«Правописание слов с разделительным Ъ знаком»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
технологическая карта открытого урока в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_urok_russkogo_yazyka.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дус-Дагская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна»
«Утверждаю»
Директор МБОУ
_________/Седен-оол Ч.Ш./
Тема урока:
«Правописание слов с разделительным Ъ знаком»
в 3 классе
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ «Дус-Дагская средняя общеобразовательная
школа Овюрского кожууна»
Чаалыкай Мирослава Владимировна
Тема урока: Правописание слов с разделительным твердым знаком.
Цели урока: формирование умения правильно писать слова с разделительным твердым знаком;
Задачи: образовательные
- Научить писать слова с разделительным Ъ
- Развивать орфографическую зоркость.
Развивающие:
- Развивать логики, мышления
- Закрепления навыка, рассуждения, объяснения, пояснения и доказательства
Воспитательные:
- Формирование интереса к русскому языку
- Способность воспитательной саморазвивающейся личности
- Развивать умение детей работать в коллективе
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Познавательную УУД:
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, таблица, иллюстрация др)
- перерабатывать полученную информацию сравнивать и группировать
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменный речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций
Планируемые результаты:
- Предметные: учащиеся научатся писать слова с разделительным твердым знаком, отличать слова, пишущийся с ъ и без ъ.
- Личностные: проявят уважительное отношение к мнению товарищей, интерес к изучению русского языка.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор В.П. Канакина : «Просвещение», 2013; электронный учебник по русскому языку, карточки для индивидуальной и парной работы; конверт с заданием для групповой работы, презентация, компьютер, проектор, экран.
Этап урока. Методы и приемы | время | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент Словесный: слово учителя | 1 мин | Здравствуйте дети, меня зовут, Мирослава Владимировна. Я тоже учитель 3 класса и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Ребята, сегодня на уроке вас ожидает много интересного. Перед тем, начать урок, предлагаю вам потереть ладошки. Потёрли? Приложите их к своим щечкам. Чувствуете тепло? Возьмемся за руки и поделимся теплом друг с другом. И пусть на улице зима, но нас согреет тепло наших рук и сердец. | Приветствовать учителя. | Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы. | 12 мин | -Молодцы! Я пришла не одна, вместе со мной пришёл ещё маленькое животное. Кто же он такой? Давайте отгадывайте загадку, чтобы узнать этого гостя. Появился в доме друг, Ласковее всех подруг. Лает громко, всем играет И хвостом смешно влияет (щенок). -Правильно, молодцы. Это щенок. Его зовут Бобби. - Какой праздник приближается? (новый год) - А вы знаете дети, что каждым новым годом мы встречаем какую-нибудь животную. Это какой год? - А скоро к нам в гости придет? (год собаки) -Да, верно, Новый год – год собаки. -А у нашего Бобби плохое настроение. Он отправил Деду Морозу своё письмо. Но Дедушка Мороз не смог читать письмо и даже не понял о чём пишет Бобби. У Бобби испортился настроение, потому что Дед Мороз попросил у Бобби что повторно писал письмо грамотно. Так давайте поможем Бобби чтоб он исправил свои ошибки. Вот посмотрите на слайд. Читаем письмо: «Уважаемый Дедушка Мороз! Меня зовут Бобби. Этот год об*явлен годом собаки. Я очень боюсь. Я же ничего не знаю. Только могу охранять дом и с*есть всяких вкуснятин. Что мне делать помоги!» - Ребята, есть ли у вас желание помогать Бобби, чтобы исправить ошибку, где он допустил? - На каких словах есть ошибки? - А вы можете безошибочно написать эти слова? ( мы не знаем правило написания слов с разделительный Ъ знак). - Вы догадались какую тему мы сегодня будем учить? (написание слов с разделительным Ъ) 2. Откройте тетради и запишите число и сегодняшнюю тему. «Правописание слов с разделительным Ъ» - Чтобы хорошо усвоить тему что мы должны делать? Какую цель мы поставим сегодня? (работать внимательно, писать, читать…) Цель: сегодня мы должны узнать, каких словах пишется разделительный Ъ. 3. СЕЛ, СЪЕЛ - эти слова одинаковые или разные(во второй слове есть Ъ) - а что вы знаете об этой букве, чем она особенно (не обозначает звука) - Ребята, а раз Ъ не обозначает звука, может и необязательно его писать в слове? - Давайте проверим. Смотрим на картинки. В первой картинке мальчик что делал? (мальчик сел на стул). - А на второй картине мальчик что делал? (съел яблоко). А теперь во второй картине слово съел заменим со словом сел. Какое предложение получилось. ( Мальчик сел на яблоко) - Еще раз прочитаем слова СЕЛ и СЪЕЛ. Что изменилось? (произношение и смысл слова) - Пишем транскрипцию этих слов [сьэл], [сiэл]. Как мы произносим 2 слово (твердо) – твердый знак всегда произносим твердо. – Твердый знак нам нужен тоже, Без него писать не сможем. - Послушаем, в каких словах мы пишем разделительный Ъ. (видео) (учитель нарисует схему и по схеме объясняет правило еще раз) - слова пере*езд и под*ём. - в каком слове мы пишем разделительный Ъ. (подъем) - Молодцы! | Записывать число. Анализировать. стихотворение. Характеризовать Ъ. Определять тему и цель урока. | Личностные - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи. Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Практ.: уст. и письм. упр. Словесный: чтение и повторение правил | 6 мин | Новая тема – Легко ли допустить ошибку? (Да.) – Значит, это орфограмма. (Разделительный твердый знак в слове – это орфограмма) - Ребята, Бобби хочет, чтобы вы образовали однокоренные слова при помощи корня –ЕЗД- и приставок вы-, пере-, при-, за- Запишите эти слова, выделите приставки. ( у доски работает 1 ученик) -Проверяем. Сравните ваши работы с работой ученика у доски. Кто-то выполнил иначе? - А теперь с этим же корнем образуй слова с приставками с-, об-, в-, под-. Приставки выделите. (1 ученик на доске пишет) Давайте проверим правильность выполнения задания Боби. Кто сделал ошибки? Поднимите красные кружочки. Кто верно написал ? поднимите синие кружочки. Выезд съезд Переезд объезд Приезд въезд Заезд подъезд - смогли ли вы, открыть для себя что-то новое? Посмотрите на приставки? Сравните их. На какую букву оканчиваются приставки 1 строки на гласную или согласную? После каких приставок вы написали разделительный Ъ знак? -Давайте вспомним правило: при каких словах пишется разделительный Ъ знак? ( разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, ю, я) - Проверим правильно ли мы сформулировали это правило. -Откройте учебник на стр. 134 прочитаем правило хором. -Верно ли мы сформулировали это правило? - Прочитайте правило на стр. 136 запомните его. разделительный Ъ в слове – это орфограмма | Анализировать написанные слова. Осуществлять самопроверку. Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализировать знания. Строить речевое высказывание. Читать правило. Выявлять значение Ъ. | Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли. Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить речевое высказывание в устной форме; Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. |
Физ. минутка | 1 мин | Устали? Давайте чуть-чуть отдохнем. Тогда все встали. Бобби приготовил вам интересную физминутку Поднимите плечики, Прыгайте собачки. Выше, выше высоко, Прыгайте на носках легко 1,2,3. А теперь сели, Косточку съели. | Делать физ. разминку | Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание Практ.: уст. и письм. упр. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков | 13 мин | Вывод: а теперь сможем ли мы исправить ошибки в письме щенка (исправляем) ( ставится Ъ, потому что приставка оканчивается на согласный звук и т.д.) - объявили, съесть. Почему? - Бобби, а ты усвоил когда и где пишется разделительный Ъ. (РЫЧАНИЕ ВОЛКА) – Ой! Слышите страшное рычание? Это не серый волк здесь рыщет? Наверно добычу себе ищет… Ребята, узнаем, что разозлило волка из упражнения 265, стр. 135. Прочитайте вслух. – Почему волк страшно разъярен? (Он не может съесть ежа). – Прочь, злодей, ежа не трогай! Мы ежонку – на подмогу! – Ребята, прочитайте 2-ую часть задания к упражнению. (Учащиеся читают хором.) Выполните парами, соблюдая инструкцию. (Учащиеся самостоятельно списывают упражнение, находят слова с разделительным твердым знаком, выделяют в них приставки, подчеркивают твердый знак и букву после него.) Волк ужасно разъярён – Съесть ежа не может он. Ёж, хотя он и съедобен, Для съеденья неудобен: Съёжась, выставил иголки – Объегорил злого волка. - Проверим по цепочкам. 1 пара… - У каждого ребёнка на парте лежит карточки, возьмите их, прочитайте задание и выполните задания в соответствии с алгоритмом.
-Хорошо, закончили работу, отложите карточки - Сделаем взаимопроверку. (слайд) - Видеоигра « Разделительный Ъ» | Выполнять упражнение. Анализировать текст упражнения. Искать однокоренные слова. Самопроверка. Объяснять лексическое значение слов. Актуализировать знания. Работа в группах. Анализировать фразеологизмы. Выполнять упражнение на закрепление. | Личностные- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; Регулятивные - формировать умение управлять собственным эмоционально- волевым состоянием; удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи; производить анализ, пошаговый и итоговый контроль собственной деятельности и деятельности партнеров. Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение; планировать и эффективно осуществлять работу в группе; представлять результаты работы с информацией. Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять, воспроизводить и применять необходимую учебную информацию; высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства. |
Итог урока. Словесный: отвечают на вопросы Практ.: уст. и письм. упр. | 5 мин | – Молодцы! Уверена, теперь вы справитесь с написанием слов с разделительным твердым знаком. Вот мы и заканчиваем наш урок. . Наш Бобби тоже немало с нами потрудившись, понял очень важную истину. -Скажите, а что помогло нам успешно совершить наше знание? (Наша дружная работа, знания, упорство, старательность…) – Какую учебную цель вы ставили в начале урока? (Научиться писать слова с разделительным твердым знаком.) – Как вы считаете, достигнута ли поставленная цель? | Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
Рефлексия | 1 мин | -оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей работой, был активен, аккуратно писал, дружно работал в группе-поднимите красный кружочек. -Кто считает, что он старался, но были небольшие затруднения в работе –поднимите синий кружочек. - Я думаю, что наши гости-учителя и Бобби остались довольны вашей работой. Я тоже очень довольна, вы очень умные дети, похлопаем себе. | Оценивать свои достижения | Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу. |
Домашнее задание | 1 мин | Выучить правила на стр. 134, 136, с. 135. Упр 266 (должны писать слова, обозначая звуки буквами. Подчеркните разделительный Ъ, выделите приставки). -Спасибо за урок! | Записывать домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме».
Закрепление мягкого знака на конце и в середине слова....
конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме», 2 класс
конспект данного урока составлен по программе "Школа России", по стандартам ФГОС...
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"
Тип урока: урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение употреблять раз...
Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Дополнене к уроку по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...