Сборник творческих учебных заданий, который готов к распечатке.
методическая разработка по русскому языку (2, 3 класс) на тему

Самарина Людмила Владимировна

Данный сборник учителя могут использовать для развития активного самостоятельного творческого мышления.

В данном сборнике есть задания, требующие от обучающихся  на каждом уроке самостоятельного поиска.

Регулярное использование данного материала улучшает мыслительную активность обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grammatik1.doc189.5 КБ
Файл annotatsiya.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматика

Омонимы

       1.  Хоть и всякий полуостров

            Более меня раз в сто,

        Я водою, как и он,

        Омываюсь с трех сторон.

        Сейчас я, правда, устарела,

        А прежде было много дела,-

        Как выйду на зеленый луг,

        Так забываю про досуг.

        Девочки всегда и всюду

        Меня носить, конечно, будут.  ( Коса)

      2.        Нас много в играх  набирают,

        А иногда и в играх набирают.    (Очки)

       3.        Со мной ходи стрелять учиться

        И на грядке меня ищи.

        Могу попасть я метко в птицу,

        А часто попадаю в щи.               (Лук)

        4.        Из недр я влагу извлекаю,

        Я ваши вещи сохраняю,

        Я привожу часы в движенье,

        Законы музыки пишу.

        И ничего в вознагражденье

        От человека не прошу.               (Ключ)

   

        5. В бою и рубят и взрывают

        А после боя развлекают.              (Шашки)  

   6. Есть всегда он у людей,

       Есть всегда у кораблей.          (Нос)

   7. К розе он не подпускает.

Доски наглухо скрепляет.       ( Шип)  

   

Шуточные вопросы

  1. Какой птицей можно из колодца воду достать?

(Журавль)

  1. Какой город в России летает по воздуху?

(Орел)

  1. Какую часть слова можно в земле найти?

(Корень)

  1. Какую строчку не прочтет ни один грамотей?

(Сделанную на швейной машинке)

  1. Всякий ли предлог и наречие являются частями речи?

(Предлог – причина, наречие – говор, диалект)

  1. Как написать «мышеловка» пятью буквами?

(Кошка)

  1. Как записать четырьмя буквами выражение      

     «сухая трава»?  (Сено)    

«Пословица – не на ветер молвится»

     - Составь по двум данным словам пословицы и поговорки.

 Дело – смело.                                    Время – потеха.

 Шило – мешок.                                 Труд – пруд.

 Лес – щепка.                                      Журавль – синица.

 Болит – говорит.                               Телега – сани.

 Коса – камень.                                   Брод – вода.

 Перо – топор.                                     Слово – воробей.

Кончи дело – гуляй смело.

Шила в мешке не утаишь.

Лес рубят – щепки летят.

У кого что болит, тот о том и говорит.

Попала коса на камень.

Что написано пером, того не вырубишь и топором.

Делу  - время,  потехе – час.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

Готовь телегу зимой, а сани летом.

Не зная броду, не суйся в воду.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Ударение.

- Поставь правильно ударение.

        /           /              /         /             /                  /  

Атлет, ворота, диалог, диагноз, единство, закупорить,

                /          /                    /                /             /

инструмент, камбала, каталог, километр, кичиться,

    /                     /                      /                       /          /

 мельком, намерение, обеспечение, облегчить, петля,

                  /             /             /           /               /                /

премировать, ремень, сироты, средства, статуя, столяр,

            /            /                       /

углубить, ходатайство, щавель.

Стихотворение-фельетон. М.Червинский

- Найди и исправь ошибки.

Говорил он, между прочим,

«Красивее, мы так хочим,

Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, билитень,

Поверх плана выполняем,

Агент звонит целый день».

            /              /                           /                         /  

( Красивее, досуг, шофёр, процент, заём, квартал,

     /            /                  /                                      /

агент, хотим, бюллетень, сверх плана, звонит).

Загадки-шутки

1. Чем заканчивается день и ночь?                           (ь)

2. Что стоит посредине земли?                                 (м)

3. Чем оканчивается лето и начинается осень?       (о)

4. Что находится в начале книги?                             (к)

5. Что мы слышим в начале урока?                          (у)

6. Что в человеке есть одно, а у вороны двое.

     В лисе не встретится оно, а в огороде – трое?   (о)

7.За какой сонорной буквой спрятано большое,

    просторное помещение?                                       (за л)

8. Что у зайца позади, а у цапли впереди?              (ц)

9. Какой алфавит состоит всего из 6 букв?             (азбука)

10.Как из сорной травы сделать лебедя?                 (лебеда)

11.Половина какой буквы даёт название

     войсковой части?                                                 (пол к)

12.В названии какого европейского государства

      стоит три Я?                                                        (Австрия)

   

Ъ и Ь знаки

1. Как вы думаете, прав ли Твердый знак, заявляя, что                                        

    без Мягкого знака можно обойтись? В каких случаях?

                (3 склонение – рожь, мышь; 2лицо ед. ч.- идешь;

                в наречиях на шипящий – навзничь, настежь – ь знак                 не смягчает, а служит показателем формы слов)

                   2. С буквой Ь – заостренные палки, без нее – имя

                мальчика.        (колья – Коля)

                   3. С буквой Ь – группа родственников, без нее синоним

                слова зерно.        ( семья – семя)

                4. Какой смысл приобретут существительные хорь,

                моль, жесть, конь, пыль, тушь, тарань, если их

                лишить Ь?

                    5. К существительным  бурав, квас, навес, пар,

                состав,  удар добавь в конце Ь. Какие слова

                получатся?

Задачи и вопросы по фонетике

                     1. Какие буквы в русском языке не обозначают                 никакого звука?                     (ъ, ь)

 2. Что это за слово, которое выражается двумя звуками, а на письме одной буквой?           (я)

3.Найдите слова, где буква Е повторяется  4 или 5 раз?

     (перемещение, переселение, землятресение,      земледелие)  

4. Найдите слова, где буква Ё не под ударением?

   (трёхсот, трёхэтажный, трёхъярусный)

5. В каких двух словах пишется три Е подряд?

    (длинношеее, змееед)

6. Приведите несколько слов, в которых один звук обозначался  

     бы  двумя буквами?

            (конь, моль,…..)

7.Какие буквы обозначают сочетание двух звуков?

          (щ, ц)

8. Найдите слова, в которых бы были две буквы Ё.

   (трёхведёрный, четырёхколёсный)

9.В каком слове произносится Щ, а пишется ШЧ?

     (веснушчатый)

10.В каких словах встречается сочетание КЁ?

     ( ткёт, ткёшь)

11.Во что превратятся глаголы  берёт, запрёт, мёл, шлём, если

      Ё заменить на Е?

           

 12. В словах  вымыты, вышли поставьте ударение на каждом

       слоге и количество слов увеличится.

         /                      /                             /                     /

     (вымыты, вы мыты, вы мы ты, вышли, вы шли)

 

Части слова

  1. Докажите, что данные слова не одного корня.

(водный – вводный, винный – обвинитель,

            ножницы – треножник, мощный – мощёный,              

            величие – приличие, бережок – бережливый,

        роспись – заросль, возглас – возчик, годовалый –

        выгодный)

     2. В каких из данных слов имеются окончания?

( синий, сарай, желаний, карандашей, ночь, сыч, вишен, конь, столов, голов, несем, конем, водоём, о своём, днём, объём)

3.Есть ли приставки в этих словах?

(сумерки, сумочка, сумятица, суббота, пасынок,        парусник, пастух, паводок, сушилка, обочина, обои)

4. Докажите, что данные пары слов неодинакового      морфологического состава.

 ( замок – теремок, свист – связист, исток – знаток, ходьба –      труба)

5. В каких словах суффикс –ик, а в каких –чик?

   (ключик, переплетчик, зайчик, стульчик, огурчик,      

    разносчик, мячик)

6. Данные слова произошли от одного корня!

    Задорный – придирчивый, вопрос - спрашивать,

     запирать – упорный, очевидный – черноокий,

    подбирать – сборник, прогреметь – громко, вздох –

    передышка, замок – отмычка.

   Идет чередование гласных и согласных корня.

Части речи.

Имя существительное

  1. Интересное имя девочки. Оно состоит из двух имен: имени отца + имени матери, причем матери начинается как раз с той буквы, которой заканчивается имя отца. Какое имя девочки?

(Антонина)

  1. От имени мальчика отнимем букву – получится имя  

девочки, отнимем две – нота, отнимем три – местоимение. Как зовут мальчика?         (Коля)

  1. Найдите существительные нарицательные, которые бы

оканчивались на такие слоги: -зо, -со, -цо.

(железо, пузо….

мясо, просо, колесо….

яйцо,кольцо, крыльцо, лицо…)

  1. Какой новый смысл приобретут слова, если их написать

с большой буквы?

(блок, вена, даль, десна, долина, курган, лист, находка.

рига, роман, шахты)

  1. Какие различные значения имеют нарицательные

существительные?  

а )железка – желёзка                 небо – нёбо

   метка – мётка                          падеж – падёж

б )     /       /                                           /              /

  духи – духи                         проволочка – проволочка

            /        /                                  /               /      

  ледник – ледник                 сведение – сведение

       /        /                                        /          /

орган – орган                        хлопок - хлопок  

  1. Назовите самые короткие мужские и женские имена,

состоящие из трех букв.

                  ( Ада, Аза, Зоя, Ян, Тит, Нил.)

  1. Назовите женское имя, которое состоит из двух      

гласных.              ( Ия)

  1. Какое русское имя (женское) не заканчивается ни на –а,

ни на –я?                (Любовь)

  1. Сколько найдете вы женских имен, в которых бы встреча-

лась буква Э?

( Бэла, Элла, Эмма, Эмилия, Эльза, Эллина)

  1. Какие имена читаются одинаково слева направо и справа

налево?

(Тит, Анна, Алла, Ада)

  1. Преврати эти существительные в одушевленные, не изменяя в них ни одной буквы.

                              /           /         /    

              (белки, трусы, стрелки)

Загадки – шутки

  1. Без чего человеку жить нельзя?

              ( без имени)

  1. Какой город в Африке состоит из трех женских имен?

                 ( Триполи)

  1. Какой город на юге Украины состоит из одного

мужского и ста женских имен?

              (Сева-сто-поль)

  1. Что получится, если написать тридцать Я?

                  ( Зо-я)

  1. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще

        другими, чем тобой?

                     ( имя)

Род имен существительных

  1. Какого рода существительные?

Сирота, умница, неряха, бродяга, выскочка, глупышка.

                ( общего рода)

  1. Допишите окончания:

Мать говорит сыну: « Нельзя быть так… неряхой.»

Этот маленьк… непоседа не мог усидеть спокойно

ни минуты.

Мой брат Витя – настоящ… забияка.

Ваня – больш… умница.

Моя сестра Лена – всем известн… тихоня.

  1. К какому роду относятся существительные?

Обои, сани, щипцы, опилки, отруби, ножницы, брюки, трусы, очки, ворота, именины, вилы, грабли, сумерки, сутки, каникулы.

   ( употребляются только во мн. ч, значит рода нет)

  1. Какого рода существительные?

Иван-да-Марья – (ж.р.), хлеб-соль (  ж.р.), бутсы(ж.р.), оладья (ж.р.), перекати-поле(ср. р.), тюль (м.р.), кофе (м.р.), толь (м.р.), кенгуру (м.р.), какаду (м.р.), шасси (ср.р.), атташе (м.р.), кашне (ср.р.), интервью (ср.р.), кафе (ср.р.), какао (ср.р.), меню (ср.р.), вуаль (ж.р.), рояль (м.р.), желе (ср.р.), пари (ср.р.), рагу (ср.р.)

    резюме  (ср.р.),  жюри (ср.р.), фойе (ср.р.), пианино(ср.р).

Число существительных

           

  1. Поставьте слова во множественное число.

Человек, судно, курица, лист (бумаги), лист (дерева),

зуб (волка), зуб (бороны), мех (лисицы), мех (кузнечный), зелень, порт, фронт, якорь, слесарь, шинель, ясень.

(Люди, суда, куры, листы, листья, зубы, зубья, меха, мехи, порты, фронты, якоря, слесари, шинели, ясени)

  1. От каких существительных, перечисленных ниже,

можно образовать множественное число?

Белье, большинство, равенство, гвардия, ботва, рожь,

овес, клюква, морковь, боб, бег, радость, горе, скука,    

чистота, красота, ход.

               

  1. Как сказать правильно?

-Лежит бочка с побитым дном. Лежат бочки с пробитыми……..(доньями).

-Дно моря представляет неровную поверхность.

…..(дно) всех морей представляет неровную поверхность.

  1. От каких выделенных существительных можно

образовать множественное число?

-Он выполнил свой ДОЛГ перед Родиной.

  Его ДОЛГ превысил 5000 рублей.

- СУЩЕСТВО вопроса не в том.

   Живое СУЩЕСТВО нуждается в кислороде.

- Едва переводил ДУХ.

  В ущелье, рассказывали старики, поселился злой ДУХ.

Родительный падеж существительных

множественного числа

  1. Много чего?

- Сапоги, носки, чулки, простыни, кочерги, гектары,

килограммы, граммы, рельсы, валенки, погоны, зятья,

оладьи, цапли, свечи, куры, серьги, туфли, каемки, зори,

комментарии, санатории, солдаты, судьи, гусята, верховья, полотенца, колени, щупальца, блюдца, весла, дупла.

( Сапог, носков, чулок, простынь, кочерег, гектаров, килограммов, граммов, рельсов, валенок, погон, зятьев, оладий, цапель, свечей ( и свеч), кур, серег, туфель, коем,

зорь, комментариев, санаториев, солдат, судей, гусят, верховьев, полотенец, коленей, щупальцев, блюдец, весел, дупел).

Шутка: -Как сказать? У рыбов нет зубов.

                                      У рыбей нет зубей.

                                       У рыб нет зуб.

Загадки-шутки

Ответы -  только существительные.

  1. Что можно видеть с закрытыми глазами?

                        ( сон)

  1. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой.

                        ( тень)

  1. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится.

                                   ( яма)          

4. Кто говорит на всех языках?     ( эхо)

5. Какой месяц короче всех?           ( май)

6. Какая птица  больше всех похожа на утку?

                                                             ( селезень)

7.Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены?

                                                               (огню)

     8.   В  каком  месяце люди меньше всего разговаривают?

                                                             (в феврале)  

9. Когда строят новый дом, во что бьют первый гвоздь?

                                                               ( в шляпку)

10. Без чего не испечешь хлеба?

                                                               ( без корки)

     11.  До каких пор волк в лес бежит?

             ( до середины, дальше из леса)

Имя прилагательное

             

  1. Шли двое, остановились у забора. Один другого      

спрашивает:

- Это черная?

- Нет, это красная.

- А почему она белая?

- Потому, что еще зеленая.

О чем они вели разговор?          ( о смородине)

       

  1. Отгадайте загадки:

- Круглый, снаружи зеленый, внутри красный, на вкус

 сладкий.                                            ( арбуз)

                    - Маленький, кругленький, за хвост не поднять.

                                                                                 (клубок)

                    - Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит

   на себя не велит.                                                    (солнце)

-  Какой певец родился дважды?                            (петух)

3. Какое значение имеет прилагательное КРАСНЫЙ

    во всех случаях в данном отрывке?    

       

       Красное солнце,

       Красное лето.

       Красная площадь

       Флаги полощет.                                        ( красивый)

 4. Объясните значение прилагательных.  

                /                     /

     Парное молоко – парное копыто.

                      /                            /

     Подводные каналы – подводные лодки.

                     /                                /

    Призывная комиссия – призывная речь.

                   /                          /

     Складная кровать – складная песня.

5. Найдите прямое и переносное значение прилагательных.

        Теплая одежда – теплая встреча.

        Ясная погода – ясная улыбка.

        Сочное яблоко – сочное слово.

        Пустой карман – пустой разговор.

        Кислая ягода – кислая мина на лице.

        Горячая пища – горячая голова.

        Грязное ведро – грязное дело.  

6. Какое существительное мужского рода нужно присоединить

   к словам :  веко, войско, дело, зерно, поле, тепло, чтобы

   они стали прилагательными?              ( вой)

 

7.Существительные или прилагательные?  

  -  Встречный подходит, - сказал дежурный по станции.

   - На  тротуаре много прохожих.

          - На обед подали  жаркое.

   - Слепой палкой нащупывал дорогу.

   - Стану я слушаться всякого встречного-поперечного

   - В поселке открыли новую чайную.

   - Эта дверь вела в прихожую.

   - В гостиной стоял рояль.

   - Чужих у нас не любят.

   - Я прогуливался по набережной.

8.К каким частям речи относятся одинаково звучащие слова.

                 

   Весенняя посевная – посевная компания.

   Передовая бригада – передовая «Правда».

   Гвардии рядовой – рядовой случай.

   Частное лицо – частное от деления двух чисел.

   Животное царство – выносливое животное.

   

Шуточные вопросы

  1. Какой болезнью никто на земле не болел? (морской)

  1. Какой зрячий человек бывает слепым? (неграмотный)

  1. Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)

  1. Какой год продолжается всего один день? (Новый год)

  1. В какие ворота не забьешь гол? (В Карские)

  1. Из какой тарелки не пообедаешь? (из пустой)

  1. Когда кирпич бывает закуской?  (когда он сыр)

  1. У какого горного хребта вкусное название?

                 ( у Яблонего хребта)

9. Какие четыре моря носят название цвета?

        (Белое, Черное, Красное, Желтое)

10. На какое дерево садится ворона во время дождя?

                      ( на мокрое)

11. Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного)

12. Из какого полотна не сошьешь рубашки?

                ( из железнодорожного)

13. Какую воду и в решете можно носить?  (мерзлую)

14. В каких лесах не водится дичь? (в строительных)

15. Каким поясом не подпояшешься? (климатическим)

16. Какие прилагательные женского рода жалуются на

    на свой рост?

                 (длинна-я, высока-я, низка-я, коротка-я)

            17. Какие прилагательные тремя последними  буквами  

                  по биллиардному шару бьют?

                ( скольз-кий, низ-кий, высо-кий, дерз-кий, рез-кий)

 

Числительные.

Загадки

1. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер?

                        ( одна)

2. Шли столбцом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их?  

 

       

       

                                                   

     

                                             

   

         

 

 

                    (трое)

3. Шли две матери с дочерью да бабушка с внучкой,

    нашли полтора пирога. Помногу ли досталось?

                                      (по полпирога)

                     4. Что с козлом после шести лет бывает?

                                      (седьмой пойдет)

                     5.  Один льет, второй пьет, третий зеленеет  да

                            растет?     (дождь, земля, рожь)

                   

                     6. Сто один брат, все в один ряд вместе связаны    

       стоят?      (плетень)

  7. У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем.

                       (руки, пальцы)

  8. Четыре братца под одним шатром стоят?

                       (стол)

   9.Шесть ног, две головы, один хвост – что это

       такое?        (всадник и лошадь)

           

Магическое число СЕМЬ

  1. Семь пятниц на неделе.
  2. Семи пядей во лбу.
  3. За семь верст киселя хлебать ходил.
  4. Седьмая вода на киселе.
  5. У семи нянек дитя без глазу.
  6. Семь верст не околица.
  7. Семеро ворот да все в огород.
  8. Работал до седьмого пота.
  9. Корми курицу семь лет – все равно один обед.
  10. Один с сошкой, а семеро с ложкой.
  11. Семь бед – один ответ.
  12. Семеро одного не ждут.
  13. Семь раз отмерь, один отрежь.
  14. На одних подметках семи царям служил.

   

Задачи-шутки

1. В какую букву и какое число надо вписать, чтобы это

    число увеличилось на единицу?        

       

        777        

           

        восемь                восемнадцать

2. Как измерить пространство двумя нотами?

                   (ми-ля-ми)

3. Сколько яиц можно съесть натощак?

    ( одно, остальные уже будут не натощак)

4. Сколько граней у неочищенного граненого  карандаша?

      ( 8, 6 боковых и 2 торцовые)

5. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан?

    ( ни одной, все их нужно положить)

6. Может ли дождь идти три дня подряд?

    (нет, между днями будут ночи)

7.Прочитай слова!

  100л, 100лб, 100ляр, 100лица, 100рожка, 100летник.

   3о, 3ко. 3умф, 3буна, 3котаж.

8. Прочитайте!

 Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пред2рительно вы3      клеенку.

Местоимения

  1. Какие личные местоимения имеют значение

любого рода?                                   (я, ты)

  1. Какие три местоимения не имеют И.п

(себя, некого,  нечего)

  1. Какое местоимение может быть частицей?

          (то, например: как-то)

                         4. Какие местоимения читаются одинаково слева

                             направо и справа налево?

                                             (оно, тот)

                         5. К какому личному местоимению надо добавить

                            несколько лет, чтобы получился синоним слова

                             польза?              (вы – года)

                        6. Между какими личными местоимениями нужно              вставить предлог, чтобы получились крупные плоды?                   (ты – к – вы)

                       7. Из какого указательного местоимения, если прибавить  к нему сотню, можно испечь пирог?

                                 ( те – сто)

                        8. За какое местоимение  нужно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов?

                                    (за – я – ц)

             

                        9. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?

                                  ( я сам)

                        10. Однажды, войдя в кухню, мама увидела на

    столе стопку посуды

    - Это что за тарелки и чашки? – спросила она Лену.

    Отвечая маме, Лена назвала подряд четыре местоимения.

     Угадайте ее ответ.             ( они вы-мы-ты)

11. К какому личному местоимению нужно присоединить    

.    существительное БЕДА, КОРЬ, ЛИК, СЕНЬ, чтобы  

     получилось новое существительное?

                        ( к местоимению Я)

Глагол

  1. Загадка.

 И с буквой Г – лечу.

 И с буквой В – лечу.

  ( грач, врач)

 

  1. Определи часть речи.

Печь, течь, пасть, напасть, сечь.

  1. Какие глаголы прошедшего времени женского и среднего рода совпадают с существительным?

- пила, жила, мыло, шило, точило, покрывало, правило,

  светило, рыло.

  1. С какими формами глагола совпадают данные        

существительные?

- наложили жгут, тонкий прут, зеркальная гладь,

драгоценный камень – опал, оконное стекло.

  1. Какое существительное 3 склонения нужно добавить

к словам: дог, очи, пора, пояс, тара, чтобы превратить

их в глаголы неопределенной формы?

                   ( нить)

  1. Из каких существительных состоят глаголы?

- возвысь, моргнет, окосеть, подпечь, построй, чувствовал.

  1. На какие три имя существительные можно разделить

глаголы: возносил, законтрактовал, мечталось, окопают?

  1. Как превратить глаголы в одушевленные существительные?

Воротить, вышибать, зубрить, запевать, менять.

( суффикс –ть заменить на ла: запевала)

  1. Спряжение глаголов.

Ко второму же спряжению

Отнесем мы без сомнения

Все глаголы, что на –ить,

Исключая только БРИТЬ.

И еще смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть

И зависеть, и терпеть.

  1. Образуйте 1 лицо единственного числа от глаголов

- мурлыкать, хныкать, дудеть, скользить, победить,

 чудить, убедить.

 (только     я мурлычу, я хнычу) от остальных нельзя.

  1. Поставьте глаголы в 3 лицо, ед.ч., настоящего времени.

Полоскать, плескать, капать, кудахтать.

 (полощет, плещет, каплет, кудахчет)

  1. У каких глаголов окончание находится в середине?

( в возвратных глаголах: мч-ит-ся, зл-ит-ся, гн-ет-ся )

  1. Какие глаголы имеют всего два окончания?

( безличные –вечереет, вечерело,

  повелительное наклонение – сиди, сидите)

  1. Могут ли быть при одной глагольной основе

сразу два окончания?

 ( могут: пиш-и-те, пойд-ём-те)

Шуточные вопросы

  1. На каком расстоянии будет виден маяк, если он

то потухнет, то погаснет?

                 ( ни на каком)

  1. В каком глаголе содержится 100 отрицаний?

               ( сто-нет)

  1. Может ли аист назвать себя птицей?

( нет, он не умеет говорить)

  1. Что делает сторож, когда у него на шапке воробей?

                    ( он спит)

  1. Сорока летит, а собака на хвосте сидит.

Бывает ли такое?

  ( собака сидит на своем хвосте)

  1. Какие глаголы своими окончаниями приказывают нам

есть?

( глаголы 2 лица ед.ч.  дела-ешь, пиш-ешь)

  1. У каких глаголов в конце животное с ветвистыми рогами?

            (глаголов прошедшего времени: хоте-лось, сади-лось)

  1. С буквой Ф помогает, без Ф – торжественно шагает7

     ( шефствовать, шествовать)

Развивающий канон

       Вена – Г                        Зима – Б

       Этна – В                        Лето – З

       Лена - ?                         Осень - ?

       Округа – 1                     Дед – Б

       Порода - ?                     Отчим - ?

       Приход – 3                    Сын – Д                

       Зима – Д                        Кукла – И

       Лето - И                        Стол – М

       Осень - ?                       Платье - ?

       Утро – З                        Земля - ?

        День - ?                        Стол – М

        Вечер – У                     Окно – С

     ( р – река, 2 – количество слов в приставке, с -  сентябрь,

       О – обед, ж – желтая, м – мачеха, о – одежда, ж – «земля» ж.р.)  

       

Тест на развитие логического мышления

  1. Вставь вместо точек слово из трех букв, которое

будет окончанием одного и началом другого.

 Ку (…) аж.

По (…) ок

   На ( …) ник

    Ра (…) моед

Ку (…) ол

                                 За (..) ец

 Те (…) рож

 Со (…) есо

    Утко (…) орог

     Кипа (…) унок

  Чело (…) тор

  Антре (…) ёл

  Карна (…) ьс

Под (…) ок

   Мол (…) рок

Слу (…) ка

  Кон (…) ган

      Вам (…) амида

(мир, ход, род, дар, сок, бор, кол, нос, рис, век, кот, вал, нос, око, чай, ура, пир)

   

 

2016 г.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Шимановска с углубленным изучением отдельных предметов»

Амурской области

Самарина Людмила Владимировна,

учитель высшей квалификационной категории

                     Комментарии

Сборник творческих учебных заданий  в разделе «грамматика» адресован, в первую очередь, учителям начальных классов, желающим преподнести обучающимся живую грамматику, сделать урок интересным и содержательным.

Цель данного сборника – помочь учителю на занимательном грамматическом материале расширить и закрепить у школьников знания по русскому языку, убедить обучающихся, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах родного языка.

С помощью увлекательных, интересных, порой забавных или юмористических задач, сборник поможет развить у детей гибкость мышления, научить их логически рассуждать, неординарно подходить к проблемам, не зубрить, а думать, самим делать выводы, находить оригинальные решения.

Конструктор сборника:

  1. Омонимы.
  2. Ударение.
  3. Задачи и вопросы по фонетике.
  4. Части слова.
  5. Имя существительное.
  6. Имя прилагательное.
  7. Числительное.
  8. Местоимения.
  9. Глагол.
  10. Развивающий канон.
  11. Тесты на развитие логического мышления.

Используемая литература:

  1. Н.Ф.Александрович, «Занимательная грамматика»,

третье издание, Москва, «Аст-пресс», 2010

               

  1. Н.Винокурова, «Развитие творческих способностей»

Москва, Аст-пресс, 2009.

  1. «Я иду на урок в начальную школу», книга для

учителя, Москва,2011.

  1. « Начальная школа», сценарии уроков, Москва,

«Первое сентября», 2014.

 

  1. «Веселая грамматика», В.В.Волина, ООО «Дрофа», 2003



Предварительный просмотр:

Сопровождение

 Сборник творческих учебных заданий, который  готов к распечатке.

Цель создания сборника:  

Расширение продуктивности мыслительной и творческой деятельности обучающихся.

Планируемые результаты:

  • Увеличение самостоятельности  при оперировании знаниями в  новых условиях;
  • Применение нового языкового материала в условиях непривычной формулировки задания;
  • Формирование познавательных компетенций УУД

Данный сборник  учителя могут использовать для развития активного, самостоятельного, творческого мышления младших школьников. Главным условием реализации выступает направленность на то, чтобы обучающиеся  применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. В данном сборнике есть задания, требующие от обучающихся  на каждом уроке хотя бы небольшого самостоятельного поиска,  включающие  элементы проблемности, будящие мысль детей. Регулярное включение в учебный процесс  таких заданий поднимет мыслительную активность  обучающихся.

С уважением, Л.В.Самарина                             21.07.2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое учебное задание по русскому языку для учащихся 2 класса

Правописание звонких и глухих согласных 2 класс...

Сборник уровневых учебных заданий для уроков чтения по разделу «Устное народное творчество. Сказки» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью

Сборник уровневых учебных заданий для уроков чтения по разделу"Устное народное творчество.Сказки" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью...