конспект урока "Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект открытого урока в 4 классе по русскому языку. УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russomu_yazyku_5_fevralya.docx | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе №99 05.02.18
УМК «Школа России»
Учитель Османова Лемара Серверовна
Тема: Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных.
Цель: упражняться в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных, применять алгоритм проверки
Планируемые результаты
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: формировать интерес к профессиям, в частности к профессии журналиста, развивать интерес к чтению газет и журналов, к героической истории своей страны на примерах подвигах пионеров-героев ВОВ, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.
Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.
Пусть наш урок пройдет под девизом.
Но сначала я предлагаю вам потереть ладошки. Потёрли? А теперь приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь. Сегодня на уроке мы будем помнить о здоровье, беречь наши глазки, спинку, помнить о правильной осанке.
Садитесь. Запишите число. Классная работа.
2.Самоопределение к деятельности.
– Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.
– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)
Скажите, а в Джанкое выпускаются газеты? Вы знаете как они называются? Кто выписывает газеты местного издательства?
Сегодня вы, ребята, попробуете себя в роли журналиста.
– Журналист - это человек, который должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова.
ЖУРНАЛИСТ - Литературный работник, занимающийся журналистикой.
ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).
– У вас есть план урока, на этом плане дана работа для каждого. Итак, мы начинаем. После выполнения задания, вам необходимо напротив поставить либо + (если вы это задание выполнили хорошо и без ошибок), - (если выполнить задание вам не удалось) или ? (если у вас останутся вопросы)
3. Минутка чистописания.
– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)
ая ой ее ый ое яя ий
- Что вам напоминают данные сочетания букв? (Окончания имён прилагательных в единственном числе).
- Распределите их на группы. (1гр. Окончания имён прилагательных женского рода. -ая , -яя 2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода. -ий, -ый, -ой 3 гр. Окончания имён прилагательных среднего рода -ое, -ее).
- Какие бывают окончания имён прилагательных? (Ударные и безударные).
- Проверьте и оцените свою работу – подчеркните лучшие написания.
- Расскажите об окончаниях прилагательных.
4. Формулирование темы и цели урока. Построение плана действий на уроке.
- Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока? (Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных).
- Используя опорную запись, поставьте цели урока.
- Закрепить………
- Упражняться……….
- Задуматься ……..
(Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи.
5. Актуализация знаний.
-Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу.
Работаем в парах. Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)
Тест
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
- Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное?
т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?
- Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
- Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.
- Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
- Как изменяется имя прилагательное?
а) по родам и числам е)по родам, числам, падежам о)по падежам
- С чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
- Прилагательных больше всего в текстах -
а) повествованиях и) описаниях е) рассуждениях
- Прилагательное это:
о) часть слова и) член предложения е) часть речи.
-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)
6. Словарно-орфографическая минутка.
Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам - проверим.
Переходим к словарно-орфографической работе. (на карточках вставить буквы)
Словарная работа
(Ап…етит, к.л.грамм, г…зета, .л.ктрический, инж.нер, изд…лека, со…нце, косм…с, к..л…метр, в.ликий, с.лдат)
Взаимопроверка. Сравни работу в тетрадях и на экране.
На какие две группы можно разделить слова? ( Имена существительные и прилагательные и др. )
Докажите.
(Имя существительное - часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)
(Имя прилагательное - часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
- Найдите из словарных слов только имена прилагательные
- Найдите общий признак у имен прилагательных (род, окончания прилагательных мужского рода)
- Преобразуйте прилагательные в 1в - средний род, 2в – женский род, выделите окончания. ( 2 ученика работают у доски) Проверка.
- Что можете сказать об окончаниях прилагательных? (делается вывод об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода)
7. Постановка проблемы и выход из нее
Склонение имени прилагательного.
Мы с вами выяснили, что журналисты пишут статьи в средства массовой информации – газеты, журналы, на радио и телевидение. Их основной рабочий инструмент – слово. Журналист должен не только разбираться определении лексического значения слова, но и правильно использовать его формы.
Знакомство с новым словарным словом.
Запишите в словарики новое слово – вагон. Какая гласная находится в сильной позиции? Поставьте ударение.
Устно стр. 33 упр.70.
Склонение словосочетания почтовый вагон из упр.70
(один ученик у доски) Проверка
Физминутка
Определение частей речи
- Попробуйте определить части речи следующих слов, что это : им.сущ или им.прил? Присядьте, если услышите имя сущ., поднимите руки, если это имя прил.
Зимний, серебристая, солнце, воспитанный, соленое, квартира, журнал, адрес, веселое, озорная, парта, урок, мама, счастливая.
8. Работа с пословицами.
-Прочитайте и обьясните смысл пословиц
-А сейчас прочитайте пословицы внимательно ещё раз и запишите в тетрадь только ту из них, в которых прилагательные являются антонимами. У прилагательных выделите окончание, определите падеж. - Для начала вспомним, что такое антонимы?
(Один ученик к доске)
Возникает проблема : как написать окончание прил?
Дети отвечают: по алгоритму. С алгоритмом мы познакомились на прошлом уроке. Откройте свою копилку знаний.
Алгоритм
1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.
3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.
4. Написать окончание.
Сделайте вывод:
Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится имя существительное, с которым оно связано.
- Для чего необходимы имена прилагательные в речи?
Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.
- Послушайте предложение. Наступила зима.
- С помощью прилагательных сделайте данное предложение более выразительным.
Н – р: Наступила холодная, снежная зима.
- Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, укажите, какой частью речи они выражены?
- Определите, какое это предложение по цели высказывания?
- По интонации?
- По количеству грамматических основ?
- По наличию второстепенных членов?
- Что вы можете сказать о словах холодная и снежная?
- Выполните разбор слова по составу по вариантам. Два ученика у доски.
1в. – холодная
2в. – снежная
9.Задание по выбору (дифференцированное)
Кто желает выполнить несложное задание - №76 стр. 36 (списать, вставляя пропущенные оконания и запятые)
- А для тех, кто хочет попробовать свои силы в более сложном задании, внимание на
Журналист собирает материал, чтобы написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? (прил.)
Задание: Вместо сердечек подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное. Записать предложения. Определить род, число, падеж имен прилагательных.
Мы живем в нашей (любимой) стране Россия. Хороши наши (бескрайние) поля, (зеленые) леса, (глубокие) реки. Мы бережем (родную) природу.
Проверка: - Прочитайте свои тексты. Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных ( по падежу сущ.)
- Творческое задание: Составления синквейна Россия.
-10. Задание Корректоры». Текст написан, но нужно последний раз журналисту еще раз его проверить, все ли правильно. Обнаруживается, что окончания у некоторых имен прилагательных неверны. Вставьте окончания.
Было ясное летние утро. По синим небу плыла легкая туча. С ближнему поля поднялись крикливыми гуси.
13. Рефлексия урока. Заполнение листов достижений
Отметки за урок. Комментирование отметок.
- По какой теме мы работали?
- Продолжите предложение и выразите свое мнение по данному уроку.
- А сейчас послушайте притчу.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:
- Что ты делал целый день?
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил:
- А ты что делал целый день?
И тот ответил:
- Я добросовестно выполнял свою работу.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:
- А я принимал участие в строительстве храма.
-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.
- А теперь оцените свою деятельность на уроке:
Кто работал так, как первый человек – поднимите черный камень.
Кто работал, добросовестно – зеленый квадратик.
Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – цветок.
Спасибо за работу!
14. Домашнее задание. Слайд 33
Задание по выбору: 1. Стр. 37 упр. 79. Вам необходимо списать, дописывая падежные окончания имён прилагательных.
2. Написать небольшой текст об интересном событии, произошедшем когда-то в вашем селе.
Приложение 1
№ | План урока Задания | Успешность + или- |
Минутка чистописания | ||
Тест | ||
Словарная работа | ||
Склонение словосочетания прил.+ сущ. Почтовый вагон | ||
Работа с пословицами | ||
Работа над предложением. | ||
Задание по выбору | ||
Задание «Корректор» | ||
Самооценка | Оценка: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа женского рода.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа женского рода....
Презентация "Правописание падежных окончаний имен прилагательных в мужском и среднем роде единственного числа"
Данная презентация по русскому языку рассчитана на учащихся 4 класса. Ее можно использовать при изучении теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных в мужском и среднем род...
Конспект урока "СКЛОНЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ" Школа России 4 класс
Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе; совершенствовать умение склонять...
Конспект урока по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного и множественного числа. Закрепление"
Цель:развивать речь, учить осознанному чтениюповторить существенные признаки имени прилагательного как части речи;развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, находить имена существите...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных"
Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности- (направленные на достижение метапред...
« Имя существительное. Изменение имён существительных по числам» "Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний имен прилагательных"
Открытый урок русского языка в 3 классе.Открытый урок русского языка в 4 классе.Программа "Введение в школьную жизнь"...
Конспект урока русский язык 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"
Цель урока: Сформировать представление о написании окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.Развитие умения распознавать падеж имен прилагательных; развива...