Безударный гласный звук и его место в слове (Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Волкова Екатерина Андреевна

Урок разработан для 2 класса общеобразовательной школы УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezudarnyy_glasnyy_zvuk_i_ego_mesto_v_slove.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Безударный гласный звук и его место в слове

(Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс)

Урок разработан для 2 класса общеобразовательной школы УМК "Школа России"

Педагогические цели

Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне.

Тип, вид урока

Урок открытия нового знания

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова; видеть орфограмму в слове;  аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно; контроль в форме проверки результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: уметь выслушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, коллективная, индивидуальная, в парах.                                              Методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные (цифровые) ресурсы

Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Руссский язык» 2 класс, часть 1, М., - «Просвещение», 2012, электронная презентация к уроку, , тетради, доска.

Сценарий урока

Этап (элемент) урока

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I . Организационный момент.

Фронтальная беседа

Приветствие учащихся, проверка готовности класса и оборудования к уроку.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.

-Ребята, у нас сегодня на уроке гости. Давайте их поприветствуем.

-Кто мне скажет, зачем люди ходят друг к другу в гости? 

- Вот и наши гости хотят с нами познакомиться поближе и посмотреть, как мы работаем.

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

Ответы на вопросы учителя

II. Актуализация опорных знаний.

Работа с пословицей.

Коллективная беседа

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Да вот беда, подул холодный осенний ветер и она рассыпалась. Поэтому я обращаюсь к вам за помощью, помогите мне собрать пословицу.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

– Как понимаете значение пословицы?

– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? (Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.)

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.

Собирают пословицу

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Ответы учеников

Создание ситуации успеха

Минутка чистописания

Индивидуальная работа

Гимнастика для кисти руки: Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Давайте покрасим его движением кисти вверх, вниз (3 раза), вправо, влево. Нарисуем 3 кружочка по часовой стрелке, 3 – против. Встряхнём нашу воображаемую кисть и приступим к работе.

- Откройте тетради и запишите:

Пятнадцатое ноября.

Классная работа.

- На слайде записаны буквы, назовите их.

- Найдите «лишнюю» букву в нашей записи, объясните свой выбор.

- Назовите оставшиеся буквы. Почему начинаем урок с написания этих букв? Что вы можете о них сказать?                          

- Пропишите эти гласные буквы по алфавиту.

Выполняют гимнастику для рук

Запись числа в тетрадях

и я с е а о

С – обозначает согласный звук

Изучаем тему «Безударные гласные» Гласные, образуют слог, бывают ударными и безударными.

а о и е я → а е и о я

III. Самоопреде

ление к деятельности

Словарная работа

Работа в парах

- Как называются слова, которые проверить нельзя?

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, но оно потерялось среди букв, помогите его отыскать. Зачеркните в цепочке буквы, обозначающие глухие звуки, и узнаете новое словарное слово.

ПОКШДЕЦЖСЧДХА

- Запишите слово в тетрадь и словарик, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

- На карточках записаны слова, прочитайте их.

В . робей, п . тух, с . ва, сн . гирь.

- Что это за слова? Все ли слова являются словарными? Найдите лишнее слово.

- На какую орфограмму записаны слова?

- Давайте к слову СОВА подберем проверочное слово, где бы гласный звук произносился четко и не вызывал сомнения.

- Какой звук слышим под ударением? Значит, какую букву вставляем в безударном слоге?

 - Запишите словарные слова в тетрадь.

- Запишите слово СОВА с проверочным словом, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение и выделите корень.

– Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Сегодня мы продолжим тему безударная гласная в корне слова и будем учиться подбирать проверочные слова)

Словарные слова

ОДЕЖДА

(Прикрепить карточки со словами на доску)

Словарные, нет, слово СОВА не является словарным

Безударная гласная

сОвы

В безударном слоге вставляем букву О

На доске: совА - сОвы

Безударная гласная в корне слова

IV. Изучение нового материала

(формирование нового знания)

V. Итог урока

Коллективное выполнение

Самостоятельное выполнение

Организация подведения итогов урока

- Давайте составим и запишем предложение со словом СОВА по схеме: Какая? Кто? Что делала? На чем?

- Найдите основу предложения и дайте ему характеристику.

Физкультминутка для глаз

В лесу темно. Все спят давно.

Только совушка - сова, большая голова,

На суку сидит, во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

Осмотрела все кругом – за добычею бегом!

- Ребята, обратите внимание, для проверки слова сосна мы подобрали проверочное слово сосны. Это однокоренные слова?

- Давайте выведем правило. Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную букву?

С.96 упр.146.

- Как узнать, какую букву нужно проверять в слове?

- Назовите проверочные слова к каждому слову.

- В каких словах для проверки вы изменяли форму слова? А в каких подбирали однокоренные слова?

- Запишите сначала проверочное слово, затем проверяемое.

- Сделайте вывод: как подобрать проверочное слово?

- Прочитайте правило в рамочке и скажите, верный ли вывод вы сделали.

Физкультминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели, встали.)

Почесала клювом грудку, (Наклоны головы.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

- На доске записаны слова, сейчас мы проверим, как вы усвоили правило проверки безударной гласной.

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

1вар-т: с.сна, зв.зда, ч.сы.

2 вар-т: з.ма, д.жди, з.мля.

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.

– Стали вы мудрее? В чем?

- Какое открытие вы сделали сегодня на уроке?

– Давайте ответим на первый вопрос: что надо проверять?

– Где надо проверять?

– Как надо проверять?

– Чем надо проверять?

- Давайте выучим правило в стихотворной форме!

Если буква гласная вызвала сомнение, ты немедленно ее ставь под ударение.

Мудрая (ночная, старая) сова сидела на сосне.

Сова (подлежащее) сидела (сказуемое). Предложение распространенное.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Нет. Одно и тоже слово.

Изменили форму слова. Был один предмет, а стало много, и безударный слог стал ударным.

Чтобы правильно написать безударную гласную букву в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово с ударным гласным звуком, или изменить форму слова.

Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную, выделить корень

Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гл.зв. в корне стал ударным.

Соотносят учебную задачу и результат урока.

Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.

Проверять в корне слова.

Надо подобрать однокоренные проверочные слова.

Безударная гласная проверяется ударением.

VI. Рефлексия учебной деятельности

– Какое у вас настроение в конце урока?

- Кто доволен своей работой на уроке, похвалите себя, погладив по головке.

VII. Домашнее задание

Стр. 96 правило (повторить алгоритм проверки безударного гласного), упр.149.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова"(3 класс, УМК "Школа России)

Цель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о правописании слов   с безударными  гласными в корне.Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать представление ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне"

Видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть и знать слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4

урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 «Б» классе Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова».

Технологическая карта урока по русскому  языку в 3 «Б» классеТема: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»....