Проектная работа на тему "Слова-паразиты"
проект по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кисловская средняя школа
Лысковского района Нижегородской области
ПРОЕКТ
«Вирусы нашего языка - слова-паразиты»
в номинации
«Познай истину»
Выполнила:
Малышева Наталья Сергеевна,
ученица 3 класса
Классный руководитель:
Кузнецова Оксана Евгеньевна
2018 г.
Содержание проекта
- Информационная карта проекта……………………………………...2
- Аннотация проекта……………………………………………………4
- Постановка проблемы…………………………………………………5
- Целеполагание, задачи, виды работ………………… ………………6
- Работа над проектом…………………………………………………..7
- Вывод…………………………………………………………………12
- Список литературы…………………………………………………..13
- Приложение ………………………………………………………….14
ИФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА.
1. Полное название проекта. | «Вирусы нашего языка - слова-паразиты» |
2. Автор проекта | Малышева Наталья Сергеевна, ученица 3 класса |
3. Руководитель проекта | Кузнецова Оксана Евгеньевна |
4. Консультант проекта | Демина Татьяна Витальевна – учитель русского языка и литературы, Малышева Вера Владимировна - мама |
5. Название проводящей организации | Кисловская средняя школа |
6. Адрес организации | Лысковский р –н, п.Нива, ул. Солдатова,д.2 |
7. Телефон | 34-383, 34-344 |
8. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту | « Русский язык» |
9. Цель проекта | Определить причины употребления слов-паразитов в речи одноклассников и найти способы устранения слов – паразитов. |
10. Задачи проекта |
|
11. Специализация проекта | Учебный предмет |
12. Тип проекта: по числу участников | Личный |
13. Срок проведения | мини – проект – 10 дней |
14. Продукт проекта | Выпустить памятку «Как избавиться от слов-паразитов» |
15. Ожидаемый результат | Своей работой я хочу привлечь внимание одноклассников к своей речи и надеюсь, что они будут более внимательны к ней. |
16. Вопросы проекта: | 1. Узнать что такое слова-паразиты. 2. Как часто и какие слова-паразиты живут в нашей речи. |
18. География участников | Учащиеся начальной школы |
19. Официальный язык проекта | Русский |
20. Краткое содержание | Я предположила, что большинство учащихся в своей речи употребляют слова-паразиты и не замечают их. Я думаю, что слова-паразиты характерны для речи людей, которые имеют маленький словарный запас. |
21. Практическая значимость работы. | До начала этой исследовательской работы в моей речи звучали лишние слова и я надеюсь, что одноклассники, которые ознакомятся с моей работой, тоже задумаются над своей речью. |
Аннотация проекта
В последнее время наша речь изменилась не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас учат русскому языку. А, в общении с друзьями и одноклассниками, мы используем «другой язык». Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня, в нашем языке, появились лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?
Данный проект является первым самостоятельным проектом. В своей работе я попытаюсь разобраться, что же представляют собой слова – паразиты, как они появляются, когда и где используются.
Постановка проблемы
Тема моего проекта ««Вирусы нашего языка - слова-паразиты».
Речь моих одноклассников поражена неким вирусом – распространением слов-паразитов. Ни один разговор, никакой праздник, никакая встреча и даже выступления не обходятся без бессмысленных слов – «это», «ну», «так сказать», «в общем», «короче говоря», «это самое», «вот», «как бы», «как его», «типа», «в принципе», «короче» и т. п. Общаясь со своими сверстниками, я заметила, что многие из них употребляют в своей речи слова-паразиты. Мне кажется, что если настойчиво и упорно обращать внимание школьников на эту вредную привычку, то ученики станут более внимательно относиться как к своей речи, так и к речи своих друзей.
Целеполагание
Цель моей работы: В ходе исследования определить причины употребления слов-паразитов в речи одноклассников и найти способы устранения слов-паразитов.
Задачи:
1. Узнать, что такое слова-паразиты;
2. Определить в разговоре одноклассников слова-паразиты;
3. Проследить наиболее употребляемые одноклассниками слова-паразиты;
4. Выработать советы по борьбе с употребление слов-паразитов;
5. Выпустить памятку «Как избавиться от слов-паразитов»
Сроки работы над проектом – 10 дней
Этапы работы над проектом
1. Изучение теоретического материала о словах-паразитах;
2. Наблюдение за речью одноклассников на уроках и вне уроков;
3. Анализ полученных результатов
4. Вывод
Методы и приемы:
1. Поисковый.
2. Наблюдение.
3. Анкетирование.
Работа над проектом
В ходе работы над решения проблемы я наметила этапы работы над проектом: подготовительный, основной, заключительный.
1. Подготовительный этап – сбор и анализ информации
Свою работу я начала с поиска ответа на вопрос, что такое слова-паразиты?
Эти слова мало изучены. В литературе я не нашла точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения. Но встретилась с терминами: «лишние слова», «вставные элементы», «сорные слова», «слова-заменители».
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в речи человека. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает.
Если задуматься, что же такое слова-паразиты…
Слово-паразит – это такое слово, которое прочно закреплено в речи человека и употребляется им для связки предложений.
Паразит — организм, питающийся за счет другого организма. Слова-паразиты съедают смысл сказанных слов, они питаются нашей речью.
Как говориться, врага надо знать в лицо. То, что слова-паразиты — это враги современного человека, думаю, понятно.
Я думаю, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию.
Слова-паразиты:
– засоряют речь говорящего;
– затрудняют её пониманию;
– отвлекают внимание от содержания высказывания.
2. Основной этап – наблюдение (метод -- анкетирование)
На данном этапе я надеюсь найти ответ на главный вопрос работы.
На уроках и на переменах в результате наблюдения я обратила внимание: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимся моим одноклассникам приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», «а-а-а» пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Ребятам трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов?
Для проведения исследования:
- была составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи»;
- проведены эксперимент «Частота употребления слов-паразитов»
В анкетировании и устном опросе принимали участие 25 учащихся 3 и 4 классов.
Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:
67%- учащихся употребляют в своей речи слова-паразиты;
15%- лишь иногда прибегают к употреблению слов-паразитов в своей речи.
Только 2 учащихся – 8% полностью избегают слов-паразитов в разговоре.
На вопрос, какие способы борьбы со словами-паразитами вы можете предложить, учащиеся ответили следующим образом.
Ребята считали, что «нужно меньше говорить». Большинство учащихся нашей школы не замечают слов-паразитов в речи и не знают способов борьбы с ними.
На основании наблюдений на уроках и внеурочное время я составила словарь слов-паразитов.
Самым распространенным и общеупотребимым из слов-паразитов в лексиконе учащихся является «ну» (40,5%); «короче» (39,6%); «блин» (38%), «типа» (23%).
Частое употребление этих слов-паразитов подтвердил эксперимент. Записана речь трёх учащихся 3 класса, и в ней выделены слова-паразиты. Из 120 слов – 18 слов-паразитов, что составляет 15 % от общего количества сказанных слов.
Слова-«паразиты», употребляемые учащимися 3-4 классов нашей школы |
ну – 40,5% короче – 39,6% типа – 23% это – 14,5% это самое – 14,5% ваще – 12,2% чё - 10% вот – 9,5% блин- 67% |
Я проанализировала слова-паразиты, которые часто употребляют в речи ребят на уроке и во внеурочное время. Вот некоторые из них.
«Слово-паразит» | Причина употребления | Ситуация |
Короче | Резкость, желание быстрее закончить речь | Короче, давай быстрее... |
Типа | Желание выделиться Заменитель паузы | Типа, ты крутой да? |
Это | Пауза во время говорения или употребления каких-то слов | Я... это... забыла дневник. И .. это... тетрадь тоже.. |
Как его, ну как его, как это | Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить | Таблица умножения… как ее... надо знать хорошо...как это… иначе не решить пример… |
Да ладно! | Лёгкое возмущение Итог речи | Да ладно! Не может быть… |
3. Заключительный этап
Для того, чтобы начать избавляться от слов-паразитов нужно обратить внимание на свою речь. Если человек регулярно использует слова паразиты, то он:
- Начинает раздражать собеседников и становится неинтересным для окружающих.
- Создает образ человека неуверенного в собственных силах. Его речь напоминает бессмысленный поток воды.
- Часто путается в своей же речи.
Если человек приведет свою речь в порядок, то его мысли также будут ясными, доступными для окружающих.
Можно ли избавиться от вредной привычки употреблять в своей речи слова-паразиты? В литературе я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них:
- Заменяйте слова-паразиты на название фруктов, овощей, цветов.
- Не торопитесь говорить. Лучше сначала подумайте о том, что сказать.
- Занимайтесь аутотренингом. Каждое утро говорите себе: «Я сильный, уверенный в себе. У меня грамотная, красивая речь. Я могу обходиться без слов-паразитов».
- Больше читайте художественную литературу.
- Попросите своих близких прерывать вас, как только вы произнесете слово-паразит.
Рекомендации логопеда:
- Найти себе пример и иногда подражать ему.
- Работать со скороговорками для улучшения качества речи.
- Чтение вслух с выражениями, расстановками и интонациями.
- Для увеличения словарного запаса заучивать наизусть стихи и прозу.
- Постановка дыхания. При ровном речевом выдохе нет места словам – сорнякам.
- Внимательно следите за своей речью. Можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять свои слова-паразиты.
Эти способы избавления от слов-паразитов я хотела бы порекомендовать моим одноклассникам, призвав их следить за своей речью, обогащать её внимательным чтением художественной литературы. И я думаю, что речь у них станет точной и ясной, богатой и красивой!
После того, как человек очистит свою речь от вирусов в образе слов-паразитов, общение с ним будет гораздо приятнее.
- Вывод
В ходе данного исследования было выявлено, что 67% учеников достаточно часто употребляют слова-паразиты.
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у учеников возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Конечно же, нужно читать художественную литературу.
Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. Давайте беречь наш язык!
Список литературы
- Энциклопедия Хочу все знать. Про все на свете./Беата Варнхрон-ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест»
- Интернет-ресурсы
- Дараган. Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи, М. juliadar@mail.ru..
- Левонтина И.Б. «О словах-паразитах» журнал «РЯШ» №15, 2004.
- Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.
- Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http;//www.svobodanews.ru
- Левонтина И.Б., «О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?»// газета «Русский язык» издательского дома «Первое сентября» - 2004 г. - №15. http://rus.1september.ru/2004/15/1.htm
Приложение
Поиск информации
Поиск информации в интернете Работа со словарями
Чтение энциклопедии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа, 2 класс, начало работы.
Проектная работа, 2 класс, начало работы....
Методы коллективной работы на уроке в начальной школе. Проектная работа на уроке окружающий мир тема "Осенние листья"
Фотоматериал .....
Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников
Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и ...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.
В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...
Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»
Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....