Рабочая программа по русскому языку 1 класс. XXI век
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 1 класс. XXI век
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 538.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Обучение грамоте» составлена на основе авторской программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией С.В. Ивановой, А.О. Евдокимовой и М.И. Кузнецовой в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования. Нормативно-правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 22.12.2009 года №273).
- Основная общеобразовательная программа МАОУ начальной школы – детского сада № 72 на 2014-2018 годы.
- Положение о рабочей программе педагога МАОУ начальной школы – детского сада № 72.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду № 72 с учётом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся первого класса. Учебный предмет относится к предметной области «Филология». Учебная программа рассчитана на 55 часов в год и расширена внутрипредметными модулями «Занимательная лингвистика» (5 часов), «Секреты русского алфавита» (3 часа).
Цель данной рабочей программы определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие у учащихся 1 класса патриотического чувства по отношению к родному языку; любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- помощь в осознании себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и самим собой;
- формирование у детей 1-го класса чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, (а значит познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке
В результате освоения предметного содержания программы «Русский язык» у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных ) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов
Личностными результатами изучения программы являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Средство достижения этих результатов служат тексты из учебника «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения программы «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диагностическая технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения программы «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- называть звуки, из которых состоит слово (гласный – ударный, безударный; согласные - звонкие, глухие, парные – непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- определять количество букв и звуков в слове;
- писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
- находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса
Обучающиеся научатся:
- группировать языковой материал по заданным основаниям;
- подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук - гласный, согласный - согласный мягкий, твердый; звонкий, глухой и т.д.);
- использовать правила вежливости в зависимости от ситуации и собеседника: дома с родными, на уроке с учителем и одноклассниками, на перемене, на прогулке;
- адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассником;
- слушать и отвечать на заданный вопрос;
- ориентироваться в учебнике;
- списывать и писать под диктовку небольшой текст;
- определять признаки предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный знак (.?!));
- различать звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;гласные и согласные звуки;
- согласные звуки мягкие и твердые парные и непарные, глухие и звонкие парные и непарные;
- знать алфавит, пользоваться им;
- отличать текст от предложения, предложение от слова;
- находить границы предложения;
- подбирать однокоренные слова из ряда данных слов;
- различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
- определять место ударения в слове;
- делить слова на слоги;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь\
- обозначать на письме звук [и'];
- применять правила: написание слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ,ч, отсутствие ъ в сочетаниях чище другими согласными, кроме л, перенос слова по слогам, оформление предложения;
- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, проговариваемые орфографически и орфоэпически;
получат возможность научиться:
- определять грамматические признаки групп слов: знаменательных (самостоятельных), обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, словах - указателях и служебных словах;
- различать предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по интонации: восклицательное и невосклицательное;
- определять признаки текста и оформлять его.
Cистема оценки достижений учащихся
По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе).Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки −«хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
- либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (необязательный)− решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и
действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка −«превосходно».
Необходимый уровень («хорошо») Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания |
Повышенный (программный) уровень («отлично») Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации |
Максимальный (необязательный) уровень («превосходно») Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения |
Оценка усвоения знаний и умений в изучении курса «Русский язык» осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие, самостоятельные и итоговые контрольные работы.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет выстроить урок с точки зрения дифференциации работы с учащимися.
Программно-методическое обеспечение учебного процесса
- С.В. Иванова, А.О. Евдокимова и М.И. Кузнецова Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса. - М.: Вента-Граф, 2015.
- С.В. Иванова, А.О. Евдокимова и М.И. Кузнецова Русский язык (учебник). 1 класс. - М.: Вента-Граф, 2015.
- С.В. Иванова, А.О. Евдокимова и М.И. Кузнецова Русский язык. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Вента-Граф, 2015.
Тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе на внутрипредметный модуль | Контрольные, проектные, практические работы, экскурсии (количество) | Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные | |||||
1 | Фонетика и орфоэпия | 33ч | 5 ч. | 4 | Называть звуки, из которых состоит слово (гласные–ударный, безударные; согласные–звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные);не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; –определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначениегласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука); –обозначатьмягкостьсогласныхзвуков написьме; –определять количество букв и звуков в слове; –находить корень в группе доступных однокоренных слов. | Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; –учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: ориентироватьсяв учебнике(на развороте,в оглавлении, в условныхобозначениях); –делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: –оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); –слушать и понимать речь других; –договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения исследовать им; –учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли(лидера, исполнителя). |
2 | Графика и орфография | 22ч | 3 ч. | 1 | - писать большую букву в начале предложения,в именах и фамилиях; –ставить пунктуационные знаки конца предложения –списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения,используя правильные начертания букв, соединения. |
Календарно-тематическое планирование
Принятые сокращения:
ИНМ – изучение нового материала
ЗИ – закрепление изученного
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
КУ – комбинированный урок
ЗП – защита проекта
КР, СР, ПР, ЛР – соответственно контрольная, самостоятельная, практическая, лабораторная работа
УЭ- урок-экскурсия
Н-стандарт, который должны усвоить все ученики
П-повышенный уровень, знания которые учащиеся могут усвоить или избыточные задания, которые учащиеся могут выполнить по собственному желанию.
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование |
1 | Звуковой анализ, алгоритм списывания. | ИНМ | Интерактивная доска Panasonic, мультимедийные пособия Интернет – ресурсы, интерактивный тренажер по русскому языку Плакаты серии «Русский язык» Проектор Epson Интерактивная доска Panasonic интернет – ресурсы, мультимедийные пособия, плакаты
Плакаты серии «Русский язык», предметные картинки, интерактивный тренажер по русскому языку 1 класс Проектор Epson Интерактивная доска Panasonic интернет – ресурсы, интерактивный тренажер
Плакаты серии «Русский язык», мультимедийные пособия Проектор Epson Интерактивная доскаPanasonic интернет – ресурсы, предметные картинки, интерактивная энциклопедия по русскому языку для начальной школы
| |
2 | Знаки препинания в конце предложения | КУ | ||
3 | Интонация предложения. Звуковой анализ слова | ИНМ | ||
4 | Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», знаки препинания в конце предложения | КУ | ||
5 | М. «Секреты русского алфавита». «Звуковички». | ИНМ | ||
6 | Собственные и нарицательные имена существительные, заглавная буква в именах собственных. | КУ | ||
7 | Алфавит, звуковой анализ | КУ | ||
8 | М. «Секреты русского алфавита». Веселые буквы. | КУ | ||
9 | М. «Секреты русского алфавита». 33 сестрицы. | ОСЗ | ||
10 | Слова, отвечающие на вопросы «какая?», «какие?» «какое?» | КУ | ||
11 | Заглавная буква в именах собственных | ЗП | ||
12 | Проверочная работапо теме «Звуки и буквы» | ИНМ | ||
13 | Анализ проверочной работы. «Пишу правильно» (работа над ошибками) Звуковой анализ, постановка вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая?». | ИНМ | ||
14 | Заглавная буква в именах собственных. Слогоударная схема слов. | КР | ||
15 | Перенос слов. Звуковой анализ слов. Развернутое толкование значения слова. | ОСЗ | ||
16 | Ударение, развёрнутое толкование значения слова | ИНМ | ||
17 | Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?» | КУ | ||
18 | Правописание сочетаний жи – ши | КУ | ||
19 | Правописание сочетаний ча – ща | ИНМ | ||
20 | Постановка вопросов к словам. Перенос слов. | КУ | ||
21 | М. «Занимательная лингвистика» Секреты алфавита | ИНМ | ||
22 | Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Перенос слов. | КУ | ||
23 | Наблюдение над общим значением однокоренных слов. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками. | КУ | ||
24 | Постановка вопросов к словам | ЗИ | ||
25 | Знаки препинания в конце предложения. Правописание сочетаний жи – ши | ИНМ | ||
26 | Устойчивые сочетания слов. Правописание сочетаний жи – ши | КУ | ||
27 | Устойчивые сочетания слов. Постановка вопроса к словам и поиск слов, отвечающих на поставленный (заданный) вопрос | ИНМ | ||
28 | Сочетание чу – щу. Перенос слов. | ЗИ | ||
29 | Проверочная работа по теме: «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правила переноса». | ИНМ | ||
30 | Анализ проверочной работы. «Пишу правильно» (работа над ошибками) Поиск слов отвечающих на поставленный (заданный) вопрос. | КУ | ||
31 | М. «Занимательная лингвистика». Забавные гласные. | ЗИ | ||
32 | Звуковой анализ. Сочетания жи – ши. | ЗИ | ||
33 | Ударение. Интонация предложения. | КР | ||
34 | М. «Занимательная лингвистика». Секрет буквы «Й» | ЗИ | ||
35 | Определение слова, от которого образовано заданное слово. | ИНМ | ||
36 | Постановка вопроса к словам. Сочетания жи–ши, ча-ща, чу-щу. Звуковой анализ слов. | ОСЗ | ||
37 | Слова, которые можно записать цифрами. Образные выражения. | КУ | ||
38 | Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | ЗИ | ||
39 | Слово как единство звучания и значения. Ударение. | ЗИ | ||
40 | Проверочная работа «Ударение. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу». Звуковой анализ слова. | КР | ||
41 | Анализ проверочной работы. «Пишу правильно» (работа над ошибками) Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Устойчивые сочетания. Звуковой анализ слов. | ИНМ | ||
42 | Знакомство с транскрипцией. Многозначность. Функция мягкого знака. | ЗИ | ||
43 | Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них. Звуковой анализ. Перенос слов. | ОСЗ | ||
44 | М. «Занимательная лингвистика». Хитрые слова. | ЗИ | ||
45 | М. «Занимательная лингвистика». Слова-невидимки. | КР | ||
46 | Значение слова. Сочетания чк-чн. Частичный звуковой анализ. | ЗИ | ||
47 | Многозначность. Выбор контекстуальных синонимов. | ЗИ | ||
48 | Написание слов с безударными гласными. Образование слов. Написания слов с безударными гласными. Ударение. | ЗИ | ||
49 | Разделительный мягкий знак. | ЗИ | ||
50 | Контрольное списывание. «Знаки препинания в конце предложения». Звуковой анализ слова. | |||
51 | Написания слов с парными по звонкости-глухости согласными. | ЗП | ||
52 | Неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. | ОСЗ | ||
53 | Йотированная функция букв гласных. Число и последовательность звуков в слове. | ОСЗ | ||
54 | Слова, которые пришли в русский язык из других язык. | ОСЗ | ||
55 | Итоговый урок. Упражнение в применении изученных правил правописания. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. | ОСЗ |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Проектор Epson;
интерактивная доска Panasonic;
плакаты серии «русский язык»;
предметные картинки;
мультимедийные пособия
Дополнительные обобщающие материалы:
Литература
- Сборник программ для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. - М.:Баласс, 2011.).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.).
- Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго поколения).
Интернет-ресурсы:
- Сайт образовательной системы «Школа 2100» (http://www.school2100.ru/).
- Сайт для учителей начальных классов (www.pedsovet.su).
Приложение
Творческие работы
Оформление творческой работы допускается в свободной форме.
Темы творческих работ
1.Живая азбука.
2. Приключения « Звуковичков».
Тема проекта
1.Путешествие в страну звуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/17/picture-15522.jpg)
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-473341-1409157422.jpg)
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-357536-1386247599.jpg)
Рабочая программа по русскомуязыку 2 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/06/picture-759153-1657105115.jpg)
рабочая программа по русскомуязыку
Рабочая программа по русскому языку 2 класс "школа россии" 170 часов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/17/picture-1049868-1534484696.jpg)
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...