Урок русского языка в 4 классе по теме: "Мягкий знак на конце слов после шипящих".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по русскому языку проводится в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. К конспекту урока прилагаются презентация, самоанализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 25.99 КБ |
Презентация к уроку | 294.27 КБ |
Самоанализ урока | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г. Амурска
Амурского муниципального района Хабаровского края
Муниципальный конкурс педагогического мастерства
«На пути к Олимпу»
Номинационный конкурс «Современный урок в начальной школе»
Урок русского языка в 4 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Шишко Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов
2016г.
Тема: Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Цель: Обобщить знания о правописании мягкого знака в разных частях речи после шипящих.
Задачи урока:
-актуализация знаний учащихся с последующим выводом на тему урока;
-систематизация знаний учащихся по написанию мягкого знака после шипящих посредством составления алгоритма;
организация взаимопроверки самостоятельной работы учащихся;
развитие умения адекватно оценивать свои способности, стремиться к саморазвитию;
формирование у учащихся умения анализировать свою деятельность, сопоставлять поставленную цель с полученным результатом.
УУД:
Формирование умений тактично и аккуратно общаться со сверстниками через организацию взаимопроверки.
Формирование умения обобщать знаний по теме, составлять совместно с учителем план (алгоритм) действий и работать в соответствии с данным планом.
Формировать умения работать с источником информации в соответствии с учебной задачей.
Формировать способность к самооценке, мобилизации сил для решения учебной задачи, способности действовать в соответствии с намеченным планом.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
- Ребята, постарайтесь красиво записать буквы последних звуков в словах. луч, шалаш, плащ, рожь
( Дети записывают: ч, ш, щ, ж.)
- Что можете сказать об этих буквах?
(Это буквы шипящих звуков.)
- Какие орфограммы с этими буквами мы знаем?
(Правописание сочетаний, написание ь во всех глагольных формах и у сущ. 3 скл.; отсутствие ь у сущ. 2 скл., сущ. 1 ксл. и у прилагательных в краткой форме)
2. Самостоятельная работа
- Запишите четверостишье, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки. (с доски)
Ты …крыва… двери в ноч…
Ты …гоня… скуку проч…?
(В) ска… пуска…ся и вер…
Что (на)пи… всё точ… - в – точ….
-Проверим, как вы выполнили задание. (Дети читают слово, объясняют его правописание. В случае расхождения мнений на доске изменения не вносятся, остается пробел.)
- Как вы думаете, над, чем мы будем сегодня работать?
- В чем общая особенность этих слов? (ь знак на конце после шипящих)
- На какие группы можно разделить слова, в которых вставили буквы?
- Сформулируйте тему урока.
- Какова цель урока? Предлагаю вам использовать слова – помощники. СЛАЙД 2
III. Работа по теме урока
- В каких частях речи пишется ь после шипящих?
1. Коллективная работа по составлению таблицы.
- Давайте составим таблицу написания ь после шипящих. СЛАЙД 3
- Как вы думаете, с чего нужно начать, чтобы определить, когда пишется ь на конце после шипящих, а когда нет.
(С определения части речи. Подписываем колонки.)
- В каких частях речи могут быть шипящие на конце?
- Если это существительное, то определяем склонение. 1 и 2 скл. Ь не пишется, 3 скл. пишется. Пример.
- Если это глагол, то пишу ь после шипящих. Пример.
- Если это наречие, то определяем, является ли исключением, если да, не пишем, если нет, ь пишется. Пример.
- Если это краткое прилагательное, то ь не пишется. Пример.
2. Самостоятельная работа
- А сейчас продолжите таблицу, выписав по 2 примера из учебника на стр. 79, к каждой части речи, используя тексты всех упражнений.
- Проверим вашу работу.
-Прочитайте:
имена существительные с мягким знаком на конце;
имена существительные с шипящей на конце, но без мягкого знака;
глаголы;
краткие прилагательные;
наречие.
IV. Физминутка
Раз – присядка,
Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легких прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
V. Проверка самостоятельной работы этапа актуализации знаний.
- Давайте вернемся к нашему стихотворению и еще раз проверим, правильно ли вставили пропущенные буквы. Исправим ошибки на доске, если они есть и друг у друга в тетрадях. Поменяйтесь тетрадями.
(Называют слова с шипящими на конце, доказывают правописание).
-Вернули тетради владельцам. У кого нет ошибок?
-О чем это говорит? (Научились писать слова с шипящей на конце)
VI. Самостоятельная работа.
-Предлагаю вам работу по выбору:
Карточка на «5»
Спиши предложения, вставив, где необходимо ь:
У самых дач… растет рож… . Стоиш… на берегу сплош… залитым солнечным светом. День ясен и свеж… .
Карточка на «4»
Списать, вставив пропущенные буквы и доказать:
Хорош…, врач…, настеж…, видиш…, доч…, дремуч…, проч…
Карточка на «3»
Списать предложения, доказать слова с орфограммой мягким знаком на конце после шипящих.
Хлеб хорош и свеж. Режь его и ешь. Он наотмашь рубил крапиву. Игра не стоит свеч.
(На работу 4 минуты)
Проверка.
- Прочитайте у кого есть сущ. с ь, без ь., прочитайте наречие, глаголы, краткие прилагательные.
- Давай вспомним, что нужно сделать, чтобы правильно записать слова с орфограммой «Мягкий знак на конце шипящих».
(Проговариваем алгоритм)
-Достигли ли мы цели урока?
VII. Итог урока СЛАЙД 3
- В заключении я предлагаю продолжить любое предложение:
- Сегодня я узнал…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я понял, что…
- Я научился…
- Я попробую…
Домашнее задание: по выбору.
- Стр. 80, упр. 4, 1 абзац (Списать, вставить пропущенные орфограммы)
- Стр. 80, упр. 1. (Распределить в 2 столбика слова, вставив пропущенные орфограммы)
- Составить и написать 3-4 предложения, используя части речи с шипящей на конце.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познакомимся с … Узнаем … Научимся …
сущ. гл. кратк.прил . нареч. опред . скл . пишем ь 1, 2 скл . не пишем ь 3 скл . пишем ь не пишем ь пишем ь (3 искл . уж, замуж, невтерпеж) Определяем часть речи
«Я вспомнил …» «Я повторил…» «Я узнал…» С егодня я узнал… Я выполнял задания… Я понял, что… Т еперь я могу… Я понял, что… Я научился… Я попробую…
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока русского языка в 4 классе по теме:
«Мягкий знак на конце слов после шипящих»
Цель урока | Моя цель на данном уроке: составить совместно с учащимися алгоритм правописания мягкого знака на конце слов после шипящих и тренироваться в применении этого алгоритма на письме. В третьем классе ребята познакомились с правилом написания глаголов 2-го лица единственного числа, имён существительных с шипящей на конце. В 4-м классе опосредованно познакомились с правописание кратких прилагательных и накануне ввели правило написания числительных с шипящей на конце. Цели учащихся ставит в опоре на предложенные формулировки, они в целом совпадают с моей целью. |
Задачи урока | Этап актуализации знаний решает несколько частных задач: -работа по выработке каллиграфического почерка учащихся; -дифференциация звука / буквы; -вывод учащихся на формулирование темы урока, постановка целей на урок. Задача этапа работы по теме урока: систематизация знаний учащихся по написанию мягкого знака после шипящих. Задача этапа проверки самостоятельной работы: организация взаимопроверки самостоятельной работы учащихся. Задача этапа самостоятельной работы по карточкам: развитие умения адекватно оценивать свои способности, стремиться к саморазвитию. Задачи этапа подведения итогов урока: формирование у учащихся умения анализировать свою деятельность, сопоставлять поставленную цель с полученным результатом. |
Тип урока, формы организации работы детей | Урок обобщения и закрепления полученных знаний. Все свои знаний по правописанию мягкого знака после шипящих ребята приводят в систему с помощью составленного алгоритма и тренируются в правописании всех частей речи (существительное, краткое прилагательное, глагол 2 лица ед. числа, наречие). Формы работы: фронтальная (актуализация знаний, составление алгоритма) коллективная (самостоятельная работа по подбору примеров к алгоритму; работа по карточкам) |
Содержание | Содержание урока подобрано так, чтобы:
Текст помогает ребятам построить алгоритм, а мне, дополнительно к теме урока, провести работу над ошибками: повторить правописание приставок в глаголах.
Моя недоработка на данном этапе: принимала ответы учащихся без доказательств, хотя все ответы были правильными. |
Результативность урока | Моя цель урока достигнута. Учащиеся стали активными участниками составления алгоритма и приобрели первичный положительный опыт работы по нему. Учащиеся так же достигли своих целей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"
Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...
Техноглогическая карта урока русского языка 2 класс. Звонкие и глухие согласные на конце слова.
Технологическая карта урока русского языка 2 класс. Звонкие и глухие согласные на конце слова....
Тех. карта урока русского языка 2 класс Звонкие и глухие согласные на конце слова.
Техн. карта урока русского языка 2 класс Звонкие и глухие согласные на конце слова....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...
Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. Тема: "Парные согласные звуки в конце слова".
Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс....
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.3.Пополнять словарный запас учащи...