Технологическая карта урока русского языка "Склонение личных местоимений"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Рыжкова Людмила Георгиевна

Русский язык. 4 класс.  УМК "Школа России" .Технологическая карта урока русского языка "Склонение личных местоимений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_lichnyh_mestoimeniy.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Склонение личных местоимений

Класс: 4 («Школа России»)

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Вид урока: урок-диалог

Цели:

Образовательная: ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработка умения употреблять нужную форму местоимений, умения понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач.

Развивающая: обучение умениям анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие качеств личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование); формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности;

Воспитательная: привитие интереса к предмету

Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: выбирают действия с поставленной задачей, предполагают результат, осуществляют контроль по результату, совместно с учителем дают оценку деятельности класса

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в диалог, строят монолог, оказывают взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, управляют поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.

Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.

Оборудование: тетради, таблица «Личные местоимения», запись на доске, карточки для самостоятельной работы, видеоматериал (мультфильм), карточки для групповой работы.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге

Формы работы: общеклассная дискуссия, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, самостоятельная работа.

Приемы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися ( побуждение, обращение, похвала).

Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода.

МПС: литературное чтение, ОЗОМ, физическая культура, связь с жизнью.

                                               СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Самоопределение к деятельности

Создание ситуации успеха

(1 мин)

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения

Все........ (местоимения)

Записывают число, классная работа — местоимения.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать

Актуализация знаний

Мотивация

(5мин)

На доске словарные слова: с..мена, с..лют, ал..ея, м..тро, авт..мобиль, экскурс..я, б..тинки, эл..ктричество.

- Назовите слова, которые можно заменить местоимениями

Он -

Она -

Оно -

Они -

Какие части речи можно заменить местоимением?

Назовите местоимения

ед.числа

мн.числа

В каком местоимении два звука, а буква одна?

Сколько личных местоимений в слове семья?

Какие два личных местоимений мешают движению на дорогах

РАЗМИНКА ПРОШЛА УДАЧНО!

Запись в тетрадь:

Он — салют, автомобиль.

Она — экскурсия, аллея.

Оно — метро, электричество

Они — семена, ботинки.

Имя существительное

Я, ты, он, она, оно.

Мы, вы, они.

Я

7 я

Я, мы

Регулятивные:

Самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное

Коммуникативные:

умение ясно, четко излагать свое мнение, выстраивать речь

Постановка учебной задачи и решение проблемы.

Создание проблемной ситуации (5мин)

«Мозговой штурм»

На столах карточки.

Задание:

Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимениями.

1. Ветер, ветер! ... могуч!

.. гоняешь стаи туч. (А.С.Пушкин)

2. Взял ... вилы и топор

И отправился в дозор (П.Ершов)

3. Злой тоской удручена

К муравью ползет.. (И.А.Крылов)

4. Не оставь.., кум милый.

Дай .. .. собраться с силой

(И.А.Крылов)

5. Ах .., мерзкое стекло

Это врешь .. .. мне назло

(И.А.Крылов)

- Читаем, проверяем.

-Что заметили?

- Зачем это нужно?

- Так какая у нас сегодня на уроке учебная задача?

Работа в группах.

Изменяются местоимения

Связь слов в предложениях

Изменять местоимения по падежам

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже знают и того, что еще не известно.

Познавательные:

постановка и решение проблемы.

Личностные:

развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

«Открытие» нового знания

Исследование

(7 минут)

Стихотворение

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И мое местоимение

Все вокруг склоняют так,

Перво-наперво решительно

Скажет вам семья моя,

Что конечно, именительный

Это Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня

И не зря. Падеж

Родительный

Для кого? А для Меня.

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

И дают подарки.

Дательный-

Это значит — только мне!

Не смотрите подозрительно

У меня родня — броня

И запомните:

Винительный

Не касается Меня!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!

Нет друзья, падеж

Творительный

Сотворен совсем не Мной!

Ждете, видимо,

Предложного?

Новых данных обо Мне?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне

(М.Раскатов)

Проверим по учебнику

Таблица стр.57

Просклоняем местоимения:

ты, мы, вы

И.п. (кто?) я

(кого?) меня

(кому?) мне

(кого?) меня

(кем?) мной

(о ком?) обо мне

устно

Регулятивные:

определяют план действий, формулируют алгоритм выполнения задания.

Познавательные:

выбирают необходимую информацию составляют алгоритм действий; делают вывод.

Коммуникативные:

создают ситуацию для обсуждения;

учатся слушать вопросы и задавать их.

Применение нового знания и первичное закрепление

Применение открытого знания в практической деятельности

Надпись на доске

Я (Д.п.) - мне

Ты (Т.п.) - тобой

Мы (В.п.) - нас

Ты (П.п.) - о тебе

Как изменяются местоимения по падежам?

В тетрадь

Личностные:

- снятие утомляемости

- поддержание

эмоционального настроя.

Физкультминутка

2 минуты

Футбол. Оборудование — лёгкий мяч.

Учитель кидает мяч первому ученику и произносит местоимение. Ученик склоняет и кидает мяч обратно учителю. И так далее.

К ней >

С вами >

Нам >

Со мной >

От тебя >

Она (Д.п.)3 л., ед.ч

Вы (Т.п.)2 л., ед.ч.

Мы (Д.п.)1л., мн.ч.

Я (Т.п.) 1л., ед.ч.

Ты (Р.п.) 2л., ед.ч.

Регулятивные:

предполагают результат своих действий; употребляют способы взаимопроверки;

Познавательные:

учатся называть су-щественные признаки условий и выбора действий;

Личностные:

выражать положительное отноше-ние к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать больше;

Коммуникативные:

создавать ситуацию для обсуждения; учатся работать в группе, учатся выражать свои мысли.

«Открытие» нового знания

Исследование

2 минуты

- Что надо сделать, чтобы узнать лицо и число личных местоимений?

Учебник стр. 57

Поставить в начальную форму, т.е. В И.п.

Регулятивные:

Умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат

самопроверка.

Познавательные:

выделение необходимой информа-ции; умение анализи-, ровать умение действовать по наработанному алго-ритму

Личностные:

готовность к сотруд-ничеству, оценивание усваиваемого материала;

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками, уме-ние выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Применение нового способа действий

Надпись на доске.

Местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме, т.е. В нужном падеже.

1. Приплыла к (он) рыбка, спросила:

«Чего (ты) надобно, старче?

2. Воротился старик ко старухе,

Рассказал (она) великое чудо

3. А у (я) в кармане гвоздь

А у (вы)?

- Что заметили, изменяя местоимения по падежам?

[к нему ]

[тебе]

[ей]

[меня]

[вас]

предлог с местоимением пишется отдельно

Регулятивные:

осуществляют итоговый контроль; находят рациональный способ проверки.

Личностные:

оценивают собственную

 учебную деятельность, свои достижения, сте-пень  самостоятельно-сти.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимо-действие с учителем

- проявление актив-ности в деятельности

Самостоятельная работа с самопроверкой по «эталону»

Применение нового способа действия, рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

(5 минут)

а) Предварительный просмотр отрывка из учебного фильма серии «Русский язык»

б) Озвучивание отрывка из мультфильма «Крошка Енот»

в) Работа по индивидуальным карточкам

Составляют предложения с местоимениями в разных падежах

Учащиеся исправляют в карточках ошибки.

Домашнее задание

1 минута

Р/т

Рефлексия

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения

- С какой конкретной задачей встретились?

- Решили ли учебную задачу?

- Как вы думаете, осталось ли что-то, что нужно выяснить на следующих уроках?

Понравился ли вам урок?

Нарисуйте на полях цветочек из трех лепестков, раскрасьте таким образом:

- зеленый > кто доволен своей работой на уроке

- желтый > кто мог бы работать лучше

- красный > кто не доволен своей работой

Определять падеж местоимений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение (личное) как часть речи»

Технологическая карта урока русского языка. Тема:  «Местоимение (личное) как часть речи»...

Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения", 3 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: Содействовать формированию навыка распознавать личные местоимения среди других частей речиЗадачи урокаДидактические:Закрепить понятие ...

Технологическая карта урока русского языка "Личные местоимения 1, 2, 3 лица", 4 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока «Личные местоимения 1, 2, 3 лица»Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о  личн...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3 лица» (УМК Школа России,3 класс)

Тема урока «Личные местоимения 1,2,3 лица»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащихся знаний о личных местоимениях, умения опред...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...