Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Раянова Гульнур Анасовна

Учебник: Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В.  Учебник «Русский язык» 3 класс, в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2013 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz_3_kl.docx73.93 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Мари Булярская основная общеобразовательная школа» Муслюмовского

муниципального района Республики Татарстан -

Ново Саитовская начальная общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании ШМО

«Согласовано»

Утверждена приказом

Протокол №1 от «28» августа 2017 года

заместитель директора по УВР

                    директора

Руководитель ШМО

____________Л.М.Гильфанова

__________А.А.Изибаева

_________/И.П.Ямилова

« 28 » августа 2017 г

№ 60 от 29 августа 2017 года

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

3 класс

Разработана учителем начальных классов первой квалификационной категории

Раяновой ГульнурАнасовны

                                                                         

                                           Рассмотрено

                                                                                          на заседании педагогического совета

  протокол  № 1 от  «29»  августа  2017г.

                                                                                                                   Новое Саитово

2017 год

Учебник: Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В.  Учебник «Русский язык» 3 класс, в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2013 год.

Количество часов в неделю                                                           4

Количество часов в год                                                                 134

                                                                        Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

Сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

                                                                                          Содержание учебного предмета

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. ТекстКоммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части высказывания (текста).Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в

стихотворениях.Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).Речевой этикет. Использование формул речевого этикета

в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность. Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.  

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Мир общения. Повторяем – узнаём новое.

29 часов

2.

Слово в речевом общении. Словосочетание, предложение и текст в речевом общении.

28 часов

3.

Части речи.

4 часа

4

Имя существительное.

29 часов

5

Местоимение.

3 часа

6

Глагол.

27 часов

7

Имя прилагательное.

15 часов

8

Повторение.

1 часа

Практическая часть программы:

Вид работы

Диктант

2

Словарный диктант

3

Контрольное списывание

2

Контрольная работа

6

Изложение

4

Сочинение

2

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол

час

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения

I раздел. Мир общения. Повторяем – узнаём новое.  (28 ч)

план

факт

1.

Речевое общение. Диалог. Собеседники.

1

Составление письменного варианта рассказа о летних каникулах с предварительной  работой по повторению известных детям орфограмм. Работа по вопросам и заданиям учителя. Сравнение алгоритмов определения написания слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

1.09

2

Разница между диалогом и спором.

1

Решают проблемную ситуацию: с какой целью люди обща-ются. Самостоятельное определение различий между спором и диалогом. Самостоятельная работа учащихся: ответы на вопрос «Что в общении с друзьями и родителями для тебя самое главное? с использованием

2.09

3

Речь устная и письменная.

1

Работа по вопросам и заданиям учителя. Ответы на вопросы Совенка (с. 13 учебника). текущий

5.09

4

Виды текстов. Составные части текста.

1

Определение типа каждого текста из упр. 26 учебника, выяс-нение того, что тема всех трех текстов одна. Определение типа текста (упр.27 из учебника). текущий

7.09

5

Изложение с использованием плана текста.

1

Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать его. Писать изложение по составлен-ному плану. Творческая работа

8.09

6

Коррекция знаний.  Сфера употребления текстов.

1

Определение типа каждого текста из упр. 33 учебника. Составлять тексты-рассуждения на заданные темы. текущий

9.09

7

Входная контрольная работа (диктант).

1

Выполнение контрольной работы тематический контроль

12.09

8

 Работа над ошибками.

Звуки и буквы.

1

Работа по выявлению соответствия (соотношения) звуков и букв в словах (упр. 40 из учебника), зависимости между значением слова и набором и последовательностью звуков в нем (упр. 42 из учебника).текущий

14.09

9

Деление слов на слоги.

1

Текущий. Нахождение закрытых и открытых слогов. Сравнение звучания поэтического текста, в котором больше слов с открытыми слогами, и поэтического текста, в котором больше слов с закрытыми слогами (упр. 47 из учебника).

15.09

10

Ударение.

1

Текущий. Работа по заданиям и вопросам учителя. Трени-ровка в постановке ударения в словах и словоформах, «проб-лемных» с точки зрения орфоэпии .Знакомство с новым видом словаря — орфоэпическим словарем.

16.09

11

Орфограммы слова.

1

Повторение определения орфограммы. Обобщение знаний детей обо всех известных орфограммах — проведение игры-аукциона «Кто больше и быстрее?». 39 стр

19.09

12

Имена собственные.

1

Работа с текстами, воспитывающими патриотические чув-ства (упр. 58). Комментированное письмо с объяснением пропущенных букв. Коллективное составление заявления любого содержания с записью его на доске и в тетрадях.

21.09

13

Безударная гласная в корне слова.

1

Текущий. Работа по вопросам и заданиям учителя.Отработка умения проверять безударные гласные в корне слова.стр.43)

22.09

14

Проверка безударной гласной в корне слова

1

Комментированное письмо; самодиктант (упр. 64; работа в паре ; запись стихотворения по памяти

23.09

15

Проверяемые и непроверяе-мые безударные гласные в корне слова. Мини-сочинение

1

Сравнение алгоритмов работы с проверяемыми и непроверя-емыми безударными гласными в корне слова. Подбор слов с непроверяемым написанием по рисунку.Мини-сочинение упр 65. (стр.44)

26.09

16

Парные согласные.

1

Отработка умения проверять парные по звонкости-глухости согласные в конце слова и перед другими парными по звонкости-глухости согласными. (стр.45) текущий

28.09

17

Проверка парных согласных в конце слова и в середине слова.

1

 Самостоятельная работа по заданию к упр.

29.09

18

Слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными.

1

Распределительный диктант. Выполнение текстового зада-ния с обязательной самопроверкой и самостоятельным. Списывание и озаглавливание текста.

30.09

19

Непроизносимые согласные.

1

Выполнение упр.из учебника в форме комментированного письма. Составление устных ответов-рассуждений при объяснении написания слов с пропущенными буквами. (стр.47) текущий

3.10

20

Проверка непроизносимых согласных.

1

Распределительный диктант. Игра «Назови антоним». Составление рассказа по рисунку и опорным словам.

5.10

21

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

Определение алгоритма проверки изучаемых орфограмм на материале упр. из учебника. Составление словосочетаний со словами с изучаемыми. Составление рассказа по опорным словам с изучаемыми орфограммами (50 стр).текущий

6.10

22

Правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков.

1

Игра «Найди антоним». Образование с помощью приставок новых слов от слов ехать, есть, явить. Распределительный диктант. Составление устных рассказов на тему «Когда деревья стали красивыми».

7.10

23

Удвоенные согласные.

1

Работа над правописанием слов с удвоенными согласными сочетается с повторением правил переноса слов ; составле-нием словосочетаний (упр. 78 из учебника); составлением предложений ; повторением всех известных детям орфографических правил (упр. 79 из учебника); текущий

10.10

24

Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн.

1

Выполнение упр. 81 из учебника в форме комментирован-ного письма. Запись текста по памяти (упр. 83 из учебника). Нахождение слов с изучаемыми орфограммами. Работа над сравнением. (стр.53)

12.10

25

Правила написания буквосо-четаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. Закрепление

1

Объяснение, почему буквосочетания чк, чн — это орфог-раммы. Составление рифмованных строчек с данными словами. Поиск слова с  буквосочетанием чн в тексте(55 стр)  

13.10

26

Правила переноса слов.

1

Работа по вопросам и заданиям учителя. Комментированное письмо

14.10

27

Контрольный диктант по разделу «Мир общения. Повторяем – узнаём новое»

1

Контрольный диктант

тематический 

17.10

28

Написание слов с изученными орфограммами.

1

Нахождение орфограмм в словах. Выполняется в форме комментированного письма. текущий.

19.10

29

Закрепление по разделу «Мир общения»

1

Закрепление по разделу «Мир общения»

20.10

Слово в речевом общении. Словосочетание, предложение и текст в речевом общении.28 часов

30

Основные функции слова.

1

Работа с моделями слов. Зависимость значения слова от его звуко-буквенной формы ( игра «Цепочки слов и рисунков».

21.10

31

Звуко-буквенная форма слова и его значение.

1

Наблюдение за звукописью и звукоподражательными словами. Конкурс «Кто четче и быстрее произнесет скороговорки?». Наблюдение за звукописью и звуковыми повторами в поэтических произведениях 67 стр текущий

24.10

32

Как «устроено» слово. Словарный диктант.

1

Игра «Кто знает больше слов?». Работа с рубрикой «Из толкового словаря» на с. 64 учебника. Словарный диктант

26.10

33

Откуда слово пришло.

1

Работа с этимологией топонимов. Разбор слов по составу и анализ орфограмм в них. Происхождение имен рек и озер. Географические имена. Названия древнерусских городов. (68-72) текущий

27.10

34

Синонимы.

1

Наблюдения за синонимами, антонимами и омонимами. Работа с моделями слов-синонимов. Выяснение различий в сфере употребления синонимов. Распределение слов в синонимические группы с указанием различий в оттенках значений или в сфере их употребления.(73) текущий

28.10

35

Антонимы.

1

Значение термина «антонимы» самостоятельно или при чтении «Узелков на память» с.76 учебника. Нахождение антонимов в пословицах. Подбор антонимов к словам разных частей речи. текущий

7.11

36

Омонимы.

1

Выявление сущности омонимов при анализе моделей слов стр 78. Нахождение омонимов в текстах, определение их. Составление предложений с омонимами  текущий

9.11.

37

Многозначные слова.

1

Определение различий между омонимами и многозначными словами. 80 стр текущий

10.11

38

Словосочетание.

1

Чтение определения словосочетания. Выявление отличий словосочетания от слова. Составление словосочетаний с использованием данных. Составление словосочетаний по вопросам. (84-85) текущий

14.11

39

Предложение. Типы предложений по цели высказывания.

1

Анализ некорректно составленных предложений. Определение типа предложений по цели высказывания и по интонации. Установление связи слов в предложении по вопросам и с помощью окончаний. 86-87 стр

16.11

40-41

Главные члены предложения.

2

Текущий Определение главных членов в предложениях. Сос-тавление предложений из данных слов, определение в них главных членов. Составление устного текста-рассуждения при ответе на вопрос: «Почему не все из предложенных слов могут быть подлежащими?». с.88

17.11

21.11

42-43

 Однородные члены предложения.

2

Текущий. Наблюдение за предложениями с однородными подлежащими и однородными сказуемыми . Чтение сообще-ния Самоварова и слов Совенка на с. 92 учебника.

23.11 24.11

44

Корень. Однокоренные слова.

1

 Текущий Выбор верного проверочного слова для написания безударных гласных в корнях

28.11

45

Приставка.

1

Текущий Определение приставки  при чтении «Узелков на память» со с. 103 учебника. из упр. 167 учебника учащиеся находят приставки в однокоренных словах с корнем -лет-, определяют

30.11

46

Разделительный твёрдый знак.

1

Текущий Закрепление умения правильно писать слова с орфограммой «Разделительный твердый знак» при выполнении упр. 182, 183 из учебника.

1.12

47

Суффикс.

1

Текущий Определение суффикса,  чтение «Узелков на память» со с. 109 учебника. Разные значения суффиксов: уменьшительно-ласкательные и увеличительно-пренебрежительным

5.12

52

Окончание.

1

Текущий Выделение окончаний у слов разных частей речи (стр.113-114).

7.12.

53

Основа слова.

1

Текущий Выполнение упр. на стр.115из учебника. Выделение основы и окончания в словах (упр. 202.) Осмысление значения термина «основа слова»

8.12.

54

Значение приставок и суффиксов в словах.

1

Текущий Определение значений приставок и суффиксов в словах. Наблюдение за образованием новых слов с помощью приставок (упр. 208 из учебника).

12.12.

55

Контрольный диктант по разделу «Слово в речевом общении».

1

Тематический. Контрольный диктант

14.12.

Части речи. 4 часа

4 часа

56

Работа над ошибками.

Части речи.

1

Текущий Работа с рубрикой «Узелки на память» стр.122 О чем новом мы узнаем? Для чего надо знать части речи?

15.12.

57

Определение частей речи с помощью вопросов.

1

Текущий Определение частеречной принадлежности слов при работе по образцу. Составление ответов на вопросы по тексту с указанием в первом ответе работа с текстом

19.12.

Имя существительное. 29 часов

58

Коррекция знаний. Имя существительное.

1

Текущий.Чтение диалога Ани, Вани и Совенка со с. 135. Игра «В магазине». Разграничение имен существительных и омонимичных им глаголов .

21.12.

59

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

Текущий Повторения правила употребления прописной бук-вы в именах собственных: исправление допущенных всловах ошибок . Сопоставление имен собственных инарицательных, употребляемых в сочетаниях типа город Москва.

22.12

60

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Текущий Нахождение одушевленных и неодушевленных имен существительных в (упр. 245 из учебника), выполнение задания по выбору (составление текста-рассуждения или текста- повес

11.01.

61

Систематизация знаний об имени существительном.

1

Текущий Систематизация знаний школьников об имени существительном (стр.142-143).

9.01.

62

Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам.

1

Текущий.Чтение «Узелков на память» со с.144 учебника. Определение числа имен существительных в тексте, наблюдение за значением категории числа

11.01.

63

Род имён существительных.

1

Текущий Распределение слов с точки зрения их сочетаемос-ти со словами он мой, она моя, оно, мое (упр. 1 из учебника). Распределение имен существительных по родам (упр. 3 из учебника). Объяснение орфограмм в словах из словаря.

12.01.

64

Значение категории рода имён существительных.

1

Текущий Составление рассказа по рисунку и определение рода имен существительных в составленном тексте.Объяс-нение значения категории рода начинается с работы по учеб-нику.Выявление значения категории рода имен существительных при составлении словосочетаний

16.01.

65

Мягкий знак после шипящих в конце имён существитель-ных женского рода.

1

Текущий Самостоятельная формулировка правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных (стр.13. Игра «Найди третье лишнее». Составление рассказа по рисунку с использованием опорных слов и словосочетаний (упр.22 изучебника).

18.01.

66

Изменение имён существительных по падежам.

1

Текущий  словарный диктант. Наблюдение за изменением формы слова и формирование умения находить в предложе-нии слово, от которого зависит имя существительное (упр. 28 из учебника). Знакомство  с этимологией названий  падежей (упр. 29).

19.01.

67

Именительный, родительный падеж имён существительных.

1

Текущий Чтение сообщения Самоварова на с. 23 учебника. Работа по вопросам и заданиям учителя. Выполнение упр. 37-37 из учебника. Выборочный диктант. Нахождение имен существительных в именительном падеже с подбором антонимов.

23.01

68

Окончания имён существительных в родительном падеже.

1

Текущий Составление словосочетаний с именами существительными, при употреблении которых в родительном падеже возникают сложности в выборе окончания. Задание «Проверь себя» (самостоятельно) 28 стр

25.01

69

Дательный, винительный падеж имён существительных.

1

Текущий Работа по заданию Совенка (с.29 учебника). Коллективное составление словосочетаний с существительными в дательном падеже с выбором предлогов . Обязательно выделить окончания существительных. Комментированное списывание текста .

26.01

70

Творительный, предложный падеж имён существительных.

1

Текущий Работа по заданию Совенка (с. 33 учебника).Соста-вление словосочетаний c именами существительными в тво-рительном падеже. Составление рассказа по словосочетани

30.01

71

Обобщение о склонении имён существительных.

1

Текущий Выполнение упр. С. 40-41 з учебника. Задание повышенной сложности — составить предложения, употре-бив данные слова во всех шести падежах составление словосочетаний из предложенных слов .

1.02

72

Морфологический разбор имени существительного.

1

Текущий Помощь Ане в устном разборе имени существи-тельного. Наблюдение за порядком оформления письмен-ного разбора (ответ Вани на с. 42-43учебника). Устный и письменный разбор имен существительных из данных пред-ложений. Исправление ошибок, допущенных при разборе имен существительных

2.02

73

Контрольный диктант  по теме «Имя существительное»

1

Тематический Диктант

6.02.

Местоимение. 3 часа

74

Работа над ошибками.

Местоимение.

1

Текущий Чтение диалога учебника, сообщения Совенка (с. 48). Выяснение роли местоимения как средства,позволяюще-го избежать повторов в тексте. Выбор местоимений в зави-симости от рода заменяемого имени существительного. (упр. 85 из учебника).

8.02.

75

Роль местоимений в предложении.

Диктант по теме «Местоимение»

2

Текущий Игра «Найди четвертое лишнее» (упр. 89 из уч). Работа по вопросу учителя: Всегда ли мы верно употребляем местоимения в речи?. Запись под диктовку местоимений с предлогами: к нему, с ней, около них, с ними, без нее,без них

9.02

Глагол . 27 часов

76

Глагол.

1

Текущий Игра «Кто больше?» . Распределение глаголов по группам (упр. 93 из учебника)..

13.02

77

Роль глаголов в речи.

1

Текущий Объяснение значения многозначных глаголов в тексте, подбор к ним синонимов ; подбор антонимов к дан-ным глаголам ; замена данных фразеологизмов синонимич-ыми глаголами . Определение синтаксической функции глаголов (упр. 104 из учебника).

15.02

78

Сочинение по рисункам и опорным словам.

1

Творческая работа Составление рассказов по рисункам и опорным словам . Наблюдение за ролью глаголов в прозаическом тексте.

16.02

79

Изменение глаголов по временам.

1

Текущий. Выполняют упр. 105, читают сообщение Самова-рова и отвечают на вопросы Совенка на с. 59 учебника. По-иск глаголов в тексте, выписывание их с указанием вопросов и времени каждого глагола (упр. 106 из уч) (упр. 107из уч).

20.02

80

Упражнения в определении времени глагола и изменение глагола по временам.

1

Текущий. Задание повышенной сложности — распределение глаголов по временам,  составление с ними предложений (упр. 111-112 из учебника). Важно, чтобы дети правильно ставили вопросы к глаголам.

22.02

81

Образование формы глаголов настоящего времени по образцу.

1

Текущий. Чтение сообщения Совенка на с. 63 учебника. Наблюдение за изменением глаголов в настоящем времени — чтение примеров Совенка на с. 64 учебника.

23.02

82

Употребление глаголов в настоящем времени.

1

Текущий Составление рассказа по данным вопросам (упр. 116из учебника). Изменение текста, связанное с изменением временной формы глаголов в нем (упр. 117 из учебника).

27.02

83

Распознавание глаголов в прошедшем времени.

1

Текущий. Чтение текста из упр. 118 учебника, работа по за-даниям, выписывание глаголов. Поиск глаголов в прошед-шем времени в загадках (упр. 119 из учебника. Читается соо-бщение Самоварова на с. 66 учебника. (упр. 121из учебника).

1.03

84

Образование форм глаголов в будущем времени.

1

 Текущий. Наблюдение за разными способами образования форм будущего времени от глаголов разного вида Образо-вание форм будущего времени от данных глаголов по вопр-сам проводится коллективно, с комментированной записью. (упр. 125 с.69 из учебника).

2.03.

85

Изменение глаголов в форме будущего времени.

1

Текущий. Выполнение упражнений, ориентированных на формирование умения ставить глагол в форму будущего времени: упр. 127 из учебника. Определение времени глаголов в стихотворении-путанице (упр.130 из учебника).

6.03.

86-87

Неопределённая форма глагола.

2

Текущий. Чтение сообщения Самоварованас.72учебника. Распределение глаголов в неопределенной форме в группы по вопросам что делать? И что сделать? Выделение суффиксов данных глаголов (упр.134 из учебника).

9.03

13.03

88

Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме.

1

Текущий. Выполнение упр.135-138 из учебника.

15.03

89

Изменение глаголов по числам.

1

Текущий. Выполнение упр. 141 из учебника. Определение числа и времени глаголов в предложениях (упр. 142 из уч). Обратить внимание на то, что безударные окончания глаго-лов — это орфограмма.

16.03

90

Роль окончаний при изменении глаголов по числам.

1

Текущий. Изменение предложений в связи с изменением формы . Работа по вопросу Совенка со с. 78 учебника. Изменение текста в связи с изменением числа глаголов в нем

20.03

91

Конторольный диктант по теме «Глагол»

1

Тематический. Изложение по тексту упр146. Грамматичес-кое задание после написания изложения —подчеркнуть в тексте глаголы, указать их время, число и, если возможно

22.03

92-93

Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.

2

Текущий. Наблюдение за изменением по родам глаголов в прошедшем времени в единственном числе начинается с задания дописать окончания глаголов. При этом для анализа предлагаются глаголы с ударными окончаниями.

23.03

5.04

94

Не с глаголами.

1

Текущий. Выявление значения частицы. Чтение сообщения Самоварова на с.88 учебника. Наблюдение за ролью частицы не в пословицах и в загадках (упр. 159учебника). Исправле-ние ошибок в написании частицы не и ее употреблении в тексте . Составление правил поведения

6.04.

95

Роль частицы не и правила её написания с глаголами.

1

Текущий. Исправление содержания текста путем добавления частицы не там, где это необходимо  Задание может быть выполнено в паре.

10.04.

96

Морфологический разбор глагола.

1

Текущий. Систематизация знаний детей о глаголе по плану, предложенному Самоваровым, на с.92 учебника. Знакомство с алгоритмом устного разбора глагола.

12.04

97

Имя прилагательное.

1

Текущий. Актуализация знаний учащихся об основных приз-наках имени прилагательного как части речи при выборенаи-более точного ответа на данный вопрос. Игра «Кто больше?»

13.04

98

Роль имён прилагательных в речи.

1

Текущий Определение роли имен прилагательных в речи — работа по вопросу Совенка со с. 99 учебника, редактирова-ние описания Незнайки (упр. 177 из учебника)

17.04

99

Образование имён прилагательных с помощью суффиксов.

1

Текущий Подбор антонимов к именам прилагательным (упр. 178 из учебника). Подбор синонимов к именам прилагатель-ным (упр.179 из учебника). Распределение имен прил по гр.

19.04

100

Зависимость имени прилагательного от имени существительного.

1

Текущий.Наблюдение за изменением одного и того же при-лагательного при согласовании его с существительными ра-зного рода и разного числа. Формирование умения находить в предложении имя существительное, от которого зависит прилагательное

20.04

101102

Изменение имён прилагательных по родам.

2

Текущий. Наблюдение за согласованием имен прилагатель-ных с именами существительными, за изменением оконча-ний прилагательных при согласовании с существительными

24.04  26.04

103104

Изменение имён прилагательных по числам.

2

Текущий. Наблюдение за изменением имен прилагательных по числам. Выводы учащихся уточняются при чтении сооб-щения Самоварова на с. 113 учебника

27.04 3.05

105

Проверка безударных окончаний имён прилагательных.

1

Текущий. Наблюдение за написанием безударного оконча-ния прилагательного в начальной форме. Формирование умения орфографически верно записывать безударные окончания

4.05.

106107

Изменение имен прилагательных по падежам

2

Текущий . Упр.205

8.05

10.05

108

Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное

1

Тематический. Объяснение написания окончаний имен прилагательных в поэтическом тексте, работа с олицетворе-нием (упр. 206из учебника); составление рассказа по рисунку

11.05.

109-110

Морфологический разбор имени прилагательного.Межаттестационная работа.

1

Текущий. Чтение «Узелков на память» со с. 119 учебника. Знакомство с последовательностью разбора имени прилагательного как части речи — чтение сообщения Самоварова на с. 120 уче

15.05

17.05.

111

Сочинение по рисунку с использованием опорных словосочетаний

1

Тематический. Работа по заданиям и вопросам из рубрики «Проверь себя» со с. 125 учебника в устной форме с написанием диктанта с грамматическим заданием.

18.05.

Повторение. 1 часа

112

Повторение изученного в 3 классе

1

Повторение основных изученных тем в 3 классе

22.05.

Приложение

Контрольная работа № 1 по теме: «Речевое общение».

 Осенний лес.

Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки. Осенний лес был в золотистых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Вот стайка крикливых дроздов слетела с рябины. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы отправились в далёкий путь на юг. До свидания, журавли!

Контрольный диктант №2 по теме «Девять правил орфографии»

Зимний вечер.

 Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустел снег под ногами. На звездном небе появилась луна. Мороз крепчал. Вьюга намела большие сугробы. Деревья и кусты укрылись хлопьями снега. Старые пни надели на головы пушистые шапки. Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Маленький домик было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко запылал огонь. В избушке стало тепло и уютно.

 Проверочная работа по теме: «Слово и его значение».

Диктант.

Скучная картина.

 Пришла ненастная осенняя пора. Леса редеют и пустеют. Там стоит тишина. Только тяжёлая мокрая ворона садится на голую ветку и кричит. Галки летают стаями. Частый дождик мочит землю. Она выглядит уныло под темным серым небом. Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей, уток, журавлей. С прощальным криком улетают от нас летние гости. Летят они цепью или клином.

1)В первом предложении найти гл. члены предложения

2)Выписать два слова с безуд. проверяемой гласной в коне слова, подобрать пров. слово

Контрольная работа №3 по теме «Слово и его значение». 

Снегирь.

 Родина снегирей – суровые хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким, красочным оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клена. Особенно любят они ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы

Контрольный диктант №6 по теме «Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода»

На охоте.

Вот первый луч солнце осветил верхушки деревьев. Мы встали и отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь. Пролетел к лесу пёстрый чиж. У опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч. У леса нас встретил егерь – лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С собой взяли только ружьё. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц. В этих лесах встречается тетерев-косач. Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. В кустах кто-то зафыркал. Это ёж. Долго мы ждали удачи. И все же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь.

Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное»

Летучая мышь

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днем летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.

Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши — ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.

Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.

Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

По В. Бианки

Слова для справок: увидели, способность. (Письмо под диктовку.)

Грамматические задания

—  Выпишите три словосочетания с именами существительными, выделите окончания, определите род, число, падеж.

—  Замените выделенные слова антонимами и запишите словосочетания.

Вспоминать о лете — ..., новость о поражении —..., мечтать о мире-....

—  Спишите. Запишите имена существительные, данные в скобках, в родительном падеже.

Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки). В саду собрали урожай (яблоки) и (груши).

Контрольная работа №8 по теме «Глагол как часть речи»

 Не бери в лес ружьё.

 В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом – на расстояние стрелы. А что ему было делать? Нужно было есть и шить одежду. С тех пор это расстояние растёт. И вот уже не подпускает к себе зверь и на ружейный выстрел. Но теперь одежду и мясо нам дает хозяйство. Зачем нам враждовать с дикими животными? Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но клеточный зверь не похож на лесного. Человек идёт в лес. Но всё живое в ужасе бежит от человека. Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх. Не бери в лес ружьё. Не поднимай палку и не тянись за камнем. И мы снова обретём добрых соседей. Надо сберечь дикую природу для наших потомков.

Контрольная работа №9 по теме «Имя прилагательное»

Деревья скрипят.

 Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночёвки под скрипучим деревом и устраивал. И за весёлым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту – всё скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит дерево. То растут два дерева тесно, упёрлись друг к другу сучьями – вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи – тоже оба скрипят. Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунул ветерок – скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит. Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу деревья скрипят. И каждое по-особому, о своём

Аннотация к рабочей программе по русскому языку

Рабочая программа по  русскому языку   для  3 класса обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа разработана в рамках УМК «Перспектива», на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной.

Изучение русского языка начального общего образования базового уровня направлено на достижение следующих целей:

-познавательная цель подразумевает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

-социокультурная цель - изучение русского языка – включает формирование коммуникативной  компетенции учащихся: развитая устная и письменная речь, монологическая и диалогическая речи, навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

2) освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

3) овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

4) воспитание у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его индивидуальности; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Содержание программы представлено следующими разделами: планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, календарно - тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

В соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 уч. год на изучение данной программы в 3 классе выделено  112 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» 2 класс на 2012-2013 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета « Русский язык» Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3 класс УМК «Школа России» на 2013-2014 учебный год учителя Жучковой Надежды Владимировны

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и Календарно-тематическое планирование 3класс УМК "Школа России" на 2013-2014учебный год Жучкова Надежда Владимиро...

Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык».

Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана в соответствии с требованиями:Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образован...

Рабочая программа учебного предмета русский ( родной) язык для 2 -го класса.

Программа разработана на основе  концепции духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, нормативных документов....