Правописание слов с разделительным мягким знаком
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 88.5 КБ |
razdelitelnyy_myagkiy_znak.ppt | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
Тема | Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
Педагогическая цель | Создание условий для развития умения писать слова с разделительным мягким знаком. |
Тип урока | Закрепления изученного материала. |
Планируемые | Различают, где в словах пишется ь - показатель мягкости, а где разделительный ь, правильно записывают слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласного звука на письме; умеют работать с текстом, применяют полученные знания на практике. |
Личностные | Анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. |
Универсальные | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); выявлять и корректировать причины собственного затруднения; структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; работать в парах, группах обосновывать и доказывать собственное мнение; участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания. Регулятивные: планировать решение учебной задачи; уметь контролировать процесс и результат своей деятельности; находить и исправлять собственные ошибки. Личностные: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям; применять правила делового сотрудничества. |
Основное содержание темы | Разделительный мягкий знак. Использование на письме разделительного ь. Правило написания разделительного ь в словах. |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. |
Методы обучения | Словесный, наглядно – иллюстративный, частично - поисковый, проблемный. |
Образовательные | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для парной работы, для групповой и индивидуальной работы, оценочные листы, учебник русского языка 2 класс (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий). |
Организационная структура урока
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные | Форма контроля |
I. Организа- ционный момент. Эмоциональный настрой. | Создание эмоционально-положитель-ного настроя на урок. Мотивирование к учебной деятельности. | Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. -Проверь, дружок, Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу, которое позволит сделать нам новые открытия. И помогут нам в этом лесные жители. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. (Ф. И. Тютчев) -Звери приготовили для вас много интересных заданий. | Дети стоят около парт, приветствуют учителя, идёт определённый настрой на работу. | Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место. | Устный опрос. |
| Актуализация знаний. Выполнение учебных действий в материале, воспитание наблюдательности, вниматель-ности, куль-туры письма. | -Отгадайте, кто из животных нас встречает. Носит кисточки на ушках, А грибы на ветках сушит. (Белка) -Это белка - красивый и трудолюбивый зверек. Она приготовила вам первое задание для минутки чистописания, спрятав букву в слова. - Прочитайте слова, расположенные в классе. Подумайте, что в них общего? -Догадайтесь, какая это буква? Мы напишем мягкий знак. Нежно капелькой Вот так (ь -показ написания) - На следующей строке белка просит записать первую букву каждого из этих слов, а рядом мягкий знак. вь ть пь кь мь - Следим за высотой, наклоном и шириной букв. -Что вы знаете об этой букве? -Какую работу выполняет ь в словах? -А какую «вторую работу» выполняет ь? | Читают слова, делают выводы, отвечают на вопросы. Тетрадь, воробьи, пальто, коньки, медведь Словарные слова, во всех есть ь. Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают калли-графический почерк. Она не обозначает звука, но выполняет две работы. Смягчает согласный звук. Отделяет гласный от согласного. | Личностные: умение проводить самооценку. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия. | Наблюде-ние. Правильное написание. Самооценка. |
III. Словарная работа | Формирование орфографической зоркости. | -А теперь запишите эти слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Поставьте в них ударение, подчеркните буквы на месте безударных гласных звуков и мягкий знак. -Составьте и запишите предложение с одним из слов. - Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. Если вы сомневаетесь в правильности написания слова, то где вы сможете посмотреть его правописание? -Исправьте ошибки, если они есть, простым карандашом. -Оцените работу своего товарища в листах самооценки. | Усваивают написание непроверяемых слов . В словаре. | Личностные: умение проводить взаимопроверку. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: формулирование собственного мнения, контролирование действия товарищей. Регулятивные: сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия. | Беседа по вопросам, письмо. Взаимопро-верка |
IV.Определение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Формирование умения самостоятельно определять и формулировать тему, задачи урока. | -Белка утверждает, что одно из этих слов лишнее. Найдите его и объясните почему? -Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание слов с разделительным мягким знаком.) -Поставьте цель урока. - Обсудите в парах и выберите из предложенных задач те, которые соответствуют теме урока. -Белка довольна вашей работой, она возвращается в лес. А вы оцените свою работу в листе самооценки. | Отвечают на вопросы, формулируют тему, цель и задачи урока. | Личностные: сохранение мотивации к получению знаний Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: формулирование темы и задач урока. | Устные ответы, наблюдение Лист самооценки |
V. Работа по теме урока 1.Игра «Собери слова» (работа в паре) | Совершенствование навыков использования правил правописания мягкого знака в словах, выделение групп слов по отдельным признакам через сравнение. | - Путешествие продолжается. Догадайтесь, кого мы сейчас встретим? -Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, кур в деревне крадет. Лисица приготовила для вас очень интересное задание для парной работы. -У вас на столах лежат конверты, в них слоги. Ваша задача – собрать слова из слогов и записать их себе в тетрадь. - Что вы заметили при записи данных слов? - Что показывает разделительный мягкий знак? -Подчеркните мягкий знак одной чертой, а буквы, перед которыми он написан двумя чертами. -Какие это буквы? Сколько звуков они записывают в словах? -Проверьте правильность выполнения задания. - Давайте сделаем вывод, когда и где в словах мы пишем разделительный мягкий знак? -Оцените свою работу в листе самооценки. -Лисица довольна вашей работой, она предлагает отдохнуть и поиграть в игру на внимание. | Слушают, отгадывают загадку. Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, к учебной деятельнос-ти, мыслительные операции и учебные навыки. Оценивают свою работу на листе самооценки. | Личностные: умение проводить самооценку; ориентирование на понимание причин успеха в учёбе. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение высказываться в устной и письменной форме. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме; формулирование собственного мнения, контролирование действия товарищей. Регулятивные: сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия. | Самопроверка по слайду. |
2. Физкультминутка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения детей. Развитие внимания. | -Ребята, скажите, какая лиса по характеру? Она хочет запутать нас. -Я буду называть слова. Если в слове пишется разделительный мягкий знак – хлопаете в ладоши, если пишется ь, обозначающий мягкость - топаете ногами. Будьте внимательны. Лень, воробьи, стулья, деньки, редька, варенье, вьюнок, дождь, счастье, льдина, пальцы, печенье, ель, льёт, семья. Лисица отметила самых внимательных ребят. Молодцы! | Слушают внимательно слова и выполняют соответствующие движения. | Личностные: умение быть лидером. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникатив ные: умение работать в группе. Регулятивные: планирование своих действий, осуществление личностной рефлексии. | Наблюде- ние. |
3. Работа с учебником (самостоя- тельная работа) | Совершенствование навыков использования правил правописания мягкого знака в словах, выделение групп слов по отдельным признакам через сравнение. | Лиса хочет проверить, как вы научились писать слова с разделительным мягким знаком. Откройте учебник на стр. 34. - Прочитайте задание к упражнению 57. - Что требуется сделать в упражнении? (Списать слова, раскрывая скобки по образцу.) * Дополнительное задание: составить и записать предложение с одним из слов. А 3 человека будут работать индивидуально по карточкам за конторками. -Все согласны? Каким правилом пользовались при написании слов? -Оцените свою работу в листе самооценки. Лисица очень довольна вашей работой и возвращается в лес. Продолжим путешествие? Догадайтесь, кто еще пришел к нам в гости? Стайкой шумной прилетели, Крошки, зернышки все съели. (Воробьи) | Чтение текста упражнения и задания к нему. Составление алгоритма выполнения. Самостоятельная работа. | Личностные: умение проводить самооценку; ориентирование на понимание причин успеха в учёбе. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; умение высказываться в устной и письменной форме. Коммуникатив ные: умение оформлять свои мысли в письменной форме; формулирование собственного мнения, контролирование действия товарищей. Регулятивные: сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия. | Проверка: 1ученик читает и объясняет, все проверяют. Лист самооценки |
4.Физкультминутка для глаз | Снятие напряжения с глаз. | Воробьи предлагают отдохнуть перед самым трудным заданием, которое они приготовили для вас. | Выполняют упражнения на тренажере | Наблюде ние. | |
5. Работа над деформированным текстом (в группах) | Обеспечить условия для развития речи учащихся, развитие навыков написания слов с разделитель ным ь. | Восстановите текст, поставив предложения в правильном порядке. Вставьте пропущенные буквы. Назовите слова с разделительным мягким знаком. Каким правилом будете пользоваться? -Оцените свою работу в листе самооценки. Воробьи очень довольны вашей работой. | Работа с деформированным текстом. Обсуждение выполненной работы в группе. | Командир каждой группы читает получившийся текст и называет слова с разделительным мягким знаком. Лист самооценки | |
VI. Итог урока | Осознание обучающимися результатов своей работы. | Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. Наше путешествие подошло к концу. Все задачи решены? Достигли цели? Предлагаю составить кластер (схему) по изучаемой теме. Поставьте оценку за урок. | Отвечают на вопросы. Оценивают результаты учебной деятельности | Личностные: понимают значение знаний для человека. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают качество и уровень усвоения материала, выполняют оценку результатов работы. Коммуникативные: ведут диалог, слушают и дополняют ответы. | Листы самооценки |
VII. Рефлексия | Умение самостоятельно контролировать и оценивать свои результаты. . | Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждет сюрприз. Мягкий знак в вашу честь и с вашей помощью устраивает праздничный салют. На предметном столике лежат залпы нашего салюта (шарики). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только 1 залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам было легко выполнять все задания, выбирайте желтый, красный, голубой шарик. Если было трудно – коричневый или черный. Шарики крепятся на лист ватмана. Сначала подходят девочки, выбирают шарики, потом мальчики. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельнос ти, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: умение оценивать результат своей работы. Коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции в высказываниях. Регулятивные: осуществление познавательной и личностной рефлексии. | Самооценка Само контроль. |
VIII. Домашнее задание | Практическое применение знаний. | Выполнить упр.58 на стр.34. | Знакомятся с инструкцией по выполне- нию домаш -него задания. | Регулятивные: определяют вид деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Носит кисточки на ушках, А грибы на ветках сушит.
Правописание слов с разделительным мягким знаком
Цель: закрепление знаний о правописании слов с разделительным мягким знаком .
Задачи: научиться писать слова с разделительным мягким знаком; различать, где в словах пишется разделительный мягкий знак, а где Ь–показатель мягкости; развивать творческие способности.
Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живет, кур в деревне крадёт.
Пер ья , руч ьи , коп ьё , варен ье , в ью га, скам ья Проверь себя:
Стайкой шумной прилетели, Крошки, зернышки все съели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме».
Закрепление мягкого знака на конце и в середине слова....
конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме», 2 класс
конспект данного урока составлен по программе "Школа России", по стандартам ФГОС...
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...
Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"
Тип урока: урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение употреблять раз...
Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Дополнене к уроку по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»...
русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...