Слово и его значение.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Сергеева Ольга Анатольевна

Урок русского языка по теме " Слово и его значение" 1 класс. УМК " Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_i_ego_znachenie.docx13.44 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 5

Слово и его значение

      Основные задачи: закрепить представления детей о языке как средстве отражения действительности, о слове как двусторонней языковой единице; воспитывать ценностное отношение к слову; расширять, уточнять словарный запас учащихся.

План урока

      I. Сведения о языке, которые предлагаются в учебнике, должны на элементарном уровне дать представление о языке как средстве отражения действительности и подчеркнуть знаковую сущность слова. Учителю следует объяснить учащимся каждую мысль, прибегая к выборочному чтению.
      — Человеческий язык — это язык слов, и каждое слово обязательно наделено смыслом. Прочитайте, как об этом говорится в тексте. («В языке бессмысленных слов нет...»)
      — Можно ли словом назвать бессмысленный набор звуков? С чем слово сравнивается в тексте? (Со «звуковым портретом».) Звучащее слово как бы рисует в нашем воображении портрет какого-либо предмета, его действия, качества.
      — Например, я говорю слово мак. Из каких звуков состоит «звуковая рамка» слова? (Из звуков [м], [а], [к].) А какой смысл заключается в слове, что оно обозначает? (Цветок красного цвета.)
      — Что же может быть представлено на «звуковых портретах» или, иначе говоря, что обозначается словами? Найдите ответ в тексте. («Все в мире обозначено словами».)
      — Произнесите какое-либо слово и объясните, что оно обозначает. (Дети приводят свои примеры.)
      Учитель может использовать слово, значение которого не все учащиеся знают, например зубр. Объясняя значение слова (крупный дикий лесной бык), учитель тем самым подводит учащихся к выводу, заключенному в последнем предложении текста.
      II. Языковые игры (упр. 2, 3).
      Задача 1-й игры: конкретизировать сделанный вывод («Посмотрим, кто же из вас лучше знает родной язык».) и вместе с тем учить точному называнию предметов.
      Задача 2-й игры: учить не только называть словом предметы, но и подбирать слова для обозначения действий предметов, их качеств и свойств.
      III. Сравнение слов по звучанию и значению (упр. 1). Следует обратить внимание детей на необходимость четкого произношения звуков в слове: пропуск одного звука в слове может привести к появлению другого слова.
      IV. Закрепление представлений о значении слова и его форме (упр. 4, 5).
      Минутка чистописания: Р, р. Построение модели слова радуга (в сочетании с рисунком, звуковой схемой, буквенной записью) должно привлечь внимание детей к тому, что обозначает слово, как звучит, как пишется.
      V. Сравнение слова с орешком (упр. 6) призвано через образные ассоциации закрепить представления детей о слове как двусторонней языковой единице: у слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.)
      Проводится орфографическое проговаривание пословицы с комментированием трудных мест, где произношение расходится с написанием. Например: «Слова — в первом слоге пишу букву о, слово что пишу с буквы ч». И т. п. Запись пословицы в тетрадь.
      VI. Чтение текста (упр. 7).
      VII. Домашнее задание: подумать над содержанием стихотворных строк (упр. 7).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Слово и его значение"

Урок по УМК "Перспектива" 1 класс...

Урок по русскому языку «Слова со сходными значениями. Синонимы.» 2 класс (ПНШ)

Урок с презентацией по русскому языку. Программа "Перспективная Начальная Школа".Цели урока:Познакомить детей с синонимами, показать их роль  и значение в нашей речи; формировать умение находить ...

Слова с суффиксом -ость. Сопоставление пар слов с противоположным значением.

Конспект логопедического занятия Нарушение чтения и письма обусловленное НВОНР...

урок «Закрепление значения русского слова: многозначность, переносное значение, синонимы, антонимы».

Данный урок  в разделе  «Какими бывают лексические значения» третий по счету. Урок был насыщен разными занимательным заданиями, расширяющие кругозор детей, разнообразными видами деятель...