Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку "Неопределенная форма глагола"(Перспектива)3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_miloserdova_ov.docx | 42.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русский язык (УМК «Перспектива») в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Ф.И.О. Милосердова Ольга Валерьевна
Предмет: русский язык
Класс: 3 «К»
Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ)
Тема: «Неопределённая форма глагола»
Цели: познакомить учащихся с неопределенной формой глагола.
Цель деятельности учителя:
1. Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи, ознакомление детей с особенностями глаголов неопределённой формой;
2. Развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений;
3. Формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса и любви к русскому языку.
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: проявление инициативы в образовательном процессе, умение взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий; формулировать выводы из изученного материала; осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; высказывание своей точки зрения и попытки её обоснования.
Познавательные УУД: Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку
Используемые технологи: технология деятельностного метода (на всех этапах урока), технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии) , технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся), здоровьесберегающие технологии (физминутки).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная ,групповая.
Методы работы: деятельностный (самостоятельный поиск решения), наглядный, практический.
Образовательные ресурсы:
- Методические рекомендации (пособие для учителя).
- Слайдовая презентация к уроку.
Оборудование: проектор, экран, сигналы, учебник « Русский язык 3 класс» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина(2 часть) , рабочая тетрадь по русскому языку, слайдовая презентация к этапам урока, наглядный и раздаточный материал.
Этапы урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. а)эмоциональный настрой. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. | -Уважаемые гости! Вас приветствует 3 класс! - Новый день, новые знания, новый урок русского языка! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? А с каким настроением вы начинаете урок, покажите. Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.(слайд1) А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке-исследовании.(слайд 2) Кто такой исследователь? Прочитайте определение из словаря С.И. Ожегова.( слайд3) А началом нашей работы станет девиз. Прочитайте. Лучший способ изучить что –либо – это открыть самому.(Джордж Пойа) -Как вы понимаете это высказывание? Почему это высказывание я сделала девизом нашего урока? В конце урока мы еще вернемся к нему. | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Регулятивные: организовать свое рабочее место под руководством учителя Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
б) минутка чистописания | Дети прописывают сочетание букв по образцу | Подготовка к введению новой темы. | У: Подготовим руку к письму, пальчиковая гимнастика «Прогулка» Пошли пальчики гулять,(пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу) А вторые догонять,(ритмичные движения по столу указательных пальцев) Третьи пальчики бегом,(движение средних пальцев в быстром темпе) А четвертые пешком,(медленные движения безымянных пальцев по столу) Пятый пальчик поскакал(ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами) И в конце пути упал.(стук кулаками по поверхности стола) -Исследования записываются в научных дневниках, а у нас это наши тетради. Запишите дату исследования, место исследования. Для минутки чистописания я выбрала такие буквосочатания. На доске: ть//ти//чь// Сегодня они нам пригодятся на уроке, с ними мы ещё встретимся. | |
3. Актуализация знаний. а) интервью б) составление кластера | Два ученика - диалог- сценка о глаголе. - Что вы больше всего любите? - Люблю действовать. - Что вы больше всего не любите? - Не люблю предлоги и известную частицу. - Что бы пожелали ребятам? - Чтобы русский все ребята на десятку знали. На письме и в разговоре меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет. Летит ракета, люди строят здания Цветут сады и хлеб в полях растет. Составляют кластер о глаголе в группах | Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку учебной задачи | - Однажды у одной части речи телеканал взял интервью, в котором она рассказала о себе. Послушайте вопросы и ответы, и догадайтесь, какая часть речи давала интервью. - О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? -Конечно же –это знакомый незнакомец Глагол -Почему я так сказала? - Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Составим кластер, а помогут нам вопросы?(слайд 4) -Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? - Изменяется ли глагол по числам? - Какие три времени имеет глагол? - Молодцы ребята, вы много знаете о глаголе. - Но сегодня мы узнаем об этой части речи что – то новое. | Личностные: развивать навыки сотрудничества. Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: использование знаково-символических средств |
4. Постановка учебной задачи | Работают по цепочке у доски, остальные в тетрадях. Проверяют с помощью сигнальных карточек. Дети отвечают на вопросы, делают свои предположения. Формулируют тему урока и определяют задачи. | - Ребята! Нам пришла телеграмма. Странно на ней нет подписи отправителя, но есть адрес: остров Глаголов. - Срочно приезжайте. Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного. - Кто бы мог нас пригласить туда? - Тогда в путь. А вот мы и на острове Глаголов. - Но что это, все дома пусты. Что происходит? - Мне кажется, здесь от нас ждут помощи. - Чем мы можем помочь жителям острова?(расселить жильцов-слова по домам) На доске слова: выкопал, угрожает, убежал,побежать, теплеет, оденется, прибегут, обедать - Как доказать, что жильцы попали в свои дома?(задать к слову вопрос. Глагол выкопал отвечает на вопрос Что сделал?,значит глагол стоит в форме настоящего времени, отнесу слово в 1 домик) - Какое слово вызвало затруднение? - Какая перед нами возникла проблема? - Почему эти глаголы оказались лишними? Ваши предположения…. - Кто догадался, что сегодня будем исследовать на уроке?(новую форму глагола). - Какую цель перед собой поставим?(узнать чем эти глаголы отличаются от других глаголов и как называются) | Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно Принимают и сохраняют учебную задачу и цель. Познавательные: распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков. Фиксируют проблему; выбирают способ решения проблемы; прогнозируют Коммуникативные: аргументируют своё мнение, достигают договоренности. | |
5.Изучение нового материала а) исследование б) обобщение | Составляют план достижения цели и определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы. | Организует исследовательскую деятельность детей | - Я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим постараться найти ответ на этот вопрос. У:Давайте определим время глагола- обедать(время определить нельзя) -Число?(тоже нельзя) -Куда поместим?(в отдельный домик) -На какой вопрос отвечает слово обедать?(что делать?) (аналогичная работа со словом побежать) - А как бы вы назвали глагол у которого не определяется время и число? У: Форма глагола которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. Такие глаголы имеют 3 названия (слайд 5 и карточку на доску) Начальная форма глагола Неопределённая форма глагола Инфинитив Какое из этих названий вам незнакомо? Инфинитив – в переводе означает- начальный, начальная форма. -Сверим своё предположение с учебником. - Зря страницы не листай, где закладка открывай.стр.72 - Прочитайте тему урока. Дадим название нашему 4 домику. | Личностные: разрешать проблемные ситуации. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: . излагать своё мнение, аргументируя его. Познавательные: выделение существенной информации, структурирование знания. |
6. Физминутка. | Дети выполняют движения. | Организует физминутку | У: А теперь немного отдохнём. (слайд 6) | |
7. Продолжение работы над темой урока. а)Работа по учебнику б)Дифференцированное задание. | Находят отличительные признаки глаголов неопределённой формы. Составляют видовые пары по вопросам что делать?что сделать? На доске выполняет один ученик, остальные самостоятельно. Проверка с помощью сигнальных карточек. Проверяют себя по образцу на доске | Организует письмо с комментированием Контролирует выполнение работы Организовывает наблюдение за грамматическим значением глаголов в н.ф. соверш.и несоверш.вида. Дети выбирают самостоятельно один уровень и выполняют его в тетради. Выделяют суффиксы в глаголах неопределенной формы. 1 и 2 уровень-проверка сигнальными карточками. 3 уровень по образцу-на слайде(самопроверка) | Упр.131,стр.72 -Выпишите глаголы. -На какие вопросы отвечают выписанные вами глаголы. -На что оканчиваются глаголы? -А теперь вернемся к началу нашего урока, к минутке чистописания. Что писали? У: Некоторые ученые считают эти сочетания окончанием, а другие суффиксами. Но мы с вами будем относить их к суффиксу, как и автор нашего учебника. - Чем эти глаголы отличаются от других глаголов?(вопросами) -На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (карточку на доску) -Сравним все сказанное о глаголе н.ф. с сообщением профессора Самоварова на с.72 -Совпадают наши высказывания со словами профессора? -Молодцы!!! - упр. 133, стр. 73 -Составьте пары из глаголов первого и второго столбика, так чтобы они называли похожие действия но отвечали на разные вопросы: что делать?-читать, что сделать? –прочитать. - Как вы думаете в каком столбике глаголы обозначают законченное действие?(во втором) -На какой вопрос они отвечают?(что сделать?) -А в первом столбике, что обозначают глаголы? (незаконченное действие) -Сделаем вывод.(слайд 7 ) - А теперь внимание дифференцированное задание.(слайд 8 ) 1 уровень. От имен существительных образуй глаголы неопределенной формы. Победа – Работа – Беседа – 2 уровень. Запиши пары глаголов по образцу. Терять – находить Любить – Говорить – Входить – - Докажите, сразу подставляя вопросы неопределенной формы. 3 уровень. -Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы.
- Сравните себя с доской.(слайд 9) | Личностные: Регулятивные: действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. Познавательные: ориентация в учебнике, чтение учебных текстов. Их полноценное понимание и воспроизведение, выполнение действий и сравнение с эталоном Предметные: использование системы научных и теоретических знаний на практике. Писать мягкий знак в гаголах н.ф. |
8. Рефлексия | Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой. | Взаимопроверка. Организует самостоятельную деятельность детей, а затем работу в парах. | - Все глаголы хороши и достойны особой чести, если они стоят в нужном месте. (слайд10) У: Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотой. -Прочитайте полученный текст.(слайд 11) -О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу) Оцените свою работу на полях в тетради с помощью знаков. ! - нет ошибок; + - 1-2 ошибки; ?- нужна помощь учителя | Личностные: осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстом. Познавательные: чтение учебных заданий, их полноценное понимание и воспроизведение. Регулятивные: действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. |
9. Итог урока. | Делают обобщение по теме урока Оценивают результаты своей деятельности на уроке | Организует работу учеников | - Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. - Подведём сейчас итог, может зря прошёл урок? - Какую цель ставили?(узнать о новой форме глагола,и чем эти глаголы отличаются от других глаголов и как называются) - Достигли ли её в ходе урока? - Какую часть речи исследовали? - Что узнали ? - Вернемся к девизу нашего урока. -Подходит ли высказывание к нашему уроку? Докажите.(в девизе есть глаголы н.ф.) -А теперь каждый для себя подведёт итог своей работы на уроке, продолжив предложение глаголами неопределенной формы. На уроке русского языка мне понравилось(что делать)…..применять полученные знания на практике, отвечать, работать в группе, думать -Оцените свою работу за урок с помощью сигнальной ленты «Светофор»(слайд 12) - Покажите с каким настроением заканчиваете урок. (слайд 13) | Личностные: формирование самооценки и взаимооценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности Познавательные:
|
10. Д/з. Оценки за урок. | Записывают домашнее задание | Предлагает записать домашнее задание в дневник | (слайд 14)
1)Творческое задание- придумать «запоминалку» о глаголах неопределенной формы(схема,рисунок,стихотворение и т.п.) 2)Используя дополнительные источники, узнайте, в каких случаях используют эти глаголы. Одеть – надеть? Кушать – есть?
3. Индивидуально- составить кроссворд из словарных слов- глаголов н.ф. Вашу работу оценю в электронном дневнике,беджами.(слайд15) 1.Беджи 2.Отметки -Проверю работу по карточкам, учту работу на уроке и в начале следующего урока объявлю вам оценки. Все услышали звонок Наш закончился урок! Спасибо за внимание!!! Хорошего весеннего настроения!!!(слайд16) | Регулятивные: |
Доп.материалТест по теме"Глагол" | Дети отмечают в тетрадях варианты ответов.
| Проверим, что знаем и что узнали. 1. Глагол – это часть речи, которая обозначает. А) действие Б) признак в) предмет 2. Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос: А) что делает? Б) что делать? В) что сделать? 3.Найди глагол в неопределенной форме: А) думал Б) играть В) пишет 4. Чем в глаголах являются –ть, ти, чь? А) часть слова Б) окончание В) суффикс 5. Найти лишнее слово: Печь, лечь, течь, сечь. - Проверь себя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....
Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...