Урок русского языка "Слова - омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Копылова Елена Александровна

Тип урока: урок введения нового знания.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тема:  Слова - омонимы

Цель урока: создание условий  для знакомства с понятием "омонимы".

Задачи урока:

  • Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению;
  • Ввести термин «омонимы»;
  • Наблюдать за использованием омонимов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.20.39 КБ
Файл Презентация859.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2А классе УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель: Копылова Е.А.

Блок: Как устроен наш язык.

Тип урока: урок введения нового знания.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тема:  Слова - омонимы

Цель урока: создание условий  для знакомства с понятием "омонимы".

Задачи урока:

  • Наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и (или) написанию, но разными по значению;
  • Ввести термин «омонимы»;
  • Наблюдать за использованием омонимов.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
  • формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

  • развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока
  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
  • формировать умение  осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач
  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Оснащение урока:

  • компьютер,
  • таблицы для индивидуальной работы,
  • презентация.

N п/п

Ход урока

Слайд

1.

Мотивирование к учебной деятельности

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придет успех!

Мы урок наш начинаем

Много нового узнаем.

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

1.Каллиграфическая минутка

-Для чего мы с вами проводим каллиграфическую минутку?

-Что мы должны помнить при написании этого соединения? (ОМ)

Проверка

- Карандашом подчеркните те буквы, которые соответствуют правилам красивого, правильного письма.

2. Словарная работа.
– Ребята посмотрите на экран. Что это за слова? (слова из словаря)

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограммы

ОДЕЖДА, МОРОЗ, ОТЕЦ, НАРОД, ИНЕЙ, МОЛОКО


Проверка: взаимопроверка в парах, исправление ошибок.

 - Что сейчас повторили? Зачем? ( Правописание словарных слов)
2. Введение в тему.
Ребята, если вы верно справились с заданием, то из первых букв слов у вас должно получиться новое слово. Прочитайте его
ОМОНИМ

Откройте учебник на странице 68 и прочтите тему урока.

-Что мы сегодня узнаем и чему будем учиться?
Чтобы достичь цели урока нам нужен план работы

1.Вспомним изученное.

2.Подумаем.

3.Обратимся к учебнику.

5.Поработаем в парах.

6. Поработаем в группах.

7.Сделаем вывод.

-С какой первой рубрикой мы сегодня начнем работать? (Давай подумаем)

-Давайте сравним эти слова. Что общего у этих слов? (Они произносятся и пишутся одинаково)

-Чем они различаются? (Имеют разное лексическое значение)

1. Коса – девичья коса, прическа
2. Коса – орудие труда для срезания травы –

- Как же в русском языке называются такие слова. Где об этом мы можем с вами узнать? (Тайны языка). Прочтите.
– Что такое омонимы?
– Откуда появилось слово в русском языке и что оно обозначает.
Слово омоним произошло из двух греческих слов: омос – «одинаковый» и онима – «имя».
– Как узнать значение слов-омонимов?

(В тексте, по иллюстрации, из словаря)










Слайд2


Слайд3

Слайд5

6.

Наблюдение над омонимами.

Упражнение 2.

Прочтите предложения.

-Понимаешь ли ты, о чем идет речь в предложениях?

-Что необходимо сделать , чтобы смысл предложения был ясен?(поставить ударение)

Записать предложения.

-Чем омонимы похожи? (по написанию)

-Чем различаются? (произношением, лексическим значением)






7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Прочитайте предложение на экране.
Старик ел хлеб сухой, откуда под столом рыбьи кости?
В предложении орфографическая ошибка.
– Запишите омонимы в тетрадь
Хлеб сухой – хлеб с ухой.
– 
Смешное задание?
Вывод: С помощью омонимов возникают шутки, каламбуры, игра слов.
Работа в группах.
– 
А сейчас давайте проверим, как вы сможете самостоятельно найти слова омонимы. 
Выполняем упражнение 4.

Повторение правил работы в группе
Заполняем таблицу
Проверяем правильность выполнения.

Слайд 7







Слайд8

Слайд9

8.

Включение в систему знаний и повторение.
Фронтальная работа над упражнением 5 с комментированием.
Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.
Задание: Найди слова – омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары? Объясни устно
Находим и объясняем значение омонимов.(сноса –с носа, ( не жалею чего ?) мыла – (что делала?) мыла, (от чего?) от мыла – (что сделала?) отмыла )

 

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
– 
С каким новым термином вы познакомились сегодня на уроке?
– Что такое омонимы?
Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи.

Рефлексия

1.Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться.
4. Да, трудно всё-таки учиться!


 

Слайд11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛОВА-ОМОНИМЫ Урок русского языка во 2А классе УМК «Начальная школа XXI века»

Слайд 2

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы … дежда м…л…ко … тец н…род ин…й м…роз

Слайд 3

о дежда м олоко о тец н арод и ней м ороз

Слайд 5

коса коса

Слайд 7

Найди «спрятанную» шутку Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?

Слайд 8

Правила работы в группе 1.Распределить роли, задания. 2.Уважать мнение других. 3.Говорить вполголоса. 4.Уметь слушать и слышать. 5.В группе должны работать все. 6.Работать дружно.

Слайд 9

Найди омонимы Слова, не связанные по смыслу Одинаково звучат и пишутся Одинаково звучат, пишутся по-разному Одинаково пишутся, звучат по-разному

Слайд 11

Оцени себя! 1 . Урок полезен, всё понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3. Ещё придётся потрудиться. 4. Да, трудно всё-таки учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема. «Деятельностный подход на уроке русского языка «Слова - омонимы» (УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)

Тема. «Деятельностный подход на уроке русского языка«Слова - омонимы»(УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)...

Урок русского языка для 2 класса по теме: "Омонимы"

Презентация составлена для УМК "Планета знаний". Её можно использовать на этапе знакомства с новым материалом....

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века" "Слова-омонимы" , 2 класс

Данный материал содержит разработку урока по теме "Слова-омонимы" (блок "Развитие речи") и презентацию к уроку....

Урок русского языка по теме "Омонимы"

Разработка составлена к уроку русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века", содержит конспект урока и презентацию к упражнениям....

Конспект урока русского языка. "Омонимы. Морфологический и морфемный разбор". 2 класс.

Конспект урока русского языка. "Омонимы. Морфологический и морфемный разбор". 2 класс.СРО Занкова....

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова УМК "Перспектива"

Презентация к уроку русского языка "Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова  УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Омонимы". 3 класс. Программа "Перспектива" авт. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Урок посвящен изучению омонимов. Цель урока: Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин "омонимы"; наблюдать за использованием омонимов, развиват...