РАБОТА НАД ОШИБКАМИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
план-конспект урока по русскому языку (3, 4 класс) на тему
В выступлении приводится несколько видов работы над ошибками, способствующих повышению качества знаний учащихся по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи | 67.5 КБ |
Обобщающий урок по теме | 60.5 КБ |
Виды работы над ошибками | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
Конспект урока русского языка в 3 «А» классе
( проведенного в рамках школьной методической недели начальных классов)
«ОТЗЫВ ПО КАРТИНЕ
М. А. ВРУБЕЛЯ «ЦАРЕВНА- ЛЕБЕДЬ»
Учитель: Идрисова Е. И.
С. Труновское
2017 г.
Тема: Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-лебедь»
Цель: познакомить с жизнью и творчеством М.А.Врубеля; учить писать отзыв по картине; прививать любовь к искусству; развивать умение составлять текст на заданную тему, устанавливать связь между его частями, соблюдая структуру текста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные: Распознавать художественное и научное описание, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.
Регулятивные УУД: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного; участвовать в учебном диалоге, освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу
Познавательные УУД:выполнять анализ,устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений.способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;Оценивать собственную успешность в выполнения заданий
Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устнойи письменной речи; учиться подтверждать аргументыфактами; прогнозировать последствия коллективных решений;
Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, ,
элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
Обор-е: презентация к уроку, лексический словарь для составления отзыва, отпечатанный на листах, музыка Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане..»
Ход урока
I. Орг нач ур
II Сообщение темы и цели
- Стадия вызова
- у нас с вами сегодня необычный урок, поэтому и начнётся он не так как всегда.
Я думаю, что вам всем интересна тема нашего урока. Попробуем её определить.
Угадайте слово:
- корень в этом слове, такой же, как в слове царский;
- суффикс, такой же, как в слове полевой;
-суффикс такой же, как в слове сильный;
- окончание такое же, как в слове волна.
- какое слово получилось?
- вспомните царевну из сказки Пушкина, которая помогла молодому князю выжить на неизвестном ему острове. (царевна-лебедь)
- – А кто-то помнит еполное название сказки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди»)
– В черновиках Пушкин хотел изменить название сказки на «Царь-Девица» или «Царевна-Лебедь», потому как придавал большое значение названиям своих сказок.
- кто помнит, какими словами описывает царевну- лебедь сам Пушкин?
За морем царевна есть.
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выплывает, будто пава;
Сладку речь – то говорит,
Будто реченька журчит.
- как вы думаете, каким образом эта героиня может участвовать в нашем уроке?
- именно по этой картине мы будем писать сегодня отзыв. Скажите сочинение по картине и отзыв по картине это одно и тоже?
- чем отличается отзыв от сочинения?
- кто видел эту картину? Что на ней изображено?
- кто автор этой картины?
- А создал её известный русский художник Михаил Александрович Врубель, который был просто очарован пушкинской сказкой.
– Вы когда-нибудь слышали это имя? Что вы знаете о художнике?
Михаил Александрович Врубель родился в1856г. в городе Омске в семье офицера. Семья часто переезжала, и Врубель учился в разных школах, но куда бы не забрасывала его судьба, всегда находилось время для занятия рисованием.
. С восьми лет он посещал рисовальные классы Общества поощрения художников. Потом мальчик обучался рисованию у частного педагога и посещал рисовальную школу. Юноша получил прекрасное образование.
М.А.Врубель был очень разносторонним художником: писал портреты, иконы, создавал иллюстрации к произведениям М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, иллюстрации к русским сказкам. Очень любил Врубель музыку. Однажды он побывал на опере «Сказка о царе Салтане», на которой услышал музыку замечательного русского композитора Н.А. Римского-Корсакова к этой сказке. Именно музыка этого композитора вдохновила художника к написанию картины. Слышали ли вы когда- нибудь эту музыку. А есть желание послушать?
Слушание отрывка музыки композитора Н.А. Римского-Корсакова «Царевна- лебедь»
- что представляли вы, когда слушали музыку?
- как вы думаете, образ Царевны- лебеди на картине вымышленный или написан с кого-то?
- на ней Врубель изобразил свою жену Надежду Ивановну Забелу, которая была лучшей исполнительницей партии Царевны-Лебедь в опере Николая Александровича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Она первой исполняла заглавные партии в операх «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане…»
III Работа по теме урока
- Стадия осмысления.
А)Приём «Ковёр самолёт»
–– А сейчас представьте, что у нас нас появился небольшой летательный аппарат, сказочный конечно. Какой?
– Итак, отправляемся в путь на ковре-самолёте, высаживаемся на острове Буяне и находимся внутри этой картины. Оглянитесь вокруг, рассмотрите, что вы слышите, ощущаете?
– вода (какая она? Холодная, бирюзовая),
-почувствуйте запах моря, прикоснитесь к скалам (тёплые или холодные,
скользкие, тишина, Лишь шорох крыльев, да плеск волн нарушают тишину).
Б)Приём «Подзорная труба»
-И вдруг у вас в руках появляется подзорная труба, и оглянувшись назад замечаем прекрасную Царевну, хрупкую и изящную.
– Что бы вы рассмотрели более крупным планом? (Лицо)
- Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, ресницы, брови,губы алые, ни тени улыбки,общее выражение лица, милое, прекрасное, загадочное лицо. Её глаза широко и печально открыты. Девушка будто что-то хочет сказать. ).
- Рассмотрите головной убор и платье царевны(кокошник, Пόднизь – нить или сетка с жемчугом, бисером (на старинном женском головном уборе), видим, как переливаются драгоценные камни на её венце, лучи заходящего солнца играют с ними)
(Цвет Царевны- Лебедь.
- для изображения царевны выбрал нежные, светлые краски (белую, голубую, розовую), так как сама царевна добрая и нежная…Светлый цвет подчёркивает её сияние. Своей рукой она придерживает полувоздушную белую фату. Героиня нежно держит её, прижимая руку к самому сердцу, как делают девушки в моменты тревоги и переживаний. Нежную руку украшают драгоценные кольца, как бы напоминая о том, что перед нами — царевна.
За спиной у неё большие воздушные крылья, отливающие серебристым цветом
Природа.
- изобразил темными, густыми красками: синими, темно-красными, серыми – все это помогло художнику сделать картину более сказочной, таинственной.
- Почему художник изобразил вечер?
- Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны, а какие для изображения природы? Контраст цветов подчёркивает красоту девушки
- Давайте взлетим невысоко ещё раз над островом с подзорной трубой. Наверняка мы заметим ещё что-нибудь. (замок царевны)
На заднем плане слева изображён чудесный остров с многочисленными строениями и дворцом, окна которого освещены ярким алым светом. Всё это — творение прекрасной Царевны-Лебедь, которая, как и все героини русского фольклора, преданно и беззаветно любит, помогает, поддерживает, вдохновляет на подвиги и восхищает.
В) Описание картины. Упр. 122. стр. 70
. – Мы с вами посмотрели, какой представляли Царевну Врубель, Римский-Корсаков, Пушкин, а вот какой увидел Царевну известный искусствовед И.Долгополов, мы сейчас узнаем. (Чтение текста)
– Понравилось описание? Почему?
– Посмотрим, как Долгополов показывает красоту Царевны, какие части речи помогают ему?
– А давайте проведём эксперимент. Прочитайте 2,3 часть без прилагательных
– Что изменилось в тексте, что он утратил? (Волшебство, он больше не завораживает).
- что это значит? ( в отзыве должны быть прилагательные)
- какими прилагательными описывает автор лицо? Брови, глаза? Камни в венце? Цвет крыльев? И.тд.
- что мы сейчас прочитали: описание или отзыв? (описание или сочинение по картине)
IV. Составление отзыва. Лексическая и орфографическая подготовка.
- а теперь приступаем к написанию отзыва по картине, который у каждого из вас будет свой, авторский.
- давайте вспомним план написания отзыва по картине из уроков чтения ( в тетради по чтению) – план написан на доске
План написания отзыва по картине
1.Впечатление от картине.
2.Что особенного запомнилось.
3.Мое отношение к картине.
1. Лексический словарь ( у каждого отпечатан)
1) Впечатление от картины
А)Картина М.А.Врубеля мне очень понравилась, восхитило, волшебное очарование картины, изображена необыкновенной красоты девушка, появляется ощущение, заглядываешь в сказочный мир, на картине царит мир и покой.
Б)Передо мной знаменитая картина художника М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»,
смотрю на эту картину, как будто попадаю в сказку, всё как будто заколдовано, хочется поскорее рассмотреть, волшебная царевна, которая может исчезнуть.
2) Что особенно запомнилось.
С картины, смотрит, красивая девушка, сказочная девушка-птица. Как она красива! милое, прекрасное, загадочное лицо, глаза, печально открыты, немного печальные глаза, загадочная грусть, будто что-то хочет сказать, сказочное одеяние Царевны, рукой придерживает, белая фата, украшенная серебряной нитью, белоснежные мягкие крылья, подчеркивают красоту ее наряда, излучают перламутровый свет, узорчатый кокошник, самоцветные камни белого, голубого и бирюзового цветов, сетка из жемчуга, нежная рука, украшают, драгоценные кольца, чёрные волосы, заплетённые в русскую косу, прекрасный розовый свет вечерней зари, яркие огни замка царевны, усиливает волшебное очарование морского пейзажа,
- Моё отношение к картине.
Очень понравилась картина, очень хотела увидеть, привлекает внимание, хочется бесконечно восхищаться, Врубелю удалось передать, красота, величие и таинственность героини, придает картине свет добра, надежды и ожидания перемен в жизни, хочется быть похожей на прекрасную девушку.
V. Творческая работа уч-ся. Чтение отзывов
VI Итог урока
1) Впечатление от картины
А)Картина М.А.Врубеля мне очень понравилась, восхитило, волшебное очарование картины, изображена необыкновенной красоты девушка, появляется ощущение, заглядываешь в сказочный мир, на картине царит мир и покой.
Б)Передо мной знаменитая картина художника М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»,
смотрю на эту картину, как будто попадаю в сказку, всё как будто заколдовано, хочется поскорее рассмотреть, волшебная царевна, которая может исчезнуть.
2) Что особенно запомнилось.
С картины, смотрит, красивая девушка, сказочная девушка-птица. Как она красива! милое, прекрасное, загадочное лицо, глаза, печально открыты, немного печальные глаза, загадочная грусть, будто что-то хочет сказать, сказочное одеяние Царевны, рукой придерживает, белая фата, украшенная серебряной нитью, белоснежные мягкие крылья, подчеркивают красоту ее наряда, излучают перламутровый свет, узорчатый кокошник, самоцветные камни белого, голубого и бирюзового цветов, сетка из жемчуга, нежная рука, украшают, драгоценные кольца, чёрные волосы, заплетённые в русскую косу, прекрасный розовый свет вечерней зари, яркие огни замка царевны, усиливает волшебное очарование морского пейзажа,
- Моё отношение к картине.
Очень понравилась картина, очень хотела увидеть, привлекает внимание, хочется бесконечно восхищаться, Врубелю удалось передать, красота, величие и таинственность героини, придает картине свет добра, надежды и ожидания перемен в жизни, хочется быть похожей на прекрасную девушку.
1) Впечатление от картины
А)Картина М.А.Врубеля мне очень понравилась, восхитило, волшебное очарование картины, изображена необыкновенной красоты девушка, появляется ощущение, заглядываешь в сказочный мир, на картине царит мир и покой.
Б)Передо мной знаменитая картина художника М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»,
смотрю на эту картину, как будто попадаю в сказку, всё как будто заколдовано, хочется поскорее рассмотреть, волшебная царевна, которая может исчезнуть.
2) Что особенно запомнилось.
С картины, смотрит, красивая девушка, сказочная девушка-птица. Как она красива! милое, прекрасное, загадочное лицо, глаза, печально открыты, немного печальные глаза, загадочная грусть, будто что-то хочет сказать, сказочное одеяние Царевны, рукой придерживает, белая фата, украшенная серебряной нитью, белоснежные мягкие крылья, подчеркивают красоту ее наряда, излучают перламутровый свет, узорчатый кокошник, самоцветные камни белого, голубого и бирюзового цветов, сетка из жемчуга, нежная рука, украшают, драгоценные кольца, чёрные волосы, заплетённые в русскую косу, прекрасный розовый свет вечерней зари, яркие огни замка царевны, усиливает волшебное очарование морского пейзажа,
- Моё отношение к картине.
Очень понравилась картина, очень хотела увидеть, привлекает внимание, хочется бесконечно восхищаться, Врубелю удалось передать, красота, величие и таинственность героини, придает картине свет добра, надежды и ожидания перемен в жизни, хочется быть похожей на прекрасную девушку.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 А КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«Падежные окончания имён существительных 1,2 и 3 склонения единственного числа.
Способы проверки безударных окончаний существительных»
Учитель: Идрисова Е. И.
с. Труновское 2017 г
Тема : Падежные окончания имён существительных 1,2 и 3 склонения единственного числа. Способы проверки безударных окончаний сущ.
Цель: Учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, научить учащихся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных. Отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных. Систематизировать существенные признаки имени существительного как части речи
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
Коммукативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные:постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Орг нач ур
Наш урок я хотела бы начать с пословицы:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".
− Как вы ее понимаете? (Мы узнаем что-то новое.)
- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам надо будет открыть этот сундучок.
-Чтобы наш урок сложился, прошёл для нас с пользой , я предлагаю вам из данных слов составить высказывание, которое станет девизом нашего урока:
ДУМАЙ РАБОТАЙ БЫСТРО МЕДЛЕННО А
( ДУМАЙ МЕДЛЕННО, А РАБОТАЙ БЫСТРО )
- Как вы это понимаете?
II.Актуализация знаний учащихся.
1. Повторение теоретических сведений об имени существительном
Вот посмотрим сейчас, как быстро вы сможете ответить на вопросы теста. Чем быстрее, тем лучше.
1.Какая часть речи называется именем существительным?
а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?;
б) Имя существительное – это часть слова, которая обозначает предмет.
2.Что называют склонением?
а) Изменение имен существительных по падежам;
б) Изменением имен существительных по родам?
3. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?
а) с помощью рода и окончания.
б) с помощью проверочного слова
4.Какая группа слов относится к 1 склонению ?
а) яблоко, лимон, помидор
б) слива, дядя, вишня.
5 .Какая группа слов относится ко 2 склонению?
а) окно, автомобиль, товарищ
б) зима, весна, суббота
6.Какая группа слов относится к 3 склонению?
а) морковь, печь, степь
б) снегирь, день, пень
2.Словарно – орфографическая работа
П…НАЛ, Р…СИНКА, ЯБЛ…КО, Т…ПОР, Н…РОД, ИНТ..РЕС, Ц…ПЛЁНОК,АДР…С, П…ШЁЛ .
- Какое правило объединяет данные слова? (безударные гласные)
- Подумайте и назовите слово, которое по – вашему мнению,«лишнее». ( пошёл)
- А на какие группы можно разделить оставшиеся слова с учётом пропущенных букв? ( Безударные гласные проверяемые и непроверяемые)
б) Работаем со словами, которые на доске.
- Выделите слова 2 склонения ( пенал, яблоко,топор, народ, интерес, цыплёнок, адрес)
- Соедините первые буквы имён существительных 2 склонения по порядку их написания.
- Какое слово получилось? ( ПЯТНИЦА)
- Назовите морфологические признаки этого слова: ( сущ. , ж. р. , 1скл.)
- Какую крылатую фразу вы знаете со словом «ПЯТНИЦА» ?
Семь пятниц на недел..
- Когда так говорят? (когда человек часто меняет своё решение)
- можно ли допустить ошибку в написании окончания этого слова? (можно, оно безударное)?
- знаете ли вы какие-либо способы объяснения написания окончания у этого слова?
- Какие будут предложения по решению данной проблемы.(выяснить, как помочь себе правильно писать безударные падежные окончания существительных разных склонений)
III Постановка учебной цели.
- В связи с этим, какова цель нашего урока?
( написания безударных падежных окончаний имён существительных)
IV. Работа по теме урока
1)Упр. 181 (с. 102-103).
— Назовите окончания существительных 1,2 и 3-го склонения в начальной форме.
— Сравните окончания существительных в косвенных падежах. В каких падежах существительные имеют одинаковые окончания? (В родительном падеже одинаковые окончания имеют существительные 1-го и 3-го склонения. В предложном падеже — 1-го и 2-го склонения.)
2)- учебник предлагает вам два способа проверки безударных окончаний.
Стр. 103 таблица.
- что значит вспомнить? (выучить наизусть эту таблицу)
- какой способ вам более понятный и легче?
- вспомните наши слова подсказки с ударным окончанием(лиса, конь, степь)
3) Для решения орфографической задачи воспользуемся советами таблицы и нашими знаниями: вставим пропущенные окончания у существительных.
Для этого вспомним алгоритм, по которому мы определим букву окончания:
1.определяем склонение по начальной форме слова
2.подбираем вспомогательное слово, ставим его в ту же форму.
3. какое окончание у слова ключа, такое же окончание у данного слова.
(работа коллективно, по цепочке).Указать падеж, склонение (слайд)
Вспоминать о лет.., пригодится в жизн.., учиться грамот.., прийти с подарк.., появились на неб.., прожить до старост.., сидеть на скамейк.., идти пол... ,
4) Исследование. Проверка действия слов-помощников на других словах.
- я предлагаю вам провести исследование и убедиться или не убедиться в действии наших слов-помощников на других словах.
Самостоятельно по вариантам.
I вариант: по полянк., к черёмух., у ежих., на медал., в пол., по травинк., возле речк., у дорог., в речк… , в рек.., к бабушке, на верхушке.
II вариант: на топол., от бол., в деревн., по комнат., от радост., в библиотек., у речк., по дорог., от бол.., в рек.., по опушк.., на осин….
- Какую орфографическую задачу вы решали?
- Как вы её решали? (слова-помощники)
- какое слово было лишним? (в реке. Ударное окончание). Слово-ловушка
5) упр. 182 (доказать правильность написания выделенных окончаний). Как вы докажите? (падеж , скл сущ)
1вариант- 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение
6.Дифференцированная работа
1)Прочитай. Найди орфограмму в безударном окончании существительного и объясни его написание.
Утром выпал снег. Закружились в воздухе пушистые снежинки. Они укутали белым покрывалом землю. Тонким ледком покрылись речки и пруды. Всё притихло и уснуло, как в сказке.
2.Дополни предложения подходящими по смыслу существительными. Объясни правописание окончания вставленных существительных.
Брат меня и маму катал на ……… по тихой реке. На воде тихо качались белые …….., желтые ………. .Берега реки утопают в…….. . Хорошо летом на ……..!
3) Исправь ошибки иностранца, который тоже пользовался словами-помощниками. Если ты не согласен, исправь и дай своё объяснение.
Мы медленно подошли ( к степи ) к рощи. С нежный бугор быстро образовался ( на лисе) на крыше сторожке. Ребята шли( по лисе) по краю дороге.
V. Подведение итогов урока.
- какую орфографическую задачу вы решали сегодня на уроке?
- Кто научился решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных?
- Кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных?
- Как будете действовать, если у существительного безударное окончание?
1. Работа в группах (проверка по два слова от группы)
Выполняй нужные действия и заполняй графы таблицы.
Имя сущ. | Нач. форма | Род | Скл. | Слово – помощник | Оконч. |
ОБРАЗЕЦ В конюшне | конюшня | Ж.р. | 1 скл | Лиса- в лисе | е |
в тетрад .. с медвед.. на ветк.. сирен.. в театр.. на спектакл.. из жизн.. девочк.. |
VI Рефлексия
- Подводя итог нашего урока, мне хотелось бы знать, поняли ли вы тему нашего урока и как эти знания будете применять на уроках русского языка в дальнейшем.
- Из всех слов на доске выберете только те, которые относятся к теме нашего урока
Существительное, предлог, падеж, склонение, ударные окончания, безударные окончания, слова-помощники, прилагательное, начальная форма, проверка.
- Составим из них схему:
Существительное
ударные окончания безударные окончания,
проверка.
начальная форма
склонение
падеж,
слова-помощники
Д/З печ. Тет
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
(выступление на школьном МО)
Учитель: Идрисова Е. И.
С. Труновское
2017 г.
Богатство русского языка заключается в неисчерпаемом запасе слов, звучности и мелодичности системы фонетической, в выразительности грамматических средств. В русском языке, «емком» и «умном», есть и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слов, и словесная живопись»- писал С. Маршак.
Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Как пробудить интерес детей к занятиям, как повысить грамотность письма? Успех обучения зависит от того , возникает ли у них интерес к изучаемому, радость узнавания нового, удивление от соприкосновения с языком. Значит надо искать методы работы, которые помогут всем овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, причем таким образом, чтобы слабые не отставали, а сильные не останавливались в своем развитии, а шли вперед. Одним из аспектов данной работы является предупреждение и исправление орфографических ошибок учащихся. Работа над ошибками – важная сфера деятельности каждого учителя и самих учащихся. Самые главные условия успеха работы над ошибками заключаются в регулярном её проведении и требовательности учителя к качеству её выполнения. Важным моментом здесь является мобилизация учащихся на преодоление пробелов в знаниях.
Анализ и исправление ошибок в зависимости от содержания урока можно проводить как в устной, так и в письменной форме. Кроме того, различают фронтальную, индивидуальную, групповую работу над ошибками. Несколько слов о тех, что уже проверены в нашей практике.
1. Фронтальная работа над ошибками выполняется после проведения контрольного диктанта. Кроме того, считаю целесообразным проводить её каждый раз после проверки ученических тетрадей. Целью этой работы является восполнение самых серьёзных и частотных пробелов, обнаруженных в знаниях учащихся при проверке диктанта, самостоятельной или домашней работы. Во время подготовки к фронтальной работе над ошибками учитель должен придерживаться следующих правил:
1. Из числа допущенных ошибок надо выделить 3-4 их типа для анализа в классе. Следует помнить, что нельзя перебрасываться от одного правила к другому и ограничиваться лишь поверхностным перечислением правил, бессистемным и малоэффективным их повторением.
2. При определении того, какие типы ошибок следует взять для разбора на данном уроке (или на данном этапе урока), надо руководствоваться:
а) степенью значительности ошибки;
б) её распространенностью;
в) устойчивостью;
г) степенью трудности соответствующего правила для понимания и усвоения его учащимися.
3. Для успешного проведения работы над ошибками нужно:
а) подобрать материал (примеры) для упражнений на соответствующие правила;
б) наметить. Кого из учащихся следует вызвать (вызываются в первую очередь ученики, допустившие ошибки);
в) наметить домашнее задание ( упражнения, которые следует дать учащимся с целью предупреждения проработанных ошибок в дальнейшем).
2. Индивидуальная работа над ошибками имеет несколько разновидностей. После отработки необходимых навыков в классе можно предложить учащимся анализ и исправление их ошибок в качестве домашней работы.
Целью индивидуальной работы над ошибками является развитие у учащихся умения анализировать собственную деятельность, научиться исправлять и предупреждать ошибки, оформлять и защищать самостоятельную творческую деятельность.
Ученик, самостоятельно выписывая и классифицируя собственные ошибки, к определённому сроку готовит устный ответ. Защита работы над ошибками, если она готовится учеником в домашних условиях, может проходить и в нетрадиционной форме, например, в виде игры, викторины, ребуса, кроссворда. Ошибки могут быть выписаны в ученическую тетрадь учителем. Отрабатывается определённая группа ошибок, вызывавшая затруднение на протяжении нескольких письменных работ. Вышеназванные виды и формы работы над ошибками часто совмещаются. Например, на уроке анализа ошибок, допущенных в контрольном диктанте, чаще всего присутствуют как фронтальный, так и индивидуальный виды деятельности. К фронтально-индивидуальным, на мой взгляд, можно отнести и работу над ошибками, допущенными в словарных словах (в том числе и научных терминах). 3. Отработка ошибок в группах.
Цель работы – развитие умения составлять сообщение на грамматическую тему, классифицировать допущенные ошибки, воспитывать чувство коллективизма.
Формируются случайные (или по определённому принципу) группы по 2, 3, 4 человека. Существуют ролевые алгоритмы деятельности каждого участника этой группы.
Фамилия участника группы | ||||
Роли | Рассказчик | Исполнитель | Контролёр | Оппонент |
Задачи | Объясняет суть ошибок | Рассказывает всей группе о полученных сведениях | Подбирает практический материал из учебника для проверки знаний | Анализирует и оценивает работу всей группы |
Все действия участников оцениваются. Учителю сдаётся протокол работы группы, в котором отражена проделанная работа в зависимости от поставленных целей и задач. Вся группа составляет схему для более быстрого запоминания данного правила.
Состав групп может меняться. Учитель, получив протокол устной отработки ошибок и сравнив результаты «старого» и «нового» протоколов, выставляет оценку. Затем ученик пререводится в другую группу, т.е. происходит смена ролей.
Групповая работа над ошибками отличается от фронтальной тем, что она позволяет учащимся работать более самостоятельно и восполнять именно пробелы в знаниях каждого ученика, а не разбирать всем классом (что особенно неприемлемо для «сильных» ребят) ошибки на наиболее простые орфографические правила.
Итак, мною перечислены наиболее распространённые формы, методы, средства работы над ошибками. Конечно. Всё вышеизложенное не является новым. Но напомнить об этом нелишне, т.к. в последнее время внимание к работе над ошибками усиливается. И тем более каждый педагог должен помнить, что эта сфера деятельности также является интересной, творческой, необходимой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.
В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...
Ценностный смысл формирования и развития культуры здоровья как достижения учащихся и одного из условий повышения качества образования
Здоровье ребёнка, его физическое и психологическое состояние в значительной степени определяется условиями его жизни, и прежде всего условиями жизни в школе...... В каждой школе созд...
обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.
Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...
Доклад на тему: Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования
В данной работе представлен краткий перечень образовательных технологий с примерами из практики. ...
Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий повышения качества образования
Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий повышения качества образования»...
ФГОС второго поколения. Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Основные образовательные технологии. Список используемой литературы и интернет-ресурсов....
Использование ИКТ в начальной школе как одно из условий повышения качества работы учителя.
Как повысить качество работы учителя начальной школы с помощью ИКТ...