Задания с сайта ФИПИ
тренажёр по русскому языку (3 класс) на тему

Карнюхина Марина Александровна

Для тех, кто готовится к ВПР...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Задания с сайта ФИПИ113 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по русскому языку.

Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Сначала выпишите слова, в которых проверочным является слово в единственном числе, а потом во множественном.

Стр…на, г…ра, с…ды, пл…ды, тр…ва, р…са, с…сна, гр…чи, др…зды, кр…я, скв…рцы, с…ва.

 -------------------------------------------------------------------------------------------------

Образуйте сложные слова из корней данных пар слов. Подчеркни соединительную гласную.

Вода, носить –

Земля, копать –

Олень, водить –

Сам, варить –

Лёд, колоть –

Буря, ломать -

      -----------------------------------------------------------------------------------------------

Подумайте и напишите, в какой ситуации уместно будет употребить выражение «Лучше друг верный, чем камень драгоценный».

----------------------------------------------------------------------------------------------------

 Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы.

 Из данных слов составьте как можно больше предложений. Можно изменять форму слов и использовать служебные слова. Предложения могут быть повествовательными или вопросительными.

Ноч..., ду…ло, выл…теть, б…льшой, с…ва.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Подумайте и напишите, в какой ситуации уместно будет употребить выражение «Делано наспех – сделано насмех».

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Восстановите текст по плану. Спишите.

Котёнок

Тут ехал охотник. Впереди бежали две собаки. Собаки увидели котёнка и хотели его схватить.

Охотник отогнал собак. Вася схватил котёнка и понёс его домой.

Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котёнка. Стали дети рвать щавель и забыли про котёнка.

Вася бросился к котёнку. Он упал животом на котёнка и закрыл его от собак. 

План

1. За деревней на лугу.

2. Охотник и его две собаки.

3. Спасти друга!

4. Беда миновала.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Спишите, вставив пропущенные буквы. Укажите падеж у существительных, с пропущенной буквой.

Если встречу я в л…су настоящую л…су, я в л…су лисе скажу: «Ты, л…са, меня не трогай, ты беги своей дорогой».

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Подумайте и напишите, в какой ситуации уместно будет употребить выражение «Как аукнется, так и откликнется».

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Подумайте и напишите, в какой ситуации уместно будет употребить выражение «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Послушайте текст и выполните задание

Удивительным свойством обладает нефрит. Если по камню сильно ударить молотком, то он не разобьётся и не даст трещин. Это уникальное свойство было оценено первобытным человеком. Он изготавливал нефритовые ножи, молотки, наконечники для пик и стрел. Топоры, изготовленные из этого камня, не тупились десятилетиями и переходили по наследству.

Нефрит – камень непрозрачный. Лишь тонкие его пластинки просвечиваются. Большинство нефритовых глыб и галек имеет желтовато-зеленоватый цвет увядшей травы. Иногда встречаются камни и тёмно-зелёные, и серые, и молочно-белые, и даже чёрно-зелёные.

Лучшими мастерами по обработке и изготовлению статуэток, ваз и других художественных изделий из нефрита были китайские резчики. Их не могли превзойти никакие другие скульпторы и художники. Находки из древних захоронений служат бесспорным доказательством того, что за много веков до нашей эры люди пользовались нефритом в своём хозяйстве.

(По Р. Валаеву) 

Задайте по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно ваши одноклассники поняли его содержание. Запишите свой вопрос.

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов. В ответе вы можете использовать сочетания слов или предложения.

Прочитайте текст про себя и письменно выполните задание.

(1)Маленькая жёлтая дворняжка называлась Вулли. (2)Впрочем, жёлтая дворняжка не должна иметь непременно совершенно жёлтую шерсть. (3)Дворняжки вовсе не принадлежат к той собачьей породе, на которую природа потратила слишком много жёлтой краски. (4)В каждой дворняжке соединены все породы собак, так что дворняжка представляет союз всех собак.

(5)В то же время всякая дворняжка принадлежит к более древней и лучшей породе, нежели все другие её аристократические родичи, так как она являет собой попытку природы восстановить первородного шакала – предка всего собачьего племени. (6)В самом деле, научное название шакала «Canis aureus» попросту означает: «жёлтая собака». (7)И немало характерных черт этого животного встречается у собаки-дворняжки. (8)Этот пёс очень сметлив, деятелен, смел и несравненно лучше приспособлен к жизненной борьбе, нежели любой из его хорошо воспитанных сородичей. 

(9)Попробуйте покинуть на необитаемом острове борзую, бульдога и дворняжку, – которую из этих трёх собак вы можете застать живой и здоровой спустя полгода? (10)Вез сомнения, это будет презренная дворняжка. (11)Она не так быстронога, как борзая, но зато не несёт в себе зародыша лёгочных и накожных болезней. (12)Она, конечно, не может сравниться по силе и безрассудной отваге с бульдогом, но у неё имеется нечто в тысячу раз более ценное – здравый смысл. (13)Здоровье и ум – такие качества, которые имеют не малое значение в жизненной борьбе, и, если собак предоставить самим себе, они вымрут все, за исключением дворняжек. 

(По Э. Сетону-Томпсону)

В предложении 12 найдите синоним к слову «смелость» и выпишите его.

Определите и запишите основную мысль текста.

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что дворняжка имеет много общего с шакалом? Запишите ответ

В предложениях 4−5 найдите слово со значением «тесное единение, связь». Выпишите это слово.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прочитайте текст про себя и письменно выполните задание.

 (1)Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

 – (2)Да-а, – вздохнул Панкрат, – плохо твоё дело! (3)Выходит, что из-за тебя всем пропадать. (4)Зачем коня обидел? (5)За что? (6)Бессмысленный ты гражданин!

(7)Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

– (8)Ты брось реветь! – строго сказал Панкрат. – (9)Реветь вы все мастера. (10)Чуть что нашкодил – сейчас в рёв. (11)Но только в этом я смысла не вижу. (12)Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать – неизвестно.

– (13)Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? – спросил Филька.

– (14)Изобрести спасение от стужи. (15)Тогда перед людьми не будет твоей вины. (16)И перед раненой лошадью – тоже. (17)Будешь ты чистый человек, весёлый. (18)Каждый тебя по плечу потреплет и простит. (19)Понятно?

– (20)Понятно, – ответил упавшим голосом Филька.

– (21)Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.

(По К. Паустовскому)

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, почему Панкрат называет Фильку бессмысленным человеком? Запишите ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.

В предложениях 17–19 найдите антоним к слову «наказать» и выпишите его.

В предложениях 1−6 найдите слово со значением «человек, заботящийся об общественном благе». Выпишите это слово.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

 Напишите диктант.

Июль

В погожие дни синее небо затягивается белыми шапками облаков. Громады туч посылают на землю ливни и молнии.

В июле много дождей и гроз. Но июль и самый тёплый месяц в году. Жаркая, знойная погода днём сменяется прохладными звёздными ночами. Обильной росой покрыта трава. Июль – месяц сенокоса, созревания хлебов. В лесах затихло пение пернатых солистов. Их сменил стрекот кузнечиков.

 (По Г. Яковлеву) 

Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной в корне, рядом запишите проверочные слова.

 

Выпишите из текста сложное слово и разберите его по составу.

В первом предложении укажите падеж у существительных.

Подчеркните основу предложения, напишите сверху названия частей речи.

В лесах затихло пение пернатых солистов.

-------------------------------------------------------------------------------------------

 Послушайте текст и выполните задание.

Бедный серый воробей, привыкший жить возле нас! Нелёгкая жизнь заставляет тебя быть немного вороватой птицей. Но неужели ты так вреден, что стреляют по тебе из рогатки? И вовсе не обидчивая ты птица. Снова льнёшь к человеческому жилью и никому совсем не мешаешь.

Человек сильный и смелый всегда добрый. Эта непреложная истина тысячи раз проверена жизнью. Вспомним, как разрушенная войной деревня гляделась поначалу не добротными домами, а птичьими домиками. Какая же жизнь без птиц!

Как хочется, чтобы скорее поняли бы мальчишки, которые мучают животных, что это не храбрость и не мужество, а трусость и глупость. Слово «мужчина» сродни слову «мужество». Сильный человек издавна бережёт летающих, бегающих, плавающих, ползающих, потому что это сама жизнь, прекрасная и неповторимая.

(По А. Виноградову) 

Задайте по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно ваши одноклассники поняли его содержание. Запишите свой вопрос.

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов. В ответе вы можете использовать сочетания слов или предложения.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

 Прочитайте текст про себя и письменно выполните задание.

(1)Кошки могут очень быстро влезть на дерево или на стену, но в долгом ровном беге первенство остаётся не за кошачьей припрыжкой, а за собачьей рысью.

(2)Вот кошка устала и немножко захромала. (3)Бедняжка собиралась уже расположиться на покой, как вдруг по ту сторону забора раздался ужасающий собачий лай. (4)Киска в страхе рванулась вперёд и побежала изо всех сил вдоль по дороге, посматривая в то же время, не может ли собака пролезть сквозь забор. (5)Нет, пока ещё нет! (6)Но собака скакала рядом с ней, оглушительно рыча, и кошка переправилась на другую сторону улицы. (7)Собачий лай превратился в глухой грохот, в рёв, в ужасающий гром. (8)Блеснул огонь. (9)Киска оглянулась и увидела не собаку, а надвигавшегося на неё огромного чёрного зверя с одним-единственным красным глазом – зверя, визжавшего и пыхтевшего, как полный двор кошек. (10)Киска напрягала все свои силы, мчалась с небывалой скоростью, но не решалась перескочить через забор. (11)Она бежала, летела, но всё напрасно: чудовище настигло её, но промахнулось в темноте и промчалось мимо, затерявшись в пространстве, в то время как киска, задыхаясь, припала к земле на полмили ближе к дому, чем была до встречи с собакой.

(12)Это было её первое знакомство с неизвестным чудовищем. (13)Впрочем, она узнала его по запаху, она уже встречалась с ним, когда ехала в корзине на дачу. (14)Страх, внушаемый ей этими чудовищами, значительно убавился: она убедилась, что они очень бестолковы и никогда не поймают её, стоит только залечь под забором и притаиться. (15)Прежде чем наступило утро, она повстречала их несколько, но осталась невредимой.

(По Э. Сетону-Томпсону)

В предложениях 14–15 найдите синоним к слову «глупый» и выпишите его.

Определите и запишите основную мысль текста.

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что кошка узнала чудовище? Запишите ответ.

В предложениях 1−3 найдите слово со значением «господство, преобладание, преимущество». Выпишите это слово.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Прочитайте текст про себя и письменно выполните задание.

(1)Весной я начал рыбачить, и около моего дома запахло рыбой. (2)Вдруг слышу – лает мой Рябчик. (3)И смешно как-то лает: бестолково, на разные голоса, и подвизгивает. (4)Я вышел и вижу: по весенней траве не торопясь шагает к моему дому большая серая кошка. (5)Я сразу её узнал. (6)Кошка увидала меня, уселась и стала глядеть и облизываться. (7)Я скорее побежал в дом, достал рыбёшку и бросил.

(8)Она схватила рыбу и прыгнула в траву. (9)Мне с крыльца было видно, как она стала быстро и жадно есть. (10)Ага, думаю, давно рыбы не ела.

(11)И стала с тех пор кошка ходить ко мне в гости.

(12)Я всё её задабривал и уговаривал, чтобы перешла ко мне жить, а кошка всё дичилась и близко к себе не подпускала.

(13)Наконец мне удалось её погладить, и зверь замурлыкал. (14)Рябчик на неё не лаял, а только тянулся на цепи, скулил: ему очень хотелось познакомиться с кошкой.

(15)Теперь кошка целыми днями вертелась около дома, но жить в дом не хотела идти. (16)Один раз она не пошла ночевать к себе в нору, а осталась на ночь у Рябчика в будке.

(По Б. Житкову)

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что рассказчик хотел приручить кошку? Запишите ответ

Определите и запишите основную мысль текста.

В предложениях 7–10 найдите антоним к слову «медленно» и выпишите его.

В предложениях 2−4 найдите слово со значением «невразумительно, бессвязно». Выпишите это слово.

===========================================================

Прочитайте текст и выполните задание.

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Тёмные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.

Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но ещё не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.

Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.

(По И. Соколову-Микитову)

Продолжите таблицу: в правой колонке сформулируйте и запишите основной вопрос каждого абзаца текста. 

Текст

Вопрос к основному содержанию абзаца

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Тёмные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.

 

Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но ещё не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.

 

Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.

 

==========================================================

Послушайте текст и выполните задание. 

Античные писатели упоминают Кратеса из Пергамы, который более двух тысяч лет назад изготовил глобус. К сожалению, никаких его изображений до нас не дошло. Самым старым из сохранившихся глобусов считают «земное яблоко» диаметром 0,54 метра, созданное в 1492 году немецким географом Мартином Бехаймом из Нюрнберга.

Шли годы, глобусы становились весьма популярны. В Лондоне, например, сравнительно дешево продавали карманные глобусы величиной с апельсин, на внутренней части полушарий которых была нанесена карта небесных светил, то есть глобус одновременно являлся моделью Земли и звёздного неба.

В Санкт-Петербурге хранится уникальный глобус диаметром около трёх метров, который одновременно служит и планетарием. На наружной поверхности его нанесена карта Земли, на внутренней – звёздного неба. Глобус этот подарили Петру I, когда император посетил Готторпский замок. Этот огромный глобус везли в Петербург, прорубая лесные просеки. Впоследствии он был помещён в здании только что построенной Кунсткамеры. Много людей приходило посмотреть на удивительный экспонат.

(По В. Богданову, С. Поповой) 

Задайте по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно ваши одноклассники поняли его содержание. Запишите свой вопрос.

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов. В ответе вы можете использовать сочетания слов или предложения.

===========================================================

Послушайте текст и выполните задание

Добиваться своего ценою любого труда стало для Н.А. Некрасова с детства законом. Даже в ребяческих делах и затеях сказывалась его сильная воля. Однажды, поздней осенью, случилось ему подстрелить на озере дикую утку. Озеро у берегов было затянуто льдом. Собака, испугавшись холодной воды, заупрямилась. Десятилетний охотник, забыв обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её.

Мальчик был рад проводить целые дни под открытым небом, в лесах и полях. Но дома, в родной семье, ему жилось очень горько. Его отец, Алексей Сергеевич, был одним из таких помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый, буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Это доставило мальчику много страданий.

Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев сердитого мужа. Его это так раздражало, что он набрасывался на жену с кулаками. Она убегала от своего мучителя в дальнюю комнату и брала с собой любимого сына. Мальчик видел её слёзы и горевал вместе с ней.

(По Детской Энциклопедии)

 

Задайте по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно ваши одноклассники поняли его содержание. Запишите свой вопрос.

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов. В ответе вы можете использовать сочетания слов или предложения.

==========================================================

Прочитайте текст про себя и письменно выполните задание. 

(1)Как-то раз пастухи поймали лисёнка и принесли его нам. (2)Мы посадили зверька в пустой амбар.

(3)Мама налила ему в мисочку молока и поставила тут же рядом. (4)Но напуганный зверёк молоко пить не стал. (5)Ночью я проснулся, слышу, где-то совсем рядом тявкает и скулит щенок. (6)Откуда же, думаю, он взялся?

(7)Выглянул в окно. (8)На дворе уже светало. (9)Из окна был виден амбар, где находился лисёнок. (10)Оказывается, это он так по-щенячьи скулил.

(11)Вдруг я увидел, что из кустов выскочила лисица, остановилась, прислушалась и крадучись подбежала к амбару. (12)Сразу тявканье в нём прекратилось, и вместо него послышался радостный визг.

(13)Лисица бегала вокруг амбара, пробовала подрыть землю под ним. (14)Но там был крепкий каменный фундамент, и лиса ничего не могла сделать. (15)Вскоре она убежала в кусты, а лисёнок опять начал громко и жалобно скулить.

(16)Я хотел караулить лисицу всю ночь, но папа сказал, что она больше не придёт, и велел ложиться спать. (17)Проснулся я поздно и, одевшись, прежде всего поспешил навестить лисёнка. (18)Что такое?.. (19)На пороге возле самой двери лежал мёртвый зайчонок. (20)Я скорее побежал к папе и привёл его с собой.

- (21)Вот так штука! – сказал папа, увидя зайчонка. – (22)Это, значит, мать-лиса ещё раз приходила к лисёнку и принесла ему еду, но попасть внутрь она не смогла, так и оставила снаружи.

(По Г. Скребицкому)

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что лисёнок тосковал в доме рассказчика? Запишите ответ.

В предложениях 4−9 найдите слово со значением «строение для хранения зерна, припасов, вещей или товаров». Выпишите это слово.

В предложениях 14–16 найдите антоним к слову «хрупкий» и выпишите его.

Определите и запишите основную мысль текста.

Напишите диктант

Белка

В еловом лесу с утра до вечера мелькает среди ветвей трудолюбивая белка. Готовит она зимние запасы, боится не успеть в срок.

На веточках развесила белка крепкие аппетитные грибки, рассыпала в лесных кладовых вкусные орешки. В вершине густой ели устроила хлопотунья тёплое гнездо.

Поздней осенью сменит она рыжее платье на серую шубку. Только переоденется белка, налетит холодным ветром зима.

Из текста выпишите однокоренные слова (один пример).

Выпишите сложное слово. Выделите корни. Подчеркните соединительную гласную.

В четвёртом предложении выделите грамматическую основу. Укажите части речи.

========================================================

Прочитайте текст и выполните задание

(1)Добиваться своего ценою любого труда стало для Н.А. Некрасова с детства законом. (2)Даже в ребяческих делах и затеях сказывалась его сильная воля. (3)Однажды, поздней осенью, случилось ему подстрелить на озере дикую утку. (4)Озеро у берегов было затянуто льдом. (5)Собака, испугавшись холодной воды,  заупрямилась. (6)Десятилетний охотник, забыв обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её.

(7)Мальчик был рад проводить целые дни под открытым небом, в лесах и полях. (8)Но дома, в родной семье, ему жилось очень горько. (9)Его отец, Алексей Сергеевич, был одним из таких помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый, буйный. (10)Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. (11)Это доставило мальчику много страданий.

(12)Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. (13)Защищала она и детей от побоев сердитого мужа. (14)Его это так раздражало, что он набрасывался на жену с кулаками. (15)Она убегала от своего мучителя в дальнюю комнату и брала с собой любимого сына. (16)Мальчик видел её слёзы и горевал вместе с ней.

(По Детской Энциклопедии)

Как вы понимаете значение слова «воля» из 2-го предложения? Запишите своё объяснение.

В 10-м предложении найдите слово, состав которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-суффикс-окончание. Выпишите это слово, обозначьте его части.

Замените слово «горько» (из 8-го предложения) противоположным по значению словом. Запишите это слово.

==========================================================

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Античные писатели упоминают Кратеса из Пергамы, который более двух тысяч лет назад изготовил глобус. (2)К сожалению, никаких его изображений до нас не дошло. (3)Самым старым из сохранившихся глобусов считают «земное яблоко» диаметром 0,54 метра, созданное в 1492 году немецким географом Мартином Бехаймом из Нюрнберга.

(4)Шли годы, глобусы становились весьма популярны. (5)В Лондоне, например, сравнительно дёшево продавали карманные глобусы величиной с апельсин, на внутренней части полушарий которых была нанесена карта небесных светил, то есть глобус одновременно являлся моделью Земли и звёздного неба.

(6)В Санкт-Петербурге хранится уникальный глобус диаметром около трёх  метров, который одновременно служит и планетарием. (7)На наружной поверхности его нанесена карта Земли, на внутренней – звёздного неба. (8)Глобус этот подарили Петру I, когда император посетил Готторпский замок. (9)Этот огромный глобус везли в Петербург, прорубая лесные просеки. (10)Впоследствии он был помещён в здании только что построенной Кунсткамеры. (11)Много людей приходило посмотреть на удивительный экспонат.

(По В. Богданову, С. Поповой) 

Как вы понимаете значение слова «планетарий» из 6-го предложения? Запишите своё объяснение.

Замените слово «дёшево» (из 3-го предложения) близким по значению словом. Запишите это слово.

В 1-м предложении найдите слово, состав которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-суффикс-окончание. Выпишите это слово, обозначьте его части.

========================================================

Прочитайте текст и выполните задание.

 (1)Бедный серый воробей, привыкший жить возле нас! (2)Нелёгкая жизнь заставляет тебя быть немного вороватой птицей. (3)Но неужели ты так вреден, что стреляют по тебе из рогатки? (4)И вовсе не обидчивая ты птица. (5)Снова льнёшь к человеческому жилью и никому совсем не мешаешь.

(6)Человек сильный и смелый всегда добрый. (7)Эта непреложная истина тысячи раз проверена жизнью. (8)Вспомним, как разрушенная войной деревня гляделась поначалу не добротными домами, а птичьими домиками. (9)Какая же жизнь без птиц!

(10)Как хочется, чтобы скорее поняли бы мальчишки, которые мучают животных, что это не храбрость и не мужество, а трусость и глупость. (11)Слово «мужчина» сродни слову «мужество». (12)Сильный человек издавна бережёт летающих, бегающих, плавающих, ползающих, потому что это сама жизнь, прекрасная и неповторимая.

(По А. Виноградову) 

Как вы понимаете значение слова «истина» из 7-го предложения? Запишите своё объяснение.

В 12-м предложении найдите слово, состав которого соответствует схеме: корень-суффикс-окончание. Выпишите это слово, обозначьте его части.

Замените слово «вредный» (из 3-го предложения) противоположным по значению словом. Запишите это слово.

=========================================================

Прочитайте текст про себя и письменно выполните задание.

(1)Ещё в детстве в какой-то книжке я прочёл, что у ребят был свой ослик. (2)Они сами его кормили и ездили на нём куда хотели. (3)И с тех пор я только и мечтал о своем ослике, даже деньги копил, чтобы его купить.

(4)Когда к нам приезжали знакомые, пили чай и разговаривали с мамой о своих взрослых делах, я всегда спрашивал: сколько стоит ослик, чем его кормят, может он жить у нас в Москве? (5)Все смеялись надо мной.

(6)Теперь я стал уже большим и недавно ездил в Таджикистан. (7)Я жил в кишлаке. (8)У хозяина, где я остановился, был ослик, серый и маленький.

(9)Мне очень захотелось прокатиться на нём верхом, и хозяин мне разрешил:

– (10)Сколько хочешь езди, только возьми палку.

(11)Палку я не взял и пожалел. (12)Ослик всё время останавливался, ревел и дальше не шёл, потом вдруг быстро побежал, я крепко вцепился в гриву.

(13)Он завёз меня на середину ручья и остановился. (14)Вода в ручье ледяная, до берега далеко, и тут я пожалел, что у меня нет палки.

(15)Я его уже не называл осликом, а ругал как попало. (16)Хорошо, что хозяину надоело меня ждать и он пришёл к ручью, сломал прут, и обратно мы ехали быстро.  (17)Я совсем не знал, что осёл такой упрямый. (18)Ведь в книжке рассказывали про послушного ослика, а это был упрямый осёл, совсем не тот, на которого я копил деньги в детстве.

(По Г. Снегирёву)

Определите и запишите основную мысль текста.

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, почему рассказчик хотел купить ослика? Запишите ответ.

В предложениях 8–10 найдите антоним к слову «запретить» и выпишите его.

В предложениях 16−18 найдите слово со значением «покорный, охотно повинующийся». Выпишите это слово.

===========================================================

Прочитайте текст и выполните задание

(1)Удивительным свойством обладает нефрит. (2)Если по камню сильно ударить молотком, то он не разобьётся и не даст трещин. (3)Это уникальное свойство было оценено первобытным человеком. (4)Он изготавливал нефритовые ножи, молотки, наконечники для пик и стрел. (5)Топоры, изготовленные из этого камня, не тупились десятилетиями и переходили по наследству.

(6)Нефрит – камень непрозрачный. (7)Лишь тонкие его пластинки просвечиваются. (8)Большинство нефритовых глыб и галек имеет желтовато-зеленоватый цвет увядшей травы. (9)Иногда встречаются камни и тёмно-зелёные, и серые, и молочно-белые, и даже чёрно-зелёные.

(10)Лучшими мастерами по обработке и изготовлению статуэток, ваз и других художественных изделий из нефрита были китайские резчики. (11)Их не могли превзойти никакие другие скульпторы и художники. (12)Находки из древних захоронений служат бесспорным доказательством того, что за много веков до нашей эры люди пользовались нефритом в своем  хозяйстве.

(По Р. Валаеву) 

В 4-м предложении найдите слово, состав которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание. Выпишите это слово, обозначьте его части.

Как вы понимаете значение слова «мастер» из 10-го предложения? Запишите своё объяснение.

Замените слово «бесспорный» (из 12-го предложения) близким по значению словом. Запишите это слово.

========================================================

Прочитайте текст про себя и письменно выполните задание. 

(1)Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз. (2)Притаиться, подождать у края, – что там только делается, на лесной поляне! (3)В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белые холсты. (4)Первые же лучи солнца убирают холсты, и остаётся на белом зелёное место. (5)Мало-помалу белое всё исчезает, и только в тени деревьев и кочек долго ещё сохраняются беленькие клинушки.

(6)На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится. (7)Уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в тёплые далёкие края.

(8)Ветер – заботливый хозяин. (9)За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика. (10)А вот осень пришла – и заботливый хозяин убирает свой урожай.

(11)Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. (12)У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.

(По М. Пришвину)

В предложениях 9–10 найдите антоним к слову «безразличный» и выпишите его.

В предложениях 1−3 найдите слово со значением «грубая ткань для писания масляными красками». Выпишите это слово.

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что белые холсты исчезают на лесной поляне? Запишите ответ.

Определите и запишите основную мысль текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные ресурсы сети Интернет - 1 " Сайты СМИ"

Сайты известных и популярных СМИ, на которых вы найдёте новости образования, точки зрения специалистов в данной сфере, а также учебные и методические разработки. Загляните на них - не пожалеете!...

Сайты для детей, родителей и учителей начальных классов

Сайты для детей - развивающие и развлекательные, сайты где можно скачать детские песенки, диафильмы, раскраски и др....

Задания для сайта

Задания для сайта 1. Вставь пропущенные буквы. Поставь в словах знак ударения. Алф…вит, д…кумент, д…суг, п…ртфель, жав…ронок, зан…та, к…лометр, кр…сивее, м…газин, п…ложить, ц…мент. 2. Вставь ...

"Мой сайт принимает участие в конкурсе "Лучший персональный сайт педагога" на www.farosta.ru "

quot;Мой сайт принимает участие в конкурсе "Лучший персональный сайт педагога" на www.farosta.ru "...