УУД);

- формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других  (коммуникативные УУД);

- ориентироваться на страницах учебника; в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме; под руководством учителя осуществлять действие  подведения под понятие; производить сравнение и  классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя  (познавательные УУД).


Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия)

I. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Порядок на столе,  порядок в голове.

- Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу. С улыбкой и хорошим настроением отправляемся в путь в страну знаний.

Проверка готовности рабочего места.

Приветствие учителя. Эмоциональная отзывчивость на приветствие учителя.

Минутка чистописания

Индивидуальная работа по каллиграфии (письмо слогов с разным видом соединений).

- Оцените свою работу: правильность выполнения, аккуратность выполнения (отметка значком на линеечке).

Учащиеся выполняют работу на карточках,

оценивают  свою работу.

Проявлять положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу (личностные  УУД).

Оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы (регулятивные УУД);

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (регулятивные  УУД).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Звуковой файл «Звуки леса».

"Шагай!" - поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!...
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!...

 - Предлагаю вместе с Алешей отправиться в лес. В  этом лесу вас ждет что-то интересное. Смотрите, на экране доски в нашем лесу кто-то зашевелился. Кто это? (старичок  Лесовичок).  

Лесовичок  предлагает сделать гимнастику для глаз:  он будет показывать буквы, а вы должны составить из них слово.

- Какое слово получилась?

-  В этом слове есть любимая буква нашего гостя. Звук, который она обозначает -  согласный, звонкий,  непарный, мягкий. Определите букву. (слайд)

-  Верно. Давайте вспомним правила её написания. А какой еще звук может обозначать буква л? (слайд)

-  Какая  орфограмма есть в этом слове? Для этого определите  место ударения в слове.

 Как проверить безударный гласный в корне слова? (слайд)

-  Подберите проверочные слова к слову лесок. (слайд)

Чтение (тихое) стихотворения вслух.

Старичок  Лесовичок

Выполняя гимнастику, составляют слово «Лесок».

Согласная буква «л».

Работа с анимированным плакатом (письмо буквы л).

Орфограмма «Безударный гласный в корне слова».

Учащиеся называют правило, приводят примеры. Д: Если в слове гласный звук

Вызовет сомнение,

То немедленно его

Ставь под ударение.

Лес, перелесок.

Создать условия для совершенствования навыка правописания безударной гласной в корне слова.

Проявлять интерес к изучению нового материала (личностные  УУД).

Уметь учитывать разные мнения и стремление сотрудничать; формулировать собственное мнение (коммуникативные УУД).

 Правильно формулировать учебную задачу (регулятивные  УУД).

Понимать вопрос, в соответствии с ним уметь правильно строить ответ (познавательные УУД).

III. Формулирование  темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.    

Работа  с деформированным предложением.

У: Лесовик - неграмотный житель леса.  Он хотел записать предложение о лесе, но запутался в порядке слов.

Помогите Лесовику составить красивое предложение из данных слов (Бегут первые ручейки по лесу). (слайд)

Давайте его запишем.

-  Что случилось? Почему вижу поднятые руки?

Д: Предложение не помещается на одной строке. ЧТО ДЕЛАТЬ?

-  Сформулируйте тему нашего урока. (слайд)

-  Как вы думаете, переносить слово нужно по определенным правилам или так, кто как захочет?

-  Верно, но кроме этого существуют еще определенные правила переноса слов.

-  Какие цели поставим перед собой? Что мы сегодня узнаем на уроке? Чему мы сегодня на уроке будем учиться? ( слайд)

Учащиеся составляют предложения, порядок слов получается разный.

Учащиеся записывают предложение, возникает проблема: предложение не помещается на одной строке.

- Необходимо перенести слово с одной строки на другую.

-  Тема урока: «Перенос слов  с одной строки на другую».

-  По слогам.

Учащиеся определяют

цель урока: «Знакомство с правилами переноса слов».

Понимать вопрос учителя, в соответствии с ним строить ответ;   (познавательные УУД).

Согласовывать позиции и находить общее решение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога (коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения  

- Как будем переносить слово с одной строки на другую?   Что для этого нужно сделать сначала?    

- Что необходимо сделать дальше?

- Для чего разделим слово на слоги? Как будем переносить слово с одной строки на другую?

             

- Каким знаком обозначается на письме перенос?

- А если не поставим тире, то что получится?

- Придумайте  слова с корнем лес. (Слова появляются на слайде).

- Назовите слова, в которых один слог. Как узнали? Назовите двусложные, трехсложные слова.

- Запишем слова  в тетрадь, разделим их черточками для переноса.

- Как можно перенести это слово?

- Как перенесем слово  лес?

- Как перенесем слова лесной? Лесник?

- Составьте алгоритм деления слов на слоги, используя готовые фразы.

Работа на интерактивной доске:

Составление алгоритма из готовых фраз:

Алгоритм (как перенести слово)

  1. Прочитай слово.
  2. Раздели его на слоги.
  3. Помни:

- Слова переносим по слогам.

- Если в слове больше 2 слогов – у него несколько вариантов переноса.

-Слова, состоящие из 1 слога переносить нельзя.

-1 букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на другую строку.

  1. Запиши слово, разделяя его для переноса.

 Итак, подведем итог: Что вы должны  знать при переносе слов с одной строчки на другую?

Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом правила переноса слов.

Знать правило переноса слов.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение (коммуникативные УУД).

Производить сравнение и  классификацию объектов по заданным критериям на языковом материале; под руководством учителя осуществлять действие  подведения под понятие (познавательные УУД).

Выполнять учебное задание: разработка и составление  алгоритма (регулятивные  УУД).

V. Реализация проекта, структурирование полученных знаний.

Физминутка на релаксацию

Солнце спит, и небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок-

Небо тучей заволок и деревья раскачал.

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крышам.

Солнце клонится все ниже,

Вот и спряталось за тучки,

Ни один не виден лучик.

Учащиеся выполняют движения на релаксацию.

- Лес – это дом для животных и птиц.  Здесь  можно встретить много насекомых. Ребята, посмотрите, Лесовик придумал для вас задание: среди букв спрятались названия насекомых, которые можно встретить в его лесу. (Для детей в таблице все буквы должны быть одного цвета и размера).

Найдите этих насекомых (слайд, карточки)

л

п

ч

е

л

а

ш

к

к

х

ъ

к

м

и

с

а

ш

м

е

л

ь

о

р

г

х

ф

п

п

х

п

я

м

ш

е

ё

ё

о

я

ж

у

б

а

б

о

ч

к

а

х

о

и

о

с

о

а

р

а

ф

и

а

а

к

а

а

ь

 Итак, у нас получились слова: муха, пчела,  шмель, бабочка,  оса (слайд  с картинками). Проверьте свою работу.

Учащиеся работают по карточкам в парах, маркером выделяют найденные слова  объясняют их значения (муха, пчела,  шмель, бабочка,  оса).

 

Уметь выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).

Уметь  формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога  (коммуникативные УУД).

VI. Первичное закрепление и самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-  Переходим к этапу «Закрепление».

  Работа с учебником.

- Записываем слова, показываем перенос. Слово ОСА – действуем по алгоритму (алгоритм на интерактивной доске).

- Чем интересно это слово?  

Аналогичная работа с остальными словами с опорой на алгоритм.

Комментированное письмо у доски.

-  Два слога, но перенести нельзя, т.к. одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить.

Лесовик приготовил напоследок вам задание. Чтобы его правильно выполнить, вспомните алгоритм переноса слов с одной строки на другую.

Запомни правило. 

С опорой на ЦОР учащиеся повторяют правило переноса слов.

Учащиеся выполняют задание, сразу проверяют правильность выполнения работы.

- Зачем  нужно уметь правильно делить слова на слоги? Какие правила переноса запомнили?

Уметь делить слова на слоги; переносить  слова с одной строки на другую.

Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом правила переноса слов 

Уметь выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом (регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).

VII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Мы переходим к последнему этапу... (подводим итог работы на уроке).

 

 - Оцените свою работу на уроке. Возьмите листочек со смайликом.  Вы сейчас разукрасите смайлик:

зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания;

жёлтым  - если необходимо ещё поработать над  данной темой;

красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

Поднимите свои листочки, покажите свою самооценку.

Учащиеся разукрашивают смайлики нужным цветом.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Перенос слов"

Урок по русскому языку "Перенос слов" - это 3 урок по теме. На уроке закрепляется навык переноса слов с одной строки на другую, навык деления слов на слоги....

Конспект урока по Русскому языку "Перенос слов."

Урок русского языкаУМК -  «Школа Росии»Составитель: Передня Светлана Николаевна, учитель начальных классовКласс: 2 Тема: Перенос слов.Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых...

Конспект урока по русскому языку "Перенос слов по слогам" 2 класс

Конспект урока для детей с интеллектуальными нарушениями (8 вид)....

Конспект урока по русскому языку "Перенос слов" (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Перенос словЦели деятельности учителя: формирование умения переносить слово с одной строки на другую.Планируемые результаты: Предметные:Знать, как перенести слово...

Конспект урока по русскому языку "Перенос слов с удвоенными согласными"

Конспект урока по русскому языку "Перенос слов с удвоенными согласными" для 2-го класса, для детей с ОВЗ....