Олимпиада по русскому языку 1-4 класс школьный этап
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Бабкина Евгения Валерияновна

олимпиада 1 -4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-4_klass.docx15.88 КБ
Microsoft Office document icon 5-6_klass.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

1.Замени выражение меховое пальто словом из 4 букв _______________  .

2. Может ли чайник кипеть? Напиши ответ и обоснуй его.

3. Подчеркни слова, в которых рядом находятся два гласных звука.

    Лилия,  оазис,  фойе,  поют,  сауна.

4. Составь и напиши 4 слова из трех слогов, каждый слог можно использовать только один раз.

    БЕЖ, БУ, ПО, РО, ЛОК, КА, ТРИ, СТО, НА, ПРО, СЁ, НА

5. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.

    День сменил ночь.

   День сменила ночь.  

6.В каждом ряду подчеркните слово, относящееся к другой части речи.

    Берег, огород, красивый, обед.

    Деревня, лошадь, бежать, девочка.

    Быстрый, скорый , тишина, проворный.

7. Напиши, что обозначают фразы.

 

  Сидеть сложа руки   __________________________  

    Повесить нос            __________________________

    Витать в облаках      __________________________

    Клевать носом          __________________________

8. Какое слово русского языка одновременно обозначает…?

   

 Скамью и магазин - __________________________

   Овощ и старинное оружие - ______________________

    Животное и безбилетника - ________________________

    Зеваку и птицу - ____________________________

    Покой и вселенную - _______________________

9. Вставь пропущенные буквы.

   

    Прим_рять соседий – прим_ рять костюм

    Пол_ скать рот – пол_ скать котенка

    Отв_ рить дверь – отв_рить картофель

10. Впиши слово ласточка в 4 клетки так, чтобы в каждой клетке был только один знак.

   

1.         Сколько раз встречается звук [т] в предложении?

      Документ подписан директором. _______________________

2.        Запишите слова по данной транскрипции (к каждой транскрипции можно подобрать несколько слов).

[Л’Э С’ Т’] [С Й’ Э С Т] [П’А Т’]

3.        Подбери вопросы к именам прилагательным. Правильный ответ обведи.

           А.  Дедушка ходил в бараньем тулупе.

                                                           Чьём?    Каком?

           Б.   Из дупла выглянула беличья головка.

                                                            Чья?    Какая?

           В.   После хорошей прогулки у меня бывает волчий аппетит.

                                                            Чей?   Какой?

4.        Впиши в скобках название части речи выделенного слова.

Ведро дало течь  (  ________________  ),

  и вода стала течь (  _________________  ).

5.   Найди подлежащее в каждом предложении и подчеркни его.

               Яркие краски утомляют глаза.

               Глаза утомляют яркие краски.

     

6.Зачеркни лишнее слово.

         Тщетно, тщательно, безрезультатно, напрасно.

7.Напиши, как зовут мастера.

Сапог - ___________________________

Барабан - _________________________

Баян - ____________________________

Пожар - __________________________

Суд - ____________________________

Комбайн - ________________________

8.Найдите ошибки в употреблении слов. Исправьте ошибки.

Этот день был самый лучший, самый воспоминательный день моих каникул.

Идёт Алёнушка лесами дремучими, болотами вязкучими.

Это смелый  и волелюбный человек.

Это смелый  и волелюбивый человек.

 9.Допиши устойчивые по смыслу словосочетания.

Дождь лил как  _______________________

Знаю таблицу умножения как ____________________________________________

Нежданные гости свалились как  __________________________________________

На допросе виновный изворачивался как ___________________________________

10.Подбери и запиши антонимы.

Дружить - __________________________

Недостаток - ________________________

Уважать - ___________________________



Предварительный просмотр:

Блок 1.  ФОНЕТИКА

1.1   Сколько звуков [с] в этой загадке?

       Через поле и лесок подаётся голосок. Он бежит по проводам, скажешь здесь, а слышно там.

Ответ: _____________________

1.2  Какие слова получатся, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие?

а) груба             б)  обрызгать             в) дубить

Ответ: а) ____________________ б) ______________________ в) _______________________

Блок 2. МОРФЕМИКА

2.1  В каком слове нет суффикса –ЧИК?

       а) перчик              б) диванчик            в) супчик                 г) докладчик

2.2  Какое слово не однокоренное с остальными?

       а) долг            б) должник             в) должен              г) одолжение             д)  продолжить                      

2.3 Укажите слово, в котором нет приставки.

        а)  прибрежный              б) переоценка            в) воспитатель             г) воскликнуть  

Блок 3. ОРФОГРАФИЯ

3.1  В  каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

         а)  обозн…чение, задр…жать, обл…котиться                б)  пог…сить, сбл…жаясь, прил…жение

         в)  г…мнастика, к…рмить, ед…ница                               г) обг…реть, покр…шить, посв…стеть

3.2  В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

          а) пас…бище, доблес…ный, вкус…ный                  б) ра…целовать, бе…цветный, во…кликнуть

          в)  о…дать, по…делать, на…кусить                          г) бе…вкусный, ра…свет, во…делать

3.3  Укажите слово, которое не является исключением из правила.

       а) крыжовник            б) шорох           в) шофер            г) капюшон

3.4  Укажите слово, в написании которого допущена ошибка.

       а) циркуль           б) лекция              в) лисицин            г) цыкнуть    

3.5  Укажите вариант, в котором в обоих словах пишется чередующаяся безударная гласная.

          а) подросток, новинка               б) предположение, выращенный

          в) расстегнуть, растение            г) слагаемое, пригорок

3.6  Укажите вариант, в котором в обоих выделенных словах не  пишется мягкий знак (Ь).

          а) Не надо боят…ся, если что-то вдруг не получит…ся.

          б) Бабушка малышку нян…чит, колыбельную пес…ню поёт.

          в) Видиш…, грозовая туча из-за дач… выплывает?

3.7  Укажите  ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква И.

          а) солн…чный, бо…вой                              б) очароват…льный, жалостл…вый                                          

          в) застенч…вый, улыбч…вый                    г) ландыш…вый, отрасл…вой

Блок 4.  ЛЕКСИКА  И ФРАЗЕОЛОГИЯ

4.1  Укажите вариант, в котором представленная пара слов не является антонимами.

       а) робкий – смелый                                                      б)  молчаливый – неразговорчивый    

       в) благородный – подлый                                            г) горячий – холодный            

4.2  Укажите  слово, которое является многозначным.

       а) монолог           б) дополнение                  в) кроссворд              г) брошюра

4.3 Укажите, как называются выделенные слова в словосочетаниях: ТОПИТЬ печку, ТОПИТЬ сало

       а) антонимы               б) синонимы           в) омонимы               г)  паронимы

4.4  Укажите вариант, в котором слово употреблено в переносном значении.

       а) бархатный плащ         б) бархатная бумага          в) бархатное платье          г) бархатный сезон        

4.5  Укажите вариант, который не является синонимом к слову МЕТЕЛЬ.

       а) пурга                   б)  вьюга                 в) метелица                г)  буран

4.6  В каком предложении употреблён фразеологический оборот?        

      а) Мальчик учился читать и писать.             б) Мальчик учился неважно.

      в) Мальчик учился из рук вон плохо.           г) Мальчик учился ремеслу у отца.

Блок 5. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

5.1  Укажите вариант, который не является словосочетанием.

      а) чудесный день          б) день прошёл          в) проходит мимо           г) кончить дело

5.2  Укажите вариант, в котором неверно выделено подлежащее. 

       а) Весь пруд покрыл лёд.                   б) Хмуро тянется непогожий день.

       в) Дети с увлечением слушали рассказ охотника.         г) В  лесу мы собирали грибы.  

5.3  Укажите, какие члены предложения являются однородными в предложении:

В осеннем лесу воздух удивительно прозрачен и чист.

       а) определения          б) подлежащие             в) сказуемые              г) дополнения

5.4  Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

       а) Зайчик бегает по парте и по карте на стене.

       б) Содержи и ты в порядке парту книжки и тетрадки.

       в)  Снежок порхает кружится на землю тихо ложится.

       г)  Волны пенились и с шумом бились о берег.

5.5  Среди данных предложений укажите сложное (знаки препинания не расставлены).

       а) Всем телом чувствуешь холод речушки слышишь далёкое теньканье лесной птицы.

       б)  Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

       в)  Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

       г) Собаки грызутся между собой тянут сани в разные стороны.

5.6   На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

                       Во всех нарядах (1) сестрёнка (2) ты хороша!

                       Во всех нарядах (3) сестрёнка (4) хороша.

                       Сестрёнка (5) хороша во всех нарядах.

                       Сестрёнка (6) ты хороша во всех нарядах.

          а)  1, 2, 3, 4, 5, 6               б) 1, 2, 6                  в) 3, 4, 6

                                                               Блок 1.  ФОНЕТИКА

1.1  Сколько звуков [о] в данных строчках:

Молоко чудесное, вкусное, полезное! Молоко коровье пейте на здоровье!

Ответ: ___________

1.2  Укажите слово, в котором количество звуков и букв совпадает.

       а) баян                     б)  рояль                  в) солнце                   г) косьба                     д) роль

1.3   Какие слова образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:

 а) краб          б) лён            в) люк           г)  лоб             д) шёл

Ответ: а)____________ б)_____________ в) ____________ г) ____________  д) _____________

Блок 2.  МОРФЕМИКА

2.1 Укажите ряд,  в котором все слова образованы с помощью приставки.

       а) безбрежный, восхищение, подшефный

       б) подписать, зашить, пристукнуть

       в) подстаканник, пребывание, приморский

2.2 В каком слове есть суффикс –ОЧК-?

       а) обточка                  б) строчка                   в) карточка                   г) почка

2.3  Укажите словообразовательную цепочку, в которой есть ошибка.

       а) лес           лесник             лесничество

       б) красить             украсить            приукрасить

       в) боль             болезнь              болезненность

Блок 3. ОРФОГРАФИЯ

3.1   Укажите ряд, в котором во всех словах в корне пишется одна и та же буква.

      а) соб…раем,  выт…реть, сд...рает                       б) выр…щенный, заг…р, предл…жение

      в) р…сток, прик…сновение, пол…жение            г) отр…сль, уг…реть, к…сательная

3.2  Укажите ряд, в котором во всех словах после приставки пишется буква И.

       а)  под…скать, пред…стория                               б) пед…нститут, сверх…нтересный

       в) небез…звестный, меж…нститутский             г) пред…нфарктный, пост…нфарктный

3.3  Укажите ряд, в котором во всех словах пишется приставка ПРЕ-.

       а) пр…поднять, пр…целиться                             б) пр…одолеть, непр…ступный

       в) пр…рекаться, пр…образовать                         г) пр…касаться, пр…увеличить

3.4   Укажите ряд, в котором во всех словах в суффиксе пишется одна и та же буква.

      а) крюч...к, мыш…нок, ключ…к                          б) еж…вый, ситц…вый, пунц…вый

      в) звоноч…к, ореш…к, камеш...к                         г) груз…ик, формов…ик, бакен…ик

3.5  Укажите ряд, в котором слова с НЕ пишутся слитно.

      а) (не)избывная тоска;  я с этим (не)согласен              б) далеко (не)удачный день; дорог (не)подарок

      в) пруд (не)глубокий, а рыбный;  (не)приятель           г) сплошные (не)удачи; вовсе  (не)дорогой

3.6  Укажите ряд, в котором во всех словах пишется –НН-.

      а) ветре…ый день, безветре…ая ночь                          б) отчая...ый  поступок, нежда…ый гость

      в) карма…ый фонарик, пчели…ый рой                        г) гуси…ое перо, дли…ая дорога

Блок 4.  ЛЕКСИКА  И ФРАЗЕОЛОГИЯ

4.1   Какая пара слов не является синонимами?

      а) лелеять - нежить                б) солидный – видный                     в) одолеть - сломить

      г) польза - выгода                  д)  горе - случай                                е) пленять – восхищать

4.2  Как называются выделенные слова:

- Скорей, сестра, на рыб взгляни,   попались на крючок они!

  В ведерко руку окуни  -   Не бойся, это окуни!

      а) синонимы                     б) антонимы                 в) омонимы                      г) паронимы

4.3  Какое из этих слов лишнее по смыслу?

      а) глазомер             б) секундомер            в) шагомер           г) угломер            д) силомер

4.4  Михаил родился в Одессе. Как правильно заполнить пропуск во фразе:

        Михаил - ……  Одессы?

      а) урождённый                б) уродитель               в) урожденец               г) уроженец

4.5  Как правильно закончить фразу:  Помог бы, что ли, а то всё стоишь ......?

      а) руки в боки              б) руки в ноги               в) руки-крюки               г) ноги в руки

4.6  Укажите лишний  фразеологизм.

       а) хоть пруд пруди                                     б) кот наплакал

       в) тьма-тьмущая                                         г) яблоку негде упасть  

Блок 5. МОРФОЛОГИЯ И ГРАММАТИКА

5.1  Укажите, какое из прилагательных не является притяжательным.

       а) папин костюм         б) заячий тулуп              в) сестрицын платок          г) лисья нора

5.2  Укажите вариант, где неправильно образована степень сравнения прилагательного.

       а) твердейший             б) густейший                 в) важнее                    г) теснее

5.3  Какое из данных существительных нельзя употребить в словосочетании «ЧЁРНЫЙ ….»?

      а) кофе                           б) кашне                        в) шимпанзе               г) кенгуру

5.4  От какого глагола нельзя образовать парный ему глагол несовершенного вида?

      а) встретиться            б) смутиться           в) оказаться            г) очутиться          д) отказаться

5.5  Укажите вариант, в котором неправильно образована форма множественного числа.

      а) паруса                    б) якоря                    в) лекторы                     г) инспектора

Блок 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

6.1  Какой знак препинания  должен стоять на месте пропуска в предложении:

                Жизнь (?) обман  с чарующей тоской…

      а) нет знака препинания                   б) запятая                в) тире                  г) двоеточие

6.2  Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

      а) Дети каждый день сыпали в кормушки крошки и крупу для синиц и воробьёв.

      б) Самоварчик уже был готов и стоял на столе.          в) Метель плачет и скулит воет и стонет.

      г) Синие белые красные шары весело трепыхались в воздухе.

6.3  Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены)

      а) Лес река озеро  радовали глаз путника.          б) Каштанка вскочила с лежанки и звонко залаяла.

      в) Зимним утром прилетел  из лесу тетерев  сел на берёзу и начал клевать её бурые серёжки.

      г) Ветки цветущей черёмухи смотрят мне в окно и ветер усыпает мой стол белыми лепестками.

КЛЮЧИ

5 класс

1.1   5                       1.2 а)  крупа  б)  опрыскать     в) тупить

2.1   А         2.2  Д            2.3  В

3.1  А         3.2  Б             3.3  В            3.4  В            3.5  Б              3.6  Б       3.7  В

4.1  Б          4.2  Б            4.3   В            4.4  Г            4.5   В            4.6   В

5.1  Б          5.2  А           5.3   В            5.4  Б            5.5  Б              5.6  Б

6 класс

1.1  4              1.2  Б       1.3  а) парк   б) ноль  в)  куль  г)  пол  д) ложь

2.1  Б            2.2  В          2.3   В      

3.1  В            3.2  Б          3.3  А           3.4  В             3.5   В           3.6   Б

4.1  Д           4.2  В          4.3  А           4.4  Г              4.5  А            4.6  Б

5.1  Б           5.2  А          5.3  Б           5.4  Г              5.5  Г

6.1  В          6.2  В           6.3  Г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиада по русскому языку для 4 класса (школьный тур)

Очень часто нам приходиться "ломать" голову, как провести олимпиаду среди об-ся нач. классов, особенно в тех школах,где нет параллелей. надеюсь, что моя разработка кому-нибудь пригодиться....

Олимпиада по русскому языку для 4 класса( школьный тур)

Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса.Можно использовать для проведения школьного тура....

Олимпиада по окружающему миру для 3 класса (школьный этап)

олимпиада содержит  7  заданий по окружающему миру  для отборочного школьного этапа...

Олимпиада по окружающему миру для 4 класса (школьный этап)

Олимпиада содержит 7 заданий по окружающему миру для отборочного школьного этапа...

Олимпиада по русскому языку для 4 класса (школьный и районный уровень)

Олимпиада проводится с целью повышения интереса учащихся к предмету русского языка, расширения кругозора, выявления наиболее способных учащихся, повышения общего уровня преподавания русского яз...